Паскалевское головокружение 3

    Пристрастие к чему-либо одинаково происходит и от недостаточного и от слишком частого помышления о предмете.

     Б. Паскаль. Мысли.


    Да, происходит и от того, и от другого - но! совершенно не одинаково!

    Если любовь есть смесь нищеты и богатства, нечто смешанное, составное как утверждал Платон (точнее Сократ в "Пире"), то тогда в ней действуют обе эти составляющие и мы не удивляемся тому, что любя, мы хотим и обладать, и растворяться бескорыстно, и то и другое одновременно. И всё же, мы различаем даже в любви эти моменты, и кажется они должны быть выстроены как-то так, чтобы все наши недостачи перекрывались не нашим избранником, а нашей собственной полнотой прежде всего, иначе, мы видим, жуткую картину, в которую может превращаться любовь, картину обладаний, страстей и ревностей, мы видим и ужасаемся тому, как побеждает злой рок её недостачи.

   Отношения по недостаточности это зависимые отношения. В них я нуждаюсь из-за того, что я сам неполноценен. Что же касается того, в чём я нуждаюсь как совершенно в своём собственном, то такая нужда - свободная.
То, что люди частенько путают одну с другой - не должно вызывать нашего удивления - свободная нужда дело настолько редкое и чудесное, что порой и всю жизнь приходится прожить, не зная с чем сравнивать.

   Но пусть она так и называется выделенно и отдельно от всего - свободная нужда.
Тогда, по прошествии некоторых раздумий по данному вопросу, я прихожу к следующему выводу: свободная нужда это и счастье и благо нашей жизни, а всякая нужда по отсутствию - её теневой феномен, и такая нужда скорее всегда реактивна, чем активна, она "причинна", так как такая нужда разговаривает со мной так, будто она сама по себе, а я сам по себе и она мне диктует свои условия.

   Грань, отделяющая одну нужду (или потребность) от другой, порой крайне тонка. Но с известной долей уверенности можно сказать, что большинство наших телесных нужд - это нужды по недостаче и они постоянно восполняют недостающее, потому что питьё, сон, отдых, еда - восполняют недостающее, свободная же нужда может к ним подключаться лишь при универсальной развитости человека -например, сделать еду не потреблением пищи, а праздником не каждому дано.
   И наоборот: бытийные и мыслительные нужды по своему характеру в принципе - свободные нужды. Правда, человек умудряется и их превращать в "недостачи" и "нужники", но при этом он сам себе заламывает руки. С мыслью нельзя обращаться как с тем, чего не достаёт и что можно "добрать" (хотя, я знаю, что ровно так с ней и обращаются многие люди).

   Телесный принцип выстроен на принципиальной недостаче, и душа, заботящаяся о своём теле вынуждена постоянно его питать - наше тело настолько явственно зависимо от необходимых ему объектов и предметов в отличие от души, и ещё больше в отличии от мышления, что самые крутые практики йогов лишь пытаются прорвать эту "стену мрака" - этот телесный закон.
   Не протяжение отличает любую вещь от мышления, а принципиальная зависимость её от других вещей и принципиальная относительность, но может быть, это и есть протяжение?


Рецензии