Белые снегири - 34 - 2 -

МАЛЕНЬКОЕ ЗЕЛЁНОЕ СЕРДЦЕ КРАЯ

Галина АСАБИНА
(Московская область, г. Талдом)

Когда-то, лет 100 назад, в чистой воде Заболотского озера жила прекрасная бархатная , зеленая водоросль  кладофора.
Такие прекрасные шары находили только в двух точках земного шара — вот здесь и в одном из озер Германии.
Заболотское озеро расположено в 5 км от деревни Остров.
За ее жизнь тогда активно вступился писатель М.М.Пришвин, подолгу живший в этих местах.
 Заболотское озеро оказалось сложным, древним миром. Водоросль кладофора, которая сохранилась здесь с доледникового времени, для Пришвина стала маленьким зелёным сердцем края. Жила кладофора в том самом Заболотском которое собрались спустить...

Но теперь против этого восстал сам Пришвин.  Задуманный роман не удался, зато была написана повесть «Журавлиная родина», где, впервые прозвучала идея сохранения природы Дубненской низины. Строго говоря, пришвинская "Журавлиная Родина" - это именно Заболотское и окрестности.

«С 1922 по 1925 год в Талдоме с целью изучения кустарных промыслов поселяется Михаил Михайлович Пришвин. Вначале он снимает квартиру в деревне Дубровки в доме поэта Сергея Клычкова.
Вскоре Михаил Пришвин переезжает из Дубровок в деревню Костино, где снимает простую крестьянскую избу. Вставал Михаил Михайлович раньше всех, ставил самовар, а потом, особенно в базарные дни, отправлялся побродить в Талдом. Всегда делал различные снимки, а в блокнот записывал все, что ему казалось особо интересным.
В своем очерке «Журавлиная родина» Пришвин описывает работы по выпрямлению заболоченного русла Дубны. Особое внимание он уделяет работе плавучего экскаватора, единственного в то время в стране, который был переправлен из Сибири по воле Ленина. Особое внимание он уделяет  и в этом очерке реликтовой водоросли – кладофоре – бытующей в Заболотском озере со времен ледникового периода.
В природе кладофора предпочитает
обитать на мели. С рассветом водоросли начинают вырабатывать кислород. Внутри шара быстро появляются пузырьки, которые придают положительную плавучесть растению. Колония всплывает, а на поверхности воды волны и ветер прибивают ее к берегу. Ночью кислород расходуется и растение опускается на дно.

Кладофора шаровидная является хорошим источником кислорода и прекрасным естественным фильтром.
В двадцатые годы в журнале «Башмачная страна» был опубликован очерк Н.Семенова о кладофоре.
Вот отрывок о том, как  он подростком участвовал в походе местных краеведов на Заболотское озеро...

"...Трое суток провели мы в пешем походе и добрались до Заболотского озера. Глядим, вода в нём чистая, тихая, словно стеклянная. Погода стояла жаркая, полдень, лето в разгаре, а от озера стужей веет. Сквозь многометровую толщу воды отлично видно дно. По поверхности озера действительно, как говорил Крутецкий, плавают какие-то шары. На вид они словно зелёным бархатом обёрнуты. Размеры шаров разные: от биллиардного шарика до арбуза. Дно озера сильно каменистое, тоже сплошь шарами покрыто. А некоторые в толще воды плавают.
Обнаружили мы у берега маленький плотик и с его помощью выловили несколько шаров. Когда разломили один, оказалось, что внутри он полый. Тело шара состояло как бы из длинных иголочек. Поверхность напоминала войлок, шар был мягкий, но упругий."

Уже тогда в излучине озёрного берега что-то рыл трудяга-экскаватор. А вернувшись домой, мы узнали, что часть воды из Заболотского озера, а вместе с ней и кладофору спустили.
 Всё-таки мы принесли в Вербилки для коллекции таинственную водоросль, но она не прижилась. Теперь о «Кладофоре соутери » мало кто помнит. А интересное было явление...
Бульдозеры и экскаваторы уже уродовали окрестности Заболотского озера в двадцатых годах прошлого века. Мелиораторы углубляли русло реки Дубны, чтобы спустить озеро. В 20-е годы прошлого века проекту осушения Дубненской поймы придавали большое государственное значение. Мощные силы были брошены на берега Дубны, даже первый в стране плавучий экскаватор «Марион» привезли сюда с Дальнего Востока для спрямления реки по личному распоряжению В.И.Ленина.
Конечно с благими намерениями --заполучить плодородные сельскохозяйственные земли. Все для советского человека!
Вот так мы и потеряли уникальное природное растение…

Самое интересное , что кладофора сохранилась в нашем Талдомском музее, правда за много лет она окаменела, тем не менее, ее можно увидеть и даже прикоснутся… Жаль конечно, что мы не сохранили такое удивительное и редкое растение. Но тогда было другое время…

СТИХИ

 Людмила КУЗЬМИНА
( Московская область, п. Вербилки)

МЕСТО ВХОДА
Приют моих трудов и вдохновенья –
Мой деревянный низкорослый дом.
Моё прибежище, моё спасенье,
Духовных уз хранитель он.
Обитель муз моих – скромняга старый
В особом измерении пространств,
Твою я неунылость воспеваю,
Поток упрямейших богатств.
Какие мысли в хороводе
Многоголосием сквозят,
Рожденье образов в исходе
Стихосложеньем говорят.
04.07.2018 г.

МОИМ НЕДОМОГАНИЯМ

«Наши старческие хвори – это просто способ научить нас принимать Смерть с радостью
и облегчением»
Андрей Ефимов.

Недуги в реверансах
Чуть отступая в тень,
Упрямо вьют кадансы,
Превозмогая лень.
Настало время «темам»
Являть себя самих.
Таблеточное стремя
Слагается в триптих.
Пока не суетятся
Под упряжью лекарств,
Они собой гордятся,
Готовы на размах.
А он дружок не дремлет,
Хитрюга, недруг он.
Лишь выставляет КЕГЛИ
Мой жалкий бастион.
17.03.2019 г.

ВАСЕНЬКЕ

Мурлыка важный, рыжий пух,
Предмет влюблённого касанья.
Твоим урчаньем полон слух
В плену безумного старанья.
Ответной радостью полны
Твои зелёные глазищи.
За столько лет ни разу мы
Антагонизмов не изыщем.
Интеллигентен, статен, быстр,
Класс премиум заслуг и экстерьера.
Ты настроеньем бодрых искр
Распоряжаешься умело.
Тактично когти затая,
Мне возвышаешь настроенье.
Судьбою посланы не зря
Мы для совместного спасенья.
17.03.2019


Рецензии