Чуди, раз тебе охота...

– Чуди, раз тебе охота,
но чудо – забава божья.

Осенняя позолота
столетия сходит с ножен.
И сталь – словно лёд на речке...
зрачок полыньи чернеет –
как наши...
/без крыльев плечи
так больно держать ровнее/.
Роняю горячий алый
на снежность...
знакомый привкус –
да, яблочный.
Видно, мало
тебе наяву я снилась.
Порез, как заклятье, рваный –
зализывать в одиночку.
Играть хорошо на равных.
Выигрывать – ставя точку –
удел одного.
А спросят
про цену победы –
вскинешь
ресницы...
ответишь:
– Осень –
пожизненная
и...
крылья.


Рецензии
Тема холодного оружия ("Осенняя позолота столетия сходит с ножен") с вековым чехлением аллегорически позволяет соотнести троп с образом листопада (по сходству значений "золотая осень"). Тема боли, утраты целостности ("Роняю горячий алый на снежность") раскрывается на контрасте белый/красный, а не в привычном ракурсе "черный/белый". Это решение смещает мотив болезненного переживания в это пространство цветовой гаммы. А между красным и белым, особенно, если белый уже не снег, а "сталь — словно лед на речке", уже не все оттенки серого, как в черно-белом, а все оттенки розового...А розовый имеет омонимию по цвету и запаху, соединяя кинестетику и зрение..

В стихотворении резонансы читателя возникают в репрезентативной системе кинестетики, это и ножны, почти сразу аллегорически отсылающие к ладони и металлу, и проблемы равновесия "без крыльев плечи", и вкус фруктов "яблочный привкус", нарушение целостности "порез". Так серый/розовый собирает лирическую героиню в ее сложном состоянии из вкуса яблок и их запаха и картинки "алого на снежном".

В метафоре отсылка идет к самым глубинным аналогиям уровня мифа о сотворении мира и современного "яблочного братства айфонов" и к вечной теме "вопросов крови". На фоне этого пересечения тема игры приобретает уровень жизни и финальная строка, очень акцентная и экспрессивно окрашенная, ее исход решает в пользу компромисса. Выход из затяжного прыжка конфликта спрятан в двух тропах, олицетворении "пожизненная" Осень и неожиданной свободе в виде возврата утраченных крыльев...

Доминантой стиха является строка "Видно, мало тебе наяву я снилась".
В ней лирическая героиня очерчивает внутреннюю развилку конфликта в ситуации разрыва. С одной стороны она сознает, что между ней реальной и созданным образом существует большая разница, которая и могла привести к разночтению поступков, слов, намерений...Ведь все расставания происходят от того, что люди перестают понимать друг друга, со многими отягчающими при этом событиями, но первоисточник всегда один — непонимание, а это несовпадение придуманного и реального образа. Что-то, а поэзия для таких ситуаций создает самое большое поле предпосылок..

Кшесинская Деметра   18.02.2021 09:49     Заявить о нарушении
Ничего себе!
Благодарю за вдумчивое прочтение, детальный разбор текста и развёрнутый комментарий.
Всегда интересно знать, как воспринимается текст с разных точек зрения.

Мария Бровкина-Косякова   19.02.2021 00:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.