Реферат1196
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774
Реферат
«Социальные функции физической культуры и спорта»
Новосибирск, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….................3
1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ............5
2 СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА...............8
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ…11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………................13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….………....................14
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура представляет собой самостоятельную отрасль общей культуры, одну из сфер социальной деятельности, направленную на укрепление здоровья, совершенствование физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями социальной практики. Вместе с тем в современном обществе сформирована негативная тенденция к снижению значимости физической культуры в процессе воспитания и всестороннего развития личности, нивелированию необходимости развития физических способностей человека, удовлетворения его социальных и биологических потребностей в двигательной активности развитием цифровых технологий и роботизацией многих сфер общественной жизни. В настоящее время мы имеем возможность наблюдать ситуацию уникального взаимовлияния культуры спорта и мировой всеобщей культуры на примере деятельности знаменитых спортсменов, с появлением социальных сетей и медиа коммуникаций, получивших возможность прямого контакта с многочисленной аудиторией.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение роли физической культуры в социальном аспекте.
Задачи исследования:
; Дать понятие физической культуры и спорта;
; Выявить социальные функции физической культуры и спорта;
; Раскрыть основные направления в развитии физической культуры.
Физическая культура является историческим феноменом, специфической реакцией на потребности общества в двигательной активности и способом удовлетворения этих потребностей. Историческую основу возникновения физической культуры, как и собственно культуры, составляет труд, физическая культура возникла из сугубо материальной потребности первобытного общества в подготовке людей к тому или иному роду деятельности. Позднее, в период разложения родоплеменных и формирования раннеклассовых отношений, физическая культура, синкретическим образом инкорпорированная в общую культуру и представляющая собой одно из средств подготовки человека к разнообразной трудовой деятельности, постепенно трансформировалась в военно-физическую подготовку[5].
По сути, физическая культура осуществляет воспроизводство физических способностей человека, но при этом является неотъемлемой частью общей культуры, получающей от духовной культуры общества необходимую теоретическую, научную, философскую информацию и одновременно обогащающей науку, литературу, искусство такими специальными ценностями, как теории, научные знания, методики физического развития и воспитания[3].
1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования, личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность. Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, эстетическое, интеллектуальное развитие. Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
Спорт - часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Физическое воспитание. Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей - приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей[2].
Его важными элементами являются система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых формируются умения дифференцирование управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в поднимании тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.). Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).
Физические упражнения оказывают благотворное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды. Занятия физкультурой, спортом, способствуют формированию и развитию скелета и мышц. Физические упражнения, посильный труд, активный образ жизни способствуют нормальной работе сердца. Физическая активность и закаливание организма сохраняют и укрепляют здоровье. Они повышают работоспособность, стимулируют защитно-приспособительные реакции организма. Физические упражнения позволяют обеспечивать правильное развитие организма, повышают иммунитет, способствуют адаптации к возрастающим нагрузкам. Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью комплексной системы воспитания. Недостаточная двигательная активность может вызвать множество неблагоприятных последствий: приводит к ухудшению здоровья, снижению физической и умственной работоспособности, создает предпосылки для развития различных форм патологии. Эффективность физической культуры зависит не только от дозирования физической нагрузки, но и от правильного подбора разнообразных средств физической культуры, последовательности физических упражнений. Физическим трудом, физическими упражнениями нужно заниматься систематически, последовательно увеличивая нагрузку. В основе физической культуры лежат дидактические принципы физической тренировки: повторность, регулярность и длительность воздействия, необходимые для укрепления двигательного навыка; Выбор средств физической культуры зависит от состояния человека, режима двигательной активности.
2 СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Физическая культура представляет собой неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает особое место в учебе, работе людей. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическое состояние людей зависит от многих параметров, в первую очередь, естественных, а также социально определенных. Физическое развитие человека представляет собой социально управляемый процесс. Применяя физические упражнения в режиме труда и отдыха, можно в широком диапазоне изменять показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности. С возрастом потребность в двигательной активности не падает, но претерпевает противоречивые изменения. В основном, снижается интерес к ее первичным формам. Одновременно, глубже осознается личная необходимость поддержания физического состояния и здоровья. С этой целью подбираются средства, которые очень часто не совпадают с предыдущим личным опытом занятий физическими упражнениями и спортом в детстве и юности. Это достигается только за счет накопленного багажа знаний и опыта в отношении физкультуры. Важнейшей специфической функцией физкультуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности. Функции социализации личности проявляются в процессе реализации ее потребностей в физическом и духовном развитии. Физическая культура представляет возможности для привлечения людей к общественной жизни, формирования у занимающихся опыта социальных отношений, общения. Функции социальной интеграции физкультуры проявляются в объединении людей в определенные организации на основе общности интересов и совместной деятельности[4]. Особенно ярко это проявляется в спорте. Социальная система спорта имеет еще одно очень важное направление - детский и юношеский спорт. Именно в этом направлении проводят свою профессиональную деятельность специалисты. Физическая культура является важным средством повышения социальной и трудовой активности людей, удовлетворения их моральных, эстетических и творческих запросов, жизненно важной потребности взаимного общения, развития дружеских отношений между народами и укрепления мира. Спорт является органической частью физической культуры, особой сферой выявления и унифицированного сравнения достижения людей в определенных видах физических упражнений интеллектуального и других видов подготовки путем соревновательной деятельности. Социальная ценность спорта определяется его действующим стимулирующим влиянием на распространение физической культуры среди различных слоев населения. Как социальной системе большой сложности спорта присущи такие качества: целостность, целеустремленность, динамичность, сложность и иерархичность, особенность управления, способность к самоорганизации, делимость, относительная изолированность. В совокупности материальных ценностей спорта следует отнести те же виды спорта, их постоянное развитие на протяжении всей истории человечества; спортивное оборудование и новейшую технологию их производства; спортивные сооружения, архитектуру, и технологию их строительства; научное, медицинское оборудование и аппаратуру и даже спортивную моду. Современные исследования показывают, что у людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, производительность труда выше, чем у тех, кто спортом не занимается. Кроме того, текучесть кадров среди активных спортсменов значительно ниже, чем у их сверстников. Это же касается трудовой дисциплины. Такие факторы благоприятно сказываются на производительности труда и производстве в целом. Спорт не только повышает качество производительных сил общества, но и как средство социально-экономического укрепления страны проявляется во многих других сферах человеческой деятельности. Например, положительно влияя на состояние здоровья человека, спорт способствует приросту ценного из всех богатств – дееспособного населения, что, в свою очередь, увеличивает благосостояние самой страны. Рассматривая этот аспект влияния на экономику, необходимо отметить, что здесь важно, прежде всего, физическое воспитание и массовый спорт. Основная их цель оздоровления населения и поддержка его репродуктивных возможностей. Привлечение людей к спорту, особенно молодежи, дает также возможность снизить преступность социальной обстановки в обществе, что также влияет на улучшение экономической ситуации в стране. Это проявляется в уменьшении государственных расходов на обеспечение общественного порядка, сокращение количества лиц, имеющих наркотическую и алкогольную зависимость, а также в повышении востребованности услуг в сфере спорта и спортивного сервиса[1].
Таким образом, физическая культура и спорт не только развивают тело человека и способствуют нормальной жизнедеятельности, но также оказывают влияние на успешной формирование личности, которая впоследствии станет важной частью социума и отвергнет все асоциальные порывы.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Изучение возможностей спорта в различных целях явились предпосылкой дифференциации спортивного движения за не однотипными направлениями. В свою очередь, это способствовало более полному функционированию спорта в обществе, увеличило его значение в целом как средство удовлетворения различных социальных потребностей [6]. На сегодняшний день выделяют два основных направления и соответствующие им разделы спортивного движения, которые условно чаще всего называют "массовый спорт" и "большой спорт", или "спорт высших достижений" Первое направление законно называется «массовым спортом», потому что оно включает в себя множество людей, которые занимаются спортом. Его можно назвать «обычным видом спорта», что означает, что достигнутый здесь уровень результатов относительно низок, значительно ниже абсолютных спортивных достижений и, в принципе, общедоступен. Соответствующий раздел спортивного движения является основным для спорта высших достижений, поскольку последний развивается на основе развития первого, кажется, растет из него, хотя отношения между ними не являются прямыми, но опосредованы ряд условий и, следовательно, проявляется главным образом в общей тенденции. Главные различия между массовыми или обычными направлениями спорта объясняются тем фактом, что занятие спортом строится наравне с другими видами деятельности повседневной жизни, такие как образование, труд, и поэтому занимает подчиненное место в индивидуальном образе жизни. Затраченное время и силы на занятия спортом в этом направлении очень малы, что приводит к не высоким результатам. Реальные, признанные достижения в современном спорте становятся реальностью с ежедневными усилиями, отдачи много сил и времени на спортивные занятия, тренировки в течение многих лет и, конечно же, обеспечивают спортивный талант. Естественно, спортивные занятия в области спорта высших достижений становятся основными, занимающими доминирующее положение в индивидуальном образе жизни спортсмена на протяжении многих лет. Это направление спортивного движения по самой своей природе дано не всем.
Таким образом, в странах, развитых с точки зрения спорта, спортсмены, по сути, достигают уровня международного класса, составляют лишь несколько сотых процента от общего числа занятых спортом. Отмеченные разделы спортивного движения имеют свои собственные внутренние подразделения, обусловленные особенностями спортивной практики в различных социальных сферах и образом жизни разных контингентов спортсменов. В частности, в возрастном аспекте широкая спортивная практика делится на детские спортивные и спортивные состязания взрослых. Общедоступный спорт состоит: 1)школьно-студенческий спорт; 2)профессионально-прикладной спорт; 3)физкультурно-кондиционный спорт; 4) оздоровительно-рекреативный спорт. Спорт высших достижений как авангардной части спортивного движения играет не только ведущую, но и плодотворную роль в отношении остальной части спорта: прокладывает путь для спортивных достижений, делая их более доступными для многих, оснащая массовый спорт передовым опытом. В то же время спорт высших достижений развивается в определенной (хотя и не прямой) зависимости от практики массового спорта: он пополняется из нее, функционирует в атмосфере, обусловленной им. Поэтому взаимосвязь между ними является двусторонней. Это не означает, что соотношение массового спорта и спорта высших достижений, возникающих в обществе, всегда гармонично. На современном этапе необходимо многое сделать для исправления этой ситуации (без ущерба для высших спортивных достижений страны), чтобы добавить надлежащий объем и качество в массовое спортивное движение как неотъемлемую часть общенациональной физической культуры [7]. Благодаря большому спорту в массовый сорт приходят миллионы, малая часть из них зажигаются звездами, но все остальные заряжаются здоровым духом. Спорт дает нам уникальные эмоции, возможность реализовать себя и добиться признания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическая культура представляет собой органическую часть общечеловеческой культуры. Ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основные показатели состояния физкультуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень применения физкультуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и прочее. На сегодняшний день объем передвижений в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным. Адаптационные механизмы организма человека работают как в сторону повышения работоспособности различных его органов и систем, так и в сторону дальнейшего ее понижения. Следовательно, урбанизация жизни и деятельности современного общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей, минуя средства физкультуры и спорта, в настоящее время практически невозможно. В настоящее время основная задача состоит в сохранении мощного потенциала, создании устойчивой базы для будущих побед, способствовании продвижению ценностей физкультуры и здорового образа жизни в обществе. Физическая культура удовлетворяет потребность в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Смык Ф.Д. «Социальные функции физической культуры и спорта» - Кемерово КузГТУ,2017.-115 с.
2. Булатова М. Фитнес и двигательная динамичность: трудности и дороге постановления // Концепция и технология физиологического обучения и спорта. – 2017. - № 1. - С. 3-7.
3. Скрипилева Е.В., Андреева В.Ю. Физическая культура и спорт как социокультурный феномен // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №4 (30). С. 137–141. URL: (дата обращения: 27.04.2020).
4. Козлова, С. В. Социальные функции физической культуры и спорта / С. В. Козлова, А. С. Бирюкова, В. В. Вольский. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44221/ (дата обращения:27.04.2020).
5. Денисова Г.С. «Физическая культура как социокультурный феномен», Статья в журнале, Барнаул, 2019. -17 с.
6. Пискайкина М. Н. Проблема мотивации в спорте // В сборнике: Российская наука: актуальные исследования и разработки Сборник научных статей V Всероссийской научнопрактической конференции: в 2 частях. 2018. С. 327-330.
7. Смирнова У. В., Пискайкина М. Н. Социальные функции спорта и основные направления в развитии спортивного движения // Известия Института систем управления СГЭУ. 2018. № 1 (17). С. 32-34.
Свидетельство о публикации №121012306805