Реферат1194

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774


Реферат
«Социальные функции физической культуры и спорта»
Новосибирск, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  И СПОРТА…4
3.Заключение……………………………………………………………………..11
4.Список литературы…………………………………………………………….13

               
   
Цель: изучение сущности функций физической культуры, отражающей ее главное назначение как вида культуры, как средства и способа физического преобразования деятельности человека.

ВВЕДЕНИЕ

          Российское общество вступило в фазу постепенного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы.
          Для понятия «здоровый образ жизни», которое объединяет все сферы жизни человека, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт.
          Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
           Забота о развитии физкультуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
            В физкультурно-спортивной сфере через разнообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом.
            Из-за своих особенностей спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом и рассматриваются как один из самых важных механизмов формирования подобных мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматривается как спортивно патриотическое воспитание.
         
«СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  И СПОРТА.»
         
           Основными социальными функциями физической культуры и спорта являются: воспитательная, гуманистическая, образовательная, совершенствование общественных отношений, материально-производственная.
           Физическая культура представляет собой неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает особое место в учебе, работе людей .
          Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.
 
         
                Физическое состояние людей зависит от многих параметров, в первую очередь, естественных, а также социально определенных. Физическое развитие человека представляет собой социально управляемый процесс. Применяя физические упражнения в режиме труда и отдыха, можно в широком диапазоне изменять показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности.
          С возрастом потребность в двигательной активности не падает, но претерпевает противоречивые изменения. В основном, снижается интерес к ее первичным формам. Одновременно, глубже осознается личная необходимость поддержания физического состояния и здоровья.
          С этой целью подбираются средства, которые очень часто не совпадают с предыдущим личным опытом занятий физическими упражнениями и спортом в детстве и юности. Это достигается только за счет накопленного багажа знаний и опыта в отношении физкультуры.
            Важнейшей специфической функцией физкультуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.
            Функции социализации личности проявляются в процессе реализации ее потребностей в физическом и духовном развитии. Физическая культура представляет возможности для привлечения людей к общественной жизни, формирования у занимающихся опыта социальных отношений, общения.
            Функции социальной интеграции физкультуры проявляются в объ-единении людей в определенные организации на основе общности интересов и совместной деятельности. Особенно ярко это проявляется в спорте.
          К функциям физической культуры относят:
1. Общее развитие и укрепление организма всех людей независимо от возраста, пола, состояния здоровья, степени физического развития (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, снижение процессов инволюций и т.д.).
2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности, защите отечества (мобилизационная функция физической культуры, профессионально-прикладная физическая подготовка).
3. Удовлетворение потребности людей в активном отдыхе, досуге, рациональном использовании свободного времени (отвлечение от вредных привычек, формирование здорового образа жизни).
4. Развитие волевых физических способностей и двигательных возможностей человека от оптимального до предельного уровней.
5. Экономическая значимость физической культуры определяется снижением уровня заболеваемости и травматизма трудящихся, повышением их производительности труда, долголетием, в том числе и трудовым.

 . 
            
            С этой целью подбираются средства, которые очень часто не совпадают с предыдущим личным опытом занятий физическими упражнениями и спортом в детстве и юности. Это достигается только за счет накопленного багажа знаний и опыта в отношении физкультуры.
            Важнейшей специфической функцией физкультуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.
            
            Социальная система спорта имеет еще одно очень важное направление - детский и юношеский спорт. Именно в этом направлении проводят свою профессиональную деятельность специалисты.
           Физическая культура является важным средством повышения социальной и трудовой активности людей, удовлетворения их моральных, эстетических и творческих запросов, жизненно важной потребности взаимного общения, развития дружеских отношений между народами и укрепления мира.
           Спорт является органической частью физической культуры, особой сферой выявления и унифицированного сравнения достижения людей в определенных видах физических упражнений интеллектуального и других видов подготовки путем соревновательной деятельности.
          Социальная ценность спорта определяется его действующим стимулирующим влиянием на распространение физической культуры среди различных слоев населения.
           Как социальной системе большой сложности спорта присущи такие качества: целостность, целеустремленность, динамичность, сложность и иерархичность, особенность управления, способность к самоорганизации, делимость, относительная изолированность.
           В совокупности материальных ценностей спорта следует отнести те же виды спорта, их постоянное развитие на протяжении всей истории человечества; спортивное оборудование и новейшую технологию их производства; спортивные сооружения, архитектуру, и технологию их строительства; научное, медицинское оборудование и аппаратуру и даже спортивную моду.
           Современные исследования показывают, что у людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, производительность труда выше, чем у тех, кто спортом не занимается. Кроме того, текучесть кадров среди активных спортсменов значительно ниже, чем у их сверстников. Это же касается трудовой дисциплины. Такие факторы благоприятно сказываются на производительности труда и производстве в целом.
           Спорт не только повышает качество производительных сил общества, но и как средство социально-экономического укрепления страны проявляется во многих других сферах человеческой деятельности. Например, положительно влияя на состояние здоровья человека, спорт способствует приросту ценного из всех богатств – дееспособного населения, что, в свою очередь, увеличивает благосостояние самой страны. Рассматривая этот аспект влияния на экономику, необходимо отметить, что здесь важно, прежде всего, физическое воспитание и массовый спорт. Основная их цель оздоровления населения и поддержка его репродуктивных возможностей.
          Привлечение людей к спорту, особенно молодежи, дает также возможность снизить криминогенность социальной обстановки в обществе, что также влияет на улучшение экономической ситуации в стране. Это проявляется в уменьшении государственных расходов на обеспечение общественного порядка, сокращение количества лиц, имеющих наркотическую и алкогольную зависимость, а также в повышении востребованности услуг в сфере спорта и спортивного сервиса.

         
        Воспитание человека в сфере физической культуры и спорта включает:
– распространение духовного, идеологического, гуманистического влияния социальной среды на все стороны физкультурно-спортивной деятельности и на разнообразные формы, виды и методы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;
– использование совокупности экономических, социальных и духовных условий физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
– целеустремленное использование различных форм, средств и методов физического воспитания как специфической сферы образовательной и социально-педагогической деятельности.
         Производственный компонент имеет выраженный экономический характер. Это проявляется:
– в более высокой работоспособности трудящихся и продлении на многие годы активной жизнедеятельности;
– в снижении заболеваемости и уменьшении потери рабочего времени в связи с укрепление здоровья, в том числе путем профилактики профессиональных заболеваний;
– в рациональной организации труда в режиме рабочего дня благодаря включению в него физкультурных пауз, которые предупреждают развитие утомления и снижение работоспособности;
– в развитии и укреплении товарищеских отношений между членами бригад, производственных подразделений, участков, что способствует коллективистской сплоченности трудовых коллективов.
            Занятия физическими упражнениями обеспечивают повышение умственной работоспособности, более полное и качественное усвоение новых знаний, что положительно сказывается на сроках и плодотворности обучения разных контингентов, имеет немалый социально-экономический эффект.
            Сложный комплексный эффект влияния занятий физической культурой и спортом на человека проявляется многогранно и разнообразно, плодотворно способствуя развитию социальной активности личности, психологической подготовленности человека, его физическому совершенствованию.
            Социальная активность личности выражается в таких показателях, как социализация, включенность в социальную жизнь, способность к принятию и принятие новых специфических социальных ролей, норм и ценностей; ценностные ориентации, жизненные идеалы, обусловливающие активную социальную жизненную позицию; коммуникабельность, отношения в социальной общности, развитость межличностного общения (что особенно проявляется среди членов спортивной команды, экипажа, туристской группы), коллективизм; эффективность производственно-трудовой деятельности.
Занятия физической культурой и спортом способствуют повышению общей и специальной работоспособности, социальной биогенной адаптации к условиям среды и обеспечивают готовность человека к социальной деятельности.

          Таким образом, физическая культура и спорт не только развивают тело человека и способствуют нормальной жизнедеятельности, но также оказывают влияние на успешной формирование личности, которая впоследствии станет важной частью социума и отвергнет все асоциальные порывы.
               
 Заключение
        Физическая культура представляет собой органическую часть общечеловеческой культуры. Ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека.
         Основные показатели состояния физкультуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень применения физкультуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и прочее.
         На сегодняшний день объем передвижений в течение дня сведен к ми-нимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным. Адаптационные механизмы организма человека работают как в сторону повышения работоспособности различных его органов и систем, так и в сторону дальнейшего ее понижения.
          Следовательно, урбанизация жизни и деятельности современного общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей, минуя средства физкультуры и спорта, в настоящее время практически невозможно.
           В настоящее время основная задача состоит в сохранении мощного потенциала, создании устойчивой базы для будущих побед, способствовании продвижению ценностей физкультуры и здорового образа жизни в обществе.      
            Физическая культура удовлетворяет потребность в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
           Разносторонние интересы  физкультурников положительно сказываются  и на характере досуга, который  у них значительно богаче и  содержательнее. Кроме того, 69,2% физкультурников  постоянно уделяют внимание воспитанию  детей, тогда как у не физкультурников этот показатель равен 44%. Нельзя не отметить еще один весьма существенный факт, выявленный в ходе исследования. Занимающиеся физической культурой не только сами социально активны, но и оказывают положительное воздействие на своих близких, друзей, коллег. Занятия физическими упражнениями помогают выработать такие важные качества, как дисциплинированность, умение рационально использовать свободное время, коммуникабельность, способность анализировать свои успехи и неудачи, желание быть лучшими.  Как показало исследование, чем активнее человек включен в физкультурно-спортивную деятельность, тем меньше он надеется на везение, на чью-то помощь, на связи с нужными людьми, на умение приспособиться. Человек привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на свои способности, талант, трудолюбие и добросовестность. Именно в этом видятся наиболее значимые социальные функции физической культуры и спорта.

   
            
          
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Данкова Р. Е. Физкульт-ура! Книга будущих чемпионов/ Оникс 2012.- 128 с.
2. Гречишников А. Л. Понятие «массовый спорт» как объект рассмотрения социологии управления // Современные проблемы науки и образования. – 2014. –№ 6.
3. Кулинкович, Е.К. Здоровый образ жизни как веление времени: методическое пособие / Е.К. Кулинкович. – Минск: БГЭУ, 1998. – 30 с.
4. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 2013. – 215 с.
5. Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для учреждений образования России. 19-е изд., перераб. и доп. / В.С. Родиченко и прочее. М.: Физкультура и спорт, 2008.
6. Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 160 с.
7. Солнцев И.В. Роль индустрии спорта в развитии современной экономики. 2012. -№3.
8. Виленский М.Я. Физическая культура. Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2016.
9. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2005.
10. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2008.
11. Олимпийский вестник. №2 (420), 24 января 2002 г. С. 10-11.
12. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М., 2004.

               


Рецензии