Воспоминания о Солнечногорске

                Городок довольно плох
                И грязен...

                Но запомнились...

                Бог знает, почему...

                Из окрестных видов,
                Только разве...

                Знаменуя славный день
                Вчерашний...

                Две водонапорных
                Эти башни!..

                Дорогие сердцу
                Моему!..
                21.01.2021.
               

               

               
На станции Подсолнечная в подмосковном Солнечногорске собираются снести башни, служившие раньше водонапорными — для заправки паровозов. За сегодняшним непрезентабельным видом этих строений сложно разглядеть их историческое значение, хотя они являются не только памятниками инженерного искусства, но и частью ныне уже, в основном, утраченного единого архитектурного стиля Николаевской (теперь — Октябрьской) железной дороги — первой стальной магистрали страны. Уничтожить башни собираются якобы для строительства подземного перехода, но на самом деле, похоже, просто так — потому что никому из ответственных лиц не пришло в голову сохранить исторические строения.

Первая большая железная дорога России строилась в рамках единой архитектурной концепции. Самым заметным ее проявлением является похожесть зданий Ленинградского и Московского вокзалов соответственно в Москве и Петербурге. Здания вокзалов станций 1-го и 2-го классов тоже, как известно, были типовыми. А для станций 3-го и 4-го классов архитектор Рудольф Желязевич разработал единые проекты водонапорных башен, служивших для заправки паровозов водой. Поскольку железная дорога между Москвой и Петербургом сразу строилась двухпутной, башни тоже ставили парами, и они образовывали на станциях небольшие архитектурные ансамбли. На маленьких станциях это были единственные кирпичные постройки.

Башня в разрезе. На втором этаже располагался бак для воды, а на первом устанавливались водоподъемные насосы и паровые двигатели. Из бака вода самотеком подавалась в тендер паровоза через специальный настенный кран. Вскоре для заправки паровозов были придуманы гидроколонки, и необходимость в строительстве больше одной башни на станции отпала.
Станция Подсолнечная была открыта вместе со всей дорогой в ноябре 1851 года, и к тому моменту башни, разумеется, уже были построены.
Как уже говорилось, такие водонапорные башни были построены и на других станциях 3-го и 4-го классов. Точнее, на станциях 4-го класса, к которому принадлежала Подсолнечная, они были точно такими же, а на станциях 3-го класса, как например, на соседней станции Крюково, — чуть более изысканными по архитектуре.

Башни станции Подсолнечная в 1958 году увековечил на холсте член Академии художеств СССР Георгий Нисский. Его картина называется «Полустанок. Станция Подсолнечная».

Всего на Николаевской железной дороге было 25 пар таких водонапорных башен: 9 — на станциях 3-го класса и 16 — на станциях 4-го класса. И вот теперь самое интересное: к настоящему моменту сохранилось все два таких ансамбля: в Солнечногорске и на станции Гряды в Маловишерском районе Новгородской области, на петербургской половине дороги. На нескольких станциях в Новгородской и дальнем углу Тверской областей осталось по одной такой башне. То есть солнечногорский ансамбль — предпоследний из существовавших когда-то двадцати пяти.
https://starina-chuk.livejournal.com/625050.html


Рецензии
Здравствуй, Вадим! Спасибо за любнательность и подельчивость. Где-то в интернете читал, что предки мои могли быть выходцами, где-то из этих мест (крюковских).
Конечно - лучше бы не рушить старое. Но на что содержать отживающее?
Жму руку.

Евгений Крюков-Донской   23.01.2021 18:30     Заявить о нарушении
Жму руку в ответ!

Вадим Константинов 2   23.01.2021 18:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.