Эпиграммы на Русских Царей

«ЭПИГРАММЫ   НА   РУССКИХ ЦАРЕЙ»  – СТАТЬЯ  ЭТА   НЕ ЯВЛЯЕТСЯ   ТЕНДЕНЦИОЗНЫМ  МНЕНИЕМ   ЕЁ  СОСТАВИТЕЛЯ, А  ЕСТЬ  - ПРОСТО  СОБРАНИЕ  ВСЕХ  ВОЗМОЖНЫХ  ЭПИГРАММ  НА  РУССКИХ  ЦАРЕЙ. Однако, эти эпиграммы - сатирические стихи ясно показывают неизбежный конец российского самодержавия: дух упорного противоречия всегда жил в русских сердцах. Ну, не любим Мы жёстких законов!

В о п р о с: всегда ли этот противоречивый российский дух был разумным и человеколюбивым?! Составитель статьи не берётся отвечать на этот вопрос, но приветствует читательские  отклики. Ведь это не интересно – писать статью или делать любой обзор без откликов читателей! Если же Уважаемый Читатель знает ещё какие-либо эпиграммы на данную тему, то составитель будет благодарен за их приведение ниже этого обзора и, по мере возможности включит указанные тексты (цензурные!) в статью. Интересного Всем Вам чтения!
                __________________________________________________________


Э п и г р а м м а  (др.- греч. «надпись») — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В античную эпоху эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях...

Г о р я ч а я  п р о с ь б а: Не ждите от эпиграмм особой справедливости! Как изрёк ехидный испанский поэт Франсиско Гомес де Каведа (1580—1645):

Эпиграмме настоящей
             надо быть для славы вящей
                складной маленькой и злой.

"П р и я т н о  д е р з к о й  э п и г р а м м о й  взбесить оплошного врага!" - как изрёк А.С. Пушкин. Приятно!.. Хотя потом, может быть сожалеешь, что отпустил слишком колкое летучее слово на свободу: слово не воробей: вылетит - не поймаешь! Отсюда и к государям, и к сочинителям эпиграмм в полной мере относится:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать... — Фёдор Тютчев
     *   *   *
Не судите -- да не судимы будете! (Евангелие от Матфея: 6:34)
_________________________________________________
                _____________________________________________________

НЕИЗВЕСТНЫЙ  РУССКИЙ  АВТОР  ВТОРОЙ  ПОЛОВИНЫ   XVIII ВЕКА   НА НЕИЗВЕСТНОГО  ЦАРЯ:

       ОТПЛАЧЕННАЯ  НАСМЕШКА

Хотевши государь министру насмеяться,
Который от него не раз бывал послом,
Нарек его ослом.
Министр не захотел в сем звании остаться
И так сказал ему в ответ:
«Осел ли я иль нет,
Я этого не знаю,
О сем я никогда еще не размышлял,
Но это, государь, я часто вспоминаю,
Что вашу я не раз особу представлял».
        *    *    *

ИЗ ПЕРЕВОДОВ  ИНОЯЗЫЧНЫХ  ТЕКСТОВ  ДО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ  XVIII  ВЕКА».  НИЩЕТА  ЦАРЕЙ. Перевод Леонида Мартынова  (1905 —1980)

Хоть в этом мире богато-пребогато
цари живут и князья и хоть всегда-то
злата у них пуды, рабов у них тыщи,
но все они в одном бесконечно нищи:
                в правде.
Ибо им, сидящим на престоле,
все расточают лесть токмо по господской воле

  _______________________________________________


НИКОЛАЙ  ФЕДОРОВИЧ  ЩЕРБИНА (1821—1869) — РУССКИЙ  ПОЭТ XIX ВЕКА.

 Р*Е*Ф*О*Р*М*А   ПЕТРА I (Посвящается журнальным статейкам последних годов)

Реформою своей стяжал он много славы:
Ведь он европеизм настолько к нам привил,
Что сущий искони батог* наш величавый
Спицрутеном*** немецким заменил.

*Б а т о г - палка, прут для телесных наказаний в старину.
**На немецком Спицрутен или Шпицртен — ещё более античеловечный аналог "батога" -  гибкий и толстый прут из лозняка (ивового кустарника) либо (позже) штатный металлический шомпол к дульнозарядному огнестрельному оружию, применяемый для телесных наказаний (наказание шпицрутенами) в XVII—XIX веках в Европе. Спина таким образом наказанных - выпоротых была разорванными кусками "живого мяса", что влекло мучительную смерть.
___________________________________

Д В Е   Э*П*И*Г*Р*А**М*М*Ы   НЕИЗВЕСТНОГО  АВТОРА   НА  ЕКАТЕРИНУ II:

Царица се – с богами внешне схожа,
Но что внутри нея сокрыто?.. Боже!
В одном лице – киатр и неприличья дом...
Ах! Лучше умолчим о том.
На слух о всём ли льзя** нам рассказати?
Кому охота в крепости бывати?!***
_______________
*к и а т р – театр и далее "неприличья дом" – политический "киатр" сравнивается с публичным домом
**"л ь з я" - устаревшее "можно ли"

*** "в крепости бывати" - в Петропавловской крепости - в любой государственной тюрьме.*
   __________________

Богам портрет подобный как на алтаре:
Корона, скипетр, лицо с зарею сходно.
Блеск разума в очах сияет бесподобно!
Осанка Цезаря, в руках законы благи:
Се устремления полны отваги
                и к человекам бедным доброты!
О, Просвещения венчанные цветы!
А что под алтарём: о том - ни-ни!*
Храни Господь, печальны наши дни!
         _____________

*Известно, что у просвещённой дамы - Екатерины II ночной горшок стоял под подобием трона...


ВАСИЛИЙ  ВАСИЛЬЕВИЧ  КАПНИСТ (1758—1823) — русский поэт и драматург, общественный деятель. В сатирических «Встречных мыслях» Капнист намекает на правление Екатерины I

...Там царство женское, победами их громки,
Установили амазонки;
А сколько было в свете жен,
На мужниных сидевших тронах!
Так чудно ль, что женою Клим в юбку наряжен,
А Климиха в его гуляет панталонах?
                ___________________________________________________________

  Э*П*И*Г*Р*А**М*М*Ы   НА  ПАВЛА I – НЕИЗВЕСТНЫХ  АВТОРОВ  ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ  XVIII ВЕКА:

          Р*А*З*Г*О*В*О*Р

П е р в ы й. Не все хвали царей дела.

Д р у г о й.
Что ж глупого произвела
Великая Екатерина <II>?

П е р в ы й. Сына! <Павла I>
              *   *   *

Не венценосец ты в Петровом славном граде,
Но варвар и капрал на вахтпараде.*
_________________

* в а х т п а р а д - воен., истор. то же, что развод - смена караулов - сдача служебного поста - вахты; сложный церемониал, связанный с проверкой готовности караулов перед их сменой (в русской армии в XVIII — начале XIX вв.)
Павел I ежедневно проводил церемониальные вахтпарады не только по воскресным и праздничным дням, как прежде, но ежедневно. В плацпарадах или вахтпарадах участвовали все генералы, штаб-офицеры и обер-офицеры столичного гарнизона. Павел I был непредсказуемо вспыльчив до крайней жестокости, поэтому малейшая ошибка в формальном выполнении церемониала могла стоить палок, или ссылки, или лишения звания.

к а п р а л — начальник команды — воинское звание младшего командного состава и низший унтер-офицерский (сержантский) чин. В обычай вошло считать выслужившихся из низов капралов жестокими "палочниками", что в большинстве случаев было верно.
  ___________________________________________________________


НАДПИСЬ  К ПОРТРЕТАМ  ЕКАТЕРИНЫ II  и ПАВЛА I

Дивились нации предшественнице Павла <I-го - Екатерине II>:
Она в делах гигант, а он пред нею карла.
               *     *     *

            <НА ПАВЛА I>
Похож на Фридриха, скажу пред целым миром,
Но только не умом, а шляпой и мундиром.*
____________

*Фридрих II - Фридрих Великий, известный также по прозвищу «Старый Фриц» (1712—1786) — король Пруссии с 1740 года. Яркий представитель просвещённого абсолютизма, основоположник прусско-германской государственности  был известен не только как король армейской муштры, но как король философ и музыкант, прославившийся ещё и веротерпимостью.

В последние годы жизни Фридрих много пишет: «Письма о любви к отечеству», «Рассуждения о различных образах правления и о обязанностях государей». В юности будущий Фридрих II был нелюбим своим отцом Фридрихом Вильгельмом I. Что импонировало нелюбимому своей матерью Екатериной II - Павлу I, почитавшего Фридриха II как учителя царствования.
  _____________________________________


ВАРИАНТЫ  ЭПИГРАММ  НА  ЦАРСТВОВАНИЕ  ЕКАТЕРИНЫ II  И  ЕЁ  СЫНА – ПАВЛА I. Суть этих эпиграмм в том, что в царствование Екатерины II в 1768 году было начато строительство Исакиевской церкви.

После смерти царственной родительницы в 1796-м  взошедший на престол  Павел I распорядился передать гранит и мрамор на строительство Михайловского замка, а постройку церкви заканчивать из кирпича. Кирпич на мраморе смотрелся нелепо, и родились эпиграммы, авторство которой фольклор приписывает флотскому офицеру Акимову, поплатившемуся за это плетьми и каторжными работами в Сибири. Скорее всего, Акимову принадлежит первое двустрочие, а далее – народные варианты:

Двух царствований памятник приличный:
Низ мраморный, а верх кирпичный.
    *    *    *

Он начат мрамором,
Окончен кирпичом.

Се памятник двух царств,
Обоим им приличный,
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный.
     *   *   *
Сей храм есть монумент
Монархам двум приличный:
Построен с мрамора,
А верх на нём кирпичный.
     *   *   *
Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный,
Основа его мраморна,
А верх кирпичный.
    *   *   *
Император России Александр I поручил архитектору на русской службе французу Огюсту Монферрану (Август Августович Монферан;1786-1858) достроить  нынешний Исакиевский собор по первоначальному плану Екатерины I. Когда начали разбирать кирпичную кладку, фольклор немедленно выдал новую эпиграмму с характеристикой трёх царствований (Екатерины II- Павла I - Александра I):

Сей храм трех царств изображенье:
Гранит, кирпич и разрушенье.



НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ АГНИВЦЕВ (1888—1932) — ПОЭТ И ДРАМАТУРГ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

    П А В Е Л   П Е Р В Ы Й

Смерть с Безумьем устроила складчину!
И, сменив на порфиру камзол,
В Петербург прискакавши из Гатчины,
Павел Первый взошел на престол!
И, судьбою в порфиру укутанный,
Быстрым маршем в века зашагал,
Подгоняя Россию шпицрутеном,
Коронованный богом капрал!..
Смерть шепнула Безумью встревоженно:
«Посмотри, видишь гроб золотой?!
В нем Россия монархом положена —
Со святыми её упокой».

Отчего так бледны щеки девичьи
Рано вставших великих княжон?
Отчего тонкий рот цесаревича
Дрожью странною так искривлен?
Отчего тяжко так опечалена
Государыня в утренний час
И с лица побледневшего Палена
Не отводит испуганных глаз?
Во дворце не все свечи потушены!
Три свечи светят в гроб золотой!
В нем лежит император задушенный —
Со святыми его упокой.

                ______________________________________________________

          Э*П*И*Г*Р*А*М*М*Ы   НА  ИМПЕРАТОРА  АЛЕКСАНДРА I  ПАВЛОВИЧА

В.А. ЖУКОВСКИЙ (1783—1852). Надо думать, что ниже–эпиграмма тоже на Александра I Павловича, которого на престол в 1801-м практически возвели убийцы его отца Павла I:

– Приятель, отчего присел?
– Злодей корону на меня надел!*
– Что ж, я не вижу в этом зла!
– Ох, тяжела!   –   (октябрь 1806 г.)
________
 
*Намёк, что Александр I  (1777–1825), старший сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны,вступил на престол 12 марта 1801 г., - на следующий день после 11 марта убийства заговорщиками своего отца Павла I. Официально короновался Александр Павлович 15 сентября 1801 г. О готовящемся убийстве отца - императора Александр знал, и всю жизнь горько раскаивался, хотя изменить ход событий едва ли мог: заговорщики за ним следили, а отец ему не верил.


АЛЕКСАНДР ПУШКИН.  СВОИ ЭПИГРАММЫ НА АЛЕКСАНДРА I А.С. ПУШКИН назвал -  "СКАЗКИ. NOЁL"
         
                - I -

          Ура! в Россию скачет
          Кочующий деспот.
          Спаситель горько плачет*,
          За ним и весь народ.
Мария в хлопотах Спасителя стращает:

     «Не плачь, дитя, не плачь, сударь:
     Вот бука, бука — русский царь!»
          Царь входит и вещает:

          «Узнай, народ российский,
          Что знает целый мир:
          И прусский и австрийский
          Я сшил себе мундир.

О радуйся, народ: я сыт, здоров и тучен;
     Меня газетчик прославлял;
     Я пил, и ел, и обещал —
          И делом не замучен…
          <...>
     И людям я права людей,
     По царской милости моей,
          Отдам из доброй воли».

          От радости в постеле
          Запрыгало дитя:
          «Неужто в самом деле?
          Неужто не шутя?»

А мать ему: «Бай-бай! закрой свои ты глазки;
     Пора уснуть уж наконец,
     Послушавши, как царь-отец
          Рассказывает сказки».**
______
* Спаситель- Иисус Христос

**Начало правления Александра I (император и самодержец Всероссийский с 1801 по 1801 гг.) обещало либеральные реформы, что не было исполнено.
            *   *   *

АЛЕКСАНДР  ПУШКИН  ОБ  АЛЕКСАНДРЕ I. Периода ссылки в Михайловском язвительная эпиграмма на Александра I долгое время была известна узкому кругу друзей Пушкина (впервые опубликована в 1869 г.) :


          - II -

Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,*
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел —
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел! — 1820-1824 гг.
_________________

*Битва под Аустерлицем 20 ноября (2 декабря) 1805 г.) — решающее сражение наполеоновской армии против армий третьей антифранцузской коалиции вошла в историю как «битва трёх императоров»: против армии императора Наполеона I сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I. Сражение закончилось разгромом российской и австрийской армий, чему немало способствовала бездарность Александра I как полководца.

            *    *    *
 
А.С. ПУШКИН. «К БЮСТУ ЗАВОЕВАТЕЛЯ» (НА  БЮСТ  АЛЕКСАНДРА I)

       - III -
Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев - на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен.
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.* — 1829 г.

*арлекин - здесь - балаганный клоун
         *    *    * 

НА  АЛЕКСАНДРА I – ИЗ СОХРАНИВШИХСЯ ОТРЫВКОВ Х-ГЛАВЫ  "ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА":

         - I -
....Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
..............

         - II -
Его мы очень смирным знали,
Когда не наши повара
Орла двуглавого щипали
У Бонапартова шатра.
..............

        - IV -
Но бог помог — стал ропот ниже,
И скоро силою вещей
Мы очутилися в Париже,
А русский царь главой царей.
        *   *   * 

ПУШКИН - ДВУМ АЛЕКСАНДРАМ ПАВЛОВИЧАМ

Романов и Зернов лихой,*
Вы сходны меж собою:
Зернов! хромаешь ты ногой,
Романов головою.

Но что, найду ль довольно сил
Сравненье кончить шпицом?**
Тот в кухне нос переломил,
А тот под Австерлицем.
________

*Сравнение императора Александра I с его по имени тёзкой, помощником гувернёра в Лицее, А.П. Зерновым для русского царя было оскорбительно. Авторство А.С. Пушкина здесь довольно спорно.
**ш п и ц - здесь, не собачка, а остроумная сатирическая концовка - острота, рождаемая внезапным поворотом мысли.
    _______________________________


ВЕЛИКИЙ  КНЯЗЬ  МИХАИЛ  ПАВЛОВИЧ РОМАНОВ (1798—1849 младший сын императора Павла I в царской семье славился некоторым неудобным свободомыслием и язвительностью, — известна его коротко убийственная эпиграмма на своего старшего царственного брата Александра I Павловича:

<НА  ЧАСТЫЕ   РАЗЪЕЗДЫ   ПО  СТРАНЕ АЛЕКСАНДРА I  В  ПОСЛЕДНИЕ  ГОДЫ   ЕГО  ЖИЗНИ>

Он царствовал в дороге
И умер в Таганроге.
 

АЛЕКСАНДР  ИВАНОВИЧ  ПОЛЕЖАЕВ (1804—1838) — русский поэт: 1826 в наказание отправлен унтер-офицером в армию за поэму «Сашка» (1825); подвергался телесным наказаниям и в 1838 году умер в возрасте 33 лет.
 
ДАЛЕЕ - ПОЛЕЖАЕВУ  ПРИПИСЫВАЕМЫЕ  ЭПИГРАММЫ, в которых речь идёт о Александре I  и возможном воцарении будущего Николая I. Или обе эпиграммы посвящены Николаю Павловичу, в этом случае вторую следует поставить на первое место.

           Ф*О*Н*А*Р*Ь
Друзья, не лучше ли наместо фонаря,
Который тёмен, тускл, чуть светит в непогоды,
Повесить нам царя?
Тогда бы стал светить луч пламенной свободы.         
           *    *    *

IMPROMPTU (экспромт, импровизация)

Что, ежели судьбина злая
Царем нам даст скотину Николая? <Николая I>
Что сделаем тогда? Что сделали с Берри... *
Ну, черт его дери.
_________

* Берри  — Шарль-Фердинанд, герцог Беррийский (1778-1820) — наследник французского престола, 13 февраля 1820 года в Париже был смертельно ранен рабочим Луи Лувелем (ножевая рана) и умер на следующий день.
                _______________________________________________________

       
         Э*П*И*Г*Р*А*М*М*Ы   НА  ЦАРСТВОВАНИЕ (1825-1855)  НИКОЛАЯ I ПАВЛОВИЧА

ПРИПИСЫВАЕМАЯ  А.С. ПУШКИНУ  АНОНИМНАЯ  ЭПИГРАММА  НА  НИКОЛАЯ I (2 варианта):

В России нет закона:
В России столб стоит,
К столбу закон прибит,
А на столбе корона.
      *   *   *

В России нет закона,
А столб и на столбе – корона.
      *   *   *

Последнюю эпиграмму использовал Михаил Булгаков в пьесе "ПОСЛЕДНИЕ ДНИ (ПУШКИН)" (1935; опубл. в 1965). Ремарка автора пьесы: "Н о ч ь. К а з ё н н ы й  к а б и н е т. За столом сидит Леонтий Васильевич Дубельт... <...> входит Николай I, в кирасирской каске и шинели, а за Николаем - Бенкендорф.
 
 
Д у б е л ь т. ...У студента Андрея  Ситникова  при  обыске  найдено
краткое стихотворение в копии, также подписано: А. Пушкин.
Б е н к е н д о р ф. Прочитайте, пожалуйста.
Д у б е л ьт. Осмелюсь доложить, ваше сиятельство, неудобное.
Н и к о л а й I (перелистывая книгу.) Прочитай.
Д у б е л ь т (читает).

                В России нет закона.
                А - столб, и на столбе - корона.

Н и к о л а й I.  Это он?
Д у б е л ь т.* В копии подписано: А. Пушкин.

Б е н к е н д о р ф.**  Отменно  любопытно  то,  что  кто  бы  ни  писал  подобные гнусности, а ведь припишут господину Пушкину. Уж такова персона.
Н и к о л а й I. Ты прав. (Дубельту.) Расследуйте.
_________

*Леонтий Васильевич Дубельт (1792 —1862) — глава тайной полиции при Николае I: начальник штаба Корпуса жандармов (1835—1856) и управляющий III отделением (1839—1856), генерал от кавалерии

**граф (c 1832) Александр Христофорович Бенкендорф (1782—1844) — русский государственный деятель, военачальник, генерал от кавалерии; шеф жандармов и одновременно Главный начальник III отделения Собственной Е. И. В. канцелярии (1826—1844).
____________________________


АЛЕКСАНДР ПУШКИН - Н.Н. ПУШКИНОЙ от 20-22 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву:

  "В и д е л  я  т р е х  ц а р е й: первый (Павел I)велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал (Александр I); третий (Николай I) хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут. Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить с порфирородным своим тезкой; с моим тезкой я не ладил. Не дай бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями!"

ПУШКИН  СКАЗАЛ О  НИКОЛАЕ I : «В нем много от прапорщика и немного от Петра Великого».

                ____________________________________________


ФЁДОР  ТЮТЧЕВ (1803—1873).  ЭПИГРАММА - ЭПИТАФИЯ   НА  ЦАРСТВИЕ   НИКОЛАЯ I  ПАВЛОВИЧА: 

Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, —
Всё было ложь в тебе, всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей. — <1855> Первая публикация — журнал «Былое». 1922. № 19.
         *    *    *

В  Р*И*М*Е (Якобы перевод с французского)

Средь Рима древнего сооружалось зданье —
То Нерон* воздвигал дворец свой золотой.
Под самою дворца гранитною пятой
Былинка с кесарем вступила в состязанье:
— Не уступлю тебе, знай это, бог земной,
И ненавистное твоё я сброшу бремя.
— Как мне не уступить? Мир гнется подо мной!
— Весь мир тебе слуга, а мне слугою — В р е м я.
__________________

*Нерон — Нерон Клавдий Цезарь Август Германик, наиболее известен под именем Нерон, — римский император c 13 октября 54 - 68 г. н.э. Эксцентричными выходками и жестокостью Нерон настроил против себя армию и знать, поднявших восстание. Почти всеми покинутый, Нерон велел рабу пронзить его мечом, так как на смог сам покончить самоубийством, как надлежало римлянину высокого происхождения.
                _________________________________


АРКАДИЙ  ГАВРИЛОВИЧ  РОДЗЯНКО (1793–1846) - полтавский помещик, отставной капитан, поэт, один из друзей А. С. Пушкина.

 ЭКСПРОМТ  НА  БРАКОСОЧЕТАНИЕ  Её Высочества Марии Николаевны — Дочери Николая I — с Его Высочеством Герцогом Лейхтенбергским 14 июля 1839 года:

О дивная судьбы игра!
В дни наши брак чудесный совершился:
Сын венчанного столяра*
На внучке плотника великого женился. (т.е. - на <пра-> внучке Петра I)

*Намёк, что герцог Максимллиан Лейхтенбергский - потомок Евгекния Богарне - сына Жозефины Богарне от первого брака и пасынка Наполеона I Бонопарта - второго мужа Жозефины. Откровенно говоря, происхождение и у Жозефины, и у Наполеона было отнюдь не плебейское, но на уровне потомственной монархии потомки Богарне - плебеи. Ирония здесь в том, что так боявшийся революции Николай I одобрил брак с такой революционной "наследственностью".


НИКОЛАЙ  ФЕДОРОВИЧ  ЩЕРБИНА (1821—1869). ЭПИГРАММА   "ВСЕОБЩИЙ  БЛАГОПРИЯТЕЛЬ"

Он меж холопьями считался мудрецом
За то, что мысль давить была его отрада;
Он был фельдфебелем под царственным венцом
И балетмейстером военного парада.
       _________________________

ЭПИГРАММЫ  НЕИЗВЕСТНЫХ  АВТОРОВ  НА НИКОЛАЯ I.

   К БЮСТУ НИКОЛАЯ I

Оригинал похож на бюст:
Он так же холоден и пуст.
      *  *  *

НАДГРОБНАЯ  НАДПИСЬ  НИКОЛАЮ I

Да помнит вечно русская земля,
Как волей божьей к ней была добра природа —
               18 февраля  [2 марта] 1855 года...(дата смерти Николая I)
_________________________________________________________


МАЙКОВ  АПОЛЛОН  НИКОЛАЕВИЧ (1821—1897: ЕГО  "СТИХОТВОРЕНИЕ  ДРУГУ  ИЛЬЕ  ИЛЬИЧУ"  было сочтено сатирой либо на Николая I, либо на Александра II, хотя сам Майков это в целях безопасности отрицал:

ИЛЬЯ  ИЛЬИЧ! ПОЗВОЛЬ, ПОКА  ЕЩЁ Я СМЕЮ
Гордиться дружбою высокою твоею...
Позволь мне хоть сказать, как я люблю тебя,
Как мил ты мне, когда, гаванский дым клубя,
Прихлебывая, пьешь ликер ты благовонный
Иль сельтерской водой клико остепененный;
И в этот сладкий час, между еды и карт,
В бюрократический приходишь вдруг азарт,
И перестроивать, с верхов до основанья,
Всё заново начнешь общественное зданье!
<...>
Какие новые пружины и винты
В гражданский механизм искусно вводишь ты!
Какой из рук твоих, в жизнь дикого народа,
Ручной голубкою влетела бы свобода!
Я слушаю, лежу спокойно на софе
И вижу, что и я, в особенной графе,
В теории твоей стою, и так же точно
Все - пирамидою, осмысленно и прочно
Сложились шестьдесят мильонов русских душ!
И как мы все цветем! О, богом данный муж!

У всех одна лишь мысль, все трудимся мы вместе,
Чтоб всё, что ты завел, стояло век на месте.
Не только старики, - ты счастьем всех смирил,
Всех! Даже молодежь ты так переродил,
Что исчезает в ней уж в школе пыл и ярость,
И прыгает она из детства прямо в старость...
<...>
Конечно, иногда меня смущает тут
Одно сомнение: народец русский - плут!
Не спорит никогда, но всюду - как по стачке,
Как в яму спустит вдруг, глядишь, поодиначке,
Созданья лучшие ученейших голов.

И как ты ни пиши, что с ним ни трать ты слов, -
Он от тебя бежит под сень родного мрака,
Как от немецкого намордника собака!
Но ты - ты сладишь с ним... вот только б проложить
Тебе тропинку-то!.. Вот только б обратить
Вниманье... знаешь... там!.. Лишь там бы захотели
Понять твои мечты, способности и цели!
<...>
                ...Милый мой,
Тебя благословят - не тот и не другой,
Не Прохор, не Кузьма, не Сидор - а мильоны!
И пусть кричат слепцы: ты деспот! ты тиран!
Не слушай! Это толк распущенных славян,
Привыкших к милостям и грозам деспотизма!

Тиран ты - но какой? Тиран либерализма!
А с этим можешь ты - не только всё ломать,
Не только что в лицо истории плевать,
Но, тиская под пресс свободы, - половину
Всего живущего послать на гильотину! (1861-1863)

 
ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА РЕЙСНЕР (1895—1926) — российская революционерка, поэтесса, журналистка,  участница Гражданской войны в России. Л. Рейснер обличает деспотов на троне: начинает с обращения к Медному Всаднику – к Петру I,  а завершает «обличением» Николая I.

 М Е Д Н О М У   В С А Д Н И К У

Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе! - А.С. Пушкин
                ______________________________

Боготворимый гунн!*
В порфире Мономаха
Всепобеждающего страха
Исполненный чугун!
Противиться не смею:
Опять удар хлыста,
Опять — копыта на уста
Раздавленному змею!
Но, восстающий раб,
Сегодня я, Сальери,
Исчислю все твои потери,
Божественный Арап.**
Перечитаю снова
Эпический указ,
Тебя ссылавший на Кавказ
И в дебри Кишинева:
«Прочь, и назад не сметь!»
И он восстал, неистов:
На плахе декабристов
Загрохотала медь.

Петровские граниты
Едва прикрыли торф —
И правит Бенкендорф,***
Где правили хариты!****(1916}
    __________________

* "Боготворимый гунн - здесь "коронованый варвар - деспот".
**"Божественный Арап" - А.С. Пушкин

***Александр Христофорович Бенкендорф (1782—1844) — генерал от кавалерии; шеф жандармов и одновременно Главный начальник печально известного III отделения Собственной Е. И. В. канцелярии (1826—1844).

****Хариты — в древнегреческой мифологии три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности.
               
               
                Э*П*И*Г*Р*А*М*М*Ы   НА  АЛЕКСАНДРА II.

НЕИЗВЕСТНЫЙ  АВТОР  ВТОРОЙ  ПОЛОВИНЫ  XIX  ВЕКА.   АЛЕКСАНДР II  И  ЕГО  ВРЕМЯ

<НА ВОСШЕСТВИЕ  НА ПРЕСТОЛ  АЛЕКСАНДРА II>

Грустно матушке России,
Грустно юному царю.
Царь покойный гнуть лишь выи*
Дворню выучил свою.
Грустно! — думаю я часто
Про отечество отцов:
Незабвенный <Николай I> лет ведь на сто
Заготовил дураков.
__________
*Выя - шея (устаревшее)
   *   *   *

   П*О*С*Л*А*Н*И*Я

1. ИЗ ПЕТЕРБУРГА  В МОСКВУ

У царя у нашего
Верных слуг довольно —
Вот хоть у Тимашева*
Высекут пребольно.
Влепят в наказание
Так ударов со сто, —
Будешь помнить здание
У Цепного моста.**
___________

*Александр Егорович Тимашев (1818 —1893) — генерал-адъютант (1859), генерал от кавалерии (1872); в 1856—1861 годах — начальник штаба Корпуса жандармов и управляющий Третьим отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии; в 1868—1878 годах — министр внутренних дел Российской империи.

**Здание У Цепного моста — здание III Отделения на Фонтанке (ныне № 16) возле моста через Фонтанку (тогда Цепного; ныне мост Пестеля). Цепной мост в качестве эвфемистического обозначения III Отделения неоднократно упоминается в вольной поэзии. В Петербурге бытовал мрачноватый розыгрыш: когда приезжий искал, где было бы можно снять квартиру, ему советовали идти на Фонтанку, 16. Там, мол, свободных помещений сколько угодно. Придя туда, приезжий в ужасе натыкался на вывеску Третьего отделения, печально известного и в провинции.
     ____________________________________


2.  П*О*С*Л*А*Н*И*Е  ИЗ МОСКВЫ В ПЕТЕРБУРГ

У царя у нашего
Всё так политично,
И к чему тут здание
У Цепного моста?
Выйдет приказание —
Отдерут и просто!  (неизвестный автор - около 1861 г.)
   *******************

    П*О*П*Р*О*С*Т*У

Не мудря, он всех живущих
От людей до насекомых
Разделяет на секомых и секущих.
 

МИХАИЛ  ЛАРИОНОВИЧ  МИХАЙЛОВ (1829—1865) — РУССКИЙ ПОЭТ,  ПЕРЕВОДЧИК, ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ.  ЕГО  ЭПИГРАММА — «Д*Е*С*П*О*Т*У»

Резец истории тебе, ханжа лукавый,
Глубоко начертит на гробовой плите:
«Он знаменье креста творил рукою правой,
А левой распинал народы на кресте».
___________________________________________________________
                ______________________________________________

         
                Э*П*И*Г*Р*А*М*М*Ы   НА  АЛЕКСАНДРА III

НЕИЗВЕСТНЫЙ  АВТОР - <НА АЛЕКСАНДРА III,  ЛЮБЯЩЕГО  ИГРАТЬ  НА ТРОМБОНЕ>

Царь наш, юный музыкант,
На тромбоне трубит,
Его царственный талант
Ноту «ре» не любит.*
Чуть министр преподнесёт
Новую реформу,
«Ре» он мигом зачеркнет
И оставит «форму».
     *  *  *
*Из старинной энциклопедии: Ре бемоль мажор – зловещая тональность, переходящее в печаль и в восторг. Она не может выражать радость, а только рыдает. Ре мажор означает – триумф, победу, славу: в этой тональности создаются торжественные симфонии, марши.
_______________________________________________________

НЕИЗВЕСТНЫЙ  АВТОР.  ЭПИТАФИЯ  АЛЕКСАНДРУ III

Десять лет он Русью правил
Без законов и без правил,
Точно <Иван> Грозный или Павел <I>;
Миллиард долгов прибавил,
В Петербурге «Крест»* поставил,
Трепетать всю Русь заставил,
Руси «нещечко» оставил**
И себя лишь тем прославил,
Что Европу обезглавил,
бывши их <европейских государей> главой.
     *    *    *

*Александр III Александрович (1845—1894) — предпоследний император Всероссийский.  При восшествии Александра III на престол 2 (14) марта 1881-го к присяге императору впервые в истории приводились «и крестьяне наравне со всеми верными Нашими подданными».

К.П. Победоносцев(государственный деятель, историк церкви; действительный тайный советник. Главный идеолог контрреформ Александра III. В 1880—1905 годах занимал пост обер-прокурора Святейшего синода.)призывал нового императора, ввиду «пущенной в ход мысли» о возможности «избавления осуждённых преступников <убийц Александра II> от смертной казни», ни в коем случае не поддаваться «голосу лести и мечтательности», начертал: "Б у д ь т е  п о к о й н ы, с подобными предложениями ко мне не посмеют".

Убийцы Александра II по примеру казни пятерых декабристов  повешены. По этой причине в революционно настроенных кругах Александр III считался душителем свобод. Из этого вывод: фанатичный деятель православной церкви К.П. Победоносцев дал новому государю очень плохой - античеловечный совет!

Считается, что в целом Александр III проводил политику контрреформ по отношению к совершённому его отцом - Александром II. Однако, при правлении  Александра III Россия не вела ни единой войны, за что царь получил прозвище - Миротворец. Это ревнителям бранной славы не нравилось.
___________________

**Нещечко, нещечка - 1. Нечто, что-то, кое-что (обл., устар.). «Как скажу я тебе нещечко, так пожить на свете слюбится.» - Фонвизин.
2. В знач. сущ. - Дорогой предмет, сокровище, любимое существо (разг. фамильярное).
 

АЛЕКСАНДР  СТЕПАНОВИЧ  РОСЛАВЛЕВ (1883 – 1920).  «НА ПАМЯТНИК   АЛЕКСАНДРУ III  В   САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»:

Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё  царь - ... (1909)
     *  *  *
Упоминаемый а эпиграмме памятник Александру III создал скульптор Паоло Трубецкой. Убежденный демократ, враг царизма, Паоло Трубецкой изобразил охранителя монархических устоев—Александра III —  мрачного, оцепенелого, будто грубо вытесанного. Художник Илья Репин присутствовавший на торжественном открытии этого памятника, закричал:
— Верно! Верно! Толстозадый солдафон! Тут он весь, тут и все его царствование!

И, невзирая на травлю черносотенной прессы, Репин с ехидной пламенностью прославлял эту карикатуру на «царя-миротворца».
— Я поздравляю себя, всю Россию и все потомство наше с гениальнейшим произведением искусства, — сказал он в одной из приветственных речей Трубецкому, когда в печати раздались голоса, что надо бы взорвать этот памятник порохом.

К нему приезжали от министерства двора просить, чтобы он отказался от своих славословий, оскорбительных для вдовы «солдафона» и для его сына Николая II. Репин в ответ устроил скульптору такое демонстративное чествование, что многие побоялись принять в нем участие. Было приглашено около двухсот человек, а явилось всего только двадцать, и длиннейший стол в ресторане Контана, накрытый для этого празднества, показался ещё более пустынным, когда к его углу прилепилась кучка людей, возглавляемых Репиным.


ЭМИЛЬ КРОТКИЙ (настоящее имя Эммануил Яковлевич Герман; 1892—1963) — прозаик и поэт, сатирик

  М О Н У М Е Н Т (Александру III)

Враг кумиров, вольных даней
Не ношу им всё равно...
А из питерских ваяний
Всех забавней мне одно:
Туша-всадник, конь неловкий,
Бронзы — целый капитал!
Две приезжие поддевки
Озирают пьедестал.
Смотрят вверх, дивятся хмуро,
О минувшем говоря.
Грозно высится фигура
Предпоследнего царя.
На чугунной кобылице
Между питерских громад
Виды видевшей столице
Он показывает зад.

Грузный конь под масть громадам,
Грузен корпус седока:
Мол, задавим конским задом
Всю Россию, как жука!
Затевали панегирик —
Вышел вылитый памфлет,
И, увы, любезный лирик,
Здесь тебе поживы нет.
Бред мечтательный наруша,
Всей поэзии в контраст,
Эта будничная туша
Настроений не создаст.
Вишь, уперся в бок свой локтем,
Давит стремя груз ноги.
Так и ждешь: запахнут дегтем
Тихоходы-сапоги.
Дрема знойная от тела,
Особливо — жарким днем,
И одежда пропотела
Мешковатая на нем.

Царь-урядник — ужас пашен...
Эка глыба! Экий рост!
А ни малости не страшен —
Сразу видно: ух, как прост!
«Не бессмертная громада! —
Счет поддевки подвели.—
Их, вчерашних, нам не надо,
Коли нынешних смели!»* (Июнь 1917)

*В конце стиховорения отсылка к коцу динасии Романовых: к отречению сына Александра III - Николая II
                ___________________________________________________________
    
 
Э*П*И*Г*Р*А*М*М*А  НА  НИКОЛАЯ II АЛЕКСАНДРОВИЧА  И  ЦАРСКУЮ  ФАМИЛИЮ НЕИЗВЕСТНОГО  АВТОРА:

На Распутине рубашка,
Вышивала ее Сашка.*
На Распутине порточки,
Вышивали царски дочки.

*Русская императрица, супруга Николая II - Александра Фёдоровна - "Аликс" - была крайне непопулярна не только в народе, но и среди царской фамилии.
   ___________________________________________


САША  ЧЁРНЫЙ (АЛЕКСАНДР  МИХАЙЛОВИЧ  ГЛИКЕНБЕРГ;1880—1932) ИЗ  САТИРЫ  "ЧЕПУХА"

<...>
Разорвался апельсин
У Дворцова моста...
Где высокий гражданин
Маленького роста?

Самый глупый человек
Едет за границу;
Из Маньчжурии калек
Отправляют в Ниццу. - 1905
   *  *  *
"Апельсинами" - на жаргоне называли бомбы. Речь выше идёт о покушении на Николая II, и о том, что он пострадавших в войне России с Японией солдат отправлял лечиться в роскошные санатории на Юг. А за границу ездил договариваться о прекращении военных действий в Манчжурии в то время председатель Совета министров - С.Ю. Витте (1849–1915), человек, на самом деле умнейший и талантливый дипломат. Поэтому повторимся: не ждите от эпиграммы справедливости!!! Эпиграмма - дитя сиюминутного раздражения и нередко - доходящих до слепой ненависти партийных взглядов.


КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ  БАЛЬМОНТ. (1867 —1942).  НАШ ЦАРЬ (НИКОЛАЙ II) – не эпиграмма, но стихи, по резкости близкие к эпиграмме.

М*А*Л*Е*Н*Ь*К*К*И*Й   С*У*Л*Т*А*Н

То было в Турции, где совесть — вещь пустая.
Там царствует кулак, нагайка, ятаган,
Два-три нуля, четыре негодяя
И глупый маленький султан.

Во имя вольности, и веры, и науки
Там как-то собрались ревнители идей.
Но сильны волею разнузданных страстей,
На них нахлынули толпой башибузуки.
Они рассеялись. И вот их больше нет.
И тайно собрались избранники с поэтом:
«Как выйти, — говорят, — из этих темных бед?
Ответствуй, о поэт, не поскупись советом».

И тот собравшимся, подумав, так сказал:
«Кто хочет говорить, пусть дух в нем словом дышит,
А если кто не глух, пускай он слово слышит,
А если нет, — кинжал» (1901 г.)
        *    *    *
       
      ЦАРЬ - ЛОЖЬ

Народ подумал: вот — заря,
Пришел тоске конец.
Народ пошел — просить царя.
Ему в ответ — свинец.
А, низкий деспот! Ты навек
В крови, в крови теперь.
Ты был ничтожный человек,
Теперь ты грязный зверь.
Но кровь рабочего взошла,
Как колос, перед ним.
И задрожал приспешник зла
Пред колосом таким.
Он красен, нет ему серпа, —
Обломится любой.
Гудят колосья, как толпа,
Растет колосьев строй.
И каждый колос — острый нож,
И каждый колос — взгляд.
Нет, царь, теперь не подойдешь,
Нет, подлый царь, назад!
Ты нас теперь не проведешь
Девятым января.
Ты — царь, и, значит, весь ты ложь
И мы сметем царя! (1907)
     *    *    *

НАШ  ЦАРЬ — МУКДЕН, НАШ ЦАРЬ — ЦУСИМА,*
Наш царь — кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму — темно.
Наш царь — убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь — висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.
Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждет.
Кто начал царствовать — Ходынкой**
Тот кончит — встав на эшафот. (1907)
     *    *    *

*Цусима и Мукден —  с большими для России потерями проигранные Японии сражения при Мукдене и Цусиме.

**Ходынская катастрофа — массовая давка, произошедшая ранним утром 18 (30) мая 1896 года на Ходынском поле (северо-западная часть Москвы, начало современного Ленинградского проспекта) на окраине Москвы в дни торжеств по случаю коронации 14 (26) мая императора Николая II. Это сочли дурным предзнаменованием и для царя, и для страны.
   
ПЁТР  ПЕТРОВИЧ  П О Т Е М К И Н  (псевдонимы — Андрей Леонидов; Пи-куб; 1886 —1926) — русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, шахматист; с 1920 в эмиграции.
 
ПЕШКА, КОРОЛЬ И ФЕРЯЗЬ.  Шахматная басня

В своем бессилии уверясь,
Сказала Пешка: «Друг мой Фёрязь,
Скажи мне, отчего, как я ни бьюсь,
Всё в Короли не проберусь,
Хотя, не скрою,
Фигурой сделаться могу любою?»

— «Утешься, не горюй о том, —
Ей Ферязь говорит с усмешкой, —
Ты не бываешь Королём, —
Зато Король бывает Пешкой!» (8 января 1906)
      ***************

СВОБОДА, СОЖАЛЕНИЕ И ЧИТАТЕЛЬ
Однажды нам была дарована Свобода,*
Но, к Сожалению, такого рода,
Что в тот же миг куда-то затерялась.
Тебе, Читатель мой, она не попадалась? ** (8 января 1906)
       __________________

*17(30) октября от имени 1905 Николая II был Обнародован Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка (Октябрьский манифест) – законодательный акт Российской империи. Дарованные этим манифестом свободы оказались мнимыми, т.к. власть - последнее слово оставалось за царём. В редакции от 23 апреля 1906 г. манифест станет фактически первой Конституцией России: будет заявлено об учреждении по европейскому образцу парламента - Думы, без одобрения которой не мог вступать в силу ни один закон. На деле же царь два раза распускал ему непокорную Думу... В промежутке Потёмкин создаст ещё одну эпиграмму:

     МАНИФЕСТ И ТАРАТАЙКА

 Наняв газетчик Таратайку,
 Пук Манифестов вез с собою,
 Но, подвернувшись под нагайку,
 Лечим был преданной женою.
 Читатель, в басне сей откинув Манифесты,
 Здесь помещенные не к месту,
 Ты только это соблюди:
 Чтоб не попробовать нагайки,
 Не езди ты на Таратайке,
 Да и пешком не выходи. <1906>
       _______________

**Эпиграмма является переделкой из Козьмы Пруткова (сборный псевдоним участников «прутковского кружка»),:

Однажды нес пастух куда-то молоко,
Но так ужасно далеко,
Что уж назад не возвращался.
Читатель! он тебе не попадался? (1859)
 

ОСИП  ЭМИЛЬЕВИЧ  МАНДЕЛЬШТАМ (1891-1938) – поэт Серебряного века. Не эпиграмма, но стихотворение с явным политическим подтекстом.

    ЗАСНУЛА ЧЕРНЬ. ЗИЯЕТ ПЛОЩАДЬ АРКОЙ.*
    Луной облита бронзовая дверь.
    Здесь Арлекин вздыхал о славе яркой,
    И Александра здесь замучил зверь.

    Курантов бой и тени государей:
    Россия, ты — на камне и крови —
    Участвовать в твоей железной каре
    Хоть тяжестью меня благослови! (1913)
____________

*«Заснула чернь. Зияет площадь аркой…» – речь об арке здания Главного штаба – с юга вход на Дворцовую площадь. Но тогда какая «заснула чернь»: где-то за пределами Зимнего в городе или в самом дворце?.. Зимний дворец окружают дома отнюдь не для черни в смысле прямой социальной принадлежности!

В Арлекине современники и исследователи признают Павла I, но о каком Александре идёт речь: об Александре I, о котором Пушкин сказал: «В лице и в жизни арлекин»? Или речь идёт об умершем от ран в Зимнем дворце несчастном Александре II? Его убивших народовольцев в поэтической публицистике нередко клеймили как  коллективное воплощение – явление апокалиптического Зверя.

Или речь идёт о поэте Александре Пушкине, которого убил «зверь» - «царская Россия»? К этому припоминаются слова – эпиграмма-некролог Фёдора Тютчева на смерть  Николая I: «Не Богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей… Ты был не царь, а лицедей». Но если Николай I был лицедей с умом и не без таланта, то что же сказать о бездарном «лицедее» Николае II? А что означает «участвовать в твоей железной каре»: участвовать в каре, которую будет грядущая Россия вершить над Россией старой?.. Смыслы в коротеньком стихотворении Мандельштама мерцают и множатся…
   

ЭМИЛЬ  КРОТКИЙ (ЭММАНУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ  ГЕРМАН: 1892 — 1963) – "МАРТ 1917"

На опрокинувшемся троне
Мятеж улегся, смел и груб.
И чернь веселая хоронит
Колосса рухнувшего труп.
Орлов растоптаны останки…
А царь в вагонное окно
Прочел на скучном полустанке
Слегка насмешливое: «Дно».*
      *   *   *

* Дно - железнодорожная станция, построенная через три года после воцарения Николай II — в 1897 . Символически принято было считать, что 2 марта 1917 года исторически отрёкшийся от престола в Пскове Николай II  отрёкся именно на станции "Дно" (около Пскова), по аналогии с пьесой М. Горького "На Дне" (1903).
   ___________________________________


ДМИТРИЙ   НИКОЛАЕВИЧ ТИГЕР. (Псевдоним: Дмитрий Николаевич Долев) "ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ. МАРТ 1917"

1. НА НИКОЛАЯ II РОМАНОВА

Городовой в короне,
Он рек, являя власть:
«Всю Русь держать в загоне,
Всю Русь отправить в часть!»

О, горестная сага:
Посаженных не счесть!..
Теперь он «счёл за благо»
И сам... в «кутузку» сесть.
    *    *    *

ПОСЛЕ ПРОИГРЫША В РУССКО - ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ 1904-1905 ПОД ЭПИГРАММУ  ПЕРЕДЕЛАЛИ КУПЛЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ГИМНА:

    Боже, Царя возьми
    Нам Он не нужен.
    В лоб Он контужен
    Японцами...
   ____________________________


2. НА ИМПЕРАТРИЦУ АЛЕКСАНДРУ ФЕДОРОВНУ - В ПРОСТОРЕЧИИ  "АЛИКС"

Продукт германского импорта! —
Ведь к нам ввозил почтенный Фриц
Свиней, сукно второго сорта,
Колбасы, пиво и… цариц…

Дворец её давно стал мутен;
Сочилась грязь в ночи и днём…
Ах, был при ней царем Распутин,
Она — распутницей при нем!
 

НИКОЛАЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  ФОЛЬБАУМ. «В  МИРЕ  НЕЯСНОГО  И  НЕРЕШЕННОГО.  Июль 1917 года»: "Николай (II) Романов выразил намерение подписаться на «Заем свободы»."

НЕ ОЖИДАЛ! БЛАГОДАРЮ!
Свобода нравится царю!!!
Начнем искать, в догадках рьяны,
Зачем сей вклад на сей алтарь:
Свободолюбцем ли стал царь,
Иль у свободы есть изъяны?


ВЛАДИМИР  МАЯКОВСКИЙ. (1893—1930) <ИЗ ПОДПИСЕЙ  К ПЛАКАТАМ  ИЗДАТЕЛЬСТВА  «ПАРУС»> —  "ЗАБЫВЧИВЫЙ НИКОЛАЙ (II)"

«Уж сгною, скручу их уж я!» —
думал царь, раздавши ружья.
Да забыл он, между прочим,
что солдат рожден рабочим. <1917>
    
В 1917-М  СЛУЧАЙ  В АРТ-КАФЕ  "ПРИВАЛ  КОМЕНДИАНТА": "Б ы л о  э т о в  м а р т е  или апреле 1917 года. Программа вечера в «Привале» оканчивалась выступлением <Н.Н.> Евреинова(Николай Николаевич Евреинов: 1879—1953; — режиссёр, драматург) Аккомпанируя сам себе на рояле, он пел свои сатирические песенки. Финальным номером его выступления были политические частушки, которые он исполнял с хором, причем в хоре этом, как правило, участвовали те творческие работники, которые в данное время находились в «Привале»... Он залихватски выпевал свои частушки, а мы мрачно и уныло повторяли две последние строчки.

 Для этого номера Евреинов надевал поддевку, красную шёлковую рубашку и лакированные сапоги. Сидевшие за столиками в мрачном зале «Привала»... принадлежали к самым различным общественным прослойкам... <Евреинов и хор на эстраде спели>

Не печалься, гнев повыкинь,
Веселей будь, Горемыкин*, —
Для тебя да для царя,
Жаль поганить фонаря, —

 - заканчивал частушку Евреинов, и мы повторяли эти последние строчки.

Как-то, когда Евреинов, как обычно, лихо пропел свои две последние строчки... из-за ближайшего столика, за которым сидели два мрачных «прапора», поднялся один, тот, у которого левая рука была на черной перевязи, и, направившись к эстраде, правой рукой начал медленно расстегивать кобуру. Уже держа в правой руке револьвер, он крикнул: «Я эту сволочь пристрелю!»

Выстрел действительно раздался, но между произнесенной фразой и выстрелом на эстраде произошло стремительнейшее действие. Рояль стоял так, что одним боком он упирался в стену, а у другого его края стояли мы, унылый хор, так что, для того чтобы стремительно покинуть эстраду, нужно было найти гениальную мизансцену. Евреинов как-то прижался, напружинился и стремительным рывком кинулся животом на крышку рояля, проскользнул по ней и, как говорят акробаты, «пришел на руки».
 Унылый хор прыгнул прямо в зал, а мрачный «прапор», выстрелив вслед Евреинову, еще мрачнее сказал: «Все равно, сволочь, не уйдешь». Так закончился один из вечеров в «Привале комедиантов» в марте или апреле 1917 года. - Петров Н.В. "500 НА 50". Мемуары.
______

*Иван Логгинович Горемыкин (1839—1917) — русский государственный деятель, председатель Совета министров Российской империи (1906 и 1914—1916), последний действительный тайный советник 1-го класса (1916), поддерживал Распутина. Занимал враждебную позицию по отношению к Государственной думе и «прогрессивному блоку».

      
 ДЕМЬЯН  БЕДНЫЙ  (ЕФИМ ПРИДВОРОВ; 1883—1945).  «МЕСТ  БОЛЬШЕ  НЕТ»

Что Николай «лишился места»,
Мы знаем все без манифеста,
Но все ж, чтоб не было неясности,
Предать необходимо гласности
Для «кандидатов» всех ответ,
Что «места» тоже больше нет.
       *   *   *

П*У*Г*А*Л*О.  НАДПИСЬ  НА  ПАМЯТНИКЕ   АЛЕКСАНДРУ III*  В ПЕТРОГРАДЕ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917-го.

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

*Предпоследний самодержец всероссийский Александр III Александрович Романов (1845-1894)
_____________________________________________


ВЯЧЕСЛАВ  ИВАНОВИЧ  ИВАНОВ (1866—1949).  — ДИСТИХИ*

В с е  г о с у д а р и — н у л и. Но власть за ними — поставить
Цифры рядом с собой. Значить — зависит от них.

*Дистих — строфа, состоящая из двух не рифмованных строк (двустишие)по образцам греческого стихотворного размера - гекзаметра.
                ______________________

История показывает, что иногда случаются бывают ситуации, когда слишком большое количество проставленных царями нулей оборачивается против царей. И в обратной перспективе слишком большое революционных "нолей" приводит к воцарению нового - в сто раз худшего царя под титулом демократического президента.
   

СОВРЕМЕННАЯ  -  ИЗ ИНТЕРНЕТА -  ЭПИГРАММА    НЕИЗВЕСТНОГО   АВТОРА.

Хуже, чем Романовы, не было царей?!
                Глупый критик - дуралей!
Луноликий сталинок, -
На дверях висит замок здания -
"Культура", "Медицина", "Школа" тож.
Как, народ, теперь живёшь?
В масках ходит весь народ.
Бюрократ карман дерёт.

Нет народа: быдло есть. Конституция и Честь?!
Вечером хоть в петлю лезть. Утром - удавиться.
                Ах ты, цаца - птица!
КэГеБешник, он такой: душит мёртвою рукой.
__________________________________________________________


Рецензии
Обалденно, Светлана!
Вернуться надо на досуге...

Чтоб как хочется прошло у Вас Восьмое Марта,
И пусть лично Вам споют два любимых барда!

Владимир Утин   08.03.2023 17:37     Заявить о нарушении
Благодарю за комплимент! А то тут меня за эту подборку требовали чуть ли не к барьеру... И вам всего наилучшего вместе с приятным чтением!

Светлана Сангье   22.03.2023 21:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.