Реферат1143

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774


Дисциплина: Физическая культура
Реферат: Место физической культуры моей жизни (прошлое, настоящее, перспективы)

Новосибирск 2020

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1  ПРОЦЕСС САМОСОЗНАНИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 5
2  ВОСПИТАНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И СВОИХ СИЛАХ  8
3 ОЦЕНКА САМОГО СЕБЯ С ПОМОЩЬЮ СПОРТА  10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура и  спорт являются не только эффективным  средством физического развития человека, укрепления и охраны его  здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но и бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни такие ка:
– авторитет и положение  в обществе;
– трудовую деятельность;
– на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик;
– эстетических идеалов и ценностных ориентаций.
Причём это касается не только самих спортсменов, но и тренеров, судей, зрителей. Одновременно физкультура и спорт сами подвержены «обратной» связи со стороны других социальных институтов и явлений общественной жизни.
Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека.
В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются  как одно из важнейших средств  воспитания человека, гармонически сочетающего  в себе духовное богатство, моральную  чистоту и физическое совершенство.
Спорт – очень сложен и порой противоречив. Влияние его на становление личности не однозначно. Поэтому сами спортсмены видят в спорте, ценят в нём то одну, то другую его сторону. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают и осмысливаются спортсменами по-разному.
Спорт, вне всякого сомнения – одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых  человеку двигательных физических качеств. Но не только.
В процессе занятий  спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять  собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных и сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.
Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других.
Как, благодаря чему приходит к людям смелость, сила, быстрота и осмотрительность, умение не сдаваться  и радоваться победе других –  все  те лучшие волевые и физические качества? Роль спорта в воспитании «нового человека, гармонически сочетающего  в себе духовное богатство, моральную  чистоту и физическое совершенство»  велика и многозначительна, нелишне  привести здесь высказывания тех, кто  целиком посвятил себя этой деятельности и добился известных результатов, личных и общественных.
Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство – одна из прекраснейших ценностей жизни.
Все больше спортсмены, кроме  борьбы, столь характерной для  спорта, видят в нём искренность  отношений, дружбу и доброжелательность между людьми.
Спортивная, особенно соревновательная деятельность – личностно значима, трудна. Она  требует больших и физических сил. В жестоком соперничестве, безусловно, полнее и ярче, чем в обыденности, проявляется и всякая человеческая личность, и каждая черта характера.
Напряженнее выступают чувства, полнее проявляется воля. Именно, когда  тебе трудно, ты весь раскрываешься  в порыве. Следовательно, спорт для  человека – могучее средство самопознания, самовыражения, самоутверждения.


1 ПРОЦЕСС САМОСОЗНАНИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В спорте объект труда –  это сам спортсмен. Но сам  спортсмен – субъект труда. В любой  работе объект лежит вне субъекта.
Спортсмен совершенствует свою силу, выносливость, гибкость, т. е. себя самого, своё умение делать движения быстро, точно, сильно. Спортсмен работает над собой. Спорт – деятельность, где сливаются воедино субъект и объект деятельности.
Спортсмен есть одновременно и субъект  и объект собственной сознательной и целенаправленной деятельности. Из этого следует:
Во - первых, то, что спортсмен обязательно должен узнать о самом себе как можно больше, точнее и полнее. Это совсем не просто, не всегда интересно, иногда – страшновато. Это – работа трудная, кропотливая.
Спортсмен занимается самопознанием  по необходимости. Без самопознания ему не обойтись. Ведь он объект своего труда.
Важно приглядываться и прислушиваться к самому себе. Начинать надо с самого простого: как я себя чувствую? Утром. Днём. До тренировки и после тренировки. Как я себя чувствую, когда всё хорошо? А если плохо?
Конкретизируются вопросы, детализируются ответы. Человек анализирует, формирует самого себя, своё настроение, своё лицо на «людях». Возникают вопросы  и сложнее. Сто тысяч «почему». Почему я вялый? Почему не мог заставить себя сделать ещё усилие? Почему, если разозлишься, не чувствуешь, что устал? Почему одну попытку выполняешь технически правильно: сильно, быстро, точно, а другую - как новичок? Почему в зале это получается хорошо, а на стадионе хуже? Почему так здорово сделал, хоть и разминался мало?
На эти вопросы спортсмен  ищет ответы. Вспоминает, сопоставляет своё самочувствие и настроение с  результатом, анализирует, определяет причины, выводит следствия. В конце  концов, начинает понимать, почему иногда получается хорошо и почему не получается. Новая серия вопросов: как сделать, когда нужно?
Из постулата, что в  спорте объект и субъект слиты воедино, выводится второе следствие: спортсмен сознательно совершенствует самого себя как атлета.
Тут может быть множество уже специфически спортивных вопросов. Ответы на них разнообразны. « Надо развивать силу мышц – сгибателей большого пальца…» Это специально делал знаменитый спринтер Джесси Оуэнс, чтобы быстрее уходить со старта. «Надо рассчитать баллистическую кривую и на основе расчёта чуть изменить угол Выпуска снаряда…» Так поступают копьеметатели, чтобы на метр – полтора улучшить результат. « Надо перед зачётной попыткой предельно точно, чуть ли не идеально представить себе упражнение - проделать его мысленно у себя в голове…» К этому выводу пришёл замечательный наш гимнаст Борис Шахлин.
Имея на тот или иной случай прямой ответ, спортсмен начинает действовать. Он работает над развитием  силы, быстроты, выносливости, гибкости, над совершенствованием координации  движений – техникой выполнения упражнений.
Но не только этим, Он формирует умение действовать в полную силу, когда  не хочется, когда устал, когда робеет. Он учится управлять настроением, справляться  с чрезмерным волнением, властен, вызывать в себе состояние приподнятости, вдохновения – овладевает умением самоуправления, саморегуляции эмоций. Он делает всё это сознательно, чтобы достичь лучшего результата в соревнованиях. Глубже «регулируя» самого себя, человек, безусловно, становится совершеннее.
Совершенствуясь в спорте, человек совершенствуется всесторонне. Трудно сказать, в каком виде спорта больше.
Рядом психологических исследований установлено, что в ходе совершенствования  личности в разных видах спорта формируются и совершенствуются сами психологические процессы, на основе которых человек управляет собственными движениями.
 Речь идёт о приобретаемом в ходе занятий умении быть точным и без  секундомера отмеривать заданные отрезки  времени с отклонениями не более 1%, без зрительного контроля выполнять  движения точно заданной амплитуды  с заранее определённым усилием, с точным воспроизведением заданного  темпа или ритма.
Основу этой саморегуляции составляют натренированность мышечно-двигательных ощущений, чёткость работы центральной нервной системы. Вспомним коньки фигуристов.
Ширина лезвия обычно 3-4 миллиметра. При исполнении упражнений обязательной программы фигурист должен скользить либо на одно, либо на другом ребре конька.
Если он нарушит «рёберность», судьи накажут его за ошибку снижением оценки. Но сам фигурист, « катая школу», не может взглянуть на рисунок со стороны. Единственный источник, который подаёт ему информацию о положении конька - проприорецепторы стопы. Но суставная и мышечная чувствительность нужна не только фигуристу. Она важна при управлении современной техникой с её стремительными скоростями.
Умение предвидеть возможные неожиданности, чтобы  быть к ним готовыми, точно и  быстро реагировать называют антиципацией.
В спортивной деятельности значение антиципации проявляется  особенно ярко. Различные уровни антиципации позволяют спортсмену:
– заранее готовить мышцы к предстоящей работе путём оптимизации их тонуса;
– создают условия для возобновления, восстановления, закрепления заученного действия – двигательного навыка;
– сокращать время реакции, уменьшать величину пространственной и временной ошибок, своевременно и точно выполнять движения;
– слаженно и скоординировано выполнять сложные двигательные действия; разгадывать замыслы противника; согласовывать свои действия с действиями всей команды.
Антиципация крайне необходима, она успешно совершенствуется у человека, занимающегося спортом. Антиципация, в частности, предполагает умение быстро и точно, в короткие промежутки времени увидеть и оценить сразу несколько сигналов, мгновенно принять правильное решение. Эти замечательные качества развивают спортивные игры - баскетбол, волейбол и другие.
Способность удерживать статическое  и динамическое равновесие, связанное  с устойчивостью вестибулярного аппарата, необходима морякам, лётчикам. Такую способность развивают  гимнастика, аэробика, борьба. Следовательно, спорт может и должен избирательно использоваться для улучшения профессиональной подготовки людей.
Возможность использования  средств самосовершенствования  в воспитании людей, подготовке их к  труду заключается в самой  специфике спорта как вида деятельности. Развитие у человека жизненно важных физических и двигательных качеств, совершенствование психических  процессов, начиная от относительно простых, на уровне психомоторики, и  кончая наиболее сложными, интеллектуальными, на уровне мышления и воображения, - это забота о человеке, о его здоровье и работоспособности.

2  ВОСПИТАНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И СВОИХ СИЛАХ

В спорте точнее, чем в  любом другом виде деятельности, можно  сказать, кто есть кто. Этому способствует, во-первых, достаточно дифференцированная система спортивной классификации: 2 и 1 юношеские разряды; 3, 2, 1 – взрослые, кандидаты в мастера спорта, мастера  спорта, мастера спорта международного класса и, наконец, заслуженные мастера  спорта. Однако спорту важно не только и не столько то, что определило уровень мастерства, ценнее другое – что может сделать сам спортсмен  для своего развития и самосовершенствования.
В любой заданный отрезок  времени спортсмен знает, на что  он способен. Более того, если он сопоставит, что получалось полгода назад  и что теперь, то материал для  оценки становится более действенным – определяется эффективность проведённых  тренировок, выполненной работы, затраченных  усилий.
Значит, в любой момент спортсмен знает, до какой ступени  спортивной лестницы он добрался, сколько  времени и энергии он затратил на весь подъём и сколько – на переход  от предыдущей ступеньки к новой. Он может планировать, когда и как достигнет следующей, может заглянуть дальше и прикинуть путь к более высокой ступени, о которой мечтает.
Спортивная деятельность позволяет, таким образом, ставить  конкретные перспективные и промежуточные  цели, контролировать движение, оценивать  свою деятельность в связи со сроками  достижения промежуточных целей  и степенью приближения перспективной.
Эта особенность спорта оказывает  определённое влияние на формирование тех черт характера человека и  особенностей личности, которые обычно не учитываются людьми, по специфике  профессии не думающих о том, как  спорт влияет на формирование человека. Имеется в виду развитие у личности уверенности в себе и своих  силах, развитие возможностей достижения намеченной цели.
Существует большая опасность слишком  быстрого роста спортивных результатов.Во-первых в том, что спортсмену излишне легко даются начальные ступеньки. Новичок не осознаёт, что без большого труда, порой предельного физического, волевого и эмоционального напряжения нет по – настоящему значительных результатов в спорте.
Когда легко, он не думает об этом, не закаляет свою волю. А ведь основное средство формирования волевых качеств – преодоление трудных и всё усложняющихся препятствий на пути к поставленной цели.
Умение генерировать необходимое волевое усилие формируется с самого начала спортивной биографии. По дороге к спортивным вершинам столкновение с препятствиями неизбежно. Спортсмен должен чувствовать и знать, что спорт - не лёгкая забава, а трудное дело.
Во - вторых, скоротечные успехи, особенно если в их основе нет настоящего труда, могут привести к утрате самокритичности. Желанные цели будут казаться легко досягаемыми, на самом же деле это далеко не так. Есть немало людей, которые за год проходили путь от новичка до перворазрядника. Многие потом на этом уровне застревали. Немногие шли дальше и быстро становились мастерами. К сожалению, чемпионы и рекордсмены из таких, как правило, не получались.
Таким образом, спорт может  формировать у человека столь  необходимую ему в жизни уверенность  в себе, в своих силах, преобладающий  положительный и стенический эмоциональный фон, оптимизм. Как черту характера.
Влияние спорта на развитие этих черт личности во многом связано с организацией всего процесса обучения, воспитания и тренировки спортсмена и особенно с определением перспективных и промежуточных целей, с оценкой деятельности спортсмена на каждом участке его пути к вершине спортивного успеха. А оценка эта даётся многими людьми.

3 ОЦЕНКА САМОГО СЕБЯ С ПОМОЩЬЮ СПОРТА

Каждый человек – частица  коллектива. Совершенно естественно, что  как таковой он оценивается обществом, коллективом в первую очередь  по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции  выполняет.
Однако это оценка, особенно применительно к людям молодым, хотя не к ним одним, основывается не только на том, что и как сейчас делает человек, что он уже даёт обществу, но и на том, что сможет дать в  будущем, каковы его потенциальные  возможности и перспективы.
На то, что и как делает человек и  на то, что и как он собирается делать, очень влияет осознание им той конечной цели, которой он хочет  достичь.
Эта цель в психологии называется уровнем притязаний человека. Значит, уровень притязаний – то, к чему человек  стремится, чего хочет, на что, по его  собственному мнению, имеет право.
Уровень  притязаний становится тем необходимым  условием, которое побуждает человека к деятельности и определяет постановку конкретных целей в ней.
Самооценка оказывает  влияние на многие и многие сферы  жизни. В связи с ней формируется, и проявляются в поведении  и деятельности главные отношения  человека, определяющие его ценность как члена общества: отношение  к самому себе, к другим людям, к  обществу, к труду.
Конечно, система  ведущих, главных отношений человека определяется не только самооценкой, но и другими социальными условиями  и факторами. Тем не менее, нет  оснований пренебрегать ролью самооценки. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе влияние противоположных - полярных - самооценок на черты характера  человека, определяющиеся основными  его отношениями.
Если человек оценивает  себя в целом не очень высоко, ему сложно развить и проявить такие черты характера, как самолюбие, гордость, самомнение, требовательность, критичность, активность, творчество, ответственность в отношении  к труду.
 У человека с низкой самооценкой  скорее проявляется скромность, застенчивость, терпимость, пассивность. Наоборот, человек, высоко себя оценивающий, может быть склонен к проявлению честолюбия, тщеславия, эгоцентризма, малой самокритичности, но большой критичности к другим, заносчивости, склонности к лидерству в общении и в деятельности, активности, к отсутствию боязни ответственности и других подобных черт характера.
Спорт для человека, им увлечённого, – дело любимое, значимое, жизненно важное. Поэтому общая самооценка спортсмена очень часто базируется на оценке им преимущественно своих спортивных возможностей, результатов, способностей и перспектив.
Добившись определённых успехов в спорте, человек начинает с уважением относиться к самому себе. Высоко оценив себя как спортсмена, он переносит эту оценку на себя как на личность, как на члена общества.
Спорт способствует тому, что формы и оттенки поведения и общения человека становятся шире, богаче.Совершенствуемое в ходе занятий  спортом умение быть с людьми, взаимодействовать  и общаться с ними переносится  на другие сферы жизни и деятельности.
Правильное поведение  и способы общения, воля, способность  к саморегуляции, адекватный уровень притязаний и верная самооценка могут возникнуть с большей вероятностью тогда, когда спорт и спортивная деятельность не рассматриваются как самое главное, как самоцель.
И пусть победа на первенстве страны, мира, на Олимпийских играх, установление рекорда требуют колоссальной затраты энергии, волевых напряжений, стойкости, мужества, отваги, вполне сопоставимых с теми деяниями человеческими, которые принято называть подвигами, пусть так. И всё - таки рекорд – не для рекорда, победа – не только, чтобы убедиться, что сильнее соперника. Спорт, спортивная работа, победы – средство, а не цель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что физкультура и  спорт не только являются средством  укрепления здоровья человека, его  физического совершенствования, рациональной формой проведения досуга, средством  повышения социальной активности людей, но и существенно влияют на другие стороны человеческой жизни, в первую очередь на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества.
В работе было рассмотрено, как физкультура  и спорт влияют на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли, нравственно – этическое воспитание. Было изучено влияние спорта на вырабатывание уверенности в себе и своих силах.
Физическая культура и спорт всегда были, есть и будут неотъемлемой частью жизни человека, начиная от детского возраста, будь это физкультура или игры и до конца жизни человека.
С каждым годом все больше людей  начинают заниматься спортом, вне зависимости от того какой цели они хотят достигнуть
Год от года спорт становиться  сложнее, умнее, интереснее, а активный интерес к спорту проявляет всё  большее число людей. А значит – доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно  возрастает.
 Одних людей влечет в спорте слава, известность, других – желание стать сильным и смелым, третьих – желание соревноваться, побеждать.
Мир спорта широк и многообразен. Приобщаться к нему необходимо. Главное иметь огромное желание и заинтересованность принимать помощь, знания, умения, совершенствоваться в достигнутом, чтобы подняться к высотам мастерства, расти сильным смелым и здоровым.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Барчуков, И.С. Физическая культура / И.С. Барчуков. – М.: Академия, 2017. – 304 c.
2 Гришина, Ю.И. Физическая культура студента: учебное пособие / Ю.И. Гришина. - РнД: Феникс, 2019. – 283 c.
3  Дьяконов, И.Ф. Основы здорового образа жизни для всех / И.Ф. Дьяконов. – СПб.: Спецлит, 2018. – 126 c
4  Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. – Рн/Д: Феникс, 2017. – 352 c.
5    Коробков А. В. Физическое воспитание. / А. В. Коробков, В. А. Головин, В. А. Масляков  – М.: Академия, 2018. – 212 с.
6   Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. - М.: Академия, 2018. – 288 c.
7 Физическая культура студента: учебник/ под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарион, 2017.


Рецензии