Кометобоязнь

     Открытия астрономов, геологов и палеонтологов в 17-18 веках привели к тому, что у образованной публики появился страх перед апокалипсисом как чисто физическим явлением, никак не связанным с религией, моралью и воскрешением.
     Самыми распространенными сценариями были охлаждение Солнца и Земли («вымерзание») и столкновение Земли с кометой («разрушение»).
     В 1773 году французский астроном де Лаланд применил математические методы для расчета вероятности столкновения кометы с Землей. Значение получилось небольшим: 1/76,000. Газеты однако поспешили подать научную новость как сенсацию. И это привело к панике в Париже.
     Лаплас позднее писал: «Человек так склонен к боязни, что мы видели в 1773 г., как после простого извещения о мемуаре Лаланда, где он перечислил те из наблюденных комет, которые могут ближе всего подойти к Земле, в Париже распространился сильнейший страх, передавшийся затем всей Франции».
     Однако и сам Лаплас внес немалый вклад в «кометобоязнь», нарисовав в своем «Изложении системы мира» (1796) впечатляющую картину гибели биосферы в результате столкновения Земли с кометой:
     «Для столкновения двух тел, столь малых в сравнении с необъятным пространством, в котором они движутся, нужно такое необыкновенное стечение обстоятельств, что не может возникнуть разумного опасения в этом отношении. Однако малая вероятность такой встречи, накапливаясь в течение многих лет, может сделаться очень большой. Легко представить себе действие такого удара о Землю. Ось вращения и вращательное движение Земли изменятся. Моря покинут свои прежние места и устремятся к новому экватору. Большая часть людей и животных потонут в этом всемирном потопе или погибнут от сильнейшего сотрясения, испытанного земным шаром. Какие-то виды живых существ погибнут целиком. Все сооружения, созданные деятельностью человека, разрушатся. Вот каковы бедствия, которые произвел бы удар кометы, если бы ее масса была сравнима с массой Земли. Мы видим из этого, почему Океан покрывал высокие горы, на которых он оставил неоспоримые следы своего присутствия. Мы видим, почему животные и растения юга могли существовать в северных странах, где находят их останки и следы. Наконец, становится объяснимым недолгий срок существования культурного мира, несомненные памятники которого не старше пяти тысячелетий».
     Во второй половине 19 века, в связи с популяризацией астрономии, «кометобоязнь» усилилась. «Гибель мира» и «Последний человек» нередко встречались в названиях романов и стихотворений. Среди примеров – «Гибель мира» («Омега, или Последние дни мира», 1893) Камиля Фламмариона, «Гибель мира» («Der Weltuntergang», 1892) Чарльза Блунта и Рудольфа Фальба. Последняя книга была посвящена неизбежному столкновению Земли с «дикой кометой», назначенному авторами на 13 ноября 1899 года.
     Светопреставление было популярной темой. И все это послужило фоном (контекстом) для изображения «конца мира» в чеховской «Чайке» (1895-96).


Рецензии