Происхождение

Вот – вопрос вопросов – что такое человек? Откуда он взялся? Каждый для себя так или иначе его решает. Ведь нет ничего интереснее этого –  понять откуда мы  и зачем, и почему такие, какие есть.
Первый ответ:   Бог сотворил, по образу своему и подобию. Самый оптимальный. Правда-правда! Я не шучу! Такой ответ даёт твёрдую опору в жизни и подразумевает – следуй заветам Божиим – и проживёшь жизнь достойно. И попадёшь после смерти в Рай. Хорошо-то как! Трудно-то как! Всю жизнь себя ломать, всю жизнь мучиться – ради жизни иной, на небе. А оттуда никто не возвращался. А вдруг там ничего и нет, после смерти? Ох, тяжелый вопрос.
Второй ответ: Мы произошли из животного мира, как следствие ряда мутаций и закрепившего их естественного отбора. Произошли и всех своих животных противников превзошли – и теперь цари природы! Какие-то больные и убогие, в общем, цари. Страдающие сами и мучающие вокруг себя весь мир.
Всеми своими потрохами я бы с радостью проголосовал за первый вариант. Но. Будь сейчас хотя бы конец 19-го века, а не начало 21-го. И живи я не в России. Очень уж много за последние сто с лишним лет произошло здесь разочаровывающего. Разочаровывающего в самой человеческой сущности. Обнажающего её животную, низкую, обезьянью основу. Грустно-грустно, вай-вай-вай… В стране, где властвуют безумно хапающие и трахающиеся бабуины, которые речь-то человеческую используют только для охмурения или запугивания своих соотечественников, говорить о богоподобности человеческой… Не-а.
Посему обратимся к гипотезе Чарльза  Дарвина, развитой Фридрихом Энгельсом.
Жила-была обезьянка среди крон тропического леса. И было ей хорошо. А потом случилось страшное – более сильные и наглые обезьяны выжили её из тропического рая и пришлось ей приспосабливаться, вместе с такими же изгоями к жизни на земле. И, чтобы с большего расстояния лучше видеть врагов-хищников, пришлось ей встать на задние лапы. Или, как вариант, бродить по речному или озёрному мелководью, добывая в тёплой водичке разные съедобности, опять же на задних лапах. Вот у неё передние лапы-то и освободились. И стали не бегалками-прыгалками-хваталками, а специализированными манипуляторами. При помощи которых она уже начала потихоньку заниматься предметной деятельностью – лапа с зажатой в ней палкой  достанет ведь куда дальше, чем пустая лапа. Изменившийся функционал конечностей потянул за собой изменения мозга.
И ещё – всё это происходило в стае. Обезьянки – животные стайные. Одному, такому слабому животному не выжить. Вот они вместе и выживали, и друг у друга обезьянничали. Неприспособленные непрерывно вымирали, а приспособленные оставляли потомство – и так миллионы лет. Ловкая лапа постепенно стала рукой, да и мозг тоже очень сильно подрос – дабы соответствовать вызовам времени, так сказать.
И, в какой-то момент, какая-то гениальная шерстистая голова придумала не просто пользоваться теми палками и камнями, что природа матушка вокруг разбросала, а обрабатывать их, придавая им нужную форму. А другая не менее гениальная – объединить палку и камень в единый инструмент. А потом остались сущие мелочи (хи-хи-с) – научиться пользоваться огнём и говорить.  Орудийная деятельность, огонь и членораздельная речь – оп-па! А ведь это уже человек!
По Энгельсу – членораздельная речь возникла, как способ координировать  действия на групповой охоте и при совместном труде.
Рука и орудийная деятельность потащили за собой мозг, а увеличившийся мозг дал возможность создать и освоить речь в процессе совместного труда.
Т.е. - труд создал человека.
Большие мозги – это замечательно, но очень трудно было самочкам рожать детёнышей с большой головой и многие при родах помирали. Потом приспособились: попа у мам  стала пошире, а детки начали рождаться недоразвитые и,  значит,  более мелкие, а мозги – потом дорастали.  И, тут выяснилось – долго развивающийся после рождения мозг – это не только беспомощность младенца – это ещё и возможность подстроить этот мозг в процессе роста и развития к окружающей среде. Человеческий детёныш – идеальный приспособленец! Он не просто приспосабливается – он буквально выстраивает в своём растущем мозгу структуры необходимые для выживания в данной местности, данном климате, данной конкретной семье, данном обществе.  Родившись среди людей – ребёнок приспосабливается быть человеком. Попавши в младенчестве в волчью стаю, он приспособится быть волком. Были примеры. Он будет выть и визжать, бегать на четвереньках и чесать ногой у себя за ухом. И,  даже угодив опять к людям, человеком в полном смысле уже не станет – основные структуры мозга уже сформированы – момент для очеловечивания уже упущен. Оп-па! Так выходит труд когда-то создал человека не окончательно и навсегда, а только при условии воспитания ребёнка людьми и научении его ими говорить, жить и трудиться в обществе. У ребёнка, получается, есть человеческие задатки, а вот как они реализуются – зависит от обстоятельств. 
И тут – (следите за руками я сейчас покажу вам фокус!) становится ясна одна из причин гибели Советского Союза!
Тысячелетиями чтобы выжить людям надо было много трудиться и дети  наблюдали, как трудятся взрослые буквально с младенчества, а чуть начав ходить, уже начинали выполнять в семье какие-то посильные работы –  и, так по нарастающей, до полного освоения всех необходимых в данной среде трудовых навыков. Дети крестьян и ремесленников формировались производительным трудом, а дети правителей и дворян – управленческим трудом и военным.
А потом настали интересные времена, когда родители начали трудиться вне семьи и трудовые навыки непосредственно в семье передаваться перестали. И только жесточайшим воспитанием и принуждением (у бедных от нужды, у богатых по традиции) к учёбе и труду в детях продолжали формировать необходимые деловые и волевые качества. Естественно, первыми ощутили неладное богатые (у них возможностей баловать своих детей было больше) – дети людей, прогрызшихся зубами наверх, что-то слишком часто стали просто проматывать и деньги, и власть,  доставшиеся им по наследству. Какие-то некачественные стали получаться.
Но окончательно прояснил ситуацию великий социалистический эксперимент Советского Союза. Детский труд был запрещён. Достаток всех!!! семей к шестидесятым-семидесятым годам достиг такого уровня, что экономическая необходимость в детском труде практически отпала. Разве что в деревнях на огороде – но это уже у меньшинства населения.  Учитесь детки – вот ваш труд! А уклониться от напряженной учёбы – можно было запросто. Просто ходить в школу и имитировать учебу. Или даже не имитировать.  Нет нужды – нет стимула! А родители заняты! Отдельно от детей. И давить и принуждать деток у них часто нет сил и времени, да и особо неохота - жалко (и - главное - нет экономической необходимости!). Вот и выросло поколение которым труд мозги не сформировал – люди вроде, но с сильным уклоном в инфантильность, в потребленчество, надеющиеся малыми усилиями поиметь сладкую жизнь за чей-то счёт. За счёт государства ли, родителей, других людей. Среди правящей верхушки этот процесс пошел на поколение раньше. И, в девяностых, верхи и низы, слившись в экстазе, рванули за великой капиталистической халявой. Ну, ладно, наверху - твари, возжаждавшие стать сверхпаразитами, – а внизу? А внизу – люди с недостроенным в детстве мозгом. Не трудились в детстве и вышли недоделанными  - не хомо сапиенс-сапиенс, а просто сапиенсы – один раз.
Труд – создаёт человека – в каждом поколении – отсутствие труда в детстве, в период формирования мозга, делает развитие человека неполным.
По-моему – тут есть над чем подумать.


Рецензии
Вдохновил на эксп, молодец, Коля!

Сидят две обезьяны на ветке дерева под тропическим ливнем. Одна – с заячьей губой, другая – с оттопыренной нижней, которая спрашивает подругу:
– Почему в меня капает, а в тебя нет?
Под деревом сидит тигр, задумчиво замечает:
– Хорошо, что – дождь, обезьяны бананами перестали кидаться.
За стволом дерева прячется антилопа:
– Дождь – это хорошо, не надо от тигра убегать.
Поодаль, под летающей тарелкой, стоят зелёные человечки, совещаются:
– Ну, допустим, разговаривать мы их уже научили. А когда они укрытие от дождя строить начнут? Ветки и колья им чуть ли не под нос накидали, чертежи на всех деревьях развесили...
– Даже показали – как. Образец вон рядом стоит, а они все под деревом мокнут.
– Да, что-то пошло не так.
:)
Гоша.

Сплиногрыз   09.08.2023 02:27     Заявить о нарушении
Ох, Гоша, что-то очень сильно пошло не так. Спасибо. А в твоём экспе все правильно - научить без внутренней мотивации или же без жесточайшего принуждения (страхом, болью или голодом) тому, что не связано с прямой биологической потребностью, наверное нельзя.

Николай Попов 7   09.08.2023 09:33   Заявить о нарушении
Всё правильно, Коля, без стимула и мотивации – никуда дальше и выше.
Однако, читай продолжение:
... Закончив совещание, зелёные человечки сокрушённо и разочарованно покачали своими антенными-рожками, собрали свои манатки и улетели...
Вернулись они ооочень не скоро, но на то же самое место. Раньше всё как-то недосуг было, да и своих забот хватало: там между враждующими галактиками конфликт уладить, сям в своей галактике развести в стороны скопления звёзд, чтобы не спалили друг друга.
На ветке дерева под дождём, под деревом и за его стволом сидели герои повествования, но молча.
– Ну, вооот, даже разговаривать разучились. Больше сюда не прилетим. – заметил один зелёных. Остальные готовились к старту...
А это время, поодаль прячась за другим деревом, щёлкал фотокамерой уфолог, предвкушая сенсацию и огромные гонорары за фоторепортаж:
– Ну, если и в этот раз не поверят, то раскошелюсь на цветную плёнку... Постойте, братья по разуму, не улетайте! Ну, куда же вы?..
:)

Сплиногрыз   09.08.2023 10:53   Заявить о нарушении
* один /из/ зелёных

Сплиногрыз   09.08.2023 10:58   Заявить о нарушении
"Не братья вы нам, а вышедшие из-под контроля биороботы!" - ответил зелёный человечек и прицелился из дезинтегратора.))) А в это время ракета комплекса С-800 уже устойчиво навелась на тарелку...

Николай Попов 7   09.08.2023 11:27   Заявить о нарушении
– Не верю! Фейк какой-то. Что-то не похоже на зелёных. Они такооого себе никогда не позволяли! Они же – миротворцы! Целые галактики по углам ринга разводили... – сокрушённо посетовал Кузнечик из созвездия Близнецов.
– Ну да, так разводили, что потом от тех галактик – только пыль столбом и дым коромыслом по всему космосу – иронично возразила Медуза из созвездия Рыб.
– Эти с лысой кожей не зелёные двуногие – тоже хороши: чуть что, – сразу в чужих на себя непохожих стрелять. А поговорить не судьба? – промурлыкала Кошка из созвездия Ориона...

И все трое наблюдателей вновь уткнулись в экран Галактической связи с технически отсталыми цивилизациями...

Сплиногрыз   09.08.2023 12:48   Заявить о нарушении
Компьютерный суперразум, обеспечивающий галактическую связь, покровительственно улыбнулся: растут детки, умнеют...

Николай Попов 7   09.08.2023 12:59   Заявить о нарушении
– Зазнался... – резюмировал Великий Программист Всея шестерёнок и Турбинных лопаток в Вакууме, – надо бы ему кой-чо в мозгах поправить...))

Сплиногрыз   09.08.2023 13:52   Заявить о нарушении
– А тебе, ни разу не заметный, команду не давали... – снисходительно и по-отечески заботливо прошептал на ушко Некто Невидимый Неосязаемый и Вездесущий.

Занавес.

Как ты думаешь, Коля, стоит ли скомпоновать эту пьесу в прои и опубликовать?
Кому и где – вопрос обсуждаемый, если да.

Сплиногрыз   09.08.2023 14:24   Заявить о нарушении
Давай ты! Я щас другую тему грызу. Уже год в зависании - то вроде двинусь, то опять...

Николай Попов 7   09.08.2023 16:54   Заявить о нарушении
Ссылку на твоё соавторство в прои помещать?

Сплиногрыз   09.08.2023 18:26   Заявить о нарушении
Нет. Там до пьесы, как до Китая... Сорок раз переделаешь ещё. Не на что ссылаться.) Работай, негыр!

Николай Попов 7   09.08.2023 20:08   Заявить о нарушении
– Слушаюсь, Масса!
*НегырЪ с согбенной в поклоне спиной, заунывно и навзрыд напевая жутко печальный блюз, пошёл окучивать ананасы и подвязывать бананы на фазенде.*))

Сплиногрыз   09.08.2023 21:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.