Может ли человечество решить все проблемы?

Эссе на тему

«Может ли человечество решить все глобальные проблемы?”

Кривуша Николай Викторович, Минск, 2021




Человечество зашло далеко в своём развитии. Мы наблюдаем развитие во многих сферах человеческой жизни: медицина, технологии, право, политика, религия. Методы и инструменты, которые использует современный человек, разительно отличаются от того, чем пользовались люди 100 лет назад или 1000 лет назад. Взять, к примеру, обыкновенный калькулятор. Даже им в последнее время уже мало кто пользуется, поскольку на место отдельного устройства пришёл персональный компьютер, в котором калькулятор является лишь одной из многих функций. В античности калькулятор был отдельным сложным устройством, принципы работы которого были непостижимы огромному количеству живущих тогда людей. Идея калькулятора развивалась, устройство становилось компактнее, доступнее для многих. Сложные механизмы из шестерен и зубчатых передач со временем заменились электроникой из, сначала электронных ламп, а затем — полупроводников. В современном представлении калькулятор выглядит как виртуальное, не существующее в виде отдельной физической сущности, устройство, которое «живёт» внутри виртуального пространства компьютера. Идея калькулятора не сильно сложна, не смотря на сложность и объёмность математики, которой он служит. Небольшое по сложности устройство прошло огромный путь в совершенствовании. Из большой и тяжёлой суммирующей машины Паскаля калькулятор превратился в виртуальную бестелесную сущность. Функции он выполняет всё те же, однако физически представлен по-иному в объективной реальности мира вещей. Стоит сказать, что его устройство усложнилось. Теперь он стал частью очень сложной машины, состоящей из миллиардов деталей взаимосвязанных между собой по определённым строго заданным правилам. Если одна из деталей перестанет работать, то велика вероятность того, что и вся машина и калькулятор вместе с ней окажутся неработоспособными. Другое дело — сумматор Паскаля, в котором, например, одно из колёс может оказаться поцарапанным, что приведёт к тому, что цифра на колесе станет менее разборчивой. Человек всё равно сможет считать результат вычислений с циферблата, хотя человек будет сомневаться, например, получилось ли в результате число 3,38 или 3,33 (не такая уж и большая разница в конечном счёте). Однако царапина на поверхности, скажем, центрального процессора компьютера, который при площади в 3...4 квадратных сантиметра может содержать до 20 миллиардов транзисторов, скорее всего окажется фатальной как для самого процессора, так и для всей машины в целом. Таким образом видно, что процесс эволюции приводит к усложнению систем и их структуры. Усложнение ведёт, как правило, к появлению ещё большего количества возможных потенциальных проблем и сложностей. Вычислительные счёты мало зависят от чего бы то ни было в мире, главное — чтобы они хранились в прохладном не сильно сухом и не сильно влажном месте, чтобы их не ели насекомые, питающиеся древесиной, и чтобы на них не попадали прямые солнечные лучи. В то же самое время современный компьютер, внутри которого живёт современный виртуальный калькулятор, зависит от множества вещей в мире. Ему важно, работает ли электростанция, вырабатывающая электричество, работает ли в стране система электропередач, работают ли другие узлы и системы внутри системного блока, работает ли операционная система, работает ли оперативная память и достаточно ли её для выполнения расчётов. Мир усложняется, человечество изобретает новые и новые устройства и инструменты. От примитивнейшей палки, которую когда-то предок человека впервые взял в руку, мы дошли до Большого адронного коллайдера в Женеве, который, по сути, также является инструментом, однако куда более высоких порядков сложности, преследующий куда более высокого порядка сложности понимания цели своего применения. Всё более и более человеку интересно как устроен окружающий его мир. И интерес этот всё в меньшей степени подпитывается текущей физиологической необходимостью (как то разбить орех палкой, чтобы узнать, а есть ли там внутри чем полакомиться). Всё более человек увлечён ответами на вопросы: «А что там?», «А как устроенны вселенная, пространство и время, в котором мы живём?»

И вот мы встаём перед следующей проблемой: в тенденции всё увеличивающейся сложности инструментов, которыми вооружает себя человек, в условиях всё более усложняющихся по своей структуре и функциям социальных институтов, усложняющихся по тем же критериям взаимоотношений между людьми, между городами и государствами, в условиях всё увеличивающегося числа возможных потенциальных проблем, сложностей и сбоев, в условиях колоссального расширения информационного облака, которое уже никогда не постичь одним человеческим умом, может ли человечество решить все назревающие и уже созревшие проблемы в обществе, политике, культуре, религии, природе и мире? Тут же мы зададим другой вопрос: способен ли человек разработать способ и метод решения всех этих проблем? И, в конце концов, будет ли это именно решение, или человек способен, скажем, предупредить дальнейшее развитие и усугубление проблем, и, каким-либо образом, развернуть вспять развитие текущих проблем?

 

Давайте кратко рассмотрим список всех текущих глобальных проблем, назревших перед человечеством на момент января 2021-го года:

- глобальные проблемы экологии, загрязнение окружающей среды, деградация биоразнообразия;

- угроза глобальной планетарной войны с потенциальной возможностью уничтожения планеты и всего живого на ней;

- неравномерное развитие стран, в частности, проблема отсталости стран третьего мира от среднего мирового уровня развития;

- глобальное изменение климата, глобальное потепление, загрязнение атмосферы, океанов и морей, парниковый эффект, озоновые дыры;

- проблемы здоровья человека, проблемы сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний, СПИДа, депрессии, пограничных состояний и психологических заболеваний;

- демографическая проблема, перенаселение планеты, голод, жизнь в трущобах;

- исчерпание природных ресурсов (нефть, питьевая вода, природный газ, древесина, уголь, цветные металлы);

- угроза развития недружелюбного искусственного интеллекта, обладающего потенциальной возможностью уничтожения человечества;

- угроза космических объектов (метеориты, астероиды);

- социальное неравенство между богатыми и бедными, неграмотность и общая осталось уровня жизни бедного населения, возрастающая безработица;

- преступность, насилие, организованная преступность, терроризм.

 

Всё представленные проблемы или продолжают развиваться и усугубляться (к примеру, демографическая проблема), или имеют перманентный угрожающий характер для человечества (угроза столкновения Земли с астероидом), таким образом, остаются нерешёнными, но потенциально угрожающими. Пока мы занимаемся нашими делами и ведём с вами дискуссию, в космосе к планете Земля может приближаться опасный астероид, который, к примеру столкнётся с Землей в 2022-м году, или же этого может не случиться в течении многих тысяч лет. Такого плана гипотетические проблемы, несомненно, пугают, однако есть множество проблем, которые ухудшают качество жизни миллиардов людей уже сейчас живущих на Земле, и, потенциально, ухудшат жизни ещё многих родившихся поколений.

Что же человечество может предпринять для их решения? Давайте с вами попробуем порассуждать и привести несколько возможных инструментов и подходов, могущих поспособствовать устранению развития имеющихся проблем и предотвратить появления принципиально новых проблем.

1. Глобализация. Глобализация — это хорошо. Для демонстрации этого утверждения проведём мысленный эксперимент с утрированием. Представьте себе многоэтажный многоквартирный дом в котором течёт крыша. Дождём заливает квартиру одной семьи, далее из этой квартиры заливает квартиру соседей снизу. Соседи снизу не знают о проблеме с крышей, а потому сетуют на соседей сверху. В данном случае помимо основной первопричиной проблемы технического характера, мы видим как начинает вырастать на ровном месте проблема взаимоотношений, а всё потому, что дом имеет разделение на квартиры и семьи, каждая из которых живёт «автономно» в своём маленьком замкнутом на себе самом мире. Воздействие на такой автономный мир извне воспринимается часто как прямое воздействие без учёта возможности того, что оно могло быть вызвано третьими силами, над которыми не властны те люди, со стороны которых пришло воздействие. Также в этом многоквартирном доме семьи могут сомневаться в том, что нужно чинить крышу, так как дом принадлежит государству, а значит это именно государство должно заниматься решением технических проблем с жилищным фондом. Также имеет место эффект свидетеля — когда каждый из наблюдающих проблему думает, что поможет кто-то другой из наблюдателей, и, по итогу, не помогает никто. Если же представить, что в многоэтажном доме имеется всего одна квартира, что в этой квартире проживает только одна семья и, что дом находится в частном владении этой семьи, таким образом, что каждый член семьи чувствует свою личную заинтересованность в качестве своей жизни, то можно с уверенностью сказать, что при возникновении технической проблемы с крышей, эта проблема будет очень быстро и однозначно определена, выявлена, и, вероятнее всего, очень быстро устранена. В глобальном мире, где каждый чувствует себя значимым и существенным, где каждый помогает каждому, в таком мире жить легче и увереннее. Замкнутые сообщества часто, как мы знаем из истории, благоприятствуют развитию жёстких авторитарных диктатур, в которых людям живётся несладко. В современном мире ярким представителем такого государства является Северная Корея. Утрируя, мы можем представить молодую семью с мужем диктатором (пусть это не совсем толерантное и культурно корректное, однако идеологически верное и знакомое многим клише), который избивает и терроризирует жену, у которой, положим, нет ни родственников ни друзей, которым она может рассказать о проблеме, и которые могли бы заступиться за неё. В обществе открытом, где каждый видит каждого и каждый имеет влияние на каждого, такая ситуация немыслима. Именно поэтому глобализация должна расширяться, всё большее и большее количество стран должны вливаться в международное сообщество открытых свободных здоровых центристских демократий, где власть жёстко контролируется как самим обществом, так и всемирным сообществом таких же здоровых государств, в которых власть не имеет возможности выродиться, так как наблюдаема, проверяема, используема и верифицируема.

2. Социальная и общественная инженерия, устойчивое развитие. В данном случае мы можем вспомнить идеи Жако Фреско. Как любой инженер, Жак утверждает, что разумно функционирующая система немыслима без предварительного разумного и осознанного дизайна. Контраргументом данному мировоззрению может быть идея о том, что естественное развитие всегда и во многом лучше искусственного, якобы, естественная эволюция всегда выигрывает в своём совершенстве перед искусственным дизайном. Однако стоит помнить о том, что в ходе естественной эволюции, к примеру, появились биологические вирусы, основная цель жизни которых — это собственное выживание даже ценой уничтожения среды собственного обитания, что неминуемо приведёт к вымиранию всей популяции себя же. Для человечества, которое очень похоже на вирус, это неприемлемо, так как среда нашего обитания — планета Земля, и мы — люди — тесно взаимосвязаны между собой. Мы даже можем сказать, что в данном тесном симбиозе, мы, люди, находимся в зависимом положении, так как нашей планете, по сути являющейся куском неживой материи, камнем, ничего не станет от исчезновения людей, однако люди не выживут при исчезновении Земли. Таким образом, вторя идеям Фреско, стоит относиться к обществу и человечеству как к системе, и стоит понимать, что, как и любую систему, эту тоже можно конструировать «на чертежной доске». К примеру, система отходов в некоторых государствах развита таким образом, что 100% отходов перерабатывается и заново полезно используется. Однако это справедливо лишь к очень маленькой части человечества. В огромном количестве стран имеет место проблема загрязнения площадей твёрдыми бытовыми отходами. Мусор не перерабатывается, а просто выбрасывается на улицу в кучи, и проблема отдаётся на откуп будущим поколениям — это не устойчивое развитие, а мы видим перекладывание проблемы на будущее. Проблема не решается, а игнорируется и презирается. Проблемы такого плана должны решаться уже сейчас, общество должно проектироваться как умная взаимосвязанная система, где нет места ничего лишнему и избыточному, где элемент А зависит от и, одновременно, является необходимым условием существования элемента Б, в то время как элемент Б находится в аналогичном положении по отношению к элементу А. Всё должно быть взаимосвязано и должно быть без тупиковых ветвей.

3. Направленность на жизнь и на людей, изменение глобальной идеи. Современное общество выглядит как существо, движимое желанием наживы, личного успеха и личного процветания. Великой ценностью в человеческом сознании наделены деньги — универсальный обменный ресурс, представляющий собой проекцию человеческого труда, выраженную в числовом представлении и представленный в материальном мире в виде электронных счетов или в виде банкнот или монет. Сами по себе эти банкноты (читай «бумага») не имеют большой ценности, но они имеют ценность благодаря той вере, которой их наделяют люди. Поскольку мы все договорились верить в то, что каждый за какую-то сумму будет готов оказать нам какие-то услуги, или выполнить какую-то работу, или продать какое-то материальное благо или ресурс, постольку мы все и порабощены в наших умах верой в то, что чем больше денег у нас есть, тем всемогущественное мы есть, и тем лучше наша жизнь. Существование этой системы конвертации труда и ресурсов в номинал денег возводит перед человечеством новую, вероятно, самую масштабную в истории человечества проблему — проблему гонки за богатством. Поскольку ранее многогранный и разнообразный в своих проявлениях мир теперь может быть сведён к одному универсальному средству обмена — к деньгам, то всё, что есть в мире, становится доступным именно через узкое горлышко денег. Деньги являются и самоцелью и средством. И в гонке за ними начинает меркнуть то, для чего нам эти деньги были изначально нужны. Не смотря на то, что в мире живёт много умных и талантливых людей, глобальное помешательство на обогащении свело с ума человечество. Люди заняты производством вещей, услуг, добычей ресурсов, возведением строений, при этом зачастую люди могут говорить, что они здесь «ради денег» и делают это «во имя денег». Всё чаще и чаще мы преследуем финансовый интерес в угоду нашим жизненным интересам. Люди часто работают на нелюбимых работах, занимаются тем, что им не интересно, и, порою, даже в тягость. В этом смысле видится, что часто люди зависимы от ресурса, и тот образ деятельности, те виды занятий, которые истинно нравятся человеку и приносят ему удовольствие, не могут прокормить человека и не могут дать ему достаточно денег для удовлетворения своих прочих желаний. Решение данной проблемы не очевидно и над ним нужно работать. Во многом поиску решения этой проблемы посвятил свою жизнь уже упомянутых выше Жак Фреско. Идея, которой он придерживался, заключается в принятии курса на ресурс-ориентированную экономику — такого вида экономики, в котором нет денег, но есть ресурсы. Расчёты показывают, что ресурсов на планете Земля достаточно для удовлетворения потребностей всех людей. Если взять среднего человека с его желаниями и потребностями и взять в расчёт все имеющиеся ресурсы на планете Земля, то получается, что всем всего должно быть достаточно. Однако сейчас мы имеем дело с огромным перепроизводством. Вспомните, например, супермаркеты в столице вашей страны. Все они забиты сотнями и сотнями магазинов, на прилавках этих магазинов находятся сотни и сотни товаров: бытовая техника, мобильные телефоны, ноутбуки, посуда, одежда, продукты питания, предметы интерьера. Люди проходят мимо и не покупают это, лишь кто-то что-то покупает время от времени, потому что это ему по нужде в данный момент. Таким образом мы сформировали имеющееся общество перепроизводства и потенциальной возможности при наличии денег, вместо того, чтобы сформировать общество реальности, осознанности, адекватности, актуальности и благоразумия в использовании инструмента.

4. Образование. Образование является ключевым фактором успеха в развитии отдельной нации и цивилизации в целом. Необразованные общества вырождаются, не выдерживают конкуренции в условиях современного капиталистического миропорядка. Необразованный человек, говоря в общем, больше подвержен обману и, часто, паразитическому негативному влиянию извне, чем человек образованный, могущий подвергнуть суровому трезвому скепсису и анализу получаемую им информацию. Таким образом, необразованные общества, как организмы с ослабленным «ментальным» иммунитетом, в большей степени подвержены распространению культурологических и этических заболеваний, в основе которых находится не биология и гены, а культура и, так называемые по Ричарду Докинзу, мемы. Мем — это идея, единица культурного наследия. Наравне с геном, который является единицей генетического наследования, мем может передаваться из поколения в поколение, набирать всё большее и большее своё представление в «мемофонде» и «заражать» собой всё большее и большее количество людей. Часто людям достаются «плохие» гены. Так, никому не нравится становиться лысым в свои 30 лет. Точно так же человечеству достаются плохие болезненные мемы. Так, человек попадает в ипотечное рабство в свои 30 лет, потому что приобрёл собственное жильё в кредит у банка под грабительный процент. А всё потому, что в обществе, в котором вырос человек, укоренился плохой мем о том, что ипотека — это хорошо, и что это способ купить своё жильё, и что так все делают. Как и гены, природа формирования мемов сложна, неоднородна, запутана. Они подвержены формированию и изменению под воздействием огромного числа внешних и внутренних факторов. Однако стоит помнить, что человечество уже изобрело генную инженерию и забралось в сам генетический код. Значит, наряду с социальной и общественной инженерией, человек может развивать и «мемную инженерию», чтобы оставлять в мемофонде только полезные мемы, ведущие к благоприятному развитию здорового честного и доброжелательного общества в рамках здорового глаболистского мира демократий, в котором центральное место в ценностях занимают человек и его успешный и благотворный симбиоз с природой. Так, образование, наделяющее человека критическим и аналитическим мышлением, имеет огромный потенциал изменить качество жизни общества в лучшую сторону. Человек, понимающий себя и мир вокруг себя, получающий удовольствие и наслаждение от жизни как таковой, от развития взаимоотношений с другими людьми и с природой, он созидательной деятельности — это счастливый человек, человек будущего. Деструктивные системы не выживают в гонке эволюции, и процесс повышения уровня когнитивных способностей человека и общества в целом будет неумолимо продолжаться, и, я надеюсь, в конце концов, станет модным и привлекательным трендом, или даже естественной необходимостью, как таковой является дыхание для человека.

 

Заключение

 

Представленные в работе идеи не являются уникальными или новыми. Все эти идеи уже существовали ранее, и данная работа лишь смешивает воедино представления автора о том, что могло бы быть полезным подспорьем человечеству на пути решения серьёзных глобальных проблем. Человечество вскарабкалось на высокий пик, положение человечества на этом пике хрупко и неустойчиво. Многие опоры современной цивилизации возведены на зыбучем песке, многие их опор шатаются и рушатся при испытании их временем и грузом растущей человеческой цивилизации. Разумным решением в подобной ситуации является редизайн — разработка и возведение новых устойчивых адекватных основ существования имеющейся разросшейся системы. На деньги, имеющиеся у 1% самых богатых людей в мире, всё человечество, при текущем уровне потребления, могло бы просуществовать многие и многие годы. Представьте себе мир, в котором каждый человек мог бы на время взять себе отпуск для самообразования и просвещения, отпуск, который был бы оплачиваемым, лишь бы человек занялся самообразованием и совершенствованием. Подобные фундаментальные изменения в самой структуре человечества и в устрое нашего современного общества не могут произойти легко и «по щелчку пальцев». Аналогичного уровня социальный эксперимент по построению общества социализма не выдержал проверки реальностью. Слишком сильны глобальные мировые игроки, и не так просто что-то свершить. Но нам стоит быть оптимистами, верить в лучшее будущее, которое непременно настанет, ведь процесс эволюции не остановить, и стоит совершенствовать самих себя и быть центрами добра во вселенной. Ведь добра больше, и, в конечном счёте, добро непременно восторжествует над злом.


Рецензии