Реферат1110
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774
РЕФЕРАТ
на тему
«Влияние занятий спортом на развитие личных качеств»
Новосибирск 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ДУХОВНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 5
2 ФИЗИЧЕСКОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 7
3 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.
Тем не менее, феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций. Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того, как доказывает Н.Н. Визитей, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. Физическая культура с присущим, ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.
Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.
Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. И если нет особой надобности доказывать огромное влияние занятий физическими упражнениями на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, морфо-функциональные структуры, то ее влияние на развитие духовности требует особых пояснений и доказательств.
Физическая культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной (телесной) форме, удовлетворяет первичные потребности человека.
;
1 ДУХОВНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Духовное самосовершенствование – это процесс непрерывной работы над собой, который может быть успешным лишь в том случае, если личность осознает его необходимость и реальность. Человек должен знать, что это даст осязаемые результаты. Душу, сознание и разум – измерить невозможно, но их развитие видно по действиям и поступкам в различных жизненных ситуациях.
Люди могут реализовать духовное самосовершенствование, погружаясь в источники культуры (Священные писания, памятники истории, литературы, музыкальной культуры, классического изобретательного искусства и другие). Таким образом, человек приобщается к культурному наследию своего народа и всех цивилизаций. Но овладение такими знаниями является лишь инструментом, способствующим развитию духовных качеств личности и искоренению в себе черт, которые мешают нравственному развитию.
В понятие «духовное самосовершенствование» человеческое сознание вкладывает много возвышенного и восторженного. Но, несмотря на упоение и мечтания о высотах духа, реальность оказывается более емкой, «приземленной» и требует наличия опыта. Катализатором духовного роста всегда являются неразрешенные проблемы личностного характера: здоровье, психические и эмоциональные трудности в семье, разрыв отношений, различия и непонимание в мировосприятии, ценностях, жизненных исканиях и другое.
Духовное самосовершенствование – это путь преодоления заблуждений и ошибок. Он связан с психологической зрелостью человека и степенью его осознания. Всем известно, что становления осознанности без боли не бывает, но именно так личность способна постичь полноту и гармонию этого мира, уйти от иллюзий и заблуждений, достичь истины.
По убеждению австрало-американского ученого Роджера Уолша, психологическая зрелость является синонимом духовности. Он связывает эти понятия с реализацией человеком своего потенциала. По его мнению, этот процесс предполагает развитие духовных качеств личности, таких как терпеливость, решительность, невозмутимость, щедрость, мудрость, правдивость и доброта. Средством и целью достижения духовности является решительность.
В процессе духовного роста человека, всесторонне меняется его восприятие, происходит очистка сознания от неистинных понятий и мыслей, предубеждений, которые искажают видение окружающего мира и себя в нем. Люди высокой духовности видят жизнь во всей ее полноте, они пребывают в состоянии душевного покоя, обрели веру, умеют искренне любить и сострадать окружающим. Духовное самосовершенствование способно активизировать внутренние человеческие резервы.
В соответствии с теорией всемирно известного психолога Ассаджиоли, существует несколько критических стадий, влияющих на духовное развитие. Человек проживает глубинную трансформацию и перерождение. Он будто «включается», пройдя кризис духовного возрождения, запускаются процессы преображения.
2 ФИЗИЧЕСКОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Физическое самосовершенствование – это спортивное здоровое тело, красота, сила и выносливость. Физически развитым людям гораздо проще достичь успеха. Тренировки закалили их характер: они собранные, ответственные, умеют проявлять силу воли и правильно распределять свое время. Пока личность не почувствует связь с телом и не научится им управлять, ей не достичь стадии полноценной зрелости.
Физическое самосовершенствование состоит из трех основных этапов. На первом этапе человек занимается личностным самопознанием, выделяет положительные физические и психические качества, а также отрицательные, которые нужно преодолеть. Именно требовательность к себе приводит к самопознанию и саморазвитию. В процессе используются такие методы, как самооценка, самоанализ и самонаблюдение.
Самонаблюдение является универсальным способом самопознания, адекватность и глубину которого определяет целенаправленность и умение анализировать свою личность. Человек рассматривает совершенные им действия и их причины. К примеру, отказ от выполнения комплекса упражнений согласно режиму, может быть вызван плохим самочувствием, дополнительной работой, отсутствием желания и др. В результате, личность решает, как преодолеть нежелательное поведение в следующий раз.
Степень трудности достижения целей и самооценка – тесно взаимосвязаны. Если притязания не соответствуют реальным возможностям, личность начинает оценивать себя неправильно и ее поведение становиться неадекватным. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной. Когда она занижена, человек не уверен в собственных возможностях, что приводит к ограничению жизненных перспектив. Адекватная самооценка предполагает наличие четких критериев действий, поведения, состояния организма, развития физических качеств и прочего. В конце первого этапа личность принимает решение работать над собой.
На втором этапе определяется цель, подбирается программа самовоспитания и составляется личный план. Цель может быть обобщенной и долгосрочной (например, достичь физической культуры личности), а также четкой и краткосрочной.
Примерная программа самовоспитания может включать следующие задачи физического самосовершенствования:
; Переход на здоровый образ жизни и улучшение здоровья.
; Изучение познавательной информации о физической культуре и практические занятия физкультурно-спортивной деятельностью.
; Формирование нравственно-волевых личностных качеств.
; Улучшение физической подготовки и развития.
Третий этап: практическое физическое самосовершенствование. Личностью используются такие методы, как самоприказ, самовнушение, самокритика, самоодобрение, самоупражнение, самоотчет, самоконтроль. Способность человека отмечать изменения в работе над собой придают ему уверенности в собственных возможностях, помогает реализовать здоровый образ жизни.
3 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
Закономерности духовного развития обусловлены неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций.
В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; с возрастом темп развития замедляется. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды - быстрее, в другие - медленнее. Между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется. По словам Л. Н. Толстого: ``От пятилетнего ребенка до меня - только один шаг. От новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние. От зародыша до новорожденного - пучина...''.
Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.
Духовное развитие людей протекает неравномерно. Даже при самых благоприятных условиях психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. Существенные отличия между людьми выражаются, прежде всего, в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении, уровне социального развития.
Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств - сензитивные периоды (возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны). Причины сензитивности - неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств, при этом большое значение имеет приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт. Например, так называемые дети-Маугли не овладели человеческой речью - важнейшим элементом психики человека, так как был упущен сензитивный период для формирования речи - 1,5-2,5 года, а если ребенок к этому времени не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное будет все труднее. Задержка, например, прямохождения влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата. Педагоги должны уделять пристальное внимание периодам формирования интеллектуальных, нравственных, социальных качеств (младший и средний школьный возрасты). Согласно исследованиям американских психологов, возраст от 6 до 12 лет - сензитивный период для развития навыков решения проблем (творческого мышления).
По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации. На пластичности нервной системы (способности к адекватным перестройкам функциональной организации мозга в ответ на значимые изменения внешних и внутренних факторов) основано действие воспитания. Пластичность также открывает возможности компенсации: слабые психические функции могут быть компенсированы более сильными качествами (например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, физическое здоровье человека – это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической подготовленности и функционального состояния организма. Основным критерием является его энергопотенциал – возможность потреблять энергию из окружающей среды, накапливать её и мобилизовать для обеспечения физиологических функций. Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием его органов и систем. Оно является фундаментальной составляющей здорового образа жизни. Если хорошо работают все физиологические системы то и весь организм человека в целом, являющийся саморегулируемой системой, правильно функционирует и развивается. Базовыми критериями физического здоровья являются состояние сердечно-сосудистой системы, дыхательной и иммунной, показатели деятельности этих систем имеют отношение не только к здоровью человека. От них напрямую зависит его жизнь. Духовное здоровье - зависит от системы его мышления отношения к людям, событиям ситуациям, своему положению в обществе. Духовное здоровье достигается умением жить в согласии с окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие. А так же вести себя в различных условиях с учетом необходимости возможности и желания, с учетом необходимости, возможности и желания. В подавляющем большинстве случаев болезни развиваются на основе духовной неудовлетворенности. Она вызывает в сознании отрицательные психические процессы, которые разрушают физическое здоровье человека и провоцирует появлении болезней. Переживание, неудовлетворение, раздражение, указывает на непорядок с психическим здоровьем. Путем различных мероприятий можно восстановить утраченное психологическое равновесие. Причинные переживаний и неудовлетворенности находятся в сфере духовного здоровья, где тон задают побуждения. И пока человек не проработаю побуждения, которые заставляют его волноваться желаемого здоровья. Духовное здоровье, в отличии от психического, восстанавливается путем размышления над теми или иными побуждениями и принятия на основе этого размышления иных способов действий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. – Кишинев: Штиинца, 1989
2. Ласло Кун. Всеобщая история физической культуры и спорта. – Москва «Радуга» 1962
3. Экономика физической культуры и спорта : Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / [Принимали участие: проф. Агеевец В.У., засл. Работник культуры РСФСР, засл. тренер РСФСР Берлянд Г. Е., Виттенберг А. И. и др.] ; Под общ. ред. проф. В. У. Агеевца. — М.: Физкультура и спорт, 1983
Свидетельство о публикации №121011901428