Маленький принц. Синяя птица. Белый клык

Маленький принц - Антуан де Сент Экзюпери. Синяя птица - Меттерлинк. Белый клык - Джек Лондон.

Это не заметки о книгах в привычном понимании. Никакого анализа содержания и поступков героев, замысла авторов. Об этих дорогих для себя книгах я давно хотел написать, возможно, что это будут последние заметки по литературе.

Есть книги, к которым я отношусь чрезвычайно нежно и бережно. Их не читаешь каждый день, но они навсегда в твоей душе, и любой образ или слово из этих книг отзывается волнением и воспоминанием гриновской мечтательности, завладевающей нами в юности. Их невозможно забыть. Они в тебе. Что ты сам открываешь тогда в себе, когда думаешь о них? Вечерний закат? Траву в поле, на которую можешь рухнуть и пролежать несколько часов, вдыхая зеленый запах травы и слушая шелест среди ростков, треск кузнечиков, щебет птиц в небе и у гнезд? Камень, на котором сидишь безмолвно, в вечерних сумерках слушая перестук проходящих поездов и удаляющий гул, звучащий в голове необьяснимой мелодией грусти и расставания? И надежды?
Приходилось ли вам читать сказки и истории детям? Со мной живет внучка, подарок судьбы. Книг я покупал много, но ребенку не так просто угодить и заинтересовать. Так вот – когда ей было года три, а может и раньше, я сначала начал показывать ей книги и картинки в них. Выдумывал какие-то истории, рассказывая ей перед сном вечерами. Когда мы подошли к чтению, точнее – к моему чтению, ведь она читать еще не умела, я просматривал книги сказок, о животных, о природе, организме человека и другие, как бы пытаясь понять, что может увлечь ее. Кстати, одна из любимых ее книг была книга о строении человека. И уже тогда я понимал, что дословное чтение из-за некоторых формулировок может быть скучным. Поскольку читаю быстро, то взглядом мысленно прочитывал текст, и вслух уже в доступной форме пересказывал. Она очень любила главы о сердце, кишечнике. Обожала слушать о сне и разбиралась в видах сна. Там были вопросы с ответами, я читал вопросы, а она отвечала. Десятки раз я открывал эту книгу на странице, которую она сама выбирала, и мы углублялись в тему сна, в описание печени, кишечника и т.п. Разных динозавров мы познавали без особенного интереса. А вот вулканы – это была ее еще одна любимая тема. И читал, и в Ю-тубе включал. Она тогда забиралась ко мне на коленки в рабочем кабинете на стуле, я включал Ю-туб и она из рисунков справа от изображения выбирала понравившийся ей вулкан. Чуть позже я начал «подтягивать» литературу с содержанием. И вот именно на этом этапе я столкнулся с основной проблемой чтения. Зарубежные сказки, как, впрочем, и многие наши, отечественные, написаны в принципе ужасным слогом и лексикой. Если их читать дословно, то любовь к книге и чтению можно отбить навсегда. За русские народные сказки она не зацепилась. Муху-Цокотуху читал раз сто. Были и другие – чуть Остер, чуть другие, Кто сказал Гав, Теремок и некоторые похожие по доступности сюжета и образности. Она обожала Ариэль. Множество раз в различных вариантах озвучивал свой вариант театра одного актера в лицах и эмоциях.
Сейчас легонько подталкиваю ее к Пушкину, к его замечательным сказкам.
Но пришло время тех книг, которые, по личному мнению, обязаны войти в кругозор ребенка. Вот это и есть те три любимых мною великих произведения - Маленький принц - Антуан де Сент Экзюпери, Синяя птица – Метерлинк , Белый клык - Джек Лондон. Потрясающие своей поэтичностью и фантазией автора.
Опять же, если «Маленького принца» можно дословно читать ребенку, то с «Белым клыком» и тем более с «Синей птицей» ситуация другая. Эти книги, прочитав самому, приходится пересказывать. Но пропустить их, не познакомив ребенка с этой литературой, было бы серьезным упущением в жизни.

Джек Лондон. Белый клык

«Белый клык» для меня – это психологическая драма со счастливым концом. Книга о любви, о ненависти, о человеческой подлости, о борьбе за жизнь. Когда я ее перечитал во взрослом возрасте, она меня потрясла глубиной проникновения в судьбу Белого клыка и в судьбу героев. Джек Лондон, любимый писатель, пишет мощно, жестко и правдиво. Вся история жизни этого полуволка-полусобаки не оставляет равнодушным. Это и первые вылазки Белого клыка в лес, падения, схватка с лаской и сьеденные куропатки, отношения с матерью Кичи, суровый быт в индейском поселении, где Белый клык учился боготворить человека как Бога, и выживать среди злобных собак племени. Лип-Лип, преследующий Белого Клыка в лагере и изощренная месть через Кичи. Серый Бобер, Бог, справедливый и суровый, и первые предательства в жизни.
Урод Красавчик Смит, наполнивший жизнь Белого Клыка ненавистью и жестокостью. И жестокая среда слишком хорошо сделала свое дело. Она превратила его в Волка-Бойца, свирепого и беспощадного, ненавидящего и ненавидимого. Чтобы измениться совсем, ему надо было переродиться. А между тем в это время юношеской гибкости уже не было, мускулы сделались жесткими и узловатыми; суровая жизнь и основа его существования успели выткать из него непроницаемую ткань, твердую и негнущуюся; воля его превратилась в железо, а все инстинкты и задатки выкристаллизовались в установившиеся навыки, опасения, антипатии и желания.
Но он переродился. Когда в его жизни появился другой человек, Видон Скотт, медленно и последовательно насыщавший его жизнь вниманием, пониманием и любовью. Медленно, шаг за шагом, Видон Скотт пробирался к его сердцу и воистину олицетворял в этом случае перст судьбы. Он добрался до самых глубин души Белого Клыка и лаской вызвал к жизни те способности, которые дремали там и уже почти погибли. Одной из таких способностей была любовь. Она заняла место простой симпатии, выше которой Белый Клык ничего не испытал со дня своего знакомства с богами.
Но любовь эта не пришла в один день. Она началась с симпатии и стала понемногу развиваться. Этот путь к любви, трогательный и трагичный, через взаимные испытания Белого Клыка и нового Бога.
Белый Клык начинал познавать самого себя. Несмотря на зрелый возраст и суровую оболочку, которую создали ему условия жизни, его истинная природа только теперь начинала распускаться. В нем просыпались незнакомые чувства и непроизвольные побуждения. Его прежние вкусы и поведение совершенно изменились. В прошлой своей жизни он любил удобства и отсутствие страдания, ненавидел неудобства и боль и сообразно с этим поступал. Теперь это было не так. Руководимый новыми чувствами, он часто выбирал неудобства и страдания из любви к своему богу. Так, рано утром, вместо того, чтобы бродить и искать пищу или лежать в уютном защищенном месте, он часами ждал на пороге хижины, чтобы увидеть своего бога. Вечером, когда хозяин его возвращался, он покидал теплое место, вырытое им в снегу, чтобы услышать слово привета и получить дружескую ласку. Он отказался даже от мяса, чтобы побыть со своим богом, заслужить от него ласку или отправиться с ним в город.
Симпатия сменилась любовью. Любовь проникла в самую глубину его души, куда никогда не проникала симпатия, и со дна души в ответ поднялось новое чувство. За то, что он получал, он платил тем же. Наконец-то перед ним был настоящий бог, добрый, лучезарный, под влиянием которого природа его расцветала, как расцветает цветок под лучами солнца.
Он спас семью Бога, получив множество пулевых ранений, жертвуя, не задумываясь, своей жизнью.
Белый Клык ответил любовью на любовь. Выжил, выкарабкался.
Кто помнит эту повесть, советую вернуться и прочитать заново. Великая литература, и великий писатель Джек Лондон. Увлекательная, динамичная, насыщенная тонким анализом, казалось бы, не существующей психологии собаки-волка.
Я перечитывал ее множество раз, возвращаясь к ее страницам по просьбе внучки, когда она просила прочитать ей тот или иной эпизод. Белый Клык – любимое ею игрушечно-книжное существо. В Австрии в Зальцбурге в маленьком магазинчике на территории великолепного зоопарка я купил ей мягкую игрушку волка. Она с ним не расстается.


Экзюпери. Маленький принц

«Маленький принц» покорил меня своею мудростью, ясностью, простотой, философской глубиной, грустной печалью потерь и расставаний с первого дня, когда я прочитал его лет 50 назад. С тех пор книга, а порой не одна, в моей библиотеке. Если я куда-то переезжал, и она терялась среди друзей и переездов, я обязательно находил и покупал новую. В принципе это книга, для которой все попытки анализа или критики, будут лишними. Ее читаешь и радуешься, проникаешься глубочайшим уважением к Экзюпери за такое тонкое, поэтичное произведение. Абсолютно легкая, не отягощенная мудрствующими фразами и сложной лексикой книга, вроде написанная понятным для детей языком, и при этом удивительно зрелая и понятная взрослому читателю. Неповторимые интонации, настроение почти каждой строчки, талантливо переданные переводчиком. Простые истины, как бы заново открывающие твои глаза и очищающие взгляд от лишнего.
        Книга о мужестве любить.
Леон Верт, друг, которому посвятил свою книгу Экзюпери. Я смотрел на фотографию Леона Верта в Википедии и просто чувствовал его энергетику. Детский, открытый, тонко чувствующий и деликатный. Сохранивший в себе уникальную способность ребенка «видеть» мир вокруг. Видеть в рисунке удава, проглотившего слона, а не шляпу, как это делают практически все взрослые. «Ведь взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать. И взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него брать ев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», – они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», – и тогда они восклицают: «Какая красота!»
Точно так же, если им сказать: «Вот доказательства, что Маленький принц на самом деле существовал – он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка. А кто хочет барашка, тот, уж конечно, существует», – если сказать так, они только пожмут плечами и посмотрят на тебя как на несмышленого младенца. Но если сказать им: «Он прилетел с планеты, которая называется астероид Б-612», – это их убедит, и они не станут докучать вам расспросами. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.»
Кто не вспомнит эти удивительные слова из книги. И Экзюпери удается настолько деликатно и с грустью, и нежной иронией писать об этом. А еще Экзюпери удалось своим построением фраз, лексикой и прочими литературными тонкостями пронзить настроение книги печалью расставания с Маленьким принцем. И даже с нарисованным барашком.

Маленькая планета, на которой жил Маленький принц, о которой не без грусти он говорит: «Это ничего, ведь у меня там очень мало места. – Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь…»
В эти простые, казалось бы, фразы Экзюпери вкладывает глубочайшую мудрость, и даже философию.
Помните, как говорит Маленький принц: «– Я очень люблю закат. Пойдем посмотрим, как заходит солнце.»
– Если барашек ест кусты, он и цветы ест?
– Он ест все, что попадется.
– Даже такие цветы, у которых шипы?
– Да, и те, у которых шипы.
– Тогда зачем шипы?
Задав какой-нибудь вопрос, Маленький принц уже не отступался, пока не получал ответа.
– Шипы ни за чем не нужны, цветы выпускают их просто от злости.
– Вот как!
Наступило молчание. Потом он сказал почти сердито:
– Не верю я тебе! Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают: если у них шипы, их все боятся…
Я умышленно вставляю отдельные цитаты, чтобы предоставить возможность хотя бы в сокращенном виде вспомнить об этой книге.
Помните, как летчик ремонтирует самолет, на вопрос Маленького принца о цветке отвечает, что занят серьезным делом, т.е. ребенок – не мешай.
«Он посмотрел на меня в изумлении.
– Серьезным делом?!
Он все смотрел на меня: перепачканный смазочным маслом, с молотком в руках, я наклонился над непонятным предметом, который казался ему таким уродливым.
– Ты говоришь как взрослые! – сказал он.
Мне стало совестно. А он беспощадно прибавил:
– Все ты путаешь… ничего не понимаешь!
– Миллионы лет у цветов растут шипы. И миллионы лет барашки все-таки едят цветы. Так неужели же это не серьезное дело – понять, почему они изо всех сил стараются отрастить шипы, если от шипов нет никакого толку? Неужели это не важно, что барашки и цветы воюют друг с другом? Да разве это не серьезнее и не важнее, чем арифметика толстого господина с багровым лицом? А если я знаю единственный в мире цветок, он растет только на моей планете, и другого такого больше нигде нет, а маленький барашек в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил? И это все, по-твоему, не важно?
Он густо покраснел. Потом снова заговорил:
– Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, – этого довольно: смотришь на небо – и ты счастлив. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…» Но если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно!
Он больше не мог говорить. Он вдруг разрыдался.
Я взял его на руки и стал баюкать. Я говорил ему: «Цветку, который ты любишь, ничто не грозит… Я нарисую твоему барашку намордник… Нарисую для твоего цветка броню… Я…» Я не знал, что еще ему сказать. Я чувствовал себя ужасно неловким и неуклюжим. Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня… Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слез…»

Любовь Маленького принца к розе. Как вызревало его глубокое чувство, как он проникался главным – заботой о том, кого любишь.
– Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.
Нежная кокетка, любящая несмело, и Маленький принц, вырывающий баобабов, которые могут погубить розу. И когда он собрался покинуть планету -
– Прощайте, – сказал он.
Красавица не ответила.
– Прощайте, – повторил Маленький принц.
Она кашлянула. Но не от простуды.
– Я была глупая, – сказала она наконец. – Прости меня. И постарайся быть счастливым.
И ни слова упрека. Маленький принц очень удивился. Он застыл, растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?
– Да, да, я люблю тебя, – услышал он. – Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как я. Постарайся быть счастливым…

Король, честолюбец, деловой человек, пьяница, географ и другие, которых он посетил на разных планетах – и фонарщик, человек, которого все они стали бы презирать. А между тем из них всех он один не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе.

Вот тут-то и появился мудрый Лис, этот печальный и преданный герой книги. И кто из читателей может забыть такие простые, но удивительно мудрые слова, что стать другом – значит сначала приручить, создать узы, что Маленький принц, пока дружба не зародилась, пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И он не нужен Лису, и Лис ему тоже не нужен, он для Маленького принца только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если приручить друг друга, то они станут нужны друг другу и будут единственными в целом свете.
- Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится.
– Я бы рад, – ответил Маленький принц, – но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
– Узнать можно только те вещи, которые приручишь, – сказал Лис. – У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.
– Я буду плакать о тебе, – вздохнул Лис.
– Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза – единственная в мире.
– Прощай, – сказал Лис. – Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
– Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

Все эти слова Экзюпери могут показаться кое-кому излишне сентиментальными, но мне из деликатного, пронзительного текста идет свет, свет любви и нежности.
И, конечно, змея, змейка, колечко цвета лунного луча, несущая роль некоего трагичного и грустного пророчества, смерть, жизнь или путь Маленького Принца на его планету, где его ждет любящее существо – роза.
Приведу опять цитату из книги.
– А где же люди? – спросил Маленький принц. – В пустыне все-таки одиноко…
– Среди людей тоже одиноко, – заметила змея.
Маленький принц внимательно посмотрел на нее.
– Странное ты существо, – сказал он. – Не толще пальца…
– Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, – возразила змея.
Маленький принц улыбнулся.
– Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и путешествовать не можешь…
– Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль, – сказала змея.
И обвилась вокруг щиколотки Маленького принца, словно золотой браслет.
– Всех, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой они вышли, – сказала она. – Но ты чист и явился со звезды…
Маленький принц не ответил.
– Мне жаль тебя, – продолжала змея. – Ты так слаб на этой Земле, жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу…
– Я прекрасно понял, – сказал Маленький принц. – Но почему ты все время говоришь загадками?
– Я решаю все загадки, – сказала змея.
И оба умолкли.

И вот кульминация, трагичная, заставляющая переживать вместе с автором и героем. Маленький принц через год появляется в том же месте, где встретился со змеей. Пришло время. Время прощания Маленького принца с Землей, чтобы отправиться на свою планету, туда, где его ждут. И летчик слышит разговор:
– Сегодня ночью я туда приду.
– А у тебя хороший яд? Ты не заставишь меня долго мучиться?
Он был белее снега, серьезно посмотрел на меня и обвил мою шею руками. Я услышал, как бьется его сердце, словно у подстреленной птицы. Он сказал:
– И я тоже сегодня вернусь домой.
Потом прибавил печально:
– Это гораздо дальше… и гораздо труднее…
– У меня останется твой барашек. И ящик для барашка. И намордник…

Потом он уснул, я взял его на руки и пошел дальше. Я был взволнован. Мне казалось, я несу хрупкое сокровище. Мне казалось даже, ничего более хрупкого нет на нашей Земле. При свете луны я смотрел на его бледный лоб, на сомкнутые ресницы, на золотые пряди волос, которые перебирал ветер, и говорил себе: все это лишь оболочка. Самое главное – то, чего не увидишь глазами…
Его полуоткрытые губы дрогнули в улыбке, и я сказал себе: трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нем, словно пламя светильника, даже когда он спит… И я понял, он еще более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить…
– Вот мы и пришли, - проговорил Маленький принц летчику, - Дай мне сделать еще шаг одному.
И он сел на песок, потому что ему стало страшно.
Потом он сказал:
– Знаешь… моя роза… я за нее в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира.
Помедлил еще минуту и встал. И сделал один только шаг. А я не мог шевельнуться.
Точно желтая молния мелькнула у его ног. Мгновенье он оставался недвижим. Не вскрикнул. Потом упал – медленно, как падает дерево. Медленно и неслышно, ведь песок приглушает все звуки.

И вот прошло уже шесть лет… Я еще ни разу никому об этом не рассказывал. Но я знаю: он возвратился на свою планетку, ведь, когда рассвело, я не нашел на песке его тела. Не такое уж оно было тяжелое. А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенцов…
Но вот что поразительно. Когда я рисовал намордник для барашка, я забыл про ремешок! Маленький принц не сможет надеть его на барашка. И я спрашиваю себя: что-то делается там, на его планете? Вдруг барашек съел розу?
Иногда я говорю себе: нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком… Тогда я счастлив. И все звезды тихонько смеются.
Это место в пустыне, где все произошло, самое красивое и самое печальное место на свете. Если вам случится тут проезжать, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой! И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы, уж конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда – очень прошу вас! – не забудьте утешить меня в моей печали. Скорей напишите мне, что он вернулся…

Вот мне очень хотелось бы оказаться в том месте и встретить мальчика с золотыми волосами…

А напоследок приведу слова Экзюпери из книги «Цитадель». Все-таки личность Экзюпери неординарная, мощная своей энергетикой, духом и чрезвычайно трогательная. Место его гибели не известно, могилы нет, летчик, свою жизнь посвятивший борьбе Добра со Злом: « Я хочу, чтобы каждый ощутил себя ветвью большого дерева – щедрой оливы. Ветвью, которая ждет. Тогда каждому станет понятно, что колеблет его мощное дыхание Господа, словно ветер, испытующий древо на прочность. Господь ведет их вперед и поворачивает вспять: из тьмы к рассвету и от рассвета опять в потемки, к лету от зимы и от зимы к лету, от нивы к зерну в житнице, от юности к старости, а от старости вновь к младенцам.
…Долго искал я, в чем суть покоя. Суть его в новорожденных младенцах, в собранной жатве, семейном очаге. Суть его в вечности, куда возвращается завершенное. Покоем веет от наполненных закромов, уснувших овец, сложенного белья, от добросовестно сделанного дела, ставшего подарком Господу.
Я понял: человек – та же крепость. Мечтая вырваться на свободу, он ломает стены, но что кроме жалких развалин остается под взглядами звезд? И как же ему тоскливо среди развалин… Так пусть он увидит смысл в сжигании высохшей лозы, в стрижке овец. Смысл добывается день за днем, и колодец, который копают и копают, пробиваясь к воде, становится глубже. Взгляд, перебегающий с одного на другое, теряет из вида Господа. И не та, что жила переменами, откликаясь на посулы ночи, – о Боге ведает та, что, смирившись, копила себя, сидя за прялкой.
Крепость моя, я построю тебя в человеческом сердце.
Великая истина открылась мне. Я узнал: люди живут. А от того, где живут они, зависит смысл их жизни.
Дом противостоит пространству, традиции – бегу времени. Нехорошо, если быстротечное время истирает нас в пыль и пускает по ветру, лучше, если оно нас совершенствует. Время тоже нужно обжить. Вот я и перехожу от праздника к празднику, от годовщины к годовщине, от жатвы к жатве, как в детстве переходил из зала совета в диванную, следуя по анфиладе покоев в замке моего отца. Каждая комната в его замке имела свое предназначение, каждый знал, куда он идет.»

Мне кажется, что приведенные слова Экзюпери помогут отчетливее увидеть личность этого великого писателя, мыслителя и человека…



Синяя птица. Морис Метерлинк.

Неповторимая в своем настроении, в фантазиях автора книга. Метерлинк ее разделил на картины, как бы отдельные главы, и в принципе их можно читать достаточно самостоятельно.
Моя 5-7-летняя внучка больше всего любила картины – Страна воспоминаний, Дворец Ночи, Царство Будущего. Они ей более понятны и имеют ясный, четкий рисунок, и, главное, вызывали в ней понятные эмоции. Интересны и другие, но для более взрослого читателя.
Вы, конечно, помните, как в избушку дровосека к детям Тильтиль и Митиль появляется горбатая, хромая, одноглазая, нос крючком, с палочкой соседка госпожа Берленго. Но это сказка, и госпожа Берленго оказывается Фея Берилюна.
И вот он, диалог, раскрывающий суть пьесы с первых страниц:
Фея спрашивает -  Нет ли у вас Поющей Травы или Синей Птицы?
У Тильтиля есть птица. Фея (надевает очки и рассматривает птицу): - Я такую птицу и не возьму она недостаточно синяя. Вам придется пойти поискать ту птицу, которая мне нужна. Обойтись без Поющей Травы я еще в крайнем случае могу, но Синяя Птица мне просто необходима. Я ищу ее для моей внучки моя внучка очень больна.
Тильтиль. Что с ней?..
Фея. Трудно понять. Она хочет быть счастливой...
Итак – счастье и его поиск. А для этого нужна она – Синяя Птица.
С помощью волшебного алмаза появляются Души Часов. Из квашни вылезает Души Каравая,  долговязый красный дьявол, от которого дурно пахнет- Душа Огня, из лампы - светозарная девушка несравненной красоты- Душа Света. Душа Сахара, Душа Молока, Душа Воды. Кот и пес начинают разговаривать, в общем совершается масса чудесных превращений. Это ведь сказка.
Фея отправляет Тильтиль и Митиль со всеми персонажами на поиски Синей Птицы. В Стране Воспоминаний Тильтиль и Митиль видят умерших бабушку и дедушку, своих братьев и сестер. И слышит слова бабушки, что только они, живые, подумают о них, то они просыпаются и оживают.
Да, - говорит дедушка Тиль. - мы спим немало, пока нас не разбудит мысль кого-нибудь из живых... Хорошо поспать, когда жизнь прожита!.. Но и просыпаться время от времени тоже приятно... И слово «умерли» не существует.
  Но Синяя Птица, которую Тильтиль и Митиль взяли из дома бабушки и дедушки, уже не синяя... она почернела...

Фееричные, замечательные образы вас ждут во Дворце Ночи. Там, за бронзовыми дверями Фея Ночи закрыла Болезни, бедствия, все бичи, все недуги, все катастрофы, все тайны, испокон веков омрачающие жизнь Человека, Призраки, Войны, Духи Тьмы и Ужасы, Тайны.
Вы будете сочувствовать выскользнувшему из-за дверей, где спрятаны Болезни, малышу Насморку, остальные уже не опасны, медтицина их победила, и Тильтилю Ночь говорит - Перед тобой самая маленькая из болезней Насморк... Таких, как он, не особенно жестоко преследуют, поэтому он держится смелей... Поди сюда, малыш!.. Слишком рано ты выбежал, подожди до весны...
Я много раз пересказывал этот отрывок внучке, она отзывалась всегда настроением и смехом.
Но за дверями у Ночи не только не только разные опасные и безобидные Ужастики. Там - Звезды, любимые Ароматы и Блуждающие Огни, Светляки. Вместе с ними находятся Роса, Соловьиное Пение и еще кое-что...
Навестите – просто радостно читать фантазию Метерлинка.

Но цель – Синяя Птица счастья, и вновь Тильтиль и Митиль держат вроде множество синих птиц, пойманных во дворце Ночи, только, выйдя из Дворца, у птиц уже бессильно свешиваются головки, крылья опущены, - дети принесли безжизненную добычу. Дети плачут, и Душа Света говорит Тильтилю: - Той единственной Синей Птицы, которая выносит дневной свет, ты еще не поймал... Она улетела куда-нибудь еще... Но мы ее отыщем...

Самый большой интерес у внучки был к главе-картине ЦАРСТВО БУДУЩЕГО. Потрясающая выдумка Метерлинка, страна, где живут еще неродившиеся Дети. Они ходят там в красивых лазоревых одеждах, влюбляются, разговаривают, и ждут часа своего рождения, ждут своей очереди. И каждый, каждый (потрясающая мысль) знает, что принесет на Землю какое-нибудь открытие или изобретение, как, например, Машину Счастья, Тридцать три способа продления жизни, летающую по воздуху машину, бессмертную жизнь. Другие - принесут на Землю ничем не омраченную радость, создадут Всеобщую Конфедерацию Планет Солнечной Системы, уничтожат на Земле Несправедливость… Они играют, гуляют, беседуют или мечтают. Спят. Многие, расположившись между колонн, трудятся над своими будущими изобретениями.

Там Тильтиль видит высокие голубые фигуры, и от Души Света узнает, что это предположительно Хранительницы Детей и будто они сойдут на Землю после Людей... Но расспрашивать их не позволяется, потому что это Тайна Земли...

И там же в определенное время занимается Заря - час, когда Дети, которым предстоит родиться сегодня, спускаются на Землю, высокий несговорчивый бородатый старик с косой и песочными часами уже отодвигает засовы, а вдали виднеются белые и золотые паруса корабля, стоящего в гавани, которую образует предутренний розовый туман. И Время не пускает тех детей, которым еще не время, которые родятся через 10, 20, 50 лет.
И Время властным движением рук с доброжелательным ворчанием говорит: - Опять врачи?.. На Земле, жалуются, что их и так девать некуда... А инженеры есть?.. Еще требуется честный человек, хотя бы один, в качестве необычайно редкого явления... Есть честный человек?.. Кто, ты?..Один?

А те двое, что держатся за руки и поминутно целуются, - это влюбленные, они плачут, потому что родиться им суждено с разрывом почти в пятьдесят лет, и они знают, что на Земле не встретятся…
А матери ждут Детей за дверьми... Они добрые, и лучше мам никого нет на свете.
И тогда последний сильный трепет волнения пробегает по толпе уходящих и остающихся Детей, слышно, как они второпях прощаются: "Прощай, Пьер!.. Прощай, Жан!.. Ты все взял?.. Возвести мою идею!.. Ты ничего не забыл?.. Постарайся узнать меня!.. Я тебя отыщу!.. Не растеряй своих идей!.. Не наклоняйся слишком низко над бездной Бесконечности!.. Дай о себе знать!.. Говорят, нельзя!.. Можно, можно, ты уж постарайся!.. Сообщи, хорошо ли там!.. Я выйду к тебе навстречу!.. Мне суждено родиться на троне!.," - "" т.д. и т.д.,
Время (размахивая ключами и косой): - Довольно! Довольно!.. Якорь поднят!..
Паруса проплывают и скрываются. Слышны удаляющиеся крики Детей: "Земля!.. Земля!.. Вот она!.. Какая она красивая!.. Какая она светлая!.. Какая она большая!.." Затем, точно из недр земли, доносится далекое-далекое пение, и в нем звучит радость скорой встречи.
Душа Света под покрывалом выносит Синюю Птицу. И вот, казалось бы, все сбылось, и Синяя Птица в руках, и Тильтиль и Митиль возвращаются со всеми домой.
Входит Соседка и ведет за руку белокурую Девочку необыкновенной красоты, так похожую на Душу Света; ей Тильтиль отдает клетку с Синей Птицей и Девочка прижимает к груди горлицу Тильтиля.
И Соседка госпожа Берленго с восторгом говорит: - она бегает, танцует, летает!.. Увидала птицу - и прыг к окну, поглядеть при свете, правда ли это горлица Тильтиля... А потом на улицу - и - и полетела, словно ангелочек на крылышках...
Тильтиль хочет взять у Девочки птицу, а горлица, воспользовавшись замешательством, вырывается у Девочки из рук и улетает.
Девочка рыдает, и Тильтиль выходит на авансцену и обращается к зрителям в театре (ведь мы в театре, и это пьеса): - Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас ее найдет, то пусть принесет нам - она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем...
 
Эти три книги мне очень важны в жизни. Они простые по логике повествования, в них нет смысловых загадок и вроде все понятно. Понятно и взрослому, и ребенку. И в этом их ценность.
Но эти книги важны не только для меня, прочитав их, ты чувствуешь, как будто дождик в жаркий день, он смывает лишнее и наносное, оставляя только искренние ностальгические, может даже печальные, но радостные и чистые эмоции.
Это как случайно найденные в шкафу старые мягкие игрушки, детские книги, с размалеванными детской рукой страницами, это машинка без колес, чудом сохранившаяся, все это делает нас чище и возвращает в то время, когда Синяя Птица была в наших руках…


Рецензии
Благо дарю, Валерий за статью! Действительно мудрые книги! А синюю птицу захотелось перчитать, как и другие книги...

Николай Виноградов 5   17.01.2023 12:04     Заявить о нарушении
Николай, спасибо::)) вообще я убедился, что нет необходимости гнаться за новинками, здоровее и полезнее читать проверенную десятилетиями литературу...

Валерий Кувшинчиков   17.01.2023 12:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.