Цель номер один

Фильм в напряженьи свыше двух часов:
где годы поиска- минуты исполненья,
и справедливого решенья
без проволочек лишних и судов!..

Из интернета
(с сокращением)
.............

«Цель номер один»— американский триллер с элементами боевика, снятый режиссёром и продюсером Кэтрин Бигелоу.

Премьера ленты состоялась 19 декабря 2012 года, в России вышел в прокат на 21 февраля 2013 года. Главную роль в фильме исполнила Джессика Честейн. Картина основана на реальных событиях — ликвидации террориста номер один Усамы бен Ладена. Американская кинопресса крайне положительно приняла новый проект Бигелоу, а на сайте Rotten Tomatoes ещё до официальной премьеры его рейтинг составлял 100 %[3].Перейти к разделу «#Критика» Критиками фильм расценивался как один из ключевых претендентов на премию Американской киноакадемии «Оскар»[4].

«Цель номер один» была признана лучшим фильмом года по версии нескольких сообществ кинокритиков со всего США, а на «Золотом глобусе» её выдвинули в четырёх номинациях, в том числе за лучший драматический фильм. На 85-й церемонии вручения премии «Оскар» картина была удостоена пяти номинаций, включая за лучший фильм года. Джессика Честейн за эту актёрскую работу получила премию «Золотой глобус», а также была выдвинута на премии Гильдии киноактёров США, BAFTA и «Оскар».Перейти к разделу «#Награды и номинации»

Невзирая на скандал со сценами пыток, лента Бигелоу была признана самым высоко оценённым фильмом 2012 года, оставив позади драму Михаэля Ханеке «Любовь»[5].

Фильм затрагивает хронику событий охоты на самого опасного террориста в мире Усаму бен Ладена. Вступительные кадры демонстрируют шок нации сразу после трагедии 11 сентября 2001 года; финал кинокартины снят, по большей части, в стиле ночного видения и от первого лица демонстрирует убийство бен Ладена группой «Морских котиков» в ночь на 2 мая 2011 г.

Центральная героиня киноленты — Майя (Джессика Честейн) прибывает на Ближний Восток в 2003 году. Она одержима идеей отыскать всех преступников, причастных к теракту в Нью-Йорке. Вскоре начинающий аналитик выходит на след основного курьера бен Ладена по имени Абу Ахмед аль-Кувейти. Потратив пять лет жизни, Майя в итоге выясняет место пребывания неуловимого главаря «Аль-Каиды» — пакистанский городок Абботтабад. Она требует от своего руководства организовать прослушку телефонов в этом городе. Однако 30 декабря 2009 года на лагерь ЦРУ в афганской провинции Хост происходит нападение террориста-смертника: погибает семеро коллег Майи, в том числе и любимая подруга Джессика. Многих оперативников эвакуируют в Штаты.

Наблюдая с помощью разведывательных спутников за жилищем бен Ладена из штаб-квартиры ЦРУ, Майя разрабатывает операцию по его уничтожению. 1 мая 2011 года администрация 44-го президента США наконец-то разрешает спецназовцам провести ночной рейд с авиабазы в Афганистане. Два вертолёта штурмуют дом бен Ладена.

Бигелоу и Боал приступили к написанию сценария ещё в начале 2000-х, когда бен Ладен, по некоторым данным, скрывался в Тора-Бора. После того, как творческий коллектив Бигелоу-Боал был удостоен «Оскара» за режиссуру и создание сценария к военной драме «Повелитель бури», они решили вернуться к теме войны. Спустя несколько дней после убийства террориста в мае 2011 года проекту был дан «зелёный свет»[6].

 Частичные съёмки проходили в индийском городе Чандигарх, который специально отдекорировали под Лахор и Абботтабад, где и ликвидировали бен Ладена[9]. Во время производства ленты размещение символики Пакистана вызвало недовольства и протесты населения, затруднившие процесс съемок[9].

Прототипом героини Джессики Честейн стала реальная сотрудница ЦРУ, чьё имя не раскрывается. За участие в операции она была удостоена важнейшей военной награды США[10].

Как и рассчитывала Бигелоу, сразу же после анонса разработки подобного политического фильма на съёмочную группу обрушился шквал критики. Одним из первых своё мнение высказал член палаты представителей США Питер Кинг (англ.)русск., задававшийся вопросом: «Была ли допущена Бигелоу к секретным документам?»[6]. Режиссёр отделалась брошенным «Без комментариев»[6]. Невзирая на это, сценарист Боал признался, что большая часть фильма основана на собственных исследованиях[6]. Позже оппоненты президента Обамы заявили, что представители его администрации лично передали создателям картины секретные данные[11].

Не принимая во внимание отмашки съёмочной группы, Пентагону фильм показался настолько достоверным, что Министерство обороны США провело специальное расследование с целью выяснить, кто открыл все секреты охоты за бен Ладеном Бигелоу[12]. По его результатам выяснилось, что засекреченную информацию выдал ближайший помощник минобороны США Панетты Майкл Виккерс[13].


Ещё до назначенной официальной премьеры «Цели номер один» закрытые показы сопровождались публикацией исключительно положительных отзывов. На авторитетном сайте Rotten Tomatoes фильм удерживает рейтинг 93 %, основанный на 170 рецензиях профессиональных критиков[3]. Многие аналитики включили ленту в собственные списки лучших фильмов года[15][16].

Сама Бигелоу неоднократно говорила, что её фильм не для слабонервных[4]. Композитор Александр Деспла, написавший саундтрек к ленте, так отзывался о ней[21]:
« Я знаю, что выглядит он как боевик, но на самом деле это скорее военный фильм в традициях Акиры Куросавы. Мощный и архаичный. <…> Это лучшая вещь, которую она когда-либо делала. Он потрясающий; она — режиссёр-профессионал. Она гениальный [режиссёр], а фильм — невероятный. »
Российская критика также тепло встретила картину. Валерий Кузнецов из «Российской газеты» согласился со своими иностранными коллегами, что фильм — главный претендент на «Оскар», но подтвердил мнение Бигелоу, что это кино не для слабонервных[22].

Министр обороны США Леон Панетта в интервью NBC 3 февраля 2013 года, отвечая на вопрос о фильме «Цель номер один», подтвердил, что при проведении операции по ликвидации главы «Аль-Каиды» были использованы пытки[

*****
пытки оправданы, когда речь идёт о "тикающих бомбах" и часы или минуты для предотвращения гибели невинных людей и, по-сути, применяются в особых случаях всеми разведками мира в той или иной пропорции (Э.К.)


Рецензии