Реферат1061

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774


Реферат на тему:
Особенности правовой базы в отношении спорта и физической культуры в России
               
Новосибирск 2020



Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации А.П. Душанин  Заслуженный деятель науки Российской Федерации П.А. Виноградов Сегодня законодательная, нормативная и материально-техническая базы, являющиеся основой для реализации в стране государственной политики в области физической культуры и спорта, неадекватны проводимым социально-экономическим реформам, не гарантируют констиутционного права каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, так как не обеспечены достаточным финансированием и не имеют надежных механизмов реализации. В связи с этим важно изучить все то позитивное, что было достигнуто в области правового обеспечения физической культуры и спорта в СССР, а также в России. По мнению С.Н. Братановского 1, для устранения негативных явлений нужны в первую очередь совершенствование организации физического воспитания и управления им, разработка правовой регламентации этого процесса, дальнейшее углубление и развитие демократических начал и повышение качества и эффективности работы органов и учреждений спорта. Все вышесказанное актуализирует необходимость проведения исследований, направленных на совершенствование правовых отношений в российском физкультурно-спортивном движении и определение оптимальной системы организации и управления физической культурой и спортом в России с целью создания гражданам страны оптимальных условий для занятий физической культурой и спортом. Концептуальные аспекты исследуемой нами проблемы затрагиваются в работах Г.В. Атаманчука, И.Л. Бачило, В.А. Ефимова, Н.М. Кейзерова, Г.В. Мальцева, А.В. Оболонского, Д.М. Овсянко, Б.Н. Порфирьева, В.А. Прокошина, посвященных общетеоретическим вопросам государственного управления и права, а также общесоциальным аспектам развития общества. Проблемы организации физической культуры спорта и управления ими в теоретических и прикладных аспектах рассматривают в своих исследованиях В.У. Агеевец, Н.Н. Бугров, М.М. Бака, Я.Р. Вилькин, К.В. Воронова, С.Э. Воронин, В.И. Гончаров, А.П. Душанин, В.И. Жолдак, Н.В. Жмарев, А.П. Зотов, В.А. Какузин, В.Г. Камалетдинов, Т.М. Кирищук, С.А. Кореневский, К.А. Кулинкович, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, И.И. Переверзин, Б.Н. Рогатин, В.Д. Чепик, В.Г. Шатров, Б.Г. Фадеев и др. Правовые проблемы развития физической культуры и спорта в теоретическом и прикладном аспектах нашли отражение в исследованиях Л.В. Аристовой, Д.Н. Бахраха, Е.Н. Ворсина, П.А. Виноградо ва, А.Н. Ефименко, В.И. Жолдака, Г.Р. Гостева, С.И. Гуськова, С.А. Ищенко, С.Г. Сейранова, А.С. Соколова, В.Н. Уварова, С.С. Филиппова, Т.В. Холщевниковой, И.М. Чемакина и др. Объектом исследования являлась правовая база развития физической культуры и спорта в России в период новых социально-эко номических преобразований, предметом - правовые отношения, возникающие в процессе реализации законодательства в организации управления физической культурой и спортом в России. Мы предполагали следующее: - в реформировании правовой системы физической культуры и спорта недостаточно используется опыт СССР и ведущих зарубежных стран; - создание оптимальной правовой базы развития физической культуры и спорта позволит не только сохранить высокий уровень нашей страны в спорте высших достижений, но и решить главную, государственную задачу - создать базу для активных массовых занятий физической культурой и спортом. В исследовании мы поставили перед собой цель решить следующие задачи: - изучить постановку правового обеспечения физической культуры и спорта в России и ведущих зарубежных странах; - проанализировать действенность принятых законодательных и нормативных актов в целях организации эффективного управления развитием физической культуры и спорта в стране; - разработать предложения по совершенствованию правового обеспечения развития физической культуры и спорта в России. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, кодексы Российской Федерации, Основы законодательства по физической культуре и спорту, здравоохранению и т.д., федеральные законы, в которых в той или иной степени затрагивались вопросы физической культуры и спорта, законы по физической культуре и спорту субъектов Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта. Большое внимание было нами уделено изучению законодательных актов в сфере физической культуры и спорта ряда ведущих зарубежных стран, нормативных документов, принятых в СССР, России и странах СНГ по вопросам физической культуры и спорта, а также материалов общественных и ведомственных спортивных организаций. Были использованы такие методы исследования: теоретический анализ; контент-анализ материалов средств массовой информации; изучение текстов конституций, законов, подзаконных актов, специальной литературы; социологический опрос; экспертная оценка; изучение статистических данных; методы математической обработки материалов, полученных в исследованиях. В данной статье приводятся лишь некоторые результаты исследования. Начиная с 1993 г. на протяжении семи лет через каждые два года мы проводили опрос экспертов по ключевым проблемам развития физической культуры и спорта в России. В качестве экспертов первой группы (в дальнейшем мы будем их условно называть "организаторы") выступили руководители физкультурно-спортивного движения России и субъектов Российской Федерации. Среди них - 90% мужчин, 75% - в возрасте от 40 до 60 лет; 60% работников государственных управленчес ких структур физической культуры; 10-15% представителей общественных физкультурно -спортивных объединений. Эксперты второй группы (ученые) - 70% мужчин; 56% - в возрасте от 40 до 60 лет; 20% - до 60 лет; 83% - имеют научные звания и степень; более 20% - спортивные звания. На основании приведенных данных можно сделать вывод о том, что специалисты физической культуры вот уже на протяжении семи лет во главу угла ставят не только проблему финансирования отрасли, но и проблемы, связанные с созданием нормативно-правовой базы отрасли и предоставлением финансовых льгот (что тоже можно отнести к разработке соответствующих законов). Нами проведен анализ законодательных и нормативных актов Российской Федерации, принятых специально по вопросам физической культуры и спорта за 1992 - 1999 гг. За единицы анализа были приняты: годы, форма решения (уровень), тематика, содержание правового акта. Всего в поле анализа оказалось 189 правовых и нормативных актов. Распределение всех правовых актов по годам показывает, что больше всего их приходится на 1994 г. - 28,6%, а в остальные годы - почти равномерно от 10 до 13%. Меньше всего их принято в 1996 и 1999 гг. Больше всего распоряжений поступило от Правительства Российской Федерации - 43,3%, далее идут указы Президента Российской Федерации - 18,5% и постановления Правительства Российской Федерации - 16,4%. При анализе специально было выделено распределение по годам указов и распоряжений Президента. Как мы и предполагали, наибольшее число указов и распоряжений Президента по вопросам физической культуры и спорта было издано в период с 1993 по 1994 г. Пик - 29,4. Особо нами были выделены и проанализированы правовые и нормативные документы, принятые в период 1992 - 1999 гг. специально по вопросам организации и управления физической культурой и спортом в стране. Таких документов оказалось 44. Их можно распределить по следующим группам: - первая (от 23,0 до 27,3%) - вопросы федерального органа управления физической культурой и спортом; - вторая (от 20,5 до 22,7%) - о назначениях (освобождениях) руководителей федеральных органов управления физической культурой и спортом, о структуре федеральных органов исполнительной власти; - третья (от 9 до 16%) - об иных органах федерального уровня управления физической культурой и спортом; - четвертая (от 1 до 4,5%) - о структуре государственного управления физической культурой и спортом. В 1993 г., когда "Основы законодательства Российской Федерации "О физической культуре и спорте" были подписаны Президентом и после этого прошло около четырех месяцев, мы попросили руководящих работников физической культуры и спорта областного уровня ответить на вопрос о том, какая часть работников физической культуры в их регионе знакома с содержанием "Основ". Вот как распределились ответы на данный вопрос: Думаю, что все знакомы с содержанием "Основ" - 13%. Считаю, что большинство - 33,0%. Вероятно, около половины - 26,0%. Какая-то часть знакома - 6,0%. Думаю, что только немногие - 20%. В целом можно отметить, что большая часть работников физической культуры на местах, по мнению экспертов, были знакомы с содержание "Основ". В 1993 г. во время опроса 15% экспертов считали, что "Эффективное использование "Основ" является наиболее важным для улучшения развития физической культуры и спорта в России, в 1999 г. число экспертов, придерживающхся того же мнения, не только не уменьшилось, но даже увеличилось до 19,0%. Проводя опрос в 1995 г.,мы попросили экспертов ответить на вопрос: "Принят ли у вас в регионе свой закон о физической культуре и спорте и как он "работает"? Вот как распределились ответы на данный вопрос: Да, принят и он хорошо "работает" - 12,0%. Да, принят и кое-в чем он помогает - 27,0%. Да, принят, но практически не "работает" - 10,0%. Нет, не принят, но разрабатывается - 33,0%. Нет, и не разрабатывается - 18,0%. Как же относятся эксперты к новому закону?3 Такой вопрос был предусмотрен в опроснике 1999 г. По мнению 60% опрошенных, принятие данного закона положительно скажется на развитии физической культуры и спорта;3% имеют противоположное мнение; 30% считают, что принятие закона ничего не изменит; 7% затруднились ответить. Анализ нормативно-правовой базы физкультурного движения СССР и Российской Федерации показал следующее. До 1991 г. в СССР и России правовое обеспечение развития физической культуры и спорта осуществлялось через Конституцию, законы СССР, решения Верховного Совета СССР. Основополагающими являлись постановления съездов Коммунистической партии, решения пленумов и специальные постановления ЦК КПСС и Правительства по различным вопросам физкультурного движения. Среди них этапными были постановления 1925, 1929, 1948, 1966, 1968 гг. В период становления и развития новой России вопросы организации физической культуры осуществлялись указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства. Именно в этот период была создана организационно-управленческая система физкультурного движения. Наиважнейшим для всего физкультурно -спортивного движения, для становления подлинно законной базы развития физической культуры стало принятие Основ законодательства Российской Федерации "О физической культуре и спорте". Значение этого Закона не только в том, что это первый Закон по физической культуре за всю историю нашего государства, но и в том, что он способствовал созданию правовой базы физической культуры и спорта как на федеральном, так и на региональном уровне. К сожалению, изменения, которые позднее были внесены в этот Закон указами Президента, неэффективная работа физкультурно -спортивных организаций, а также целенаправленная деятельность Олимпийского комитета России по его дискредитации не позволили в полной мере использовать "Основы" для эффективного развития спорта и массовой физической культуры в стране. Несмотря на отмену "Основ", в целом можно считать, что в России создана правовая система физической культуры и спорта, состоящая из высшего уровня - Конституции России и включающая нормативные акты органов местного самоуправления. Создается ситуация, когда, с одной стороны, требуется принятие целого ряда законов о физической культуре и спорте (о профессиональном спорте, о детско-юношеском спорте, об общественных спортивных объединениях, об олимпийском движении и т.д.), а с другой - неэффективно используются и реализуются на практике уже принятые законы и нормативные акты. Так, только за период с 1992 по 1999 г. было принято около 200 таких документов, специально посвященных физической культуре и спорту, а за период 1997 - 1998 гг. - около 100 законодательных актов, в которых в той или иной мере затрагивались вопросы физической культуры и спорта. К сожалению, в литературе нам не удалось найти материалов, в которых говорилось бы о том, как эти законы реализуются и какие сложности возникают при этом. Опыт создания и реализации правовой базы физической культуры в Республике Карелия, городах Москва, Самара и других говорит об огромных потенциальных возможностях региональных законов в развитии физической культуры и спорта в субъектах России. Принятый Закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" во многом вступает в противоречие с другими законами, регламентирующими вопросы налоговых льгот, финансирования, социальной защиты и пенсионного обеспечения, деятельности общественных объединений, образовательных учреждений и т.д. Все это требует внесения в него соответствующих поправок. Анализ правовых нормативных документов, регламентирующих деятельность общественных объединений и организаций, позволяет сделать вывод о том, что передача Олимпийскому комитету России ряда функций государственного органа управления в области физической культуры и спорта противоречит действующим Федеральным законам Российской Федерации и нормативным документам международных спортивных организаций, в том числе и Олимпийской Хартии МОК. Ныне действующая законодательная база физической культуры и спорта не получила необходимого правового нормативного наполнения, что и породило крайнюю неустойчивость системы управления физической культурой и спортом, в итоге мы имеем ее частые, в весьма коротких временных рамках, изменения (структурные, целевые, кадровые). Исследование показало, что преждевременно были отменены сначала ряд статей,а затем и сами Основы законодательства Российской Федерации "О физической культуре и спорте". "Основы" имели огромное значение для создания правовой базы развития физической культуры и спорта в регионах - субъектах Российской Федерации. Так, сегодня более половины субъектов Российской Федерации приняли свои законы о физической культуре и спорте. Установлено также, что Правительство России за последние семь лет (с 1992 по 1999 г.) на своих заседаниях ни разу не рассматривало вопросов, связанных с физическим воспитанием, развитием массового спорта. За эти годы не было принято ни одного содержательного, конкретного постановления о развитии физической культуры в одном из субъектов Российской Федерации или о развитии одного из видов спорта. До сих пор не принята Федеральная программа развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. В заключение мы предлагаем систему правового и нормативного обеспечения развития физической культуры и спорта в России, которая включает: - Конституцию Российской Федерации (статья по вопросам физической культуры и спорта); - Кодекс законов Российской Федерации о труде, о градостроительстве, о налогах и другие, в которых должны быть отражены вопросы физической культуры и спорта; - Основы законодательства об образовании, о здравоохранении и другие, в которых должны быть отражены вопросы физической культуры и спорта; - федеральные законы о физической культуре и спорте (о профессиональном спорте, об общественных физкультурно-спортивных объединениях и организациях, об олимпийском движении, о государственной поддержке развития физической культуры и спорта, о социальной защите спортсменов, о детско-юношеском спорте и др.); - другие федеральные законы, в которых могут быть отражены вопросы физической культуры и спорта; - законы субъектов Российской Федерации о физической культуре и спорте; - указы и распоряжения Президента Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта; - постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по вопросам физической культуры; - решения федеральных органов исполнительной власти по вопросам физической культуры и спорта; - нормативные акты общественных физкультурно-спортивных объединений и организаций, федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта и Олимпийского комитета по вопросам развития физической культуры и спорта в пределах своей компетенции.

Общие положения федерального закона РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
После распада СССР и обретением Российской Федерацией своей государственности возникла необходимость в создании качественной правовой базы в сфере физической культуры и спорта, в которой бы нашли свое воплощение все те изменения, которые произошли в физкультурно-спортивной и других областях жизнедеятельности общества - в экономике, политике, идеологии, а также в образе мыслей граждан нашей страны. Основным источником правового регулирования в сфере физической культуры и спорта (ФК и С) является Конституция РФ. Статья 41 гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также констатирует, что "поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта". Исходя из федеративного устройства России, в Конституции определено, что общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов – республик, краев и областей (п. "е" ч. 1 ст. 72). В физкультурно-спортивной сфере возникают отношения двух видов: между государственными и муниципальными органами власти и гражданами, реализующими конституционное право на занятия физической культурой и спортом, а также отношения между юридическими и физическими лицами, связанные с удовлетворением потребностей в занятиях физической культурой и спортом. Необходимая правовая база в виде Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте была разработана и принята Верховным Советом РФ 27 апреля 1993 г. (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»). Принятые Основы законодательства о физической культуре и спорте стали важнейшей вехой в создании правовой базы физкультурно-спортивной отрасли. Значимость Основ связана с тем, что многие принципиально важные положения впервые были закреплены юридически. Так, в Основах юридически закреплялась компетенция Российской Федерации, республик, краев и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта (ст.4-6), вводились понятия «Система физической культуры» и «Спорт» с постатейной их расшифровкой (ст.11-24), законодательно определялись источники финансирования физической культуры и спорта (ст.25-26). Однако после принятия Основ законодательства в течение последующих лет стали вскрываться некоторые его пробелы и недочеты. Общая концепция физкультурно-спортивного законодательства давалась неконкретной и размытой. По-видимому, на тот момент создать четко структурированный и реально работающий Закон о ФиС не представлялось возможным, так как не вполне было ясно, по какому пути пойдет наша страна, какую модель физической культуры и спорта выберет. Поэтому была избрана форма Основ законодательства, которые очерчивали общий подход депутатов Государственной Думы и спортивных экспертов к проблеме законодательного регламентирования физкультурно-спортивной отрасли. Накопившиеся за несколько лет рыночного развития замечания и новые реалии российской физической культуры и спорта заставили законодателей существенным образом переработать и уточнить существующие правовые нормы, создать новый закон «О физической культуре и спорте», который был призван заменить принятые ранее Основы законодательства о ФиС. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте» был принят Государственной Думой 13 января 1999 г., одобрен Советом Федерации 27 января и подписан Президентом страны 29 апреля 1999 г. В юридическую силу закон вступил с момента его опубликования, то есть с 7 мая 1999 г. Сразу отметим, что вновь принятый закон все же не смог в полной мере устранить те пробелы, которые были свойственны Основам законодательства о ФКиС. Закон получился таким же декларативным и необязательным для исполнения, как и принятые до него Основы. Просуществовав восемь лет, Закон о ФКиС от 1999 г. был заменен новым законом, который был призван не только устранить декларативность предыдущего правового акта, но и привнести в него новый дух конкретики и самодостаточности. Следует отметить, что российские законодатели не стали совершенствовать существующий закон от 1999 г. Было принято решение о создании нового закона, который бы, с одной стороны, устранял недостатки и изъяны ранее действующего правового акта, с другой - создавал бы обновленное правовое поле для регулирования физкультурно-спортивных отношений. Качественно обновленный Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был опубликован 8 декабря 2007 г. и вступил в силу 1 января 2008 г. Вновь принятый Закон РФ «О физической культуре и спорте», действующий в настоящее время, устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Р Ф и олимпийского движения России.
Основными элементами законодательства о физической культуре и спор¬те, модифицируемыми в новой редакции Федерального закона от 4 декабря 2007 года о физической культуре и спорте в РФ являются: субъекты физической культуры и спорта, институты государственного регулирования физической культуры и спорта, а также договорные отношения в сфере физической культуры и спорта. Предметом правового регулирования данного законопроекта являются отношения в области физической культуры и спорта, возникающие при: 1) создании необходимых условий для развития физической культуры и спорта и физического воспитания населения;
2) подготовке спортивного резерва и сборных команд России по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях. Указанные изменения синхронизируют законодательство о физической культуре и спорте с гражданским, налоговым и бюджетным законодательством. Следует отметить, что по сравнению с Законом о ФиС от 1999 г. новый закон снимает с государства целый ряд обязывающих мер по финансированию и поддержке физкультурно-спортивной отрасли. Если ранее в соответствии с нормами ст. 4, государство обеспечивало:
1. Ежегодное финансирование мероприятий в области физкультуры и спорта в РФ, поддерживало физкультурно-спортивное и олимпийское движение за счет средств федерального бюджета;
2. Создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;
3. Содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности РФ;
4. Создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
5. Создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;
6. Создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;
7. Организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности;
8. Организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством РФ;
9. Поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций. То в новом Законе о ФиС от 2007 г. концепция серьезно изменилась. По сути, обязательства по финансированию и поддержке физкультуры и спорта в значительной степени урезаются и передаются в ведение правительства. Если ранее законом указывалось: «Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством РФ», то теперь ситуация поменялась.
В соответствии со ст.7 пп.2-3 «Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Общий объем финансирования, предусмотренного в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из количества спортсменов, осуществляющих занятия в спортивных школах, спортсменов, имеющих спортивные разряды и звания, а также численности населения субъектов Российской Федерации». Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Преимущества новой редакции закона о ФК и С.
а). В законе существенно расширен и уточнен понятийный аппарат. Впе-рвые введены такие понятия, как официальные физкультурные и спортивные мероприятия, массовый спорт, национальный вид спорта, параолимпийское и сурдоолимпийское движения, правила соревнований, спортивная дисциплина, спорт высших достижений, физическая подготовка, спортивные сооружения.
б). Законом вводится новый вид общественного объединения – спортивная федерация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов сборных команд. Спортивные федерации могут быть местными, региональными и общероссийскими. Устанавливаются особенности создания, государственной регистрации и реорганизации спортивных федераций. Структура спортивных федераций выстроена по аналогии со структурой национально-культурных автономий. Большинство местных спортивных федераций по определенному виду спорта объединяются в региональную спортивную федерацию, а большинство региональных спортивных федераций, в свою очередь, объединяются в общероссийскую спортивную федерацию.
Таким образом, исключается возможность одновременного существования двух общероссийских спортивных федераций, культивирующих один и тот же вид спорта. В связи с этим ликвидируется малоэффективная, установленная законодательством РФ, процедура аккредитации общероссийских физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций).
в). В законе закрепляются такие институты государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта, как признание видов спорта и спортивных дисциплин: Всероссийский реестр видов спорта; Единая всероссийская спортивная классификация; Единый календарный план всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, которые вместе образуют стройную систему.
г). Закон, в рамках проводимой в стране административной реформы, исключает возможность дублирования функций федеральных органов исполни¬тельной власти в области ФК и С.
Особое внимание в законе уделено вопросам разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Отдельная статья посвящена разграничению расходных полномочий.
д). Разработаны соответствующие юридические нормы, регулирующие основополагающие правоотношения в сфере.referat.

Источники:
Moluch.ru
Bibliofond.ru
Skachatreferat.ru
Otherreferats. Allbest.ru
Cyberleninka.ru


Рецензии