Белые снегири - 32 - 3 -

ЧИТАЯ ДНЕВНИКИ М.М.ПРИШВИНА

          Замечательный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин на протяжении пятидесяти лет вёл дневник. В начале 20 века он начал записывать в тетрадки свои впечатления от происходящих событий, где он пытался понять их смысл. Дневники он вёл ежедневно до последнего дня своей жизни, это своеобразная летопись времени, в которое он жил. Михаил Михайлович особенно любил записывать свои впечатления ранним утром.

«Заутренний час» Пришвин прославляет как время величайшего гармонического настроя человека в унисон со всей природой. О своих дневниках Михаил Михайлович писал: «Никакие сокровища на свете не могли бы возместить мне эту кладовую записанных слов и переживаний, хотя я из неё очень мало беру для своих рассказов. И не раз я очень многим рисковал, чтобы только спасти мои тетрадки». Например, в 1909г он вынес чемодан со своими тетрадками из горящего дома, не успев схватить другой чемодан с деньгами и бельём.

        Одну из главных идей Пришвина можно передать его словами: «Страданье» - не характерно для времени, я с этим покончил…пусть страдания, а я буду вестником радости». Дневники – это огромное наследие М.М.Пришвина, но записи он вёл везде, иногда в записных книжках, находясь в дороге. Впервые систематизировать и опубликовать ежедневные записи писателя взялась его жена – Валерия Дмитриевна Пришвина. Она проделала огромную работу в архиве Михаила Михайловича. После её смерти в 1980 г. архив перешёл к директору дома-музея М.М.Пришвина в Дунине под Москвой Лилии Александровне Рязановой. Она вместе с журналистом Яной Зиновьевной Гришиной стала готовить тексты дневников. Работа эта очень кропотливая и напряжённая. И, наконец в 1991г. выходит 1-й том дневников Пришвина, охватывающий 1914 – 1917 годы. Книги с дневниками М.М.Пришвина с тех пор стали издаваться регулярно. Вышла в 2006 г. уже седьмая книга дневников, это 1930 -1931 годы. Вышли и ранние дневники писателя, начиная с 1905 г., а также дополнения к дневникам 1914 – 1917 годов.

        Все эти книги есть в доме-музее М.М.Пришвина в Дунине под Звенигородом. В мае намечается там круглый стол, желающие посетить музей могут туда приехать и приобрести книги. Особенно меня заинтересовали дневники М.М.Пришвина, охватывающие 1923 – 1925 годы. В это время Михаил Михайлович жил в Талдомском районе Московской области, где собирал материал для своих книг и встречался с местными жителями. Там он и познакомился с моим дедом Иваном Сергеевичем Романовым, местным башмачником и поэтом. В своём рассказе «Башмаки» Пришвин пишет о нём и приводит его производственную песню «Башмачник». Много раз встречался мой дед с этим писателем, много тропинок исходили они вместе. В дневниках 1923 – 1925 годов Михаил Михайлович 8 раз упоминает о моём деде. На нахзаце книги помещена фотография: М.М.Пришвин среди башмачников в деревне под Талдомом. На фотографии радом с Пришвиным сидит мой дед. Он был башмачником-художником. Таких людей, артистов обувного дела, называли «волчками». И вот что, например, написал М.М.Пришвин 22 сентября 1924 г. в своём дневнике о моём деде: «Слышал я тоже легенду, будто из Парижа одна дама приезжала в Столешников переулок и там у Романова купила себе башмаки, надела их и прямо в грязь без калош и потом с грязными башмаками в Париж. Там, в Париже, она башмаки вычистила и одну пару продала и как раз окупила дорогу, а другая пара, значит, ей даром досталась». Кроме стихотворений, мой дед писал ещё очерки, всё это печаталось в местной газете и журнале. 31 декабря 1924 г.
 
Пришвин записывает в своём дневнике: «И.С.Романов рассказывал, сколько страданий он пережил в провинции из-за своего писательства, сколько было над ним издевательств, так что, если кто скажет про него «писатель», так «холодеют корни волос и в мозг проходит». Верно, так же и настоящий религиозный человек боится произнести всегда имя своего Бога (в особенности при учёных людях)? Читаю дневники М.М.Пришвина и как будто вместе с ним переживаю события тех лет. Много интересного в них написано о встречах Михаила Михайловича с другими писателями, интересными людьми. Меня восхищает глубина философских рассуждений этого писателя, понять которые порой бывает трудно. Но я читаю это вновь и вновь и что-то непонятное постепенно проясняется. Самое интересное то, что Пришвин, как ребёнок, видел необычное в обычном. И об ускользающих от многих из нас явлениях он и писал в своих дневниках и произведениях.
 
Удивительную возможность выявления в природном ландшафте скрытого, таящегося в нём образа давала и фотография, чем писатель занимался до конца жизни.
       … Но вернёмся к дневникам М.М.Пришвина. Меня очень интересовали встречи Михаила Михайловича с другими писателями. В конце каждой книги дневников напечатан указатель имён, упоминаемых писателем в дневниках. В одной из книг нахожу: «Пильняк Борис Андреевич (наст. фамилия Вогау, 1894 – 1937). Так это же наш земляк, известный писатель! Читаю всё, что писал Пришвин о Пильняке в этой книге, но и в других книгах, в другие годы Пришвин встречался с Пильняком, состоял в переписке. Непростые взаимоотношения были у этих писателей, много было у них противоречий и разногласий. 9 августа 1922 года М.М.Пришвин пишет в дневнике: «Читаю Пильняка. Это не быт революции, а картинки, связанные литерприёмом, взятым напрокат у Андрея Белого. Автор не смеет стать лицом к лицу к факту революции и, описывая гадость, ссылается на великие революции»… Б.Пильняк в 1929 г. подвергся политической травле. Он возглавлял Всероссийский Союз писателей, вынужден был написать заявление о выходе из Союза. Ему разрешили выехать в США для написания нового романа о созидаемой истории нашей страны. В январе 1931г. Пильняк выехал в США, но вернулся обратно. И в 1937г. он был арестован, а в 1938г. расстрелян. Предполагается, что Пришвин мало знал о травле Пильняка.

        В этом году М.М.Пришвину исполнилось бы 135 лет и 27 – 29 февраля в родном городе писателя состоялись пришвинские чтения. Там проводилась Всероссийская научная конференция под названием: «Михаил Пришвин: диалоги с эпохой». Проходила она в Елецком государственном университете им. Н.А.Бунина. Кроме уже упомянутых мной Л.А.Рязановой и Я.З.Гришиной, на ней побывал и наш недавний гость Сергей Владимирович Довженко. После окончания конференции Довженко приезжал ко мне, подарил напечатанную программу и большое количество фотографий. Он рассказал о том, как проходила эта конференция. 27 февраля была экскурсия по городу «Елец пришвинский». 28 февраля были пленарное заседание и секционные заседания, где выступали известные учёные-пришвиноведы. Среди них было много профессоров, докторов и кандидатов филологических наук, внучка М.М.Пришвина Наталья Петровна Бирюкова. .. Например, профессор, доктор филологических наук из Нижнего Новгорода М.П.Шустов свой доклад назвал «Дневники М.Пришвина как разновидность художественного творчества». А доктор филологических наук, профессор из Санкт-Петербурга Кира Дмитриевна Гордович назвала свой доклад «Совместные дневники как жанровый феномен. (М.М. и В.Д.Пришвины и М.А. и Е.С. Булгаковы)». Итоги выступлений были подведены 29 февраля на круглом столе, главной темой которого было то, что Пришвин только рождается, открывать его и знакомиться с ним предстоит ещё не одно столетие.

          Особенно было подчёркнуто, что М.М.Пришвин писатель первого ряда, в котором находятся самые великие писатели России. А такие ещё очень загадочные романы как «Кащеева цепь» и «Осударева дорога» нужно отнести к одним из самых значительных наших художественных произведений.
           Талант по Пришвину – это способность себя ограничить и выделить в окружающем мире сродное себе, чтобы люди этим пользовались. Ещё одно высказывание М.М.Пришвина. 6 августа 1930 г. он записывает в своём дневнике: «Хитрость есть низшая  степень ума, и самая высшая степень глупости». Интересно, как отнесутся к этому высказыванию наши современники?

          Читая дневники Пришвина, изучаешь историю нашей страны, они заставляют о многом задуматься, есть в них немало и непонятного. Например, после встречи с моим дедом 23 августа 1924 года Михаил Михайлович записал: «Когда я говорил кустарю И.С.Романову о тягости крестьянина, то он сказал поговорку: «Не уешно, так лежно». Что это значит, я не знаю. Может быть, кто-то из читателей расшифрует его слова, я был бы ему очень благодарен.
           Читайте мудрые мысли этого писателя, они полезны для каждого из нас.

 Валерий Иванов г. Ногинск.        Газета «Богородские вести» 27 марта 2008 г.   
    


Рецензии