В пурпурности маджентовой мечты

Когда твой мозг самозабвенно ноет
В пурпурности маджентовой мечты
Он все стереотипы прочь прогонит,
Рождая Ойкумену, где лишь ты,

Подобно первозданному зачатый,
Лучами слов мерцая впопыхах.
Познаешь с Терпсихорой Данс Экстатик,
Рисуя Утопический размах,

Но явится Фуко гетеротопий,
Хиральность справа-слева объяснит,
Генезисом раздорбленность возгонит
И Миру вожделенное явит!

*
Мадже;нта — цветовой термин, означающий ряд пурпурных цветов. В XXI веке наиболее известно два стандартизованных варианта мадженты. В модели RGB маджента является вторичным цветом, получаемым при аддитивном смешении основных красного и синего цветов в равных пропорциях[;]. В системе CMYK маджента является основным цветом (наряду с циановым и жёлтым)[;].
Гетеротопия — это эволюционное изменение в пространственном расположении эмбрионального развития животного, дополняющее гетерохронию, изменение скорости или времени процесса развития. Впервые он был идентифицирован Эрнстом Геккелем в 1866 году и до сих пор остается менее изученным, чем гетерохрония.

Основная статья: Эволюционная биология развития
Концепция гетеротопии, вызывающая эволюцию за счет изменения пространственного расположения какого-либо процесса внутри эмбриона, была введена немецким зоологом Эрнстом Геккелем в 1866 году.

Гетеротопия (от греч. ;;;;;; (h;teros), «разные», «другие», «отличающиеся» и греч. ;;;;; «место») — понятие, представленное Мишелем Фуко в работах «Другие пространства» и «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук (фр.)русск.» (1966) и раскрытое в радиовыступлении, посвященном теме «Утопия и литература»[1]. Гетеротопия представляет собой пространство внутри пространства, Фуко предлагает примеры корабля, кладбища, сада, ярмарки и др. Самым известным объяснением Фуко гетеротопии стало рассуждение о понятии в беседе с группой архитекторов[2]

Гетеротопия граничит с понятиями утопии и антиутопии. Фуко предлагал для лучшего понимания отличия гетеротопии представлять образ зеркала, который схож с утопией, «…поскольку это место без места. В зеркале я себя вижу там, где меня нет — в несуществующем пространстве, которое виртуально открывается за плоскостью. Но равно это и гетеротопия, поскольку зеркало реально существует и по отношению к месту, которое я занимаю, имеет своего рода возвратный эффект; именно благодаря зеркалу я начинаю воспринимать себя отсутствующим в месте, где я есть, ибо вижу себя там».

«Фуко признавался, что планировал написать „целую историю различных пространств (которая одновременно была бы историей различных видов власти), начиная с больших геополитических стратегий и заканчивая мельчайшими тактиками по условиям расселения историю архитектуры учреждений, классной комнаты или больницы, проходя через способы хозяйственно-политической дифференциации“ (Фуко М. Око власти, с. 224). Позже в интервью Полу Рабинову по теме „Пространство, знание и власть“ Фуко вновь обращается к гетеротопии, отмечая, что именно через одержимость пространством он пришел к пониманию фундаментальных отношений, возможных между властью и знанием (Фуко М. Пространство, знание и власть)».[4]

Принципы геторотопии Править
Фуко ввел понятие «гетеротопия» (фр. h;t;rotopie), чтобы иметь возможность отобразить смысловую многогранность, т.е. представить все смыслы, вложенные в понимание того или иного пространства. Таким образом гетеротопия может быть как реальным местом, так и местом приближенным к утопии, параллельным реальному, пространством (например, тюрьма), наполненность и содержательность которого позволяет приблизить реальное место к виртуальному.

В определении гетеротопии Фуко выделяет несколько принципов.

Во-первых, «в мире нет ни одной культуры, которая не создавала бы гетеротопий. Это константа для всего человечества» («Другие пространства», с. 197).

Во-вторых, «каждая конкретная гетеротопия может начать функционировать по-иному при изменении общей синхронии культуры, в которой она находится» («Другие пространства», с. 198).

В-третьих, «гетеротопия может помещать в одном реальном месте несколько пространств, несколько местоположений, которые сами по себе несовместимы» («Другие пространства», с. 199).

В-четвертых, «гетеротопии чаще всего связаны с „раскроем“ времени, то есть они открыты в сторону того, что — из чистой симметрии — можно было бы назвать гетерохронией; гетеротопия начинает функционировать в полной мере, когда люди оказываются в своего рода абсолютном разрыве с их традиционным временем» («Другие пространства», с. 199).

В-пятых, «гетеротопии всегда предполагают некую систему открытости и замкнутости, которая одновременно и изолирует их, и делает их проницаемыми» («Другие пространства», с. 201).

В-шестых, «роль гетеротопии состоит в том, чтобы создать иллюзорное пространство, которое изобличает все реальное пространство, все местоположения, по которым разгораживается человеческая жизнь, как еще более иллюзорные» («Другие пространства», с. 202).

Рассуждения Мишеля Фуко о гетеротопиях, опубликованные в статье «Des espaces autres» (О других пространствах), представляют собой не только предложения философа рассмотреть пространство с разных точек зрения, но и возможность увидеть в гетеротопии убежище от авторитаризма и репрессий, проиллюстрированную метафорой корабля (как абсолютной гетеротопии), что, фактически, является ссылкой на сталинизм[5]

Гетеротопия в зарубежных исследованиях
Географы-гуманитарии, связанные с постмодернистской школой, используют этот термин (и предложения Фуко) для трактовки и объяснения зарождения и развития (культурных, социальных, политических, экономических) сходств и различий современных мультикультурных мегаполисов. Идея места (с точки зрения этнической или гендарной принадлежности, иногда - с социальной) как гетеротопии привлекает внимание участников постмодернистской и постструктуралистской (и политической) теоретической дискуссии в социальных науках.

Имена таких ученых как Дэвид Харви, Эдвард Соджа[6], Мари Франклин-Браун[7] связаны с разными толкованиями гетеротопии.

Хе Жан Чанг описывает гетеротопическое восприятие цифровых медиа, которое, по мнению Чанг, состоит в том, чтобы охватить бесформенную структуру многонационального капитализма[8].


Рецензии