Реферат1054
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774
Реферат
«Социальные функции физической культуры и спорта»
Новосибирск, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ - ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………….………4
1.1 Физическая культура……………………………….……………………..……..4
1.2 Составные части физической культуры………………..……………………….5
2 СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА……..6
2.1 Функции физической культуры…………………………………………………6
2.2 Социальные функции спорта в современном мире…………………………….7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………...……..9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………10
;
;
ВВЕДЕНИЕ
Ни для кого не секрет, что малоподвижный образ жизни всегда был и будет причиной развития множества заболеваний, дисгармонии организма и подавленного состояния. В перечень таких последствий уже плотно занято место ожирением, частыми головными болями, всевозможными заболеваниями сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Из-за своих особенностей спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом и рассматриваются как один из самых важных механизмов формирования подобных мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматривается как спортивно-патриотическое воспитание.
;
1 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ - ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Физическая культура
Физическая культура - часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, всестороннее совершенствование и развитие тела путём упражнения мускулов, развитие физических способностей человека и спортивных достижений.
Физическая культура представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.
Понятие «культура» можно определить, как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Она воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.
К материальным ценностям относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение.
К духовным ценностям можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности и др.
1.2. Составные части физической культуры
Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объём личностных ценностей.
Физическая рекреация — это двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая сила.
Физическое воспитание. Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания — учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения человека.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в системе воспитания. Особенность этого периода состоит в том, что организм дошкольника обладает низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям среды, но вместе с тем быстро увеличивает свои адаптивные и функциональные возможности.
В период от рождения до семи лет характеризуется большой двигательной активностью. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, жизнедеятельность, всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности. Формируется нервная система, костно-мышечная системы, дыхательный аппарат.
Физическая культура при беременности. Для поддержания здоровья и отличного самочувствия беременной женщине необходимы физические занятия. Беременным женщинам рекомендуют делать упражнения до получаса в день и до пяти дней в неделю. Перед началом любых упражнений необходимо консультация лечащего врача. Стоит отметить, что при таких заболеваниях, как диабет, заболевания сердца и астма, врачи рекомендуют воздержаться от занятий физической культурой.
2 СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
2.1 Функции физической культуры
Функции физической культуры - это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека или человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
В функциях раскрывается содержание физической культуры и ее значение, как для человека, так и для общества.
Являясь частью культурного общества, физическая культура выполняет ряд общекультурных функций. Социальные функции - это функции, которые характеризуют особенности функционирования физической культуры и спорта применительно к различным социальным группам.
;
Разновидности социальных функций:
; социализирующая, назначение ее способствовать процессу социализации личности, связанной с физической культурой (то есть личность приобретает определенный социальный статус, исполняет разнообразные социальные роли);
; коммуникативная, функция межличностных отношений, благодаря которой люди вступают в процесс общения как физического, так и духовного;
; интегративная, в соответствии с которой происходит объединение людей в различные социальные группы - спортивные клубы, коллективы и т.д.
; семейно-бытовая, физическая культура и спорт оказывают воздействие на семью, а семья влияет на содержание деятельности в сфере ФК и спорта (спортивные семьи);
; воспитательная - благодаря ей происходит процесс целенаправленного формирования личности;
; престижная - дух состязательности помогает самоутвердиться как личности, добиться признания спортивного результата обществом.
2.2 Социальные функции спорта в современном мире
Под функциями спорта понимают присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общекультурные.
Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого спортивного результата или места в соревновании.
Эвристически-достиженческая функции. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.
Эмоционально-зрелищная функция. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей.
;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическая культура и спорт являются основными инструментами для улучшения физического состояния и здоровья человека. Однако помимо своих основных функций физическая культура, как любая другая культура, выполняет еще и социальные функции.
Физическая культура представляет собой органическую часть общечеловеческой культуры. Ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основные показатели состояния физкультуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень применения физкультуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и прочее.
;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Найдёнов Ю.В. (2014) Социальные функции физической культуры, стр.1-2.
2 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. – 480с.
3 Виленский М. Я., Зайцев А. И., Ильинич В. И. Физическая культура для студентов: Учебник для вузов. – М.: Гардарики,2001.
Свидетельство о публикации №121011603703