Снова о Бродском... Письма другу

   1 письмо:

   ...Дорогой друг, рискну возразить Вашему неприятию творчества поэта.
   Я считаю Иосифа Бродского неординарной личностью. Бродский – НЕРЯДОВОЙ поэт, хотя, как и у каждого творческого человека, у него есть свои «закидоны».
   В наше время разнузданной показушной свободы никто никого не заставляет читать нелюбимых авторов и не принуждает склоняться перед чужим мнением. Это хорошо! Но стало МОДНО критиковать и чернить классиков, разрушая культурное наследие.
   Я люблю стихи Иосифа. Более того, имела с ним условный экстрасенсорный контакт во время написания перевода его стихотворения «A Song». Этот человек «произвел» на меня чрезвычайно приятное впечатление человеческими качествами, которые, в некотором смысле, остались присущи его прекрасной Душе.
   Человек, изгнанный Родиной, чья власть цинично вынесла вердикт, в результате которого умирающие родители не смогли увидеть сына, имеет право на чувства негодования. К его литературному дару эта позиция имеет косвенное отношение. Она влияет на тему и настроение его стихов, но никак не делает их примитивными. Молодые люди до поры не понимают, как много нужно пережить, чтобы хоть отчасти приблизиться к мироощущению, любви и философии поэта. Честно сказать, я им и не желаю этого. Пусть будут счастливы и поверхностны…

   2 письмо:

   ...Признаться, я была уверена, что кончится нашей ссорой. К счастью, не смотря на Ваш военный характер и мою эмоциональную необузданность, этого не случилось. Спасибо Вам.
   Понимаю прекрасно, что Вы хотели сказать о «недостатках» и не близости Вам поэзии Бродского. Но не могу разделить Вашей точки зрения. Я просто на седьмом небе от его образов и их «незаконченности» – как Вы это назвали. Очарована тем, что они уводят его самого, как и меня – в моем творчестве! – туда, где ищутся ответы, которых, казалось бы, нет! И вдруг они невзначай находятся.
   Человеческие мысли часто петляют, бывают нелогичны, спонтанны. Если их скрупулезно записывать, они могут, при здравом рассмотрении умом, показаться глупостью и пророчеством одновременно. Понимаете? Так вот, есть поэты, которые ВИДЯТ свои мысли и могут перевести их в стихи. Бродский таков. Он плывет сам по себе – сам для себя в потоке сознания, облекая видимые образы в строфы. Он вряд ли переживал о том, как его воспримет тот или иной читатель, если в его манере было встать и навсегда выйти с урока, бросив школу, пренебрегая мнением общества на принятые нормы обучения.
   Для меня он прекрасен еще и даром не только видеть, но и ДУМАТЬ стихами. Примерно так: садится и записывает свободные размышления почти без исправлений, потому что корпеть над формой и рифмой нет надобности. Он ее автоматически чувствует. Это талант, который иногда играет и «злую» шутку – как раз то, что Вас напрягает в его творчестве: свободное увлечение мыслью, следование за ней в неизвестном направлении без заданного плана.
   Одаренные люди не бывают просты. Их сложность проявляется по-разному, но, уверена, Вы согласитесь со мной: приятно любить Гения вместе с его недостатками…


Рецензии