Правители Древней Руси. Аскольд. 864? - 882 годы

 
  Если о Рюрике мы наслышаны, то, на мой взгляд, князь Аскольд незаслуженно остается в тени, и мы сейчас восстановим справедливость. Нельзя не упомянуть, что правил он вместе с Диром. С князем Аскольдом связано устойчивое выражение "Аскольдова могила".

  Аскольд, князь Киевский. Годы правления 864(?)- 882 годы.


 
  Аскольд (в летописях Асколдъ и Осколдъ; ум. 882) — киевский князь (по летописи — правил совместно с Диром.


  По тексту «Повести временных лет», Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика («И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина»), отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время платили дань хазарам. В «Повести…» говорится, что в Киеве были свои князья, так как после смерти легендарных основателей города Кия, Щека и Хорива у полян княжили их потомки: «И по сихъ братьи держати. почаша родъ ихъ княженьє в Поляхъ».

Далее в «Повести…» сообщается, что в 866 году под предводительством Дира и Аскольда был совершён первый поход Руси на Царьград (византийские и европейские источники указывают 860 год, сообщая только об одном предводителе русов, не называя его имени):

  "В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошёл уже до Чёрной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идёт походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошёл в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями Божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой".

В византийских источниках (свидетельство патриарха Фотия, бывшего современником и очевидцем тех событий, а также позднейшая хроника продолжателя Георгия Амартола) указывается, что после похода Фотий направил к русам епископа, крестившего русов (включая и их правителя, имя которого всё так же не уточняется). В церковной традиции считается, что крещены были князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа.

Позднее «Повесть…» сообщает о походе в 882 году преемника Рюрика, новгородского князя Олега, который, захватив Смоленск и ряд других городов, подошёл к Киеву и узнал, что здесь правят Аскольд и Дир. Тогда Олег спрятал воинов в ладьях и послал за Аскольдом и Диром, назвавшись купцом, плывущим в греческие земли «от Олега и Игоря княжича». Когда же те пришли, воины вышли из ладей и Олег сказал Аскольду и Диру, что они не князья, не княжеского рода, а он, Олег, княжеского, а вместе с ним малолетний сын Рюрика Игорь. После этого Аскольд и Дир были убиты, а Олег стал киевским князем.

По Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград.


В Псковской 2-й летописи (XV век) сказано: «А князи в та лета бяху на Рускои земли; От Варяговъ 3 князя, первому имя Скалдъ [то есть Аскольд], а дроугому Дир, а третьему Рюрик…».

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, гибели в 872 году сына Аскольда в борьбе с болгарами, походах Аскольда на полочан, кривичей (где Рюрик посадил своих наместников) и печенегов (875). Поход же на Царьград, отнесённый Повестью временных лет к 866 году, датирован 874-875 годами.

Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша (не исключалось, что такая версия была придумана для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам). В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия, легендарного основателя Киева. Версия Длугоша была поддержана Матвеем Стрыйковским, неоднократно писавшим о родстве Аскольда и Дира с Кием.

Дерптский историк Густав Эверс в 1814 году в книге «Предварительные критические исследования для российской истории» выдвинул гипотезу о том, что Аскольд и Дир были венграми и соплеменниками Олега.

В 1919 году академик А. А. Шахматов связал князя Аскольда с Южным Приильменьем (с центром в Старой Руссе). Согласно его гипотезе, Руса была первоначальной столицей древнейшей страны. И из этой «древнейшей Руси… вскоре после» 839 года началось движение руси на юг, приведшее к основанию в Киеве около 840 года «молодого русского государства».

Имя Аскольда, по мнению большинства исследователей, происходит от древнеисландского Haskuldr или Hoskuldr. По другой версии — имя имеет местные, славянские корни. По мнению Б. А. Рыбакова, имя Осколд может происходить от древнего самоназвания скифов — сколоты.

В 2010 году В. В. Фомин счёл возможным допустить, что со Старорусской Русью (центр Старая Русса) «были связаны Аскольд и Дир, вынужденные покинуть Приильменье, как только там утвердился Рюрик, представлявший собой варяжскую Русь, вначале обосновавшуюся в Ладоге».

Гипотезы
Аскольд и Дир, по преданию убитые Олегом вместе, были похоронены в различных местах: «И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины». По одной из версий это свидетельствует об искусственном соединении в летописи Аскольда и Дира, что, возможно, произошло из-за неверного прочтения скандинавского написания имени Аскольда — Hskuldr или под влиянием местных легенд о Дире и его могиле.

По другой версии «Дир» — это титул или прозвище князя Аскольда, существование которого у многих не вызывает сомнений. Б. А. Рыбаков писал: «личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц». В. Н. Татищев отмечал что: «Оскольд и Дир хотя два человека, однако ж Иоаким одного именовал, и по всем обстоятельствам видно, что один был» и, по сказанию Иоакима, Оскольд был сыном Рюрика, пасынком «овдовевшей княгини Рюриковой».

По версии М. Ю. Брайчевского, Аскольд был преемником своего брата Дира на древнерусском престоле и прямым потомком легендарного Кия. Ради усиления своего политического реноме принял титул кагана, который равнялся императорскому. Таким образом Русь стала вровень с Хазарией и Византией — самыми сильными государствами того времени. Именно с именем Аскольда Брайчевский связывает первую попытку крещения Руси в 860 году. В 852—853 годах русское войско по просьбе санарийцев (население Кахетии, или Восточной Грузии) участвовало в отражении арабского наступления в Закавказье. По мнению Брайчевского, в 864 или 865 году киевские дружинники достигали города Абесгун в Исфагане, четыре раза с 860 по 866 год совершали походы на Царьград, в результате которых заключались выгодные мирные соглашения. Трагическая гибель Аскольда в 882 году вследствие переворота и захвата Киева Олегом, по мнению Брайчевского, привела к тому, что все начинания киевского кагана были сведены на нет.

Согласно преданию, Аскольд был крещён в православии с именем Николай.

В декабре 2012 года — январе 2013 года учёные киевских вузов приняли ряд документов, поддерживающих канонизацию князя Аскольда.

 Украинской православной церковью Киевского патриархата на Поместном соборе 27 июня 2013 князь Аскольд причислен к лику святых (по случаю 1025-летия крещения Киевской Руси).

                Аскольдова могила.

Аскольдова могила — урочище на правом берегу Днепра в Киеве, где, по преданию, похоронен киевский правитель Аскольд.

Ныне это часть паркового комплекса, разбитого в 1934—1936 годах на месте древнего Угорского урочища.


По известию «Повести временных лет», во время переселения из Поволжья на берега Дуная в конце IX в. в урочище останавливались мадьяры (угры): «Идоша угры мимо Киева, горою еже ся зовёт ныне Угорское, и пришедше к Днепру, сташа вежами». В память об этом событии по проекту Яноша Вига в урочище был в 1997 г. установлен памятный знак. Раскопки на территории урочища обнаружили следы хозяйственной деятельности IX века, а также клад дирхемов. В 1151 г. в Угорском предместье держал свой двор князь Изяслав Мстиславич.


«Повесть временных лет» сообщает, что Аскольд и Дир, бывшие бояре новгородского князя Олега, с его разрешения отправились в поход на Царьград, но по дороге захватили Киев и вокняжились там. Впоследствии Олег сам прибыл с войском в Киев и умертвил Аскольда и Дира за самозванное присвоение княжеских полномочий. Согласно другой версии, Аскольд и Дир были законными киевскими правителями, потомками Кия, но стали жертвами захвата Киева Олегом. Летопись гласит, что Аскольд был погребён на месте его кончины, а Дир — за Ирининским монастырём. По сведениям, восходящим к византийским источникам, Аскольд принял крещение с именем Николая и над его могилой была построена деревянная церковь. В Словаре Брокгауза и Ефрона могила описана следующим образом:

Могила Аскольда находится под церковью, в подвальном помещении, в которое ведёт спуск с наружной стороны церкви, и имеет вид каменного саркофага глубокой древности.


С XV века на месте Аскольдовой могилы существовал Пустынно-Николаевский монастырь, переведённый Мазепой на место Николаевского военного собора.

           Отрывок из "Повести временных лет".

   "В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?". Те же ответили: "Были три брата" Кий" Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.


В год 6376 (868). Начал царствовать Василий.

В год 6377 (869). Крещена была вся земля Болгарская.


В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.


В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава".


  Получается, что добрый Вещий Олег, которого мы любим по произведению Александра Сергеевича Пушкина "Песнь о вещем Олеге", не такой уж и добрый. Но ничего, мы до него доберемся в следующей главе.

                16.01.2021.


Рецензии