Открывая имена

Эту книгу с волнением ждали и очень молодые, и взрослые поэты и прозаики нашего города. Идея возникла еще во времена подготовки первого выпуска альманаха «Территория I», потому что Ирина Владимировна более подробно познакомилась с авторами и их творчеством, а альманах не мог вместить всего найденного «материала».

И вот книга вышла в объявленной рубрике «Открывая имена». И в свое время был очень душевный вечер презентации. Все авторы получили свои экземпляры и с интересом рассматривали необычную книжку. В чем необычность? А в том, что это не одна книга, а две под одной обложкой. И пусть издание не такое шикарное, как альманах. Всем понятно, что средства литературного объединения ограничены, и потому книга вышла в мягкой обложке. Да и переплет не такой крепкий. (Ира, прости. Я ведь предупреждала… Ты помнишь?..  Эта книга в руках рассыпается. Я бережно подклеиваю каждый лист скотчем или клеем.) Но зато это – Дом для всех авторов. Помните? Это как в старинных усадьбах на два крыла, где были мужская и женская половины, соединенные галереей. Или такой дом, где есть этаж для взрослых и для детей с одной общей лестницей. Представляйте, как вам больше нравится! Но здесь у каждого автора есть своя «комната», и мы можем заходить в гости, перечитывая странички друг друга… Теперь это наш общий дом.

Давайте вместе откроем книжку «Сто дней после детства» (Одесса, «Фенікс», 2008 г., более 350 страниц, тираж 180 экз.) В редакционной коллегии – знакомые имена: Ирина Василенко, Александр Бедикян… Книга стала общим домом для 23 молодых авторов. Конечно, у них есть собственные страницы в интернете. Они общаются на различных форумах и знают отклики читаталей на свои стихи и прозу. А здесь, в книге,  нет места для рецензий, нет даты публикации. Зато есть наглядное, не названное свое собственное место в пространстве литературы. Как это выглядит в представленной Ириной мозаике? Это очень интересно!

Да, в сборнике нет дат написания произведений. Для Ирины Василенко не существовало «начинающих». Если написал стихотворение или прозу, показал людям, значит, уже начал писать, уже автор. Стихотворение не должно быть привязано датой ни к конкретному времени, ни к возрасту автора. Ирина не делала скидки ни на молодость автора, ни на недостаток литературного опыта, когда количество творческих лет невелико, ни на любительство, если основная профессия автора далека от литературы. Ведь «любитель» созвучно с «любящим»! А, значит, какое может быть снисхождение? Отсутствие в сборнике дат написания было волевым решением Ирины Владимировны.

Вы прочли часть книги и… Что это?! Вы видите следующие страницы текста вверх тормашками! Нет, это не брак и не ошибка. Надо просто перевернуть книгу и начать читать «с конца», а на самом деле – еще раз с начала, с еще одной первой страницы! И эта часть издания называется «Светотени». В ней опять есть все, что нужно: элегантная обложка, название, оглавление, заключительные исходные данные… В этой второй книге – 20 авторов. Есть и стихи Ирины Василенко. Две самостоятельные книги, идущие навстречу друг другу – в одном переплете! Это необычно и здорово!

Мне интересно посмотреть, на чем сходятся две части сборника. Для читателя – это последние слова в каждой из двух книг. А в издании это две соседние страницы (за вычетом завершающей издательской информации). Так где же сливаются два потока?

Открываем «Сто дней после детства», стр. 102. Юлия Дмитрищук, песня «Ангел дождя»:
«– Под звук дождя приду к тебе
Я каплей на стекле.
– Ты не умрешь,
Ты будешь вечно жить во мне.
Но я теперь лишь Ангел, Ангел дождя.
– Тебя я не забуду, ведь ты – любовь моя!»

А на следующем листе – «Светотени», стр. 254. Дарья Киреева, «Театр»: «Занавес падает… Гремят аплодисменты, и ты уносишь с собой в душный серый мир мимолетное ощущение счастья и надежду, которую вселил в тебя этот голос… И покидая его, ты уже знаешь, что не сможешь без этого щемящего чувства… Что ты вернешься сюда, и всё повторится… И снова будет свет… звук… занавес… и сцена…»

Наш общий дом... Нет, конечно, это не имение, не барская усадьба и не двухэтажный особняк в элитном районе. Скорее - общага. Милая сердцу, облупленная, с длинным рядом дверей по обе стороны коридора... Книга уже прочитана от корки до корки. Пробегаем глазами по оглавлению, словно проходим по длинному коридору. Вот за этой дверью кто-то тихонько плачет, страдая от неразделенной любви. А здесь ломкие голоса делятся опытом переживания первого настоящего расставания. А вон там басовито, страстно гудят «за жизнь». И, как в любой общаге, столько ритмов, столько музыки!.. Где-то звучит элегантный джаз, где-то дрожит перебор гитары. Вот внезапно распахнулась и с силой захлопнулась дверь справа, и в коридор выплеснулась волна тяжелого рока. От сквозняка чуть приоткрылась дверь комнаты слева, и заструился, зазвенел, зашептал тонкий, чистый блюз...

Что-то такое неуловимое, трудно передаваемое словами теснится в сердце. Пусть мысль никак не может сформироваться, но ощущение – то самое трепетное, подсознательно тревожащее ощущение счастья и некоего голоса – есть!

А еще – сегодня, сейчас это давнишнее восприятие дополняется ощущением, что и сама Ирина вернется к нам в своих учениках и продолжателях, в делах тех, кто примет от нее эстафету. И все на самом деле повторится: и занавес, и сцена, и… голос… Голос Ирины…

15 января 2021 г.


Рецензии