Мороз-воевода в стихах Некрасова и Вацлава Пирогов

МОРОЗ-ВОЕВОДА В СТИХАХ НЕКРАСОВА И ВАЦЛАВА ПИРОГОВА

Славно соблюдать традицию. Она тайная связь времен, звенья цепи, продолжение исканий,  вспомним как описывает наступление зимы Некрасов.

….Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Вот и в наше время в современной поэзии обнаружился Мороз-воевода, вы его сразу узнаете по затрещавшим смелыми шагам января. Поэт балуется и метафорой - сколько лаконизма в образе облачения дня в белое!

Осень закрывает календарь;
День последний облачился белым.
Не успеем оглянуться - уж январь
Затрещит в деревьях шагом смелым.

Эти строчки буквально вторят Некрасовским. Вот оно звено сцепления традиции. Поэзия 19 века вкладывает руку в поэзию 21 века.

Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

И Вацлав Пирогов бодро подхватывает классика.

Вновь зима займёт почётный трон,
Пригласив на бал своих придворных,-
Вой бурана, вьюги снежной стон
И морозов лютых и отборных.

Интересно было бы составить классификацию придворных приглашенных на бал зимы, тут в самый раз дать ребенку попробовать решить эту задачку, хотя и взрослому будет интересно узнать, сколько же на самом деле слуг зимы готовы занять почетный трон. Это прежде всего, указанный поэтом «вой бурана», но ведь и сам буран тоже является слугой, значит уже два, стон вьюги — три, сама вьюга — четыре, морозы лютые — пять, а еще есть и морозы «отборные» - шесть. И это еще не считая ветра, снега, льда.

«…Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны —
Построю дворцы изо льда.
Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Вот он какой могучий Мороз-воевода у Некрасова, тронул своим посохом и заморозил моря-окияны, упрятал под лед реки. Действо мороза описано и у нашего поэта, только здесь он решает включить в звено традиции другого великого поэта — А.С. Пушкина: «То, как зверь, она завоет». Конечно, заковыристый критик прочитав строчку Пушкина, воскликнет — да это плагиат!.. На что мы ответим, это не плагиат, - а литературная традиция, вплетать строчки классиков в новые стихи. Тем более, что автор заимствует лишь смысл, умело переставляя слова. А слова поменял и плагиата нет.

Завьюжит, завоет словно зверь,
Сутки, двое будет снегом сеять.
Занесёт крыльцо, окошки, дверь,
Чем, скажи, объёмы эти мерить ?

Поэт смело вводит в поэзию метрические единицы измерения объема. Только вот снега так много намело, что даже математика не справляется с выпавшим объемом снега. В кубических метрах маловато будет, а кубических километров еще не введено в метрическую систему измерения. Вообщем снега выпало много!

Валенки оденешь и на двор
Что бы посмотреть на это диво.
На окошках мастерский узор,
А вокруг всё бело и красиво !

И Некрасов описывает красоту:

Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…»

И будто в продолжение вписывается современный стих

И с карнизов свесились шматки,
Белый саван стелется далёко,
Только снежных змеек завитки
Робко с крыш сбегают одиноко.

Сколько поэзии в «шматках», которые свесились с карниза. Как это свежо и смачно сказано!.. А как поднимает нас поэт над землей, дав в руки подзорную трубу. Там с этой высоты мы видим как белый саван далеко стелется по степям и долам, а вот мы  поднесли трубу к глазу и увидели там внизу город, покрутили окуляр и увидели крышу дома, снежные завитки, которые робко и одиноко сбегают с крыш… Зима однако!..

Теперь, соблюдая традицию, образцы которой дал Вацлав Пирогов, можно писать стихи равные классическим и взбираться на их пьедестал, вставая вровень с классиками.  В поэзии нет первых и вторых, нет графоманов и гениев, а есть труд, зима, традиция и любовь! И всякий пишущий стихи может смело называться поэтом с Большой Буквы! Как о том написал в качестве напутствия-назидания Борис Чумичев: еще один продолжатель традиций русской поэзии.

Поэт, что славит жизнь, другой породы,
Он колыбель, хранитель тайных лир и муз.
Он символ непорочности народа,
И избавитель мук и тягостных обуз.

Пойми душою, чувствуешь стремленье
Стать вдохновеньем мира, света и любви.
Твори, дерзай, то совести веленье.
Смелей шагай, свети и за собой зови.

(Борис Чумичев)


Рецензии