Реферат1028

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774



Реферат
«Профилактика девиантного поведения молодежи средствами физической культуры и спорта»

                Новосибирск, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 4
2. ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
3. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12


;
ВВЕДЕНИЕ
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно откло-няться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития. спорт девиантный поведение социальный
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения.
1.ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигать-ся вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
;
2. ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Многие причины, порождающие нарушение норм поведения подростков, удаётся выявить и своевременно устранить. В полной мере к этой категории могут быть отнесены факторы психолого-педагогического характера. Так, всё чаще при выяснении причин и условий нарушения подростками норм и правил поведения мы обращаемся к анализу психологического климата семьи, эмоционально - психологических отношений подростка со сверстниками и взрослыми. Отклоняющее поведение нередко объясняют тем, что ребёнок, подросток или юноша не может правомерными средствами удовлетворить свои социально-психологические потребности в признании, доверии, самоутверждении. Значительная часть нарушений дисциплины совершается подростками в состоянии сниженного уровня психологической деятельности или в пограничном между нормой и патологией состоянии.
Поэтому предупреждение и преодоление трудностей в воспитании учащихся подростков зависит от правильности и полноты определения факторов, порождающих и обуславливающих девиации.
Основные причины трудностей подростков: в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы детей, подростков, молодёжи не наследуется.
Ещё одна из причин девиаций - возрастные особенности психики подростка.
Для психического развития характерны возрастные кризисы. При воспита-тельном воздействии взрослых ребёнок начинает сопротивляться, конфликтовать с ними, грубо и непослушно себя вести.
Период взросления, сам по себе не является болезнью, но может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Подростковый кризис понимается как состояние, в котором могут возникать "искажения отношений подростка с действительностью".
Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации также проявляется в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для подростка характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.
Подростковые реакции группирования тесно связаны с кризисными процессами самосознания. Антисоциальные компании (социально отрицательные) связаны с развлечением и общением, но в основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу. Истоки групповой преступности лежат в безнадзорности уличных компаний, лидерами которых становятся трудные подростки или взрослые правонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности выражается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и её лидером, в неумении и нежелании сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев.
Отдельную группу составляют факторы трудновоспитуемости, связанные с отрицательным влиянием на педагогический процесс неблагополучной семьи подростка. Семью, в данном случае, следует рассматривать, прежде всего, как фактор, определяющий психофизиологическую полноценность или ущербность ребёнка.
Таким образом, подростковый возраст - трудный период психического развития; он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся на данном этапе, сопротивление подростков воспитанию приводят к появлению большой группы трудных подростков.
;
3. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Программа профилактики девиантного поведения у подростков и молодежи должна состоять из трех взаимосвязанных блоков: психолого-педагогической диагностики особенностей личности, средств и методов формирования интереса к систематическим занятиям ФКС и блока дифференцированного применения ФКС для коррекции психоэмоционального состояния; повышения уровня двигательных способностей и функционального состояния организма.
Изучение личностных особенностей требует подбора методик, позволяющих не только изучить личностные особенности индивида, но и установить причины, если таковые имеются, девиантного, асоциального поведения. Подбор диагностических методик должен предусматривать изучение: особенностей поведения подростков, их способностей, самочувствия, отношения к учебе, взаимоотношений в семье, потребностей и интересов (в том числе и негативных), физического развития и физической подготовленности, отношения к физкультурно-спортивной деятельности и приоритетных видов этой деятельности.
Методика физического воспитания педагогически запущенных подростков имеет свои специфические особенности, так как наряду с задачами оздоровления организма и повышения моторного потенциала решаются задачи коррекции психоэмоционального состояния и нравственной сферы личности.
Важным этапом профилактической работы следует считать вовлечение детей и подростков в занятия спортом, учитывая мотивы начала занятий в секции, ведущие и лимитирующие звенья в структуре различных сторон подготовленности.
В ходе учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процессов подбор средств и методов тренировок необходимо осуществлять исходя из интересов и потребностей подростков, применяя дифференцированный подход при формировании группы занимающихся:
• учебный материал должен быть понятен и доступен подросткам, но осваивать его они должны с определенным усилием, поскольку в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность;
• усложнение упражнений, увеличение нагрузки осуществляются постепенно, по мере формирования интереса к занятиям и повышения уровня подготовленности;
• важно своевременно применять методы принуждения, наказания, поощрения;
• в процессе занятий необходимо осуществлять контроль за выполнением заданий тренера, следить за дисциплиной, внешним видом, посещаемость.
Важное значение в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессах отводится коррекции психоэмоционального состояния подростков, используя для этого следующие методические приемы:
• создание педагогических условий, в которых тревожные подростки могли бы действовать уверенно, без лишнего напряжения и страха (облегченные условия выполнения упражнений);
• при неуверенности учащегося иметь несколько вариантов выполнения за-дания, поощряя их за трудолюбие, самостоятельность и т.п.;
• предоставление агрессивным подросткам ведущих ролей при проведении эстафет, сдаче нормативов, показе упражнения, тестировании;
• извлечение максимальной пользы из неудачного выполнения упражнения агрессивными подростками;
• проведение групповых бесед, акцентируя внимание на положительных сторонах деятельности учащихся, поддержание инициативы, самостоятельности и взаимопомощь при освоении новых двигательных навыков.
Основными средствами вовлечения детей и подростков в физкультурно-спортивную деятельность являются:
• на начальном (побуждающем) этапе - беседы, убеждения, просмотр видеофильмов, ознакомление с особенностями и характеристиками видов спорта;
• на этапе формирования устойчивого интереса к физической культуре и спорту - беседы, контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью в школе, дисциплиной, выполнением поручений тренера-учителя, участие в соревнованиях и их судействе и т.д.;
• на этапе стойко сформировавшегося интереса к занятиям физической культурой или виду спорта - контроль тренера и педагогов за деятельностью подростков, поощрения, награждения, участие в соревнованиях, ходатайство о снятии с учета в органах милиции.
Любые задачи профилактики девиантного поведения средствами физической культуры и спорта решаются тренером-педагогом совместно с психологами, учителями, работниками социальных служб и правоохранительных органов, руководством учреждений.
Концепция профилактики асоциального поведения среди молодежи сред-ствами физической культуры и спорта должна опираться на государственную Концепцию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, предусматривающую пути, средства и методы "формирования у населения устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культуры и спортом, навыков здорового образа жизни, моды на спорт, особенно среди подрастающего поколения".
Среди первоочередных задач профилактики отклонений в поведении сред-ствами физической культуры и спорта следует рассматривать:
• повышение ответственности родителей за здоровье детей и уровень их образования в области ФКС;
• наделение должным статусом системы физического воспитания в детских садах и яслях;
• физическую культуру как образовательную область и учебный предмет, который должен быть включен в план всех образовательных учреждений;
• объем двигательной активности на всех возрастных этапах (он должен со-ставлять не менее 6-8 ч в неделю).
Механизм реализации физического воспитания и спорта должен предусматривать:
• урочные формы занятий в образовательных учреждениях, начиная с яслей и заканчивая вузами;
• дополнительные, внеурочные формы занятий в семье, секциях, спортивных клубах и т.п.;
• спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (ту-ризм, спартанские игры, спартакиады школьников и др.).
Следует развивать систему пропаганды физической культуры и спорта через средства массовой информации, и особенно телевидение, поскольку для молодежи именно оно - основной источник информации.
Целесообразно увеличить время, отводимое на демонстрацию уроков по развитию силы, выносливости, ловкости, которые должны проводить известные спортсмены и тренеры. Именно такой путь будет способствовать массовому вовлечению подростков в занятия физической культурой и спортом.
;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы, необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход и применять меры по его ликвидации.
Социальная профилактика правонарушений представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества вплоть до полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению. В основе наиболее распространенных форм антиобщественного поведения подростков лежит удовлетворение потребности личности в самоутверждении и самореализации. Для подростков характерна повышенная потребность в эмоциональном насыщении, жажда новых и сильных ощущений.
Одним из важнейших направлений в профилактике отклоняющего поведения является вовлечение молодежи в физическую культуру и спорт.
Основная цель заключается в отвлечении детей от асоциальных явлений микросреды, вовлечении в спортивные секции, формировании интереса к систе-матическим занятиям физическими упражнениями, в нравственном воспитании при активном использовании средств и методов физической культуры и спорта.

;
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Г.М. Социальная психология. [Текст]: учебник/ Г.М. Андреева. - М.: Наука, 2000.-326с.
2. Кон, И.С. Психология старшеклассника. [Текст]: учебник/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2005. - 207 с.
3. Столяренко, А.М. Социальная психология. [Текст]: учебное пособие/ А.М. Столяренко. - М.: Наука, 2001.-254с.
4. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный меха-низм. [Текст]: учебник/ Ю.Б. Можгинский. - С-П.: Высшая школа,2000 - 238 с.
5. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников. [Текст]: учебник / В.Г. Сте-панов. - М.:, 1988. -458 с.


Рецензии