Реферат1021

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774


Реферат
«Приёмы регуляции и саморегуляции неблагоприятных психических и физических состояний».
Новосибирск, 2020
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………….
2.Основная часть: …………………………………………………………………….
      2.1. Психические и физические состояния спортсмена ……………………….
      2.2. Приемы регуляции и саморегуляции психических состояний…………….
3. Заключение…………………………………………………………………………
4. Список использованной литературы……………………………………………

1.Введение

     Любой человек хотя бы раз в жизни нуждался в изменении своего физиологического или психологического состояния в кратчайшие сроки. Кто-то научились это делать с помощью различных нехитрых средств:  например, предаваясь воспоминаниям о каких-то положительных событиях жизни, или же попросту пытаются дышать глубже и медленнее. Другие люди никак не могут найти способ, который им поможет успокоиться.
     Такая неспособность человека регулировать свое настроение может отрицательно сказаться не только на взаимоотношениях с окружающими, но и на  качестве выполнения профессиональных обязанностей.
     Длительное пребывание во власти негативных эмоциональных состояний (тревоги, ожидания неизвестного, вины,  неудовлетворенности, злости и т.д.), неумение снизить остроту переживания неблагоприятных воздействий чревато еще и тем, что оказывает разрушающее воздействие на организм, физическое и психическое состояние.
     Еще в древности была замечена связь между эмоциями человека и его физическим состоянием. Считалось, например, что необходимость постоянно сдерживать эмоции разрушает сердце; зависть и злость поражают органы пищеварения; печаль, уныние, тоска - ускоряют старение. Длительные нервные нагрузки способны разрушить самый крепкий организм, поэтому каждому крайне важно уметь вовремя заметить воздействие стрессогенных  факторов,  быстро  и эффективно «разрядить» возникшую психическую напряженность, снять негативное эмоциональное состояние, снизить болевые ощущения.
     В настоящее время в отношении проблемы психической саморегуляции в деятельности существуют две различающихся по  объекту регуляции позиции. С одной стороны, идет поиск ее решений в направлении выделения регуляторных компонентов в структуре деятельности, с другой – разрабатываются и находят применение различные техники саморегуляции состояния, вплоть до тех, которые резко снижают активность субъекта деятельности, и можно сказать, зомбируют человека.


2.Основная часть:
     2.1. Психические и физические состояния спортсмена

     Если человек постоянно развивает свои различные ресурсы и разумно избегает рисков, он тем самым уменьшает вероятность развития у него стресса, формирование симптомов профессиональных деформаций.
     К ресурсным состояниям человека относят следующие виды ресурсов: психологические, интеллектуальные, духовные, социальные, физические, финансовые, культурные, условия среды. Они позволяют сохранить физическое (полноту жизненных сил) и психическое здоровье, вести активный образ жизни.
     Под психическим здоровьем понимают состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех жизненных этапах.
; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
; критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам;
; соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
; способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами;
; способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;
; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств (адаптироваться).
     Таким образом, здоровая личность способна к развитию и самообогащению личности за счет повышения ее самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, более зрелого и адекватного восприятия действительности, умения оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы, коллектива.
Восстановление (реабилитация) здоровья – это не просто лечение, но также и управление механизмами, детерминирующими физическое и психическое развитие его личности, способствующими формированию принципов здорового образа жизни, позитивного отношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности.
Назовем основные пути профессиональной реабилитации:
; повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности;
; диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;
; прохождение обучения по программам личностного и профессионального роста;
; рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;
; профилактика профессиональной дезадаптации при вхождении в профессию;
; овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;
; повышение квалификации и переход в новую квалификационную категорию или на новую должность.
     Психологическими условиями восстановления здоровья являются развитие и формирование эмоциональной активности и поведенческой гибкости, обеспеченные механизмами осознанной саморегуляции. Основным средством восстановления их здоровья является психоэмоциональная и двигательная активность. Нарушения психического здоровья и психоэмоционального состояния у человека возникает в силу повышенной стрессогенности его профессиональной деятельности. Именно поэтому профессиональный стресс рассматривается как основной фактор формирования профессиональных деформаций его личности.       
     Профессиональный стресс может быть определен как эмоциональные, когнитивные, поведенческие и психологические реакции на негативные и отрицательные аспекты, связанные с характером работы. Он сопровождается сочетанием негативные физических и эмоциональных реакций, которые возникают из расхождения между требованиями работы, способностями, ресурсами или потребностями человека. Это напряжение может вызвать проблемы со здоровьем и даже привести к несчастным случаям. Одной из моделей профессионального стресса можно назвать модель, согласно которой он является результатом повышенных требований к работе и низким уровнем влияния на процесс деятельности. Другой моделью может быть несоответствие усилий и вознаграждения. Согласно этой модели, стресс – результат слишком больших усилий и очень низкого вознаграждения за хорошо сделанную работу.
     Несоответствие усилий и вознаграждения, требуемые задачи в плохих условиях, плохое продвижение и низкий заработок по сравнению с квалификацией могут угрожать здоровью и благосостоянию человека.   Профессиональный стресс возрастает, когда неясны цели работы, когда выдвигаются противоречивые требования, когда работы слишком много или слишком мало, когда работники в лучшем случае могут оказывать незначительное влияние на принятие решений и несут ответственность за профессиональное развитие других людей.
     В процессе профессионального развития личность человека претерпевает некоторые изменения, приобретает некоторые новообразования. Спектр этих новообразований достаточно широк, однако все они могут быть разделены на две большие группы: стенические изменения, способствующие успешной адаптации в коллективе, в социуме, повышению эффективности жизнедеятельности, и астенические изменения, препятствующие успешному функционированию личности.
    Углубление человека в профессию нередко сопровождается изменениями в структуре личности: происходит интенсивное развитие одних качеств и подавление других. Если эти изменения нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность и устойчивость, то их рассматривают как профессиональные деформации. Деформацию личности порождают и необходимость соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, и стрессогенность юридических профессий, и перенапряжение физических сил, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей в условиях чрезвычайных ситуаций.
     С увеличением стажа работы и возраста, с возрастанием трудовой нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегетососудистые расстройства и поведенческие срывы. Эти проявления лежат в основе психологического феномена синдрома хронической усталости и синдрома эмоционального выгорания.
     Синдром хронической усталости – это заболевание, состоящее в ощущении постоянного утомления, которому предшествует более или менее длительный период волевого усилия, умственного напряжения, работы в условиях переутомления.
     В клинической практике выделяют следующие критерии диагностики данного синдрома:
; возникновение данного состояния связано с напряженной работой с перегрузкой;
; постепенный темп развития астенических симптомов (вялость, раздражительность, агрессивность, апатия);
; четкая, но не стойкая соматическая симптоматика небольшая лихорадка или озноб;
; воспаление носоглотки;
; болезненность шейных или подмышечных лимфоузлов;
; необъяснимая общая мышечная слабость;
; дискомфорт или боль;
; длительная, больше суток, усталость после физических нагрузок, ранее в подобных ситуациях не наблюдавшаяся;
; «разлитая» головная боль;
; мигрирующая боль в суставах;
; фотофобия (непереносимость яркого света), забывчивость, раздражительность, затруднения с концентрацией внимания, подавленность, дезориентация во времени и пространстве;
; нарушения сна, не приносящие отдыха;
; снижение работоспособности;
; снижение общего самочувствия после отдыха или смены рода деятельности;
; усиление усталости к вечеру вплоть до полного безразличия.
     Считается, что синдром хронической усталости можно диагностировать у людей, если до этого они были здоровыми, но в течение последних шести месяцев у них наблюдается уменьшение активности, по крайней мере на 50%, и не отмечается других заболеваний, с которыми может быть связана усталость. Другим не менее важным проявлением профессиональной деформации является синдром эмоционального выгорания, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.   
     Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального проведения, которое возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождение» от них. С одной стороны, выгорание – это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Но в то же время возникают и дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, на отношениях с коллегами, учениками и их родителями. Оно становится основным фактором снижения профессиональной морали, дисциплины, ответственности и эффективности деятельности, источником конфликтов и различных психологических проблем. Исследования показали, что у специалистов «помогающих» профессий профессиональное выгорание развивается через 5 лет работы по специальности.
     К симптомам выгорания относят:
; эмоциональное истощение: снижение активности, подавленность, опустошенность, раздражительность, усталость только при мысли о работе, потеря интереса к тому, что радовало раньше, потребность в уединении, ощущение «работа на грани своих возможностей»;
; деперсонализация (дегуманизация): формальность взаимодействия с коллегами и студентами, черствость и негативное отношение к окружающим, безразличное отношение к тому, что происходит с другими, цинизм;
; К редукциям личных достижений: отсутствие перспектив роста, заниженная оценка своего потенциала, трудности в общении, разрешении конфликтов, дефицит в скорости/грамотности принятия решений, отсутствие планов на будущее, ощущение что «ничего не достиг в жизни».
     Следует отметить, что говорить о выраженности профессионального выгорания можно только в том случае, если у человека выражены сразу все три этих фактора. Таким образом, профессиональная деятельность в сфере юриспруденции инициирует образование профессиональных деформаций личности. Их характер и степень выраженности зависят от интенсивности и содержания деятельности, от индивидуально-психологических особенностей личности.
Профессиональные деформации – это разновидность профзаболеваний преподавателей образовательного учреждения любого уровня, и они неизбежны, если человек не владеют приемами их профилактики и технологиями саморегуляции.

      2.2. Приемы регуляции и саморегуляции психических состояний
 
     1. Арттерапия- это лечение изобразительным искусством. Арттерапия включает такие направления, как рисуночная терапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцетерапия, кинотерапия, куклотерапия. Применяют арттерапевтические методики как самостоятельные, так и в качестве вспомогательных к другим видам терапии.
 
     2. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия дает положительный эффект при эмоциональных отклонениях, страхах, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, психосоматических заболеваниях. Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии.
 
     3. Библиотерапия — это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния, способствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на человека, устраняет последствия депрессии, отрицательные эмоции. Эта методика может использоваться как индивидуально, так и в группе. Ситуации, описанные в книге, должны побуждать к действиям, борьбе, отыскиванию в себе духовных сил. Нужно избегать сюжетов, в которых успех к герою приходит случайно, утомительных, путаных философских книг, не рекомендуется сентиментальная литература и литература ужасов.
 
     4. Цветотерапия относится к популярным направлениям психотерапии. Человечество давно знало о целебных свойствах цвета. Уже в Древнем Египте в храмах существовали специальные помещения, в которых солнечные лучи определенным образом преломлялись в тот или иной цвет спектра. Археологи утверждают, что эти комнаты были лечебными. В IX в. знаменитый Авиценна составил особый атлас, в котором запечатлел зависимость цвета, темперамента и здоровья. В Средние века великий врач Парацельс готовил свои лекарства, руководствуясь не только свойствами компонентов, но и их цветом.
 
     5. Сказкотерапия– метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности для коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения. Привлекательность сказок для психотерапии и развития личности ребенка заключается в том, что в сказке отсутствуют прямые нравоучения, назидание. События, истории логичны, естественны. Через образы сказок ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание, память, восприимчивость, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.
 
     6. Массажем называют поглаживающее и растирающее воздействие на кожу, которое активизирует периферическую нервную систему, а через нее и весь организм. Массаж улучшает обмен веществ и самочувствие человека. В практике используются две разновидности современного оздоровительного массажа – традиционный, связанный с массированием всей поверхности тела и восточный, точечный, связанный с целенаправленным воздействием на биологически активные точки, расположенные по всему телу человека. Самомассаж лучше всего делать вечером после теплого душа по чистой коже или утром после физических упражнений и водных процедур. После приема пищи до начала массажа должно пройти не менее полутора часов. Начинать самомассаж надо с ног, затем массируются руки, грудь, живот, ягодицы. Направление движений при массировании – всегда к сердцу, по ходу лимфатических путей. Массаж спины можно делать при помощи полотенца или специальных спинных массажеров. Точечный массаж может быть двух видов – направленный на зоны, на которые проецируются основные функциональные системы организма, и направленный на биологически точки. В Восточной медицине таких точек насчитывается на теле человека около 700. На практике обычно работают со 150 точками. Таких точек много в полости рта. На ушной раковине, на кистях рук, подошвах ног. Массирование этих зон дает хороший оздоравливающий эффект. Массаж больших пальцев на руках улучшает работоспособность мозга, а мизинца – улучшает работу сердца. Также усиленная чистка зубов, массаж десен, хождение босиком и массаж ушных раковин имеют весомый профилактический результат. Точечный массаж может, как тонизировать, так и успокаивать организм. Оздоровительный эффект от точечного массажа может наступить уже во время выполнения процедуры и после нескольких сеансов. Самомассаж можно начинать и с мышц лица: тыльными сторонами ладоней, как бы умываясь, разглаживаются мышцы лба, щек, подбородка. Затем начинается самомассаж рук от кистей до предплечья, переходя на плечи и подмышечную впадину. Потом следует массаж груди, живота. Производят его круговыми движениями по часовой стрелке. Переходят на массаж спины в области почек и, наконец, массируют стопы, голени, бедра. Заканчивают самомассаж в области паховых лимфоузлов (ни в коем случае не наоборот, чтобы не вызвать отеков).
 

3. Заключение

     Выявлены общие и специфические способы и приемы саморегуляции состояний в повседневной жизнедеятельности. Наиболее универсальным способом саморегуляции является общение, на втором месте находится регуляция функции внимания, на третьем – волевые и интеллектуальные способы саморегуляции.
     При саморегуляции положительных состояний используются относительно более простые способы и приемы, чем при саморегуляции отрицательных состояний.
     Установлено, что регуляция каждого психического состояния в ходе дневного цикла повседневной жизнедеятельности определяется функциональным комплексом, состоящим из отдельных приемов и способов саморегуляции. Типичность функциональной структуры саморегуляции обусловлена повторяющимися ситуациями деятельности и часто встречающимися состояниями, «наработанными» или выработанными типичными способами преодоления состояний.
 

4. Список использованной литературы

1.
2.
3.
4. http://window.edu.ru/resource/709/57709/files/egpu12.pdf \
5.


Рецензии