Какое миро мы можем принести Господу

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА

Какое миро мы можем принести Господу для приготовления к Его погребению


    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

   «Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже мне даруй Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас». (стихира).
   
В Великую Среду Страстной седмицы вспоминаются два события: предание Господа Иисуса Христа Иудой и помазание Его миром.
Сегодня в Троицком Храме мы молимся в Великую Среду. Что значит молиться? Давайте с вами порассуждаем на эту тему сегодня. Мы сегодня утром с вами рассуждали на проповеди о предательстве Иуды. Вот сегодня продолжим эту тему и соединим молитвой. Кажется, совсем несопоставимые темы, но, если сейчас мы с вами рассудим, то очень много найдем для себя полезного.
Для чего Господь собрал своих учеников на Тайное Вечеря? Конечно же для очень близкого общения, что есть Трапеза Господня, что есть Литургия, что есть причащение Святых Христовых Тайн – это есть самое близкое общение с Богом, ничего ближе просто не существует.
Когда мы приходим на Литургию, это подобно тому, как бы нас вызывал президент или царь. Когда мы приходим к царю или начальнику, то мы одеваемся в лучшие одежды, мы моемся, чистимся, причесываемся, и идем свежими, чистыми, и пытаемся узнать, что хочет от нас царь.
А Царь Небесный от нас хочет только одного. Он хочет от нас молитвы, то есть разговора с Ним и благодарности. Он ничего от нас не требует, Он хочет Сам нам всё дать.
И вот также Он собрал апостолов, чтобы дать им самое важное, научить их причащаться Христовых Тайн, научиться общаться с Ним, когда Его не будет. И вот один из его апостолов, апостол Иуда, его предал. И апостол Иуда не захотел общаться с Господом, у него были свои планы на жизнь. Какой же вывод мы можем сделать для себя самих? Мы с вами последователи апостолов. У православной церкви есть преемство, которое идет от Самого Господа через апостолов, через Его миссионеров, которые разошлись по всему миру. И вот мы с вами можем оказаться или апостолом Иудой, или другими апостолами, которые потом разошлись с проповедями Евангелия и крестили весь мир. От чего же это зависит? Это зависит от нашего желания и от нашего общения с Богом. Ведь другим апостолам жилось не легче, чем апостолу Иуде, но у апостола Иуды были свои воззрения на жизнь. У него были очень большие планы сесть по правую сторону от Спасителя или по левую, быть казначеем в Его царстве, но царстве земном. Он не захотел услышать от Господа весть о Небесном Царстве, где не нужны никакие деньги, не нужны средства. И мы знаем, что апостол Иуда спровоцировал Христа. Он хотел, чтобы Он вызвал 12 легионов Ангелов с неба, и чтобы началась революция, и можно было апостолам всем воссесть и править миром.
Сегодня нам нужно задуматься, если мы идем в Храм Божий, то чего же мы там ищем? Может у нас есть тоже свои тщеславные или гордые планы, о которых Господь конечно знает, и Он знает, кто предатель, потому что Он находится вне времени. Но Господь не останавливает руку предателя, потому что у человека есть свобода, именно за свою свободу он даст ответ на Страшном Суде. Если бы у человека не было бы свободы, то никакой ответственности не было бы. Были бы рок, фатум, судьба. Но ничего этого нет. Есть только свобода и воля человека.
Если человек делает зло, делает предательство, то Господь его обязательно остановит тогда, когда он перейдет все границы, когда он уже будет повергать нападение уже невинную душу. Тогда Господь обязательно остановит. Но пока человек находится в своем болоте, и пока он не портит чужие болота, не портит чужие луга или леса, Господь его терпит.
Так что же мы можем принести Господу в Храм в эту Великую Среду?
В Великую среду – вошли мы с Христом,
Мы в Церкви с крестами – стоим пред Творцом.
Зачем же пришли, в эту среду в сей Храм?
Мы «миро» несли к Его светлым ногам?
Мы продали всё, чтоб купить нам его?
Совсем не оставив себе ничего?
Иль мы, как Иуда, пришли за грошом?
Иль мы, как на рынке, с дружком-«барышом»!
Иль мы все в тревоге за свой кошелёк?
Когда он наполнится вдоль-поперёк?!
Так может не стоит Христа продавать?
У Бога – для ада себя воровать!

В этом стихотворении мы услышали, что мы сами воруем себя у Бога для ада. Что это значит? Бог для каждого из нас приготовил место в Раю, в Царстве Божьем. И у нас там есть своя келеичка, есть свой маленький сад и даже может быть озеро, и луг, где цветут цветы, и место, где Храм Божий, где можно славить Бога. А Храм Божий, Царствие Небесное, будет везде: и на небе, и на земле после Страшного Суда. Всё Господь объединит, Его власти уже не будет предела. Он сейчас себя ограничивает. И мы сами воруем у Бога себя самих. Как это страшно звучит. Ведь апостол Иуда делал чудеса, и он мог быть сейчас там же во святых. Ведь апостол Петр тоже предал Спасителя, но потом три дня плакал, покаялся и в Воскресение Христово он вернулся к апостолам. Но Иуда не захотел этого делать, он сам свершил над собой суд.
Мы сами себе судьи, и на Страшном суде не будет других судей, кроме нас самих. Наша совесть - наши судьи. И не будет никакого заступника, потому что наша совесть будет говорить не вполголоса, ни шептать, как она шепчет сейчас. А совесть будет говорить громким голосом. Совесть будет обличать каждого человека, и никто не сможет посмотреть на другого, потому что его совесть будет кричать громче всех для его самого.
Что же мы можем принести Богу? Это нашу молитву. Только Он и ждет эти наши молитвы, как Отец ждет от маленького ребенка лепет дитя. Этот лепет ни для кого больше не нужен, кроме отца или матери. Только для них он дает радость.  И также мы для Бога, когда молимся, для Него тоже это лепет ребенка. Но этот лепет для Него дороже всего, дороже всех наших мнимых добрых дел, которых мы кичимся.
Что же сказал апостол Иуда: «А не стоит ли нам это миро было продать и дать нищим?» Вот это добрые мнимые дела, когда мы на показ что-то делаем, а забываем о главном, что, если Христос рядом с нами, то надо умыть Ему ноги. А что это значит?  В этом Храме сейчас нас окружают люди. Вот этот человек, который находится рядом, самый близкий к нам человек- это и есть для нас Христос. Если мы Его отвергли, мы отвергли Христа.
Есть такая пословица: «Какое самое важное время, какое самое важное дело и какой самый важный человек? Самое важное время – это настоящее время, это мгновение. Самое важное дело – это то, которое нас просит сейчас в этот момент нас близкий человек. И самый важный человек – это тот, который находится рядом с нами». Если мы этого не понимаем, то грош нам цена.
Мы хотим быть уже обоженными, но не стали просто людьми, мы еще не очеловечились. Святитель Николай Сербский сказал такие слова в этот день: «Не ищи в Иуде каких-то недостатков, поищи Иуду в самом себе». Потому что сейчас весь мир превратился в мир Иуды, в его последователей, которые живут какими-то внешними, какими-то телесными делами, но забывают, что все мы предстоим перед лицом Божьим. Бог смотрит на нас, и всё небо, все ангелы смотрят на нас, как мы поступаем с нашими близкими.
Что есть такое молитва? Молитва – это как раз то миро, которое принесла Мария, сестра Марфы и сестра Лазаря. Вот это миро и что же бывший апостол Иуда, который делал чудеса, сказал? «Его надо продать». Сейчас всё пытаются продать, даже молитву. И поэтому, чтобы наша молитва не продавалась, чтобы мы не делали наши молитвы напоказ, чтобы наша молитва была настоящим лепетом ребенка, который доверяет своему Отцу и не боится быть у Него на руках, когда Отец идет даже рядом с очень страшной пропастью.
А так и происходит. Мы находимся в руках Божьих, и Господь нам из Своих ладоней показывает нам все страхи мира. А мы убоялись страха, там, где нет страха.
Сейчас говорят, что всё продается. Но христиане должны постараться прежде всего сделать так, чтобы они не продались за тридцать серебряников, потому что это цена раба – простого раба, который очень мало чего умеет делать, только очень чёрную работу и грязную.
Почему же апостолу Иуде предложили такую маленькую цену? Да потому, что они увидели, что он за человек, они увидели, что он готов идти на всё, потому что у него были какие-то свои планы.
Приходя в Храм Божий нам нужно прежде всего все свои планы, весь свой груз оставлять где-то далеко, а нести только одно – миро к ногам Спасителя. А миро – это самое драгоценное. Посмотрите, как сказал Господь апостолам: «Оставьте эту женщину, она приготовила меня к погребению». Какие слова! Он защитил ее, потому что Он видел, что она единственная принесла то, что поистине Ему было нужно. Ему нужно было сострадание и любовь, потому что Он не просто Бог, он и поистине Человек.
В заключении хотелось бы прочитать стихотворение, которое сейчас для нас актуально, в нашем современном мире. Оно называется так: «Когда нельзя будет помолиться».
Есть такая народная мудрость:
  «На войне неверующих не бывает» (Народная мудрость).

     «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: ВСЯКИЙ, КТО ПРИЗОВЁТ ИМЯ ГОСПОДНЕ, СПАСЁТСЯ; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь. (Иоиль. 2:28-32).

     «Ибо от избытка сердца говорят уста.» (Мф.12:34).

Когда нельзя будет помолиться

Кто призовёт Христа спасётся! – Обещал!
Сам Бог промолвил, – значит точно будет!
Ведь так легко исполнить что Сказал,
На самом деле, – ад не всех минует!

Спасенье невозможно без Христа,
И если на Него не уповаем,
Не смогут вымолвить и буквы, - те уста,
С которых, – что гнилое вылетает!

В гоненья тяжкие, – молиться будут все!
Но вот не всех, - Бог слышать вдруг захочет!
Скользить придётся, людям по «росе»,
В ком зависть, гнев ещё в сердцах клокочет!

Не терпит зла Бог, – Он СвятЕй Святых!
Он в Ангелах усмотрит недостатки!
Не сможет поселиться Он в пустЫх,
– В сердцах, – где есть с грехами неполадки!

Так кто же призовёт Христа в беде?
Кого же заберёт Христос на Небо?
Бог ищет СЕРДЦЕ, – не найдёт нигде!
- Где пахнет мёдом и душистым хлебом!

В том ХРАМЕ, – Он посадит лишь росток,
Он вырастет, – не поместившись в СЕРДЦЕ!
Молитвы-древо, – поклонившись на Восток,
Даст зов Христу, - что все хотят к той ДВЕРЦЕ!

Вот этот росток, который посадил Христос в сердце человека, это есть причастие. Мы должны сами его взрастить. То есть нам дается маленький Христос, только родившийся Христос, мы Его можем задавить, задушить и ничего от Него не оставить. Только уйдя из Храма, мы можем сразу начать болтать, осуждать, делать что-то плохое - и всё: этот Младенец задохнется от нашего дыма греха и ничего от Него не останется. Вот как страшно мы поступаем со Христом, то есть мы душим тот росток, который нам Бог дает. Мы приходим через неделю, а там и следа от Христа не осталось, ничего там нет. Он приглашает нас на Тайную Вечерю, как и апостолов, но мы оказываемся предателями. Мы даже не даем вырасти Христу, а уже его душим, душим своими грехами. И ничего не остается от Христа.
Когда мы идем в Храм, мы должны понимать ответственность, потому что мы христиане, православные, примем осуждение за то, что узнали истину и сами ее не познали и другим людям не дали - затворили двери Храма своим внешним поведением. Оно может выражаться в мелочах: не поздороваться с человеком; просто даже не выполнить обещания – не перезвонить человеку, если нас просит; или не отдать вовремя десять рублей; или сказать какое-то плохое слово или просто праздное. И вот мы убьем в них Христа, который может быть еще там теплится, а в нас уже Христа давно нет. Мы давно Его выгнали своим поведением.
Вот поэтому мы каждый день должны бояться стать Иудами. Не зря же весь год постятся среду и пятницу – в среду Иуда предал Спасителя, в пятницу – Его распяли. Поэтому каждый человек должен понимать ответственность за свои грехи.
Христиане, узнавшие истину, примут тем больше осуждения. Не будет нам прощения, если мы с вами не станем светом. У нас нет другого выхода. Мы с вами говорили на проповеди, что когда Господь призовет всех на Страшный Суд, Он спросит не только за злые дела, Он спросит: «Почему ты не сделал добрых дел?»
Если мы с вами не сделаем добрых дел, то мы не войдем в Царствие Небесное. Главное доброе дело – это, придя в Храм, молится изо всех сил, пускай без настроения, пускай нам будет очень тяжело, но Бог увидит этот лепет больного ребенка и обязательно приголубит такого дитя, обнимет его и даст ему возможность сказать на ухо своему Небесному Отцу всё, что ребенок захочет, и Он выполнит всё, что нужно для ребёнка. Только Он не даст ему провалиться в пропасть.
Что для Бога важнее всего? Это миро, которое принесла та женщина, и облила Его ноги. Миро – это наша молитва. Пускай каждый из нас, уходя их Храма, уже начинает в свой сосуд сердца копить миро для того, чтобы принести его к следующему богослужению в качестве подарка. А это молитва, это собеседование с Богом потому, что если, уходя из Храма, мы не беседуем с Богом, как с личностью, не воспринимает Его как Отца, то с нами и нет рядом Бога.
Поэтому каждый из нас пусть запомнит эту Великую Среду, чтобы помнить всю жизнь каждую Среду, в течение года вспоминать Великую Среду, великое предательство, но и великое прощение Бога, как Он простил апостола Петра.

Аминь

15.04.2020 г.


Рецензии