Чайковский

Искусство – это сотворчество. Музыка – сотворчество композитора, исполнителя и слушателя. Исполнитель часто старается исполнить, а слушатель услышать то, что написал композитор, но при этом исполнитель не всегда исполняет то, что написал композитор, а слушатель не всегда слышит то, что играет исполнитель. Мне, слушателю, остаётся только то, что я услышал, и что услышал, о том и написал. 

Городничий уездного города Глазова, Вятской губернии, дворянин с 1875 года, Пётр Фёдорович Чайковский, сын православного шляхтича Федора Афанасьевича Чайки был женат на Анастасии Степановне Посоховой, от которой у него было двадцать детей. Его младший сын, Илья Петрович, в 1833 году женился на Александре Андреевне Ассиер французско-австрийско-русского происхождения, в 1837 году переехал на Урал, в посёлок Воткинск, Вятской губернии, куда был направлен на пост начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода. В Воткинске у Ильи Петровича была усадьба, большой дом с прислугой и с войском из сотни казаков. В доме гостили местное дворянство, столичная молодёжь, приезжавшая на завод на практику, инженеры из Англии. 25 апреля 1840 года у Ильи Петровича и Александры Андреевны родился сын Пётр Ильич Чайковский. Пётр Ильич любил родителей, родительскую семью, дом, усадьбу, Россию и вселенную. Об этом его музыка.

С 1853 года Пётр Ильич учился в Петербурге в Императорском училище правоведения, окончив которое в 1859 году поступил на службу в Министерство юстиции. С 1861 года учился в музыкальных классах РМО, которые в 1862 году были преобразованы в Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1863 году оставил службу, в 1865-м окончил консерваторию. За период 1866 по 1875 гг. написал симфонии: №1 «Зимние грёзы» (1866), №2 (1872), №3 (1875) и концерт для фортепиано с оркестром №1 (1875).

Первый концерт для фортепиано с оркестром Пётра Ильича Чайковского начинается не робко второстепенными подголосками, а вторгается энергичным, коротким, повторенным трижды, торжественным трубным вступлением...

которое, оказывается, представляет собой начало главной колокольной и одновременно шорокой и лирической любовной темы первой его части сначала в оркестре, затем у пианиста, затем снова в окестре. Композитор приглашает нас к последующему «спокойному» повествованию... Слушайте... Поездка. Тарантас... Быстро мелькают спицы... Тихое село. Родная усадьба. Любимая семья. Потом дорога метаний и мытарств. И снова воспоминание милого родного дома, где мать, и колыбельная, и деревня, когда по утрам трель пастушьей свирели. Какая таинственность, красота, приволье, как всё любимо, какое счастье, какое торжество! И метания и мытарства. Но воспоминания влекут к любимому дому милые и тревожные, но дорогие воспоминания. Ах, да, поездка. Снова воспоминание. Сельский быт. Всё любимо до грусти, восторга, ликования, торжества, умиротворения... Как много всего пробуждают эти воспоминания... И это только первая часть концерта.

Лес или роща. Прогулка. Неторопливые, спокойные шаги. Красивые картины природы. Опушка. На опушке отвязал лошадку, поскакал. Как красиво вокруг! Поскакал быстрее. Хорошо скакать. Воспоминание милое. Чудный летний день.
 
Танец. Так пляшут парни в деревне. Какая в этом жизнь, какая сила. Как люблю я Родину! Захлёбываюсь в любви. Какая чудная, удивительная, великая страна... и судьба. Какое торжество! Люблю! Так заканчивается Первый концерт для фортепиано с оркестром Пётра Ильича Чайковского

В 1863-64 гг. на территории Царства Польского, Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины произошло Польское национально-освободительное восстание, жестоко подавленное царским правительством. В 1881 году царь Александр II был убит белорусским революционером польского происхождения народовольцем Игнатием Иоахимовичем Гриневицким, после чего наступил период политической реакции при Александре III. В 1882 году возник Тройственный союз – военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, положивший начало разделу Европы на враждебные лагеря. В 1883 году в связи с неудачами народнического движения в Женеве была создана группа «Освобождение труда» в составе Аксельрода, Дейча, Засулич, Игнатова и Плеханова. Группа занялась переводом на русский язык работ Маркса и Энгельса, созданием собственных работ с критикой народничества, распространением марксистской литературы в России. В 1888 году Пётр Ильич Чайковский написал свою Пятую симфонию.

Ночью засыпающему мальчику кто-то рассказывает чудную сказку тревожных и героических минувших дней. Твёрдой, уверенной походкой ступает рыцарь. Благородный. Смело и решительно бросается он в борьбу с врагом. Происходит битва. Победа. Мир. Покой. Спасение. Торжество. Рыцарь. Благородство. События. Любовь. Добрые правильные чувства. Героическая сказка заканчивается.

Ночь. Её спокойное дыхание, отданное духовым... Светает, природа пробуждается, слышится звук пастушеского рожка. Мягкий солнечный свет разливается по полям. Как прекрасна родная земля. Люблю землю. Восторгаюсь, горжусь ею. Люблю песню моего народа. Тревожусь о ней, и если надо, вступлюсь за неё как тот благородный рыцарь из сказки, рассказанной мне в детстве.

Что это? Это любовь. Тревожусь за неё. Она так велика и прекрасна. В груди не вмещается. Тревожная тема рока... и ушла. Мир. Покой. Тишина.

Мой дом. Любимые, родные, близкие, братья, сёстры, пикник, игры, усадьба. Тревожусь я о них...

Последняя часть симфонии начинается темой первой части. Шаги героя твёрдые, уверенные, но спокойные, торжественные. И это уже не сон. Это правда. Герой не нуждается в сражениях. Сам характер шествия – победа. Движение народа. Царственное, державное, величественное зрелище. Христос. Он идёт. Трубный звук. Видение необычайного умиротворения. К нему устремляется народ. Ликование. Восторг. Всё ближе шествие. Это Он, Спаситель, Податель жизни, счастья, любви. Шествие стремительно. Всё ближе и ближе. Он здесь. Пойте торжественную песнь. Ликуйте, вся земля! Финал.

В 1891 году Россия, оставшаяся не у дел в Тройственном союзе заключила союз с Францией. В Москве прошла французская художественно-промышленная выставка. В Крыму активное строительство железных дорог. В 1891-92 гг. в России голод. В 1892 году группа «Освобождение труда» перевела на русский язык «Людвиг Фейербах» Энгельса. В 1893 году Пётр Ильич Чайковский написал свою Шестую симфонию. О программе Шестой симфонии есть фрагментарные высказывания Пётра Ильича, много мнений, о которых можно прочесть. Я же услышал то, что услышал.

Первая нота Шестой симфонии, так же как и увертюры к «Евгению Онегину» тихая, низкая, почти за пределом человеческого слуха... Могильная тишина. И далее, отданная валторне в басах мелодия глубокой скорби... Печально вздохнули скрипки... Я... скоро... умру...  Душа скорбит. Грустно оставлять эту жизнь. Здесь моя любовь, мои борения, победы, моя судьба... уже прошедшая... моя Родина, которую люблю... сказочная, нежная... тревожусь я о ней... Предчувствую наступление чего-то решительного, трагического. В нём и светлое, героическое, живое, поднимающееся из самой глубины народной, идущее бодро, стихийно, и в нём тревога и драма. Будет великое сражение, великая скорбь. Вот, какие мысли приходят, когда я думаю о моей Родине... любимой Родине... Вот слово мудрости.

Потом удивительный, необыкновенный пятитактовый вальс, вальс – любовь, вальс – воспоминание чистое и грустное, вальс – предчуствие. Чайковский консерватор – он любит прошлое. Тревога и какое разнообразное богатство в самом-самом финале этой части.

Предчувствую новое, молодое, революционное... идущеее бодрым маршем. Оно светло и торжественно, решительно, призывно, оно расширяется, разливается... Но наряду в скрипках нечто грозное, демоническое, стихийное, перерастающее в шквал, в бурю. Вот такое оптимистическое «торжество революции»,

за которым последуют глубокие воздыхания, могильный мрак, плач, тонкая печаль, высокий трагизм потерь, переживание о случившемся, позднее просветление, горечь сожаления, скорбь, сгущающийся мрак могилы.

16 октября 1893 года в Петербурге, Пётр Ильич продережировал своей Шестой симфонией. Вечером 20 октября он посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки. Во время одного из заказов потребовал принести ему стакан холодной воды. Ему подали некипячённую. Чайковский выпил, заразился холерой и 25 октября, через девять дней после премьеры Шестой симфонии умер.

Дан.8;27: «Я... изнемог и болел несколько дней... я изумлён был видением сим и не понимал его».


Рецензии
Евгений! Я окончила муз. школу по классу фортепиано, но удивлена такими подробностями в разборе произведений Чайковского. Да, этот великий композитор был просто гением. У него самого жизнь не складывалась по- людски, но написал он шедевры. Я смотрела "Лебединое озеро" не менее трех-четырех раз с разным концом. Ведь его Одетта погибает, а Сталин запретил такой мрачный конец. Поэтому в театрах идут разные варианты "Лебединого". Срасибо Вам за сьоль подробный рассказ.
С ув., Людмила.

Белоконь Людмила   05.10.2021 17:38     Заявить о нарушении