Как Грузия стала почти что - Judenfrei

После развала
ПостСамодержавной
Империи Российской
Октябрьской Революцией,
В Грузии, -
(Как и на Украине), -
В 1918-ом году
Возникла
Грузинская Демократическая
Республика,
Присоединённая
К Россие вновь
В 1921-ом году
Штыками Красной Армии
Наркома Троцкого.

При Ленине
В Стране Советов
Проводилась политика
Предоставления
Всем нациям в стране, -
(И в том числе
 Евреям Грузии), -
Национальной
И Культурной автономии, -
Со школами, театрами
И ВУЗами на их
Национальных языках.

А после смерти Ленина
Его преемник Сталин, -
(Себя считавший
 непревзойдённым
"Мастером ленинской
  Национальной Политики"), -
Взял резко курс
На полную русификацию
Страны -
С закрытием
Во всех республиках
Национальных школ,
Театров, ВУЗов
И жёстким искоренением
Национальных вероисповеданий,
Как и разрушенья
Православных храмов.

И то, что не успел он
Сделать до войны, -
Стал, - уж форсированно, -
Довершать
После ПОбеды,
Да сделав, -
Для начала, -
Основной упор
На истребление
Культуры и остатков
Национальной веры
"Советских граждан
 Еврейской национальности" -
Вплоть до намеченной
На Февраль 1953-го года,
Отправки поголовно
ДвУх МиЛлИоНоВ ЭТИХ граждан
(от грудничков до стариков,
 включая и всех ВыЖиВшИх
 из воевавших 501-ой  тысячи
 евреев-фронтовиков
 и 135-ти из них Героев
 Советского Союза), -
На выморозку
В Сибирских и Дальневосточных
Концентрационных лагерях,
Где уж построеными были
Бараки с нарами
Со стенами -
"В оДнУ доску-ЩеЛёВкУ".

"Бог нЕ дал, -
 как говорится
 в поговорке
 русской, -
 Свинье рог", -
Призвал Вождя-Тирана
На отчёт за все
Его художества 50-летние, -
На месяц раньше
Намеченного тем срока
Для "Депортации
На  ВЫМОРОЗКУ"
Двухмиллионного народа.

Однако семена антисемитизма,
Посеянные им
За30 лет
Единовластного
Самодержавного правленья,
Дали всходы. -

Правившие 40 лет
После его
СтРаНнОй смерти, -
(Хрущёв и Берия,
 Булганин, Маленков
 И Молотов да Микоян
 И Ворошилов с Кагановичем
 В первые сутки
 Не допускали
 К парализованному боссу
 Врачей!), -
Его воспитанники-преемники
Не слазили с конька
Антисемитизма,
Оттесняя по-сталински
"Граждан еврейской национальности"
От Высшего образования, -
Однопроцентной нормой
Их приёма в ВУЗы, -
(Против 3-ёхпроцентной нормы
 при царях-антисемитах!), -
Да от работы
На руководящих должнлстях
И в учреждениях научных,
Советских административных
И органах ВСЕХ УрОвНеЙ КПСС,
В милиции и в КГБ да МВД,
На Флоте, в Армии.

Евреи Грузии
За 25 веков
Их проживанья
В гостеприимной
И издревле
НеАнТиСеМиТсКоЙ Грузии, -
Стране народа,
Почитавшего
Своих древних
Царей грузинских
ПоТоМкАмИ
Царей Израилевых
Давида и Соломона), -
К такому отношению
Властей к ним*
НЕ ПрИвЫкЛи.

И потому,
Как только
В 70-ых годах
ХХ-го столетия
Открылась ЩЕЛЬ
Для выезда
Гражданам евреям
Из СССР, -
(По сути к бегству
 от Государственного
 Антисемитизма!), -
В Израиль
В порядке
"РеПаТрИаЦиИ на ПМЖ", -
(С оплатой по-началу
 Полученного в СССР
 образования!), -
Грузинские евреи
Сразу ПеРвЫмИ
Начали "ИСХОД ЕВРЕЕВ"
Из СССР,
Поскольку Власти в Грузии
Чинили меньше
Препятствий разных
Желающим уехать,
Чем в остальных
Республиках
Советского Союза.

С тех пор
В Израиль выехали
Из Грузии, -
Советской и постСоветской
Более чем
90 процентов
Бывших советских
"Граждан еврейской национальности".
(Такого ярлыка
 Власти антисемитские
 Советского Союзы
 Не НаЛеПиЛи
 Ни одному другому
 Из 150-ти
 Народов СССР!).
Из живших там
50-ти тысяч
Там оставалось
К 2002-му году
Не более 4-ех тысяч
Пожилых, -
По преимуществу, -
Граждан-евреев.

Вот так и стала Грузия
Почти что Юденфрай, -
("СВОБОДНОЙ от ЕВРЕЕВ"
 По терминологии Геббельса), -
Как и мечтал
Великий Знаменосец Мира
И корифей Науки, -
Отец народов
Советского союза,
Генералиссимус
Товарищ Сталин. -

Его преемники
Своим правлением
К такому результату, -
(Как и Страну Советскую
 к РаЗвАлУ !), -
Привели*.

* - См. нижеприведенное Приложение.

                СОВЕТИЗАЦИЯ ГРУЗИИ И ГРУЗИНСКИХ ЕВРЕЕВ
                "МАСТЕРОМ ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКи"
                И.В. СТАЛИНЫМ.

      После Октябрьской революциив России (1917) в Грузии усилилось стремление к независимости от России, и вскоре была образована демократическая республика (май 1918 г.).

      С вступлением Красной армии в Грузию и присоединением Грузии к Советской Россие в феврале 1921 г. началось массовое бегство населения, спасавшегося от нового, -  по его мнению, - русского завоевания.

      Вместе с волной эмигрантов покинуло Грузию от полутора до двух тысяч грузинских евреев, из которых приблизительно тысяча — тысяча двести человек прибыли в подмандатную Палестину.

      Остальные осели в основном в Стамбуле, где уже с 1880-х гг. существовала община грузинских евреев. В 1921 г. число грузинских евреев в Эрец-Исраэль достигло 1700 человек.
               
      В начале советизации Грузии центральные советские власти действовали в ней в соответствии с принципами так называемой "Восточной политики компартии", - то есть с подчеркнутым уважением к местным, в том числе религиозным традициям.

      Это распространялось и на отношение советских властей к грузинским евреям. Правительственные органы фактически не вмешивались в дела, связанные с еврейской религией, и синагоги продолжали действовать как прежде.

      В начале 1920-х гг. сионистская деятельность в Грузии также фактически не встречала помех со стороны властей. Сионистская школа, созданная в Тбилиси в период грузинской независимости, возобновила свою деятельность в 1921 г. после недолгого перерыва.

      Она называлась теперь Еврейской трудовой школой № 102, и иврит изучался в ней в качестве национального языка грузинских евреев.

      В 1924 г. начал публиковаться сионистский орган на грузинском языке «Макавеели» под редакцией Н. Элиашвили и при сотрудничестве Г. Баазова (вышло только три номера).

      В 1924–25 гг. действовала полулегальная халуцианская молодежная организация Авода и молодежная драматическая труппа «Кадима», ставившая на грузинском языке пьесы на еврейские темы.

      После подавления вспыхнувшего в 1924 г. в Грузии антисоветского и антирусского восстания политика властей стала гораздо жестче.

      Легальная и полулегальная сионистская деятельность была пресечена.

      Действия советских органов в области экономики привели к банкротству многих грузинских евреев — крупных и мелких торговцев.

      Группа сионистов во главе с Д. Баазовым и Н. Элиашвили обратилась к местным властям с просьбой разрешить евреям заняться сельским хозяйством.

      Когда власти ответили отказом (предполагавшимся заранее), Д. Баазов и Н. Элиашвили обратились к властям с предложением разрешить евреям, которые не могут быть трудоустроены в сельском хозяйстве Грузии, выехать в Палестину.

      На выезд записались 200 семей, 18 из которых в октябре 1925 г. было разрешено покинуть советскую Грузию. Во главе этой группы стоял Н. Элиашвили.

      С середины 20-х годов с прекращением «восточной политики» основными целями, которые поставили перед собой советские власти по отношению к грузинским евреям, стали продуктивизация и секуляризация.

      В первой области основные усилия властей были направлены на включение евреев в состав кадров заводских рабочих, на организацию еврейских ремесленных кооперативов и на создание еврейских колхозов.

      Последнее мероприятие проводилось в соответствии с планом землеустройства евреев во всесоюзном масштабе, принятым в 1926 г.

      В 1927–28 гг. в Грузии развернул интенсивную деятельность ОЗЕТ и был создан его грузинский филиал (ГрузОЗЕТ) с отделениями во многих городах.

      В 1928 г. был создан первый колхоз грузинских евреев в Цители-Гора, а в 1933 г. существовало уже 15 таких колхозов с населением 2314 человек и с 1540 гектарами земельных угодий.

      Еврейско-грузинским колхозам были отведены земли вблизи городов и местечек, в которых жили грузинские евреи.

      Предпринятые в 1928 г. попытки поселить часть грузинских евреев в Биробиджане и в районах Крыма, отведенных под еврейское сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ное заселение, потерпели провал.

      Создание особых еврейско-грузинских колхозов без перевода их жителей на новые места позволило грузинским евреям не только попытаться найти выход из тяжелого материального положения, но и сохранять традиционную общинную жизнь, соблюдать кашрут, субботу, еврейские праздники и т. п.

      Однако уже с начала 30-х гг. власти начали принимать меры по расшатыванию еврейской традиции путем разрушения этнической однородности еврейских колхозов, что лишало их членов возможности функционировать в качестве еврейской общины.

      В 1931 г. при создании колхоза в городке Мухрани к еврейским колхозникам были присоединены грузины и армяне, и колхоз был объявлен «интернациональным».

      К началу 1934 г. потерял этническую однородность колхоз в Ахалцихе, созданный в 1931 г. как еврейский колхоз.

      Политика «интер­национализации» еврейских колхозов проводилась на фоне непрерывной цепи кровавых наветов (1921 г. в Сачхери, 1923 г. в Тбилиси, 1926 г. в Ахалцихе), отнюдь не способствовавших «воспитанию интер­националистического духа» среди грузинских евреев.

      Этнически неоднородные колхозы являлись также удобной ареной для проведения антирелигиозных кампаний, ставших обычным явлением в жизни грузинских евреев уже с конца 20-х гг.

      С 1938 г. началось объединение еврейских колхозов с нееврейскими, и колхозники-евреи стали в массовом порядке оставлять колхозы.

      Этим фактически завершился опыт превращения части грузинских евреев в колхозников.

      Единственным исключением остался первый из грузинско-еврейских колхозов, Цители-Гора. Он продолжал существовать как единственный еврейский колхоз в Грузии до начала 70-х гг.

      Основным инструментом властей по направлению евреев на работу в промышленность и созданию производственных кооперативов был Евкомбед Грузии (Всегрузинский комитет помощи еврейской бедноте), созданный в 1928 г. после пожара в еврейском квартале Кутаиси, сгоревшем почти дотла; в результате пожара десятки людей погибли и около шести тысяч остались без крова.

      В 1929 г. значительное число грузинских евреев было занято в качестве рабочих на шелкомотальной фабрике в Кутаиси и шелкоткацкой фабрике в Тбилиси.

      1430 грузинских евреев в 1931 г. являлись членами производственных кооперативов сапожников, шапочников, дубильщиков и т. п.

      Половина этих кооперативов была в Тбилиси.

      Значительная часть кооперативов служила прикрытием частной деятельности большой семьи или нескольких семей, связанных между собой прочными узами (свойство, личная дружба и т. п.).

      В производственных кооперативах этническое единство также позволяло евреям продолжать соблюдение еврейских традиций.

      В первый период днем отдыха в артелях Евкомбеда была суббота.

      Усилия властей, направленные на «интер­национализацию» кооперативов, увенчались успехом лишь частично и всякий раз приводили к тому, что большинство евреев оставляло «интер­национализованный» кооператив.

      Попытки «продуктивизации» грузинских евреев в целом не достигли результатов, желаемых властями, и в 1935 г. лишь семь тысяч грузинских евреев были вовлечены в этот процесс.

      В качестве своего основного идеологического противника, влиявшего на грузинских евреев, власти рассматривали религию.

      Поэтому огромные усилия были направлены на секуляризацию общины.

      С 1927 г. власти начали создавать сеть еврейских школ, в которых обучение велось на грузинском языке.

      Были созданы библиотеки и клубы, предназначенные специально для грузинско-еврейской молодежи.

      В 1933 г. в Тбилиси был создан Дом культуры трудящихся евреев Грузии имени Л. Берия.

      Во всех школах, клубах и библиотеках регулярно проводились антирелигиозные мероприятия.

      Некоторое время власти носились с идеей создания советской грузинско-еврейской культуры, типологически подобной советской культуре на идиш.

      В 1934 г. был создан Государственный историко-этнографический музей евреев Грузии, цель которого была официально сформулирована как исследование истории и обычаев общины и борьба «с пережитками прошлого в ее жизни».

      Вокруг музея организовалась группа молодых грузинско-еврейских исследователей, работавших под руководством видных грузинских историков.

      В музее было выставлено около 60 картин 1920-х гг. художника-самоучки Шалома Кобошвили, посвященные быту и прошлому грузинских евреев (при ликвидации музея в начале 50-х гг. картины бесследно исчезли).

      В грузинской литературе 20–30-х гг. 20 в. видное место занимает прозаик и драматург Г. Баазов, темой произведений которого была жизнь грузинских евреев.

      В 1937–38 гг. советские власти нанесли жестокий удар как по еврейской религии, так и по первым росткам грузинско-еврейской секулярной культуры. -

      В сентябре 1937 г. были арестованы девять хахамов (двое из них — ашкеназы) города Цхинвали (именовавшегося тогда Сталинири) и убиты без суда в тюрьме.

      В начале 1938 г. был арестован и умерщвлен в тюрьме Г. Баазов. Через некоторое время был арестован и присужден к смертной казни раввин Д. Баазов (приговор был заменен затем на 10 лет ссылки в Сибирь).

      Лишь одно культурное учреждение евреев в Грузии просуществовало до «черных лет» евреев СССР (1948–53) — историко-этнографический музей.

      В 1948 г. был арестован его директор Аарон Крихели (1906–1974; умер в Израиле), а через некоторое время музей был закрыт.

      Так советская власть окончательно уничтожила ту внерелигиозную еврейско-грузинскую культуру, в становлении которой она была заинтересована в предвоенный период.

      Лишь с конца 50-х гг. стали время от времени появляться стихи и рассказы писателей и поэтов, принадлежащих к грузинско-еврейской общине, на темы, почерпнутые из ее жизни.

      Чаще других обращался к еврейской тематике Аврахам Мамиствалов (родился в 1924 г., живёт в Израиле с 1974 г.).

      Успех советской власти в разрушении религиозной традиции был гораздо меньшим.

      И в 1960–70-х гг. большинство грузинских евреев продолжало регулярно посещать синагоги по субботам и праздникам и соблюдать кашрут.

      Обрезание, брак и погребение в соответствии с еврейскими религиозными обычаями соблюдались практически всеми грузинскими евреями.

      Многие дети грузинских евреев учились до 13-летнего возраста (см. Бар-мицва) в подпольных хедерах, о существовании которых власти знали, но предпочитали их не замечать.

      Немалая часть грузинских евреев (статистические данные в этой области отсутствуют) успешно приспособилась к экономической реальности Грузии периода после Второй мировой войны, - реальности, которая заключалась в расцвете частной инициативы как в торговле, так и в мелкой промышленности под прозрачным прикрытием государственных торговых и промышленных предприятий и с молчаливого согласия местных властей. Последние видели в этом залог как процветания хозяйства республики в целом, так и своего личного благосостояния.

      Однако когда под давлением центральных властей возникала необходимость организовать показательный процесс «нарушителей советских экономических законов», почти всегда в качестве козлов отпущения избирались евреи*.

     Они составляли большинство осужденных на экономических процессах в Грузии, они всегда присуждались к самым тяжелым наказаниям, в том числе — к смертной казни. Мрачным фоном жизни общины были продолжавшиеся кровавые наветы (1963 г. — Цхалтубо, 1964 г. — Зестафони, 1965 г. — Кутаиси).

     После Шестидневной войны Грузия явилась в Советском Союзе районом самого массового участия евреев в демонстрациях и в подписании петиций с требованием права выезда в Израиль.

     Письмо 18 глав семей грузинских евреев в Организацию Объединенных Наций от 6 августа 1969 г. с просьбой воздействовать на правительство Советского Союза, чтобы оно предоставило им возможность выехать в Израиль, было первым документом движения за алию в Советском Союзе, который стал известен широкой мировой общественности.

     Массовая алия в Израиль, -(Репатриация на землю предков-пращуров, изгнанных оттуда ВавилономЮ ПЕрсией, Римом, -) грузинских евреев началась в 1971 г. С того времени и до середины 1981 г. в Израиль репатриировалось около 30 тыс. грузинских евреев их проживавших там, примерно, 50-ти тысяч.


* - См. нижеприведенное Приложение, - Лев ПОСТОЛОВ,"Тост Расула ГАМЗАТОВА".

ПРИЛОЖЕНИЕ.

    Лев Постолов.

              ТОСТ Расула ГАМЗАТОВА.
         http://stihi.ru/2018/11/27/867

БЫТЬ ПРЕДПОСЛЕДНИМ
СРЕДИ РАВНЫХ НЕЛЬЗЯ НИГДЕ,
КРОМЕ КАК
В БЫВШЕМ  СССР.

               "Боишься сказать, -
                Не говори.
                Сказал, -
                Не бойся!"

                ШАМИЛЬ, - предводитель горцев Кавказа
                в их четвертьвековой борьбе за независимисть
                против Царского Самодержавия.


Расул Гамзатов, - Дагестанец, -
Как поэт,
Известный повсеместно в СССР,
Был членом высшего в стране
Из всех гос.органов, -
Президиума Верховного Совета
СССР.
По протоколу
Он был участником
Всех праздничных банкетов
Правительства в Кремле.

Однажды, - в празднование
Очередного Юбилея Октября
Он пОднял тост
За свой народ,
Как он сказал:
"За ПРЕДПОСЛЕДНИЙ среди равных!"*.
Ему немедленно, - сейчас же возразили,
Что БЫТЬ НЕ МОЖЕТ СРЕДИ РАВНЫХ -
ПРЕДПОСЛЕДНИХ,,
На что Расул Гамзатович ответил:
ВСЕ ЗНАЮТ,
Что ПОСЛЕДНИЙ среди равных
Народов всех
В Союзе СССР -
Народ еврейский,
По табели ж о рангах, -
(После высылки всех горцев
ОТЦОМ НАРОДОВ в Казахстан
и возвращенья в Дагестан), -
Евреев ПРЕДВАРЯЮТ
Дагестанцы.

Что - правда,
То, говорят, -
Не грех.



* - см. нижеприведенное ПРИЛОЖЕНИЕ:


ПРИЛОЖЕНИЕН

Георгий Данелия

                О РАСУЛЕ ГАМЗАТОВЕ.
 
  Думаю, что должен упомянуть и о некоторых привилегиях, которые
принесла мне дружба с Народным поэтом.
Как-то, в самом начале работы, мы с Гамзатовым и Огневым приехали на
моем «москвиче» в Дом литераторов пообедать. Пока я запирал машину и
снимал щетки, чтобы их не украли, Расул и Володя прошли в ресторан.
Меня на входе остановила вахтерша:

– Ваше удостоверение. (В Дом литераторов пускали только по членским
билетам Союза писателей, а у меня такого не было.)
– Я шофер Расула Гамзатова, – сообразил я и показал ей щетки.

– Проходите.

Лет через десять, когда приехала итальянская делегация – Софи Лорен,
Марчелло Мастрояни, Луиджи Де Лаурентис, – я пригласил их на ужин в
ресторан Дома литераторов.

За эти годы я стал узнаваемой личностью: меня несколько раз показывали
по телевизору в «Кинопанораме», фотографии мелькали в журнале
«Советский экран». И теперь в Доме литераторов меня встречали тепло и
сердечно.

Когда мы все вошли в вестибюль, я сказал вахтерше:
– Это итальянские гости. Они со мной.
– Пожалуйста, пожалуйста, очень рады вас видеть! – поприветствовала
меня вахтерша.

Я повел гостей к гардеробу. За спиной слышу мужской голос:

– Ты чего это пускаешь кого попало? Почему членские билеты не спрашиваешь?!
Я обернулся. К вахтерше подошел важный мужчина. (Как выяснилось потом,
администратор Дома литераторов.)
– Это не кто попало, это гости вот этого товарища, – вахтерша показала на меня.

– Гражданин, я извиняюсь, вы член Союза писателей? – спросил меня администратор.
– Нет.
– Федор, не раздевай! – дал он команду гардеробщику. – Сожалею, но у
нас только для членов Союза писателей.
Но тут вахтерша поспешно громким шепотом сообщила:

– Это – шофер Расула Гамзатовича!

– Что ж ты сразу не сказала?!.. Здравствуй, дорогой! – администратор
крепко пожал мне руку. – Федор, раздевай!

Из Расула Гамзатова:

Даже те, кому осталось, может,
Пять минут глядеть на белый свет,
Суетятся, лезут вон из кожи,
Словно жить еще им сотни лет.

А вдали в молчанье стовековом
Горы, глядя на шумливый люд,
Замерли, печальны и суровы,
Словно жить всего им пять минут.


В шестидесятых годах Народного поэта Дагестана Расула Гамзатова
избрали (назначили) членом Президиума Верховного Совета СССР (высший
орган законодательной власти). Расул впервые явился на заседание этого
Президиума и занял свое место за длинным столом. Вокруг стола ходили
хорошенькие девушки в белых кофточках с бантиками и деликатно
спрашивали у членов Президиума: «Не хотели бы вы послать телеграмму?»
Расул сказал, что хочет. Взял у девушки гербовый бланк, на котором
сверху, красным по белому, написано: «Правительственная телеграмма»,
что-то написал, отдал бланк девушке и сказал:

– «Молнию», пожалуйста!

Девушка быстро, почти бегом, направилась к выходу из зала заседаний.

– Девушка! Одну секундочку! – остановил ее Председатель Президиума
Анастас Иванович Микоян. – Расул Гамзатович, я думаю, товарищам
интересно, кому наш любимый поэт в этот памятный день отправляет
телеграмму и что он написал? Если это не секрет, конечно.

– Не секрет. Пусть девушка прочитает.

Девушка посмотрела в телеграмму и покраснела.

– Дайте мне, – сказал Микоян.

Девушка принесла ему бланк с телеграммой, и Анастас Иванович прочитал:
«Дорогая Фатимат! Сижу в президиуме, а счастья нет. Расул» (Фатимат –
жена Расула).

Это ему простили. Обиделись немножко, но простили.


…На одном из заседаний после голосования Микоян сказал:

– Товарищи, Министерство здравоохранения рекомендует через каждый час
делать пятиминутную производственную гимнастику. Думаю, и нам стоит
последовать этому совету. Не возражаете?
– Возражаем, – сказал Расул.

– Почему? – насторожился Микоян.

– Я целый час руку поднимаю – опускаю, поднимаю – опускаю. Разве это
не гимнастика?
И это ему простили!


Но когда на правительственном банкете в Кремле по случаю юбилея
Октябрьской революции Расул поднял тост «За дагестанский народ,
предпоследний среди равных», а на вопрос: «Как это могут быть среди
равных предпоследние?» ответил: «Последние у нас – евреи», это ему уже
простить не смогли!

На него так обиделись, что даже исключили из членов Президиума.

Но через какое-то время вернули, – видимо, поняли,
что без Расула Гамзатова на Президиуме очень скучно.


               
                10 января  2021-го года.


Рецензии