Анализ стиха о авторе Громовала

АНАЛИЗ СТИХА О АВТОРЕ ГРОМОВАЛА
Критика стихотворения «Гавриил Каменев»
Учарова Эдуарда Раимовича

Не можем сказать, что начало стихотворения поражает своей ясностью, как раз наоборот: довольно сильно вносит неясности и ставит вопросы. Насколько удачно «лученье» губ, что значит, «капиталы», какой смысл имеет суккуб по отношению к дворянству, однако не смотря на столь неоднозначное начало, сразу чувствуется звучание какой-то натянутой басистой струны, и уже последующие строки начинают все ясней обнаруживать смысл и стихотворение начинает обретать силу духа и мысли. Уже мы слышим как распевают гортанно мурзы на своих минаретах, как вот вот появится истинный герой стихотворения..

Всё от Бога: и слово мрачное, и лученье смешливых губ,
капиталы, дома барачные и дворянства былой суккуб.
Упокой перейдёт во здравицу на гортанном наречье мурз –
и не то, что купец объявится, но потомок татарских муз.

И вот он явился, поэт, которым (обозначенный в сноске) стал Гавриил Каменев, и мы уже в другой эпохе, там, где зарождалась русская поэзия, там где еще близко были притерты буквицы старославянской вязи.

То ли азбуки, то ли ижицы – коли чёрный огонь внутри,
не читай, что на нёбо нижется, о бумагу перо не три…
В задыхании – после бега ли за сосновые образа –
так уколет твоя элегия, словно хвоей метнёт в глаза.

И вот мы узнаем о том главном, что сделал поэт современник Пушкина, он написал поэму «Громовал». И мы с удивлением открываем для себя это произведение, которое восхитило автора «Евгения Онегина» и словно попадаем в другую эпоху с языковым пластом древних русских былин.

Мысленным взором я быстро стремлюсь,
Быстро проникнул сквозь мрачность времян.
Поднимаю завесу седой старины —
И Громвала я вижу на бодром коне.
Зыблются перья на шлеме его,
Стрелы стальные в колчане звучат;
Он по чистому полю несется как вихрь,
В вороненых доспехах, с булатным копьем.

А что же стало с автором «Громовала», где он нашел свой последний приют, а вот здесь и нашел.

На погосте, теперь разрушенном, за кизической слободой,
прах твой станет могиле ужином, память вытравит лебедой.
Но однажды всплакнёт балладою зовом зыбким Зилантов вал –
о Зломаре впотьмах балакая, пригрозит, прогремит Громвал.

Ух, как разошлась рука поэта!.. Как он влетает трагические басы, уж точно прогремит горомовал, захватит воображение слушателя. Вот здесь уже идет поэтическая мощь. Хотя в следующих строках идет небольшое снижение образом «псу под хвост», но даже оно вписывается в контекст общего настроения.

Это мистика, это готика – два столетия псу под хвост…
И классическая просодика на анапест наводит лоск.
Только нет у героя книжицы – наизусть ты его блажи,
где в бетон закатали Хижицы, чтобы каменев пал с души…

Тут как бы метафора, чтобы камень упал с души, и память забылось, слободу закатали в бетон, обыгрывается имя автора поэмы. Вот такое посвящение, это благодарность нынешних поэтов тем славным зачинателям русской поэзии, которые дали мощный вал развитию русской поэзии. Это не только благодарность, но и поэтичское обращение к читателям обратиться к этому героическому произведения и прочить также, как мы читаем сказания о Вещем Олеге Пушкина.


Гавриил Каменев (1773-1803) - первый русский романтик; автор первой русской баллады - героической поэмы "Громвал"; талантливый казанский поэт и переводчик, творчество которого высоко оценил А.С. Пушкин.

Хижицы - старинное название Кизической слободы под Казанью; последнее стихотворение Каменева, найденное уже после его смерти в кармане сюртука.


Рецензии