Перелистывая дни. Новое место жительства. Гл. 8

       В результате боевых действий немецкие войска нанесли большой социально- экономический урон Тульской области. Полностью сожжено и уничтожено много деревень, в 27-и районах области сожжены школы, сожжено около 19 тысяч колхозных дворов. Почти полностью разрушены города:
Епифань, Венев, Богородицк, Чернь. Происходили массовые расстрелы и уничтожение местного населения различными способами.
       Тульская область была в основном освобождена к 23 декабря 1941 года.
Оставались под оккупацией 16-ть населённых пунктов Белевского района.
       Главной задачей Тулы и Тульской области в 1942 году было обеспечение фронта оружием и продовольствием, восстановление разрушенного хозяйства.


         Папа благополучно нас прокатил на санях до Тулы.
     - Вот посмотрите, где вы теперь будете жить,- с восхищением произнёс папа, подойдя к двухэтажному  дому,- собираем быстро свои вещи и поднимаемся на второй этаж. Папа взял в руки два фанерных чемодана и два одеяла, которыми он нас накрывал в санях, мама взяла меня на руки и с Лидой все вместе подошли к дому.  При входе в дом, нас встретила комендантша.
     - Кто Вы?- обратилась она к папе, - предъявите документы.
     - Вы же знаете меня, я привозил  сюда кровать, два стула и шкаф.
     - Видела Вас, но время такое-военное, я лишний раз должна удостовериться.
Опустив чемоданы, одеяла перебросил на  левую руку, быстрым движением из левого внутреннего кармана достал удостоверение личности и документ на право собственности и подал комендантше.
     - А это моя жена и двое моих детей,- представил папа.
     - Ваш паспорт,- обратилась к маме комендантша,- я должна знать своих жильцов в лицо, позже подойдёте ко мне, я Вас зарегистрирую и спокойным голосом продолжила:
     - Проходите, поднимайтесь на второй этаж, ваша комната номер 4, вот ваши ключи и внимательно прочитайте правила пользования местами общего пользования, что не понятно спросите у меня.

     - Наконец-то, мы у себя дома, в своей собственной квартире,- ликовал папа,
открывая дверь комнаты. Мама от радости прослезилась,- я просто не верю, что мы теперь будем самостоятельно жить по своим правилам, когда не будут
напоминать, что мы иждивенцы. Мама не любила Фросю, папину старшую сестру, как и она  её, но понимала, как  и ей было тяжело жить большой семьей, когда рядом нет её мужа. Мой папа всегда помогал своим родителям, моим дедушке и бабушке, помогал своей сестре Фросе, когда её мужа осудили на 5 лет, увеличивая денежное пособие на всех. Но все доброе быстро забывается.
    - Теперь все будет по другому,- радовалась мама, целуя папу и меня с Лидой.
Она ходила по комнате, присматривая, что надо сделать в первую очередь.
В комнате стояли две кровати, стол, три стула, небольшой шкаф и тумбочка на которой стояла электроплитка для подогревания пищи.
Потом все вместе пошли смотреть, где находится кухня и на чем можно готовить. Нашли общий туалет на двоих, общую ванную комнату с двумя умывальниками, где женщины поочередно устраивали стирку. На тот момент, всего семей на втором этаже было семь, это семьи офицерского командного состава. Женщин с одним ребёнком было шесть и только у моей мамы было двое детей. Итого- семь женщин и восемь детей. Грудничков было двое, детей в возрасте 4 лет было двое- моя сестра и соседский, через стенку, мальчик Вилли, остальные дети были в возрасте от одного до двух лет. Одним словом - детский сад, младшая группа.

       Самое главное,  чему мама радовалась, подача холодной воды была
централизованной, не придётся ей носить воду из уличной колонки. Отопление и подача горячей воды от котельной только в осенне-зимний период. Между
двумя смежными комнатами были устроены печки, отапливаемые дровами со стороны общего коридора, чтобы обогревать одновременно две комнаты. Во дворе  стоял небольшой сарай, где хранились дрова. В случае остановки котельной, приходил растопник  и топил печки. Комендантша следила за порядком в общежитии и в обеспечении тепла в холодное время,  за засор канализации ругалась, просила, чтобы  соблюдали правила пользования канализацией, иначе будет штрафовать ! Жизнь шла своим чередом.

       Мама принялась наводить порядок в своей комнате, ей это было в радость. Она мыла окно, протирала дверь и стены, и все, что находилось в комнате. Папа все это время занимался с нами. Мама увлеклась уборкой и забыла, что надо кормить детей и мужа, да и самой что-то перекусить. Для папы это был последний вечер и ночь с любимой женой и с нами. Мама накормила нас кашей, разогрев на плитке, которая находилась  в этой комнате, сами сели пить чай с кусочком сахара и с кусочком хлеба, который папа получил по карточке. Нас двоих уложили спать  на кровать, а родители еще долго разговаривали, вспоминали молодость и очень хотели, чтобы быстрей кончилась война, чтобы никогда не расставаться. Хотелось им прилечь, но на второй кровати, которую достал папа, не было матраса. Расстелив два одеяла на кровать, которыми папа укрывал нас на санях, они прилегли. Уснули в заполночь. Теперь папа был спокоен за нас. Рано утром он возвращался к месту расположения своего полка в Московский военный округ, исполнив все указания по командировке и решив нашу судьбу.
       Мы расставались с папой до 1944 года.

       Финансово нас спасал папин аттестат, по которому мама получала часть папиной зарплаты в военкомате.  Ещё часть папиной зарплаты переводилась родителям папы. Папиных денег маме не хватало, чтобы прокормить свою семью, часть денег уходила за уплату коммунальных услуг. В мае 1942 года мама устраивается  работать официанткой в офицерской столовой, которая находилась в воинской части около фабрики "Ревтруд", где она в молодости работала швеей.  Порядки были очень строгими, за всеми следили и докладывали. Мамина подружка, которая жила с нами в смежной комнате, работала на хлеборезке в хлебном магазине соседнего дома.  На столе рабочего стола магазина всегда оставались хлебные крошки.  Уходя с работы, она собирала эти крошки в маленький мешочек и , приходя домой, рассыпала их в детские ладошки  своего сына и моей сестры, им тогда было по  5 лет, они очень дружили. Они с жадностью проглатывали эти крошки и просили ещё. Иногда доставалось и мне. В ту пору мне было уже 2,5 годика.
       Никто из детей нашего этажа не ходил в детский сад.  Женщины хоть и ссорились между собой, но находили общий язык и старались помогать друг другу. Кто-то уходил на работу, оставшиеся дома женщины досматривали остальных детей, им помогали дети которые были постарше. За мной ухаживала моя старшая сестра Лида. Мы играли и бегали по длинному коридору своего этажа.  В тёплое время года гуляли  только на территории общежития.

      

       А на окраинах Тульской области  продолжались бои за освобождение Белевского района и подступов к Москве.  5 декабря Советские войска перешли в контрнаступление,  которое заключалось в одновременном разгроме наиболее опасных ударных группировок противника, угрожавших Москве. К исходу 16 декабря угроза Москве была устранена.
Исход  Московской битвы имел огромные политические и стратегические последствия. Произошёл психологический перелом среди солдат и гражданского населения, Укрепилась вера в Победу нашего, сильного духом и отвагой, советского народа.



Продолжение.

10.01.2021г.






      


Рецензии
Ну, молодец! Леночка, у тебя с каждым воспоминанием получается все лучше и лучше. Я рада за тебя. Писать - это твое!
Большое спасибо за рассказ о нашем детстве. С теплом))) Лида


Лидия Шевелева 2   11.01.2021 20:11     Заявить о нарушении