Юбилей Николая Рубцова отметили в ЛиТО Данко

«ДАНКО»: СПАСИБО, МУЗЕЙ С. ЮДАКОВА!
Вот и Новый, 2021 год вступил свои права. Приподнятое настроение, свойственное всем нам в эти новогодние дни, царило и в ташкентском музее Сулеймана Юдакова при Союзе композиторов и бастакоров Узбекистана, где, как и в прежние годы, собрались постоянные участники литературно-творческого объединения (ЛиТО) «Данко», действующего при Русском национально-культурном центре Узбекистана.
Очередное заседание объединения было посвящено чествованию прежнего его руководителя – Армануш Гугамовны Маркарян. Постоянными членами (А. Кирдянов, М. Бабаярова, Ф. Бобрик, А. Чембарисова, Г. Зазулина, Т. Грушина) и почетным гостем (О. Бордовский) ЛиТО были отмечены заслуги Армануш Гугамовны как лидера объединения в деле пропаганды высоких образцов творчества ташкентских и областных стихотворцев и прозаиков, классиков русской и узбекской литературы, кино и театра. В частности, говорилось о ее незаурядном таланте организатора культурно-массовых мероприятий, прежде всего творческих вечеров и встреч с участием «данковцев». Так, только в Национальной библиотеке Узбекистана имени Алишера Навои ею было инициировано более сорока интересных мероприятий. Под общей редакцией А. Г. Маркарян вышли в свет два коллективных поэтических сборника участников ЛиТО «Данко», а третий вот-вот выйдет из печати.
Новый руководитель «Данко» (избран открытым голосованием на заседании от 29 декабря 2020 года), член Союза российских писателей, поэт, прозаик, эссеист, литературный критик и журналист Алексей Григорьевич Кирдянов (Алимкулов), от имени всех присутствовавших, а также отсутствовавших по уважительным причинам членов ЛиТО вручил Армануш Гугамовне Маркарян памятный подарок в благодарность за ее многолетнюю общественную работу и стихотворный талант. Добрые слова в ее адрес высказали все присутствовавшие на заседании. Армануш Маркарян, как в свое время и Тамара Васильева (Мария Дар), получила право называться почетным председателем ЛиТО «Данко».
Далее были рассмотрены некоторые организационные вопросы. В частности, было решено, что заседания ЛиТО будут проходить по первым и третьим вторникам каждого месяца, с 16.00 до 19.30, с перерывом с 18.20 до 18.30. Дополнительные заседания объединения могут быть организованы в то же время в четвертый либо пятый вторник (прежде всего для мини-презентаций творчества отдельных авторов и семинаров) месяца.
Ввиду продолжающихся ограничений при проведении культурных мероприятий из-за пандемии коронавируса попасть на заседания и другие мероприятия ЛиТО «Данко» можно будет по предварительному согласованию с заместителем его руководителя Александром Татаринцевым через социальные сети (Facebook, Одноклассники.ру), при этом преимущество будет отдаваться постоянным участникам объединения.
После некоторого перерыва возобновил свою работу лекторий (в рамках заседаний). На нем о жизни и творчестве выдающегося русского поэта ХХ века Николая Михайловича Рубцова (1936 – 1971) вдохновенно и очень захватывающе рассказала Татьяна Грушина. 3 января наступившего 2021 года исполнилось 85 лет со дня рождения замечательного, всеми любимого автора стихотворных книг «Волны и скалы» (1963?), «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Зеленые цветы» (1971), который, кстати, бывал в Ташкенте в юношестве. В нашем городе он мог сочинить некоторые свои стихотворения.
Вот что об этом написал Сергей Викулов в очерке о Николае Михайловиче Рубцове: «К сожалению, Николай Рубцов не имел привычки ставить даты написания стихов, и нам сейчас трудно сказать, какие из них были написаны в юности. Да и мог ли он создать в то время что-либо достойное упоминания – ведь поэту тогда было шестнадцать – восемнадцать лет… А кроме того, образование какое? Всего лишь семилетка… Все это так, но давайте не забывать, что мы имеем дело с незаурядным дарованием, и, кстати, прочтем стихотворение «Деревенские ночи», под которым – счастливая случайность – имеется дата, поставленная самим поэтом: 1953 год. Пусть оно не совсем самостоятельно по построению, по тональности – молодой Николай Рубцов очень родственен молодому Есенину, – но зато «техника» какая, как в нем все подогнано, все ладно!
К табуну с уздечкою
                выбегу из мрака я,
Самого горячего
               выберу коня,
И по травам скошенным,
                удилами звякая,
Конь в село соседнее
                понесет меня.
…Все люблю без памяти
                в деревенском стане я,
Будоражат сердце мне
                в сумерках полей
Крики перепелок,
               дальних звезд мерцание,
Ржание стреноженных
                молодых коней…
Есть у Николая Рубцова еще два стихотворения, помеченные им самим 1954-м («Да, умру я…") и 1955-м («Первый снег») годами. И они говорят о том, что в то время он мог писать – и писал! – вполне приличные с точки зрения техники стихи!
Под первым из этих стихотворений, кроме года, обозначено еще и место написания: «Ташкент». Как занесло его в этот далекий среднеазиатский город, неизвестно. Ясно лишь одно: и в этом «путешествии», если его можно назвать таковым, ему было не сладко. Мотив страдания, даже отчаяния пронизывает все стихотворение: «Жалкий след мой будет затоптан // Башмаками других бродяг». Думаю, что и эти строки не совсем самостоятельны. Но для нас они важны как документ, как еще один штрих из биографии поэта… Не путешественником, не открывателем «неведомых стран» чувствует он себя в Ташкенте, а бродягой. Да им он и был, по сути: ведь после того, как он оставил детдом, у него не было нигде не только родных (кроме младшего брата), но и угла, куда бы можно было вернуться, чтобы отдохнуть душой и телом.
Как о близкой реальности в эти черные дни он думает даже о своей смерти, после которой «…останется все, что было // На земле не для всех родной».
Открытие это полно глубокой горечи и боли…
Но был конец и этим печальным дням и, как можно предположить, более-менее благополучный» (цитируется по книге «Николай Рубцов. Избранное. Москва, «Художественная литература», 1982, стр. 5 – 6).
Татьяна Грушина и Алексей Кирдянов зачитали несколько стихотворений Н. М. Рубцова, в том числе такие, как «Ось», «Зеленые цветы», «Стихи из дома гонят нас…».
Состоялась дискуссия на тему прочитанной лекции. Помимо положительных отзывов были и пожелания. Так, член Союза писателей Узбекистана поэт Олег Бордовский обратил внимание на необходимость впредь лекторам меньше времени уделять биографиям классиков, а больше – ознакомлению с их творчеством. Это важное замечание решено было взять на заметку.
В кратких выступлениях участников ЛиТО «по кругу» не обошлось без затрагивания новогодней и рождественской тематики. Особенно запомнился рассказ о Рождестве, прочитанный автором – Мунирой Бабаяровой. О Новом годе и снегопаде свои стихотворные произведения зачитали Альмира Чембарисова, Галина Зазулина и Татьяна Грушина. В обсуждении услышанного упоминались произведения на новогодне-рождественскую тему классиков русской литературы (Набоков, Пушкин, Жуковский, Фет, Кюхельбекер, Гоголь  и др.).
Почетный председатель «Данко» Армануш Маркарян предложила всем вместе исполнить песню на слова еще одного юбиляра этого года, Леонида Дербенева (1931 – 1995; 90 лет со дня рождения), – «Есть только миг» (музыка Александра Зацепина; в этом году он тоже юбиляр – отметит 95 лет со дня рождения), что и было осуществлено с праздничным задором. Музыкальными номерами вечер скрасила и Галина Зазулина (фортепиано).
…«Данковцы» расходились по домам радостные, с горящими, одухотворенными взорами и, конечно же, благодарные администрации музея композитора Сулеймана Юдакова за возможность встречаться друг с другом с творческими целями в тепле и уюте. «Спасибо тебе, музей С. Юдакова! – вслух и мысленно обращались они к ставшими почти что родными стенам. – Катта рахмат!».
Что ж, до новых волнительных встреч, дорогие друзья-«данковцы», в наступившем 2021 году, который, будем надеяться, станет для всех на планете более удачным, чем ушедший 2020-й.
Алексей РОМАНОВ
Фото Татьяны ГРУШИНОЙ

* * *

Из стихов, прозвучавших на заседании «Данко»:

Николай Рубцов (1936 – 1971)
ЗЕЛЕНЫЕ ЦВЕТЫ

Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.

За нами шум и пыльные хвосты –
Всё улеглось! Одно осталось ясно –
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.

Остановившись в медленном пути,
Смотрю, как день, играя, расцветает.
Но даже здесь… чего-то не хватает…
Недостает того, что не найти.

Как не найти погаснувшей звезды,
Как никогда, бродя цветущей степью,
Меж белых листьев и на белых стеблях
Мне не найти зеленые цветы…
[1967]

Заметка написана 7 января 2021 г.
г. Ташкент


Рецензии