К союзу православных и коммунистов

         К союзу православных и коммунистов
Из субъективных заметок «Россия перед миром»
                «Коммунизм бросает вызов христианам… … Я лично убеждён, что синтез этих двух антагонистических лишь по видимости, а не по существу образов мышления и укладов жизни возможен и что в конечном итоге он принесёт счастье человечеству.»
                Хьюлетт Джонсон
«…Церковь продолжает на земле дело и служение Христа. И потому, когда голос Церкви перестает быть голосом нищих и забытых, униженных и оскорбленных, поруганных и отверженных, когда она отождествляется только с богатыми и могущественными, она утрачивает верность своему призванию, теряет доверие народа…»
      Из «ЗАЯВЛЕНИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГОИ ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II И СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»
от 28 декабря 1996 года

        Всем известен парадокс: марксизм как научная теория социализма возник в центре Европы, но революции по его  предписаниям, если не считать кратковременной драмы Парижской Коммуны, начались не в центре Европы. А знаете, почему? Для капитализма духовные условия в Европе на тот момент уже созрели (протестантская этика), а для социализма и власти рабочих ещё нет. Ситуация не изменилась даже тогда, когда в Европе образовались крупные и влиятельные рабочие партии к концу Х1Х века.    
      Но почему же большевикам-максималистам (ортодоксальным марксистам) удалось установить свою власть в отсталой политически и экономически России более чем на 70 лет? Почему? Потому, что доминирующей религией в России было православие (не православие русских архиереев,  а православие народное, одним из ярких выразителей которого стал Лев Николаевич Толстой? Под «народным православием» мы будем понимать не то, что обычно обозначается этим термином в религиоведении (сохранение элементов язычества и включение их  широкими  народными массами так или иначе в религиозную практику), а актуализацию верующими той части православной этики, которая сохранила черты нравственно-моральных норм и ценностей  периода  родоплеменных доклассовых отношений (этики первобытного коммунизма). 
   А знаете, почему власть коммунистическая (настоящих коммунистов, а не переродившихся) не удержалась? Потому, что они (коммунисты) не поняли этого (т.е. того, что этика народных массах (этика народного православия) позволила им с самого начала привлечь на свою сторону активное большинство народных масс, которые были всё-таки не атеистами.  Правда, Ленин в определённой степени эту революционизирующую роль "народно-православной этики" признавал, недаром же он назвал Толстого "зеркалом русской революции"(впрочем это можно было сказать почти о всех писателях русской классической литературы и не только о Первой Русской революции ).  Однако правильных практических выводов из этого обстоятельства ни Ленин, ни продолжатели его дела не смогли.               
     Но борьбу большевики вели, конечно, не столько с  РПЦ, сколько с  контрреволюционной деятельностью её иерархов. Свирепость с обеих сторон - атрибут гражданской войны. В целом политика большевиков по отношению к религии оказалась не очень мудрой. Они не смогли правильно воспользоваться даже законом о свободе совести.
     Их знания о религии как социальном феномене были ограничены. Предположение о закономерном полном отмирании религии  и замещение религиозного мировоззрения  научным оказалось недостоверным. Мы полагаем, что наука сама до сих пор не определила место религии в обществе, в современном в особенности. И  поэтому религиоведение (междисциплинарное научное изучение религии) приобретает сегодня значение важнейшей части антропологии. 
     Мы не относим себя к специалистам в области религиоведения, полагая, что религия относится к одной из форм познания, к мифолого-религиозной. Но сегодня настал  исторический момент признания смертельной опасности, исходящей для России от того капитализма, который воскресили якобы верующие люди, якобы с заботою о России и её народе.  ( мы ведь многих из них видим смиренно стоящими со свечками недалеко от алтарей в наших православных храмах). И искренне верующие чувствуют эту опасность. 
   Итак, что единит сегодня и искренне верующих христиан, и искренне борющихся за создание социально справедливого общества? Их единит тревога за судьбу России и её народов, осознание необходимости поворота общества к социализму, пусть вначале в образе подлинного социального государства. Их также должна объединять борьба против фашизма и неофашизма (антифашизм), и борьба за мир. 


Рецензии
Вы сами сказали, что религия основана на мифах и очень архаична, а потому просвещённые люди ещё в девятнацатом веке пренебрежительно относились к церкви, особенно к её служителям, а те в свою очередь погрязли в грехах, борьбу с которыми они проповедовали. Поэтому не мог Ленин взять в союзники РПЦ.
Простые люди охотно рушили храмы, как только это позволили, потому что натерпелись поповского произвола - те принуждали работать на церковных землях, да и девок нередко портили. Моя бабушка охотно принимала участие в разрушении храма и рассказывала почему. Я с удивление узнаю, что сейчас есть красные священнослужители. Дай то Бог! Хотя я и атеис. Но союз коммунистов с правосланой церковью я тоже считал, что должен был естественным, так как проповедуют сходную мораль и разведены были кем-то искуственно

Дядин Виктор   09.01.2021 19:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор за ваш отзыв. Так оно было. Но речь в пашей заметке идёт о том, что в этике коммунизма (реального гуманизма) многое совпало с той этикой, которой реально придерживались крестьяне и рабочие в России. Церковь здесь не причём. С церковью достаточно закона о свободе совести.

Игорь Ерошенко   10.01.2021 08:54   Заявить о нарушении
"Церковь здесь не причём!" Мы имеем в виду церковь как организацию. Она сама часто нарушает в своих действиях заповеди Иисуса Христа, учение которого лежит в основе христианства. Из того, что нам известно: на Кубе отсутствует антагонизм между коммунистами и священнослужителями именно на основе близости этики коммунистической и христианской. Наукой феномен религии изучен ещё недостаточно, поэтому среди учёных нет общего понимания его сущности и его будущего. Мы видим, что наука изучила в пределах достигаемости своих приборов природу. Самого человека она знает ещё плохо, подравнивает человека под информационные технологии, что не может привести к упрощению и искажению его природы. Здесь много вопросов. Обратим внимание на один. Если религиозное мировоззрение сохраняется, потому, что ещё многим миллионам людей недоступно научное знание, то почему же многие образованные люди и даже некоторые учёные представляют себя верующими? Мы исключаем лицемеров (они, конечно, тоже есть). Возьмём в качестве такого образованного человека, например, кинорежиссёра Александра Пасечника. Как светло он рассуждает!

Игорь Ерошенко   10.01.2021 11:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.