Реферат880

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774


Реферат

Коррекция телосложения обучающегося средствами физической культуры



Новосибирск – 2020
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….3
1. КОРРЕКЦИЯ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ (МАССЫ ТЕЛА)………………5
1.1 Понятие коррекции……………………………………………5
1.2 Физические упражнения……………………………………..6
2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….......12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………13


ВВЕДЕНИЕ

В современном темпе жизни чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Не последней в череде необходимых «характеристик» является правильная осанка, хорошая спортивная форма и телосложение. К сожалению, сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у человека приводят к серьезным нарушениям здоровья и фигуры, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни: дефицит мышечной массы, искривления позвоночника, недостаточное развитие основных двигательных способностей общей выносливости, мышечной силы, нервной системы и внутренних органов, ожирению и т.д. Однако, существуют специальные физические упражнения для устранения подобных проблем, доступные для использования широким кругом людей.
Физическое развитие человека – это процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Оздоровительное влияние физических упражнений на организм человека известно с глубокой древности. На их большое значение для борьбы с болезнями и продления жизни указывали многие поколения греческих врачей и философов в своих произведениях и высказываниях. Так, Аристотель говорил: «Жизнь требует движения»… «ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие».
На физическое развитие влияет природная (биологическая) основа, передаваемая по наследству, и социальные факторы (воспитание, труд, быт и т. п.). В этой совокупности факторов особая роль принадлежит физическому воспитанию. С помощью средств и методов физического воспитания можно направленно воздействовать на физическое развитие человека.
Занятие физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психологического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.
;
1. КОРРЕКЦИЯ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ (МАССЫ ТЕЛА)

1.1 Понятие коррекции

Прежде всего, коррекция телосложения средствами физической культуры подразумевает под собой регулирование массы тела. При занятиях физической культурой излишки жировой ткани расходуются для выработки необходимого количества энергии для выполнения упражнений. Как следствие, наблюдается уменьшение избыточного веса.
В понятие коррекции входит сумма оздоровительных, общеукрепляющих и развивающих воздействий специально подобранных систем физических упражнений, оказывающих влияние на формирование опорно-двигательного аппарата, помогающих устранению функциональной недостаточности и повышению уровня физической подготовленности. При коррекции физического развития (телосложения) ликвидируются отклонения в осанке, искривления позвоночника в различных направлениях (кифозы, лордозы, сколиозы), нарушения в развитии формы грудной клетки (плоская, узкая, ассиметричная), плоскостопие и другие недостатки. В целях коррекции физического развития применяются специальные корректирующие и общеразвивающие физические упражнения: упражнения для укрепления мышц спины и передней части туловища (мышечный корсет), дыхательные упражнения – для улучшения дыхания, плавание, подвижные и спортивные игры, элементы различных видов спорта.
Следует отметить, что наряду с выполнением физических упражнений, для коррекции индивидуального физического развития и двигательных возможностей большое значение имеет режим питания, учебной и трудовой деятельности, отдыха и сна.
Существует большое количество комплексов общеразвивающих и корректирующих физических упражнений, применяемых для коррекции физического развития. В частности, для устранения избыточной массы тела может быть предложен следующий комплекс:
1. Ходьба на месте продолжительностью 2 мин.
2. И. п. – о.с. согнуть руки перед грудью и выполнять рывки в стороны с одновременным поворотом туловища налево и направо.
3. И. п. – о.с. вытянуть руки вперед (ладонями вниз). Выполнить маховые движения ногами, поочередно доставая носком левой ноги правую ладонь и носком правой ноги – левую ладонь.
4. И. п. – о.с. стойка, ноги шире плеч, руки вдоль туловища. Выполнить наклоны туловища вправо и влево, доставая руками носки ног.
5. Выполнить прыжки с хлопками над головой 50-100 раз.
6. Медленная ходьба в течение 30-40 мин. Ускоренная ходьба (450-500 м), бег трусцой (500-550 м).
7. Игра в баскетбол, бадминтон, футбол в течение 10-15 мин.
После занятий следует принять душ и растереть тело махровым полотенцем. Приведенный комплекс может быть дополнен посещением бассейна (2 раза в неделю) и участием в туристских походах в выходные дни.

1.2 Физические упражнения

Физические упражнения – это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его законам.
Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещения тела человека и его частей в пространстве и во времени.
Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.
Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой – как процесс многократного повторения.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений – это совокупность физиологических, психологических и биохимических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т. п.).
Содержание физических упражнений обуславливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.
Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.
С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
;
2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Прежде всего, коррекция телосложения средствами физической культуры подразумевает под собой регулирование массы тела. При занятиях физической культурой излишки жировой ткани расходуются для выработки необходимого количества энергии для выполнения упражнений. Как следствие, наблюдается уменьшение избыточного веса. При этом, само собой разумеется, наше телосложение непременно меняется в сторону стройной фигуры. Увеличение массы тела также может привести к улучшению типа телосложения, но только лишь в том случае, когда это происходит за счёт роста мышечной ткани. Добиться значительного прироста мышечной ткани можно такими средствами физической культуры как тяжёлая атлетика и бодибилдинг. Гораздо более удачным вариантом для коррекции телосложения средствами физической культуры являются занятия различными видами лёгкой атлетики. Каждый вид спорта данной категории формирует определённые черты фигуры, которые, вполне возможно, и будут являться желаемыми результатами коррекции телосложения.
При занятии бегом формируется правильная осанка и симметрично развитое тело. Коррекция телосложения с помощью занятий прыжками способна снизить массу тела, привести к сильному развитию грудной клетки и увеличить отношение длины ног к туловищу. При коррекции телосложения с помощью такого средства физической культуры как гимнастика достигаются небольшая масса тела, длинные тонкие ноги, суженный таз, что в совокупности даёт стройную спортивную фигуру. Синхронное плавание или фигурное катание позволят провести коррекцию телосложения за счёт формирования строго симметричного тела, правильной красивой осанки, стройных ног, развития грудной клетки.
Следует также учитывать, что наилучшие результаты при коррекции телосложения средствами физической культуры могут быть достигнуты в детском и подростковом возрасте. В этот период организм ещё только развивается, поэтому нежелательные черты телосложения довольно легко поддаются коррекции. Однако коррекцию телосложения за счёт снижения избыточной массы тела (т.е. сокращения лишних жировых отложений) при занятиях физической культурой можно проводить в любом возрасте (разумеется, при отсутствии противопоказаний к физическим нагрузкам). Кроме того, некоторые недостатки телосложения вполне можно скрыть за счёт отработки пластичных и красивых движений. Это опять же достигается за счёт средств физической культуры.
Заниматься коррекцией телосложения можно не только в фитнес-клубах, но и самостоятельно (вечерние и утренние пробежки на стадионах или в парках, прыжки со скакалкой, выполнение общеразвивающих физических упражнений в домашних условиях).
1) Утренняя гигиеническая гимнастика и производственная гимнастика. Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение трудового дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и последующих Аква процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
2) Производственная гимнастика. Этот вид оздоровительной физкультуры употребляется в разных формах конкретно на производстве. Вводная гимнастика перед началом работы способствует активизации нервных двигательных центров и усилению кровообращения в рабочих мышечных группах. Она нужна в особенности в тех видах производственной деятельности, которые соединены с долгим сохранением сидячей рабочей позы и точностью выполнения маленьких механических операций.
3) Ритмическая гимнастика. Изюминка ритмической гимнастики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней употребляется комплекс разных средств, оказывающих влияние на организм. Так, серии беговых и прыжковых упражнений влияют в большей степени на сердечно-сосудистую систему, наклоны и приседания – на двигательный аппарат, способы релаксации и самовнушения – на центральную нервную систему. Упражнения в партере развивают силу мускул и подвижность в суставах, беговые серии – выносливость, танцевальные – пластичность и т. д. В зависимости от выбора применяемых средств занятия ритмической гимнастикой могут носить в большей степени атлетический, танцевальный, психорегулирующий либо смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений.
4) Атлетическая гимнастика. Занятия атлетической гимнастикой вызывают выраженные морфо-функциональные конфигурации (в большей степени нервно-мышечного аппарата): гипертрофию мышечных волокон и увеличение физиологического поперечника мускул; рост мышечной массы, силы и силовой выносливости. Эти конфигурации соединены в основном с долгим увеличением кровотока в работающих мышечных группах в итоге многократного повторения упражнений, что улучшает трофику (питание) мышечной ткани. Нужно выделить, что эти конфигурации не способствуют увеличению резервных возможностей аппарата кровообращения и аэробной производительности организма. Более того, в итоге значимого прироста мышечной массы ухудшаются относительные характеристики функциональных важнейших систем – жизненный индекс (ЖЕЛ на 1 кг массы тела) и наибольшее потребление кислорода (МПК на 1 кг), не считая того, что увеличение мышечной массы сопровождается ростом жирового компонента, увеличением содержания холестерина в крови и повышением артериального давления, что создает благоприятные условия для формирования главных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний.
5) Аэробика. Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. К аэробным относятся лишь те циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы тела. Для заслуги положительного эффекта длительность выполнения аэробных упражнений обязана быть не менее 20-30 мин, а интенсивность – не выше уровня ПАНО.
6) Оздоровительная ходьба. В массовой физической культуре обширно употребляется оздоровительная (ускоренная) ходьба: при соответствующей скорости (до 6,5 км/ч) её интенсивность может достигать зоны тренирующего режима (ЧСС 120-130 уд/мин). При таковых условиях за 1 ч ходьбы расходуется 300-400 ккал энергии в зависимости от массы тела (приблизительно 0,7 ккал/кг на 1 км пройденного пути). К примеру, человек с массой тела 70 кг при прохождении 1 км расходует около 50 ккал. При скорости ходьбы 6 км/ч суммарный расход энергии составит 300 ккал (50*6). При каждодневных упражнениях оздоровительной ходьбой (по 1 ч) суммарный расход энергии за неделю составит около 2000 ккал, что обеспечивает малый (пороговый) тренировочный эффект – для компенсации дефицита энерго-затрат и роста функциональных возможностей организма.
Ускоренная ходьба в качестве самостоятельного оздоровительного средства может быть рекомендована только при наличии противопоказаний к бегу (к примеру, на ранних этапах реабилитации после перенесенного инфаркта). При отсутствии серьезных отклонений в состоянии здоровья она может употребляться только в качестве первого (подготовительного) этапа тренировки на выносливость у начинающих с низкими функциональными возможностями.

;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определенный тип телосложения во многом определяется генами, которые мы получили «по наследству» от наших родителей. Однако при наличии желания все же вполне возможно подвергнуть коррекции некоторые черты телосложения. Достичь нужного результата можно при грамотном использовании средств физической культуры.
Занимаясь физической культурой, мы приобретаем необходимые в повседневной жизни и в труде двигательные навыки. Развивается ловкость, быстрота и сила движений нашего тела. Совершенствуется управление движениями, которое осуществляется центральной нервной системой. При занятиях физическими упражнениями образуются все новые и новые условные рефлексы, которые закрепляются и складываются в длинные последовательные ряды. Благодаря этому организм приобретает способность все лучше и лучше приспосабливаться к большим и более сложным физическим нагрузкам, благодаря этому мы можем все легче и экономнее осуществлять движения - наш организм, как принято говорить, тренируется.
Таким образом, мы видим, что физическая культура и спорт благоприятно влияют не только на мускулатуру, но и на другие органы, улучшая и совершенствуя их работу.
Чтобы быть здоровым, крепким, выносливым и разносторонне развитым человеком, нужно постоянно и систематически заниматься различными видами физических упражнений и спорта.
;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Г.Н. Горцев Аэробика, Фитнесс, Шейпинг М., 1999г.
2. Коррекция телосложения (массы тела) студентов медицинской группы средствами физической культуры: метод. указания / Е. И. Гончарова, И. Б. Бирюкова. - Ухта: УГТУ, 2012. - 18 с
3. Е.Г. Мильнер «Формула жизни» Изд. «Физкультура и спорт» Москва 2011г.
4. С.Н. Попов «Лечебная физическая физкультура» Изд. «Физкультура и спорт» Москва 2012 г.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 480 с.


Рецензии