Реферат832
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Физическая культура и спорт»
на тему: «Социальные функции физической культуры и спорта»
г. Новосибирск 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ: ЭФФЕКТЫ НА ОРГАНИЗМ 4
2 СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
ВВЕДЕНИЕ
Слово «спорт» когда-то давно означало развлечение, или игру. В настоящее время это понятие значительно выросло. Занимаясь спортом, люди соревнуются не только физических, но и интеллектуальных достижениях. Увлечение спортивными соревнованиями постепенно охватило весь мир. Во многих цивилизованных странах спорт и физкультуру считают одним из важных средств, влияющих на воспитание современного человека. Ведь они сочетают в себе и физическое совершенство, духовный рост, и высокую мораль. Физкультуру и спорт можно эффективно использовать не только как средство укрепления здоровья и физического развития людей, но и как сферу их общения, полезную форму проведения досуга человека. Занятия спортом, кроме физического воздействия на организм, влияют и на прочие стороны жизни людей: на оценку нравственных ценностей, положение в коллективе и авторитет, на качество трудовой деятельности, на интеллект и эстетические идеалы. Спорт влияет не только на спортсменов, но и на зрителей-болельщиков. В настоящее время спорт и физкультура имеют такую силу и социальную значимость, каких в истории человеческого общества никогда не было.
Методологической и теоретической базой исследования послужили фундаментальные положения системного подхода, логического анализа, общей теории физической культуры и спорта, педагогики, социальной педагогики, а также работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в исследуемой области.
Актуальность темы развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании заключается в том, что проблема повышения эффективности развития и управления сферой физической культуры и спорта, то есть более целесообразное использование встречающихся возможностей и усилий для решения кардинальных задач, стоящих перед страной и значение решений таких задач с точки зрения государственного управления возросло.;
1 ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ: ЭФФЕКТЫ НА ОРГАНИЗМ
Говоря о социальном значении физической культуры и спорта, следует, прежде всего, выделить ряд общебиологических эффектов, через которые выражается воздействие упражнений на организм человека.
• Эффект экономизации. В состоянии покоя все системы и органы тренированного человека работают более экономно. Например, сердце бегуна, пловца, лыжника, гребца сокращается в покое с частотой 44-60 ударов в минуту, а у человека, не занимающегося регулярно физическими упражнениями,— 70-80. Число дыханий у тренированных в 1,5-2 раза реже, чем у нетренированных.
• Эффект компенсации. Одной из основных причин заболеваемости населения в настоящее время является низкая двигательная активность — гипокинезия. Возникновение её связано с растущей механизацией и автоматизацией производства и быта, увеличением числа людей, занятых умственным трудом, развитием общественного и личного транспорта. Из-за гипокинезии ухудшается деятельность всех систем организма, регуляция его функций, питание тканей, наступает преждевременное старение. Регулярные физические упражнения помогают повысить двигательную активность и компенсировать вредное воздействие гипокинезии.
• Регуляторный эффект. Целенаправленная физическая тренировка может избирательно улучшить функции организма как двигательные (повышение выносливости, силы мышц, гибкости, координации движений), так и вегетативные (совершенствование работы сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, обмена веществ).
• Эффект активного отдыха. В процессе любой деятельности у человека наступает утомление. Выполнение даже кратковременных комплексов физических упражнений, переключая деятельность нервных центров, способствует эффективному восстановлению как физической, так и умственной работоспособности и снятию нервно-эмоциональных перенапряжений.
• Трофический (питающий) эффект. По данным современной физиологии все внутренние органы человека через центральную нервную систему рефлекторно связаны с мышцами. Поэтому, выполняя дозированную мышечную работу, человек активно воздействует на все внутренние органы. При этом улучшается питание их тканей. Благодаря этим связям органов с мышцами происходят многочисленные «чудеса», когда с помощью регулярных и целенаправленных занятий физкультурой человек исцеляется от казалось бы неизлечимых болезней. Субъективным выражением этого эффекта является чувство «мышечной радости», двигательной эйфории, удовольствия. Особенно чётко «мышечная радость» ощущается после циклических упражнений невысокой интенсивности (циклическими называются движения с постоянно повторяющимися фазами, к ним относятся ходьба, бег, плавание, лыжи и др.). Кроме того, это чувство появляется в процессе выполнения гимнастических упражнений, а также после занятий любым видом физкультуры.
• Эффект «периферических сердец». Как показали исследования белорусского физиолога Н, И. Аринчина, мышцы при сокращении по сложному механизму вибрационного характера помогают проталкивать кровь по сосудистой системе. Каждая мышца не только потребитель крови, но и самообеспечивающийся орган, мощный насос — «периферическое сердце». Поэтому регулярные занятия физическими упражнениями, включая в работу эти «сердца», совершенствуют систему кровообращения, помогают деятельности сердечной мышцы.
Названные эффекты в процессе физической тренировки взаимодействуют между собой, обеспечивая мощное оздоровительное воздействие на организм.
Приобщаться к физической культуре можно несколькими путями: тренируясь в спортивной секции по любому виду спорта, участвуя в занятиях групп здоровья по месту работы или жительства, а также занимаясь самостоятельно всей семьёй или в одиночку. В настоящее время самостоятельные занятия физкультурой — самые массовые и популярные. Однако для того, чтобы добиться наибольшего успеха, следует овладеть основными теоретическими знаниями в этой области. Именно физкультурная «грамотность» позволит рационально организовать тренировки в семье.
;
2 СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие.
К ;ервым относят соревновательно - эталонную и эвристически - достиженческую функцию.
Ко вторым причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.
Основу с;ецифики спорта и его функции составляет то, что он возник, развивался в качестве собственно-соревновательной деятельности, которая с;ециально приспособлена для максимального выявления, унифицированного сравнения и объективной оценки определенных человеческих возможностей в форме состязания, ориентированного на победу или возможно высокое достижение в самой этой соревновательной деятельности. Отсюда вытекает, прежде всего, значение спорта как своего рода эталона оценки человеческих возможностей, т.е. специфическая соревновательно-эталонная функция спорта.
Выявляемые и фиксируемые в спорте достижения (в виде количественно оцениваемых рекордов, выполняемых классификационных нормативов и т.д.), приобретая широкое признание, служат своеобразными измерителями индивидуальных и общечеловеческих возможностей, реализуемых в спорте, а вместе с тем и наглядными, четкими ориентирами на пути реализации этих возможностей. В отличие от иных эталонов, «спортивный эталон» человеческих возможностей исторически не остается неизменным, а прогрессирует, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсмена по самосовершенствованию, направленному воздействию на развитие свой способностей. Такая эталонная функция наиболее ярко выражена, естественно, в спорте высших достижений, где устанавливаются и повышаются спортивные достижения общечеловеческого масштаба. Но в той или иной мере она свойственна и спорту в целом. Она неотделима от самой сути его как деятельности, направленной на самоопределение и самоутверждение индивида через гуманно отлаженные формы честного соперничество.
Эталонная функция спорта теснейшим образом сопряжена с его эвристическо-достиженческой функцией, существенной как для индивида, так и для общества. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой особый тип эвристической деятельности, то есть деятельности творчески-поисковой, включающей моменты открытия, обнаружение нового. В отличие от иных типов эвристической деятельности, спортивная ориентирована не на открытие чего-то, находящегося вне человека, а на практическое выявление наших собственных достиженческих возможностей, а также эффективных средств и методов реализации их на все более высоком уровне, причем таких в основе кото;ы; лежат деятельностные способности самого спортсмена. Соответственно в процессе развертывание спортивной деятельности не просто воспроизводится ранее достигнутые результаты, но и реализуются возможности новых достижений, изыскиваются и воплощаются в незаурядных результатах все более действенные факторы спортивного совершенствования. Эта эвристически-достиженческая функция свойственна в той или иной мере спорту в целом, наиболее же полно она выражена, в сфере спорта высших достижений.Ведь на пути к ним тот, кто претендует на действительно выдающийся результат, должен найти новые средства, методы и условия полной мобилизации и увеличения функциональных возможностей организма, полученных от природы, научится наиболее эффективно использовать их, с тем, чтобы подняться на уровень спортивной работоспособности, никем ранее не достигнутый. Средства и методы преобразование человеком своих природных качеств становятся общекультурным достоянием по мере проникновения в массовую практику. Существенно и то, что добываемые на пути к спортивным достижениям познавательные данные приобретают вполне серьезное научное значение.
Сказанное о сути специфических функций спорта характеризуют его, прежде всего как особый тип деятельности, выявляющей в специально создаваемых условиях человеческие возможности и неуклонно раздвигающей рубежи кажущихся их границ. Этим во многом определяется как личностная, так и обще социальная ценность спорта, его вклад в культуру общества, все более широкое использование в общественно значимых целях.
К социально-общественным, прежде всего, относят функции личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт предоставляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических психических сил предоставляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижение воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Итак, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.
В системе воспитания, в том числе самовоспитания, спорт имеет немаловажное значение и в качестве одного из средств непосредственно прикладной подготовки к трудовой и боевой деятельности. Достигаемый в процессе и в результате занятий спортом повышенный уровень функциональных возможностей организма и создаваемый одновременно фонд полезных навыков и умений могут в значительной мере предопределять ускоренное освоение спортсменом профессионально-трудовой, военной и иной социально нужной деятельности, способствовать совершенствованию в ней. Особенно цены в этом отношении виды спорта, как бы моделирующие существенные черты избранной профессиональной деятельности, так называемые профессионально-прикладные виды спорта.
Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональных возможностей организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей.
Большая роль отводится спорту и в работе с взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставятся цели достижения высоких спортивных результатов.
Для многих спорт интересен как волнующее зрелище. Эмоционально-зрелищная функция спорта связана с его основными специфическими свойствами как соревновательной деятельности, обусловлено его эстетической привлекательностью и усиливается по мере расширение аудитории его болельщиков. Без болельщиков спорт не стал бы общезначимым социальным явлением. Аудитория спортивных зрелищ в наше время необычно расширилась, чему способствовал прогресс технических средств массовой информации, особенно телевидения. Одновременно увеличилась влияние спорта на эмоциональный мир людей.
В русле широкого спортивного движения возрастает ценность спорта как фактора социализации личности, социальной интеграции и международных связей. В процессе спортивной деятельности и в связи с ней возникают и проявляются в действии разнообразные межчеловеческие отношения: межличностные, межгрупповые, межколлективные и более широкие которые могут иметь черты, как солидарности, содружества, так и соперничества, конкуренции. Специфически спортивные отношения (межличностные отношения соперничества и содружество отдельных спортсменов, между спортсменами и тренерами и т. д.) так или иначе, включены в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорт. Совокупность всех этих отношений составляет основу формирующего влияния спорта на личность, усвоения ею социального опыта в сфере спорта, а через него и более общего социального опыта. Спорт в связи с этим считают одним из серьезных средств социализации личности, то есть освоение индивидом социального опыта - опыта межчеловеческого общения и социально оправданного поведения.
;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спорт влияет не только на спортсменов, но и на зрителей-болельщиков. В настоящее время спорт и физкультура имеют такую силу и социальную значимость, каких в истории человеческого общества никогда не было. Благодаря спорту, каждый человек в нашем обществе получил широкие возможности для своего развития, для самоутверждения. Люди могут быть не так сопричастными к спортивному действу, как к творческому процессу: они радуются победам или огорчаются при поражении, получают весь спектр человеческих эмоций. У них воспитывается чувство гордости за огромный потенциал человеческих возможностей. Спорт может и должен стать средством воспитания гуманной и гармонично развитой личности, средством ориентации молодежи на активное участие в укреплении мира и дружбы между народами, в ускорении прогресса общества. Для этого сегодня есть все условия, но здесь, прежде всего, важна целостность воспитательного процесса, исключение однобокой направленности его только на телесное совершенствование. Этой стороне дела, заметим, особое значение придавали и мыслители древности. Так, более 2000 лет назад древнегреческий философ Платон писал, что человек, овладевший богатствами культуры, будет заниматься физическими упражнениями во имя «отваги и пылкости духа, ради их пробуждения, а не ради приобретения силы — не то, что другие атлеты, которые и питаются, и переносят тяготы только для того, чтобы стать покрепче». Для этого необходима соответствующая гуманная ориентация общества и собственно спорта как одного из его социальных институтов.
;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Fizkulturaisport.ru - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 2. Poisk-ru.ru - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s39157t6.html
3. Виленский М. Я., Зайцев А. И., Ильинич В. И. Физическая культура для студентов: Учебник для вузов. - М.: Гардарики,2011.
4. Studme.org - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 5. Ebooks.grsu.by - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Свидетельство о публикации №121010501833