Реферат815

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774


                Реферат
Занятия спортом как средство развития профессионально важных жизненных качеств (на примере конкретной профессиональной деятельности).


Новосибирск – 2020

                Оглавление
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Спорт, как участник в формировании личности и характера человека…...4
Глава 2. Спорт как помощник в будущей профессии……………..….…………...6
Глава 3. Занятие физкультурой для специальности ТБ…………………………..….9
Заключение………………………………………………………..……...............…...12
Список литературы……………………………………………………..............…….13
   

ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день вопросы физического воспитания населения нашего государства очень актуальны. Физическая подготовка на любом уровне является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека в любом возрасте.  Занятия физической культурой воспитывают не только тело, но и дух, влияет на социальную сферу жизни человека. С развитием социальных отношений в обществе претерпели метаморфозы и функции физического воспитания.  Прогрессировал процесс его внедрения в сферу материального производства и духовной жизни людей. Сегодня можно говорить о формировании нового типа человека, способного на протяжении своей жизни активно использовать собственные физические качества. Существуют значительные различия в условиях труда специалистов разных профессий. Для любого трудоспособного человека необходимо хорошее здоровье, высокий уровень физического развития и стрессоустойчивости, который тоже приобретается в результате занятий спортом. «Следует заметить также, что каждая профессия требует от работающего преимущественного развития одного или нескольких ведущих физических качеств. Так, геологу по преимуществу необходима физическая выносливость, шахтеру – общая и силовая выносливость, физическая сила, летчику и космонавту – ловкость и вестибулярная устойчивость и т. д.»

СПОРТ, КАК УЧАСТНИК В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ И ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
Физическая культура — это единство как минимум трех граней личности человека: правильная ценностная ориентация в образе жизни; наличие определенного уровня физической подготовленности и образованности (т. е. обладание в этой области человеческой культуры конкретными знаниями и навыками); потребность в повседневных занятиях физическими упражнениями с целью активного самосовершенствования.
  Осознанное стремление каждого человека к достижению физической культуры есть необходимое условие свободного развития и раскрытия его духовных и физических сил, его гармоничного развития. В этом цель коммунистического воспитания.
  В нравственном отношении занятия спортом могут содействовать развитию таких ценных черт личности, как коммуникабельность, общительность, самостоятельность в принятии решений, стремление к творчеству. Радость побед и горечь поражений, умение извлекать из этого уроки и тем самым создавать предпосылки для самосовершенствования, участия и сопереживания, обостренное чувство долга и ответственности перед коллективом и всем обществом, осознание своей чести и достоинства, совестливость в ведении спортивной борьбы — таковы качества, которые формируются у молодых людей в процессе занятий спортом. 
  В эстетическом отношении главное в занятиях спортом —это познание красоты телосложения и движения, демонстрация этой красоты, неисчерпаемых духовных и физических возможностей человека.
 
  В волевом отношении продуктивные занятия любым видом спорта немыслимы без деятельного преодоления целого комплекса объективных и субъективных трудностей, без высшей степени напряжения. Эта высшая напряженность воли в повседневной ежечасной борьбе с самим собой создает объективные условия для формирования жизненно важных волевых качеств человека — целеустремленности, настойчивости, смелости и решительности, самодисциплины и инициативности.
  Немаловажен и такой аспект проблемы формирования гармоничного человека, как влияние разных видов спорта на этот процесс. Практически все виды спорта могут служить позитивным средством воспитания человека, учитывая возможность их воздействия на нравственность, интеллект, эстетичность, волю.
   Среди многочисленных видов спорта следует выделить многоборные и игровые. Первые из них получают сейчас все большее распространение, вторые привлекательны как коллективизмом, так и тем, что в играх антропометрические данные во многом нивелируются за счет потребности в разных амплуа и совершенствования (постоянного, как например, в баскетболе) правил состязаний.
 
  Особенно ценно, что в спортивных играх помимо достижения сиюминутных целей —конкретного результата в виде очков, победы во встрече или турнире, — мы добиваемся гораздо большего: обучаем действиям в определенных жизненных или моделируемых ситуациях. Иными словами, они имеют непосредственно педагогическое, воспитательное значение. В этом смысле они представляют собой одно из важнейших средств формирования общей, в том числе физической, культуры человека.
  Говоря о взаимосвязи спорта с гармоничным развитием человека, нельзя обойти вопрос о влиянии спортивной деятельности молодежи на ее социальную активность, ее участие в развитии общества. 
   Так же важно другое: человек — это не только и не столько тело. Здесь важнее всего развитие и становление личности, сознательно заботящейся в свою очередь о совершенстве своего тела. Поэтому занятия спортом, независимо от вида спортивной деятельности, служат делу воспитания гармоничного человека.
   В понятие гармоничного развития человека помимо телесных параметров, которые, как уже говорилось, во многом определяются наследственными факторами и трудно корригируются в процессе воспитания, следует включать единство, согласованность и соразмерность как раз «нетелесных», присущих только человеку качеств (нравственность, воля, интеллект, эстетичность). И все это в аспекте единства духа и тела.
  При таком понимании гармоничности развития ведущей становится общая направленность личности, понимаемая как потребностно-мотивационная направленность ее в рамках общей культуры. Такая направленность должна быть предельно гуманной, то есть каждый должен понимать долг и ответственность перед членами общества и обществом в целом и осознанно действовать согласно этому пониманию. 
   Говоря о значении физической культуры для гармоничного развития человека как профессионала и работника, следует иметь в виду не столько ее специфическое значение (культура физическая, телесная), сколько роль таковой в формировании личности в аспекте общей культуры. 

СПОРТ КАК ПОМОЩНИК В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
Кому не знакома чувства утомления? Снижается производительность труда, ослабляется внимание, трудно сосредоточится, замедляются мышление и движения, нарушаются точность, ритмичность, координация рабочий действий. Если при утомлении человек стремиться поддержать интенсивность работы на высоком уровне, не допустить её снижения, то это потребует от него большой затраты сил и энергии, но все равно интенсивность труда начнет снижаться.
Похожий процесс происходит, когда функции организма, ответственные за профессиональную пригодность, не развиты или не тренированны.
А можно ли их совершенствовать?
Чтобы получить ответ на эти вопросы был исследован уровень профессионально важных (для этих специальностей) показателей у 104 юных спортсменок - разрядников в детско-юношеских спортивных школах спортивными играми (волейболом, баскетболом, настольным теннисом), легкой атлетикой (бегом на средние дистанции и прыжками), гимнастикой и лыжным спортом.
Оказалось, что спортсменки значительно превосходили своих сверстниц, не занимающихся спортом и в быстроте различения мелких предметов, и в тактильной чувствительности, пальцев, и в подвижности нервных процессов. Они лучше координированы, более внимательны, меньше утомляются. Следовательно, эти качества были приобретены и развиты тренировкой.
Вместе с тем выяснилось, что многое зависит и от вида спорта: у девушек, занимающихся спортивными играми и легкой атлетикой, физиологические показатели, необходимые для изучаемой профессии сборщицы изделий из мелких деталей, оказались более высокими, чем у гимнасток и лыжниц
За тем, применяя те же методы, исследования были проведены наблюдения над 186 воспитанниками Московского профессионального - технического училища
- будущими сборщицами часов. Среди испытуемых выдели различные группы: спортсменки - девушки, которые посещали спортивные занятия в секциях училища, и те, кто  совсем не занимался ни спортом, ни физкультурой.
Вот только некоторые данные, полученные в результате экспериментов.
Наверное, каждому знакомо кольцо Ландольта (оно используется глазными врачами при проверке зрения) на белом листе - черный кружочек с разрывом в одном месте.
Кольцо, диаметр которого был меньше полутора миллиметров, поместили за щитом с маленьким отверстием перекрытым Затвором фотоаппарата. С его помощью давалась экспозиция: 1; 0,5; 9,2; 0,1 и 0,04 сек. За эти миллимгновения используемому с расстояния полуметра нужно было определить, куда направлен разрыв кольца (Просвет равен 0,2 мм!): вверх, вниз, вправо- влево.
Баскетболистки, волейболистки, любительницы настольного тенниса, легкоатлетки (бегуньи на короткие дистанции) реагировали более быстро и точно, нежели гимнастки и лыжницы, не говоря уже о тех девушках, которые спортом не занимаются.
Точность возвратно -поступательными движения определялось с помощью прибора Г.С. Жигалина - за одну секунду в такт метроному требовалось разгибать и сгибать руки (амплитуда движения 20 см, также как у сборщиц, берущих и ставящих деталь на конвейер) и электрическим щупом попадать в центр закрытой мишени, равной диаметру ручных часов. И в этом случае гимнастки, легкоатлетки и девушки, увлекающиеся спортивными играми, оказались точнее тех, кто занимается лыжами, а уж тем более тех, кто равнодушен к спору.
Весьма любопытны показатели физиологического тремора (непроизвольное дрожание рук): чем меньше дрожание, тем точнее и быстрее будет установлена деталь на часовую «платину» с допусками, равными порой микронам. Испытуемая держала в вытянутой руке спице электрического щупа, вставленного в пятимиллиметровое отверстие, и старалась не касаться стенок. Специальный счетчик за 30 секунд зафиксировал в среднем 30 касаний у баскетболисток и 43 (!) у тех, кто не занимается спортом.
Эти и многие другие исследования показали, что уровень физиологических функций, обеспечивающих полноценное овладевание профессией сборщика из мелких деталей, у спортсменок (особенно у тех, кто занимается спортиграми) в течении всего периода обучения значительно выше, чем у их сверстниц, имеющих только общую физическую подготовку. Таким образом, в спортивных занятиях закладывается основа для экономичных и рациональных производственных навыков.

ЗАНЯТИЕ ФИЗКУЛЬТУРОЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Наша специальность предусматривает много направлений для будущей работы, я хотела бы рассказать на примеры Министерства Чрезвычайной Ситуации(МЧС). Вот для кого занятие данной дисциплиной крайне важно!
Взаимосвязь физического воспитания с профессиональной деятельностью наиболее точно проявляется в профессиональной физической подготовке. Конкретно говоря, это один из основных процессов обучения, пополняемый индивидуальный багаж профессиональных двигательных умений и навыков, формирование физических и связанных с ними способностей, от которых прямо или частично зависит профессиональная деятельность.
Известно, что борьба и ликвидация чрезвычайных ситуаций требует от личного состава высоких профессиональных навыков и умений, а также высокой физической подготовленности, приобретаемых на учебных и самостоятельных занятиях, путем регулярных и систематических физических нагрузок, адекватными требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и ее условиями. Формирование профессиональной физической культуры применительно к нуждам социалистического производства, в качестве профилированного направления и вида физического воспитания принято относить к 30-м годам. Важную роль в этом сыграло постановление Президиума ЦИК СССР от 1 апреля 1930 г., где предусматривались серьезные государственные и социальные меры по внедрению физической культуры в систему рационализации труда и подготовки профессиональных кадров .Профессионально-прикладная физическая культура как целая профилированная отрасль физической культуры, сложилась в соответствующих сферах, с постепенным, многолетним накоплением положительного практического опыта и научно-исследовательских 7 данных, значительное место в общей системе физического воспитания молодого подрастающего поколения и профессиональных кадров на рабочих местах занимает педагогически направленный процесс использования прикладной физической культуры. В настоящее время профессионально прикладная физическая подготовка (далее сокращенно — ППФП) в наших образовательных учреждениях организуется в первую очередь в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях. Суть основных задач, решаемых в процессе ППФП, заключается в том, чтобы:
1) пополнить и усовершенствовать индивидуальный багаж двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности, полезных и нужных в процессе ППФП средств физической культуры;
2) развить важные профессиональные физические и непосредственно связанные способности, на этой основе обеспечить устойчивость организма к повышенному уровню работоспособности. Профессионально важными способностями или качествами занимающегося принято считать те, от которых значительно зависит не только результат (эффективность) профессиональной деятельности, но и возможность совершенствовать их, а также адекватность поведения при возможных в ней экстремальных ситуациях, например, аварийных, чрезвычайных;
3) повысить степень резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям средовых условий, в которых происходит профессиональная деятельность, содействовать увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и укреплению здоровья. Особое значение приобретает эта задача, когда средовые условия профессиональной деятельности резко отличаются от естественных (чреваты 8 перегреванием или переохлаждением тела, вибрационными или шумовыми перегрузками. недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе);
4) способствовать успешному выполнению общих и специальных задач, реализуемых в системе профессиональной подготовки кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности.
Профессиональная физическая подготовка курсантов учебных заведений осуществляется поэтапно:
 1. На первом этапе (первый курс) в основном уделяется время общей физической подготовке курсантов, добавляется и постепенно увеличивается специфическая двигательная деятельность, пополняется запас профессиональных двигательных умений и навыков, идет постепенная адаптация к новым видам физической нагрузки.
2. На втором этапе (второй курс) осуществляется профессионально прикладная физическая подготовка, используются специальные физические упражнения в различных условиях, применяются тренировочные средства сопряженного воздействия (бег в бронежилете с оружием, в боевой одежде пожарного).
3. На третьем этапе (третий курс) основным направлением является повышение психофизической устойчивости организма к выполнению служебно-боевых задах в экстремальных условиях.

4. На четвертом этапе (четвертый курс) предусмотрено совершенствование специальной, профессионально-прикладной физической подготовки в условиях боевой деятельности, приближенной к реальным условиям.
5. На пятом этапе (пятый курс) основным направлением является реализация двигательных возможностей, специальных двигательных умений и навыков в условиях выполнения оперативно-служебных задач.
Наставление по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы: Приказ МЧС России от 30.03.2011 № 153 (ред. от 26.07.2016) "Об утверждении Наставления по физической подготовке личного состава 12 федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" предусматривает: Общие положения В наставлениях по физической подготовке и спорту курсантов учебного заведения МЧС России определяет систематическое развитие и совершенствование физической подготовки личного состава. Физическая подготовка курсантов направлена на пополнение индивидуального багажа знаний, навыков и умений, физических и психических качеств, она является обязательной частью профессиональной подготовки курсантов, способствующих успешному выполнению оперативно-служебных задач. В учебно-тренировочный процесс включаются упражнения на силу, быстроту, выносливость, а также служебно-прикладные упражнения, которые способствуют высокой работоспособности.

                Заключение
Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности.
Посредством физических упражнений физическая культура готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки. На занятиях физкультурой люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качества. Возникающие во время соревнований и тренировок ситуации закаляют характер участников, учат их правильному отношению к окружающим. Следовательно, физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Т.е. это процесс окультуривания человека. В профессионально физической подготовке одним из основных направлений учебно-тренировочного процесса является совершенствование профессионально-прикладных физических качеств курсантов. Добавление на учебно-тренировочных занятиях специальных упражнений для совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки в ряде случаев доказало свою эффективность.


Список литературы
  1. URL: https://works.doklad.ru/view/2elygnR72qw.html
  2. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12205/2/Vdovina.pdf
  3. URL: https://vuzlit.ru/406363/istoriya_razvitiya_cherlidinga
  4.   ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007. - №329-ФЗ.
  5. Ионин Л.Г. Социология культуры / Л.Г.Ионин. - М.: Наука, 2000. - С.291-294.
  6.Морозова Е.В. Физическая культура как составная часть общей культуры личности / Е.В.Морозова // Вестник Удмуртского университета. – 2003. - №10. – С.161.
7.Социальные и биологические основы физической культуры: Учебное пособие / Отв. ред. Д.Н.Давиденко. - СПб.: Изд-во: СПб ГУ, 2001. - 208 с.
8.Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельности, результативный аспекты / Ю.М.Николаев. - СПб.: СПбГАФК им П.Ф.Лесгафта, 2000. – 1456 с.
9.Ильинич В.И. Физическая культура студента / В.И.Ильинич. - М.: Гардарика, 2001. - 463 с.
10.Паначев В.Д. Спорт и личность: опыт социологического анализа / В.Д.Паначев // СОЦИС. - 2007. - №11. - С.125-128.


Рецензии