Что такое фашизм

                Начать нужно с того, что вернуть всему свои имена
                Конфуций

               
   По ТВ крутили американскую мелодраму. Некий миллионер вошел в зал, где веселилось высшее общество и закурил.
   К нему подошла дама с бокалом вина и сделала замечание: здесь не курят. Коротко бросив «фашистка», миллионер затушил сигарету в ее бокале и прошел в зал.
- Дедушка, а почему он сказал «фашистка»?
- Потому что она не разрешила ему курить
- А бабушка тоже фашистка? Она тоже не разрешает тебе курить.
- Нет, бабушка хорошая, а «фашистка» — это ругательное слово, а вообще это фильм для взрослых, а тебе пора спать. Я тебе потом все объясню.

                ***
    Небезызвестный Джордж Оруэлл в статье "Что такое фашизм?" пишет:
-  "Изо всех вопросов нашего времени, которым не дано ответа, возможно, самый важный — «Что такое фашизм?»
.. Я видел слова «фашистский по симпатии», «фашистские тенденции», или просто «фашистский», со всей серьезностью употребленные в отношении ...(далее подробно  описывается   это употребление,применительно к самым разным группам людей, включая, даже, католиков и пацифистов)"
    Далее он пишет:
   "Становится очевидным, что — в своем использовании — слово «фашизм» почти полностью лишено смысла. В разговоре, разумеется, оно пускается в ход еще более диким образом, нежели в печати. Я слышал его в отношении фермеров, лавочников, Социального кредита, телесных наказаний, охоты на лис, боя быков, Комитета 1922 г., Комитета 1941 г., Киплинга, Ганди, Чан Кайши, гомосексуализма, радиопостановок Пристли, Ассоциации молодежных общежитий, астрологии, женщин, собак и не знаю, кого еще."
 И, наконец, он заключает:
   "Тем не менее подо всей этой неразберихой похоронен некоторый смысл.
......Почему же, в таком случае , мы не можем вывести его ясное, общепринятое определение?
   Увы! у нас его не будет, в любом случае пока. Объяснение причин тому было бы долгим, но, в основном, — невозможно удовлетворительно определить фашизм, не делая допущений, с которыми ни сами фашисты, ни консерваторы, ни социалисты любой масти не согласились бы.
Единственное, что можно себе позволить в настоящий момент — использовать это слово с некоторой осмотрительностью, не низводя его, как это обычно делается, до уровня ругательства."

                ***
     Так оно и есть, как написал Оруэлл  - вопрос важный, ответа нет.
Однако для "консерваторов...националистов...собак и не знаю кого еще" есть указанные названия и зачем же их называть фашистами?
  Раз для всего есть названия. а слово фашизм непонятно что означает, то может быть вообще можно обойтись без этого слова?
  До 1932 года этого слова и не было. Обходились же как то.
  Увы! Теперь обойтись не получится. Это слово прочно связано с режимами Муссолини и Гитлера, оставившими кровавый след в истории.
   Ну, тогда, единственный выход - придать этому слову тот смысл, который вложили в него те, кто его придумал.
   А придумал его итальянский философ  Д. Джентиле.  Он впервые использовал это слово в статье «Доктрина фашизма» и там же и подробно ответил на вопрос "что такое фашизм?"  .
Автором статьи считается Бенито Муссолини. Однако на самом деле Муссолини написал лишь вторую главу «Доктрины фашизма», а первую главу написал Джентиле.
  Что же значит слово фашизм и как оно возникло?
   

                ФАСЦИИ - ОТ ЭТРУСКОВ К РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

  Пытаясь выяснить историю возникновения термина «фашизм» и двигаясь по его следам, мы окажемся в стране этрусков.
   Исторические данные о них начинаются с 12 века до нашей эры. Откуда они пришли, и кто они такие пока еще не установлено.
   Они поселились в северной части Апеннинского полуострова, там, где сейчас находится итальянская провинция Тоскана. Ни римлян, ни Рима тогда еще не было, но позже римляне назовут этрусков тусками. Отсюда и название провинции.
   Этруски построили великую, по тем временам, цивилизацию, близкую к эллинской. Основой социальной структуры являлась родовая община. Государство этрусков представляло собой союз двенадцати городов-полисов. Символом этого союза были двенадцать прутьев, перевязанные красной лентой. Каждый город-полис объединял главный город и находящиеся вокруг него города и села.
   В 753 г. до н.э. рядом с территорией этрусков возник город Рим. Согласно легенде, его основал Ромул, а население Рима сформировалось из беглых рабов Центральной Италии. Поэтому Рим был заселён одними только мужчинами и соседние племена не хотели выдавать своих дочерей замуж за «римских бродяг». Тогда Ромул устроил праздник и пригласил племя сабинов и других соседей. Те явились со своими семействами. Во время праздника римляне неожиданно бросились на безоружных и похитили у них девушек. Этот эпизод вошел в историю и произведения искусства как «похищение сабинянок».
   Слабый, по началу, Рим был зависим от этрусков и с 616 по 510 г. до н. э. в Риме правила династия этрусских царей. Собственно говоря, царями их называют условно. Римские правители того времени были избранными воеводами, а не наследственными помазанниками.
   После 509 года до н. э., когда был свергнут Тарквиний Гордый, этруски не смогли вернуть себе власть над Римом и стали его союзниками. Со временем под ударами галлов и римлян этруски сами потеряли свою независимость.
   Римляне захватывали соседние города, переселяли половину его жителей в свой город, а часть коренных римлян во вновь захваченный. Таким образом происходило смешение и ассимиляция жителей соседних городков с римлянами. При этом сформировалась римская нация, государство и культура, которые многое унаследовали от этрусков, в том числе и в области права.
Изначально римское государство было республикой (лат. res publica — «общее дело»).
  В частности, Рим унаследовал от этрусков систему полисов и символ двенадцати связанных прутьев, которые на латыни назывались – «фасция», что значит «связка» или «пучок».  Этот символ был у них не только символом союза полисов, но и  символом власти магистрата. Этот символ носили ликторы,которые сопровождали магистрата, откуда и второе название фасции – ликторская связка.
     Магистрат это общее название государственных должностей.
Магистраты избирались на один год и исполняли свои обязанности безвозмездно и коллегиально, т. е. обязанности исполнялись двумя людьми.
Все магистраты имели право издавать указы по кругу своих обязанностей и налагать штрафы, высшие магистраты, обладали властными полномочиями (imperium).
   Каждый магистрат обладал правом законодательной инициативы.
Законопроект вывешивался им на Римском форуме, где римляне могли ознакомиться с ним и обсудить его. Все предложения по изменению законопроекта могли быть переданы самому магистрату. Затем народное собрание всеобщим голосованием принимало или отклоняло законопроект.
Сенат, как исполнительный орган Рима, лишь осуществлял проверку процедуры принятия и при отсутствии нарушений закон вступал в силу.
   Система права в Римской республике была сложной и демократичной и нам до нее еще расти и расти. В частности, существовали народные трибуны, которые избирались плебейскими собраниями. Должность эта была доступна только плебсу.
  Главная функция народных трибунов - защита интересов плебеев . Отсюда вытекает право вмешательства в действия всех магистратов.  Veto (запрещаю) народного трибуна отменяло распоряжение магистрата, постановление народного собрания и сената. Народным трибунам принадлежало даже право ареста магистрата.
Внутри городов высшей инстанцией для смертных приговоров был народ.
   Вне пределов города в фасции втыкалась секира (топор), символизировавшая право магистрата казнить и миловать подданных от имени народа (республики).   
   В таком виде, с топором, этот символ используется и в наше время в России и других государствах разными организациями.
 
                РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

   Республиканская эпоха была длительной и именно в эту эпоху Рим достиг наибольшего могущества.
   Однако,успешная завоевательная политика, превратившая Средиземное море во внутреннее море Римского государства, подчинившая ему почти всю Западную Европу до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения управления ими.
   Изобилие рабов из покоренных народов во II-I вв. до н.э. привело к развитию рабовладельческого общества и, соответственно, к обострению всех его классовых и социальных противоречий. http://lawtoday.ru/razdel/biblo/iqipzs/001/DOC_064.php
   Во время войн и восстаний требуется централизация власти, а постоянное их ожидание приводит к тому, что такая централизация власти тоже становится постоянной. При этом нередко главнокомандующий (князь, вождь, диктатор) получает неограниченную власть даже в мирное время. Некоторые главнокомандующие в разные времена и в разных странах даже спекулировали и спекулируют на военной опасности с целью удержания власти.
   В республиканском Риме в случае войны или внутренних волнений назначался диктатор с неограниченной властью. Власть диктатора ограничивалась только сроком (не более шести месяцев).
   Однако, в осложнившейся ситуации, в 82 году до н.э. римский полководец Сулла, опираясь на верные ему легионы, заставил сенат назначить его диктатором на неопределенное время. Более того, он приказал составить списки своих противников, которые подлежали смерти, а их имущество – конфискации.
   Через короткий промежуток времени после диктатуры Суллы власть захватывает первый триумвират (Помпеи, Красе, Цезарь). После него устанавливается диктатура Цезаря, получившего в 45 году до н.э. титул императора. Затем образуется второй триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями "для устроения государства". После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора, а в 27 году до н.э. - полномочия на управление государством и почетное наименование Август, ранее употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства - периода империи.
  В период империи фасции воспринимались как атрибут власти императора, называвшегося, также, Цезарем.
   Таким образом, смысл фасций изменился на полностью противоположный, то есть они стали символизировать не союз, а империю.
  Этим дело и закончилось.
  В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа отречься от престола и владычество Римской империи завершилось.

                ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ

   В 1919 году Бенито Муссолини, ведомый идеей восстановления Римской империи и претендуя на единоличную власть, избрал фасции символом своей партии «fasci di combattimento» (Союза Борьбы).  Отсюда и появилось её название — фашистская.
   При этом Муссолини попытался создать некую теоретическую базу фашизма. Ниже, между звездочками, приведены цитаты из его брошюры «Доктрина фашизма», опубликованной в 1932г.
                ***
А) Цитаты о соотношении государства и личности, о роли личности.

«Основное положение фашистской доктрины — это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только "относительное". Индивиды и группы "мыслимы" только в государстве.»
  «…фашизм признает индивида, поскольку он совпадает с государством
«…..ничто человеческое или духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства.»
«Вне государства нет индивида, нет и групп (политических партий, обществ, профсоюзов, классов)»
"Фашистское государство управляет экономикой в той же мере, как и остальными областями жизни — через корпоративные, социальные и образовательные институции, через политические, экономические и духовные силы нации, организованные в соответствующие ассоциации, функционирующие в государстве."
« Государство есть внутренняя форма и норма, дисциплинирующая всю личность и охватывающая, как ее волю, так и разум. Его основное начало главное вдохновение человеческой личности, живущей в гражданском обществе, проникает в глубину, внедряется в сердце действующего человека, будь он мыслитель, артист или ученый: это душа души.»
«Государство воспитывает граждан в гражданских добродетелях, оно дает им сознание своей миссии и побуждает их к единению, гармонизирует интересы по принципу справедливости; обеспечивает преемственность завоеваний мысли в области знания, искусства, права, солидарности;»
«… фашизм не только законодатель и создатель учреждений, но воспитатель и двигатель духовной жизни. Он стремится переделать не форму человеческой жизни, но ее содержание, самого человека, характер, веру. Для этой цели он стремится к дисциплине и авторитету, проникающему дух человека и в нем бесспорно властвующему. Поэтому его эмблема ликторская связка, - символ единения, силы и справедливости.»
«Эта идея (фашизма) осуществляется в народе через сознание и волю немногих, даже одного, и, как идеал, стремится осуществить в сознании и воле всех.»

Б) Цитаты о войне и империи

«Прежде всего фашизм не верит в возможность и пользу постоянного мира,
Только война напрягает до высшей степени все человеческие силы и налагает печать благородства на народы, имеющие смелость предпринять таковую»
«Фашистское государство есть воля к власти и господству. Римская традиция в этом отношении есть идея силы.»
   «Для фашизма стремление к империи, т.е. к национальному распространению является жизненным проявлением; обратное, "сидение дома", есть признаки упадка. Народы, возвышающиеся и возрождающиеся, являются империалистами; умирающие народы отказываются от всяких претензий»
«Государство… возносит людей от элементарной, примитивной жизни к высотам человеческой мощи, т.е. к империи;»
   «В фашистской доктрине империя является не только территориальным, военным или торговым институтом, но также духовным и моральным. Можно мыслить империю, т.е. нацию, управляющую прямо или косвенно другими нациями, без необходимости завоевания даже одного километра территории».

           В) Цитата о государстве и нации

«…Не нация создает государство, как это провозглашает старое натуралистическое понимание, легшее в основу национальных государств 19-го века. Наоборот, государство создает нацию…»

                ***

Таким образом, ИДЕЯ ФАШИЗМА это  идея ТОТАЛИТАРНОЙ ИМПЕРИИ,
то есть государства, в котором один человек (или небольшая группа лиц)
полностью контролирует все сферы жизни общества и каждого гражданина
и стремится контролировать другие государства и народы.
    При этом для захвата и реализации неограниченной единоличной власти император (диктатор, царь, фюрер и т.п.) опирается прежде всего на силовые органы, для которых высшим законом является воля императора, а высшей моралью - преданность лично ему. Например, это могут быть «верные легионы» Суллы, опричники Грозного, фашисты-"чернорубащечники" Мусолини, нацисты-"коричневорубашечники" Гитлера и т.п.
  Как видно, суть идеи фашизма проста и стара как мир и она не раз  реализовывалась в истории человечества, в разных вариантах и под разными названиями, с учетом особенностей места и времени.
  Антиподом идеи фашизма является идея анархического коммунизма *(см. ссылки по звездочкам ниже).


                ГОСУДАРСТВО И НАЦИЯ, ФАШИЗМ И НАЦИЗМ

Обычно фашизм больше связывают не с Италией, а с гитлеровской Германией, где фашизм слился с национал-социализмом или, кратко, с нацизмом. В основе идеологии нацизма лежит агрессивный национализм. Поэтому нацисты и фашисты решают национальный вопрос по разному.
     Для фашистов главная цель - государство, империя. Для нацистов, словами Гитлера, (здесь и далее) «государство является не целью, а средством к цели».
   Для фашистов этнические и расовые различия между людьми и народами в государстве не имеют значения. Как и Римская империя, фашистское государство может включать народы с разными  культурами, которые объединяет некая общая идея, олицетворяемая и реализуемая государством.
    Для нацистов «одна кровь — одно государство!», «Германия для германцев». При этом «если народ становится многонациональным, он перестает быть хозяином своей собственной судьбы.»
Для фашистов «государство создает нацию».
Для нацистов нация создает государство, «мы, арийцы, понимаем под государством только живой организм расы…».   Поэтому "народное государство... ставит расовый вопрос в центр своего внимания. Оно прилагает усилия к тому, чтобы сохранять чистоту расы.»  При этом «высшей целью народного государства является забота о сохранении тех первоначальных расовых элементов, которые наследуют культуру и закладывают основы красоты и достоинства высшей человеческой расы".
     Как видно, при всей похожести нацистов и фашистов они занимают диаметрально противоположные позиции в национальном вопросе. Кстати, Бенито Муссолини считал идею главенствующей расы «отъявленной чепухой, глупой и идиотской» также он говорил, что «…в Италии не существует национального вопроса, поскольку он не может существовать в стране с разумной системой государственного правления».
     Такова идеология фашизма в "чистом", первоначальном виде.
  Однако в жизни все перемешивается и меняется. Гитлер взял у Муссолини идею тоталитарной империи, но в "Майн кампф" он пишет не о фашизме,а о национал-социализме. Затем, сближение Италии и Германии на почве общих империалистических интересов и определенной схожести идеологии, а также зависимость Италии от более сильной Германии, привело к тому, что в дальнейшем Муссолини принимает идею расизма.  Более подробно эти вопросы освещены, например, в интервью Татьяны Зоновой "Итальянский фашизм в годы второй мировой войны" http://echo.msk.ru/programs/victory/1453182-echo/.
   Нужно ли нам различать нацизм и фашизм после того как они слились в гитлеровской Германии?
  Думаю, что вообще нужно стремиться различать, ради знания.  Если же мы не хотим повторения фашизма и нацизма, то это особенно нужно. Если же за образец фашизма берут гитлеровскую Германию, где это понятие слилось с нацизмом, то тем более нужно их различать. Конфликт между государством и обществом и конфликт между нациями нужно различать. Ведь национализм может быть и без фашизма, а фашизм может быть и без национализма.
Конечно сращивание фашизма и нацизма делает его более опасным. Случайно ли такое сращивание?
  Всякая власть не может существовать без поддержки народа. Если она выполняет свою функцию управления ради Общего Блага, то поддержка может быть обеспечена без использования какой то специальной идеологии.
  Если же власть творит зло, то ей приходится использовать любые идеологии для своего оправдания.  Эти идеологии, во-первых, должны легко становиться популярными и, во-вторых, поскольку они должны оправдывать зло, то и должны быть идеологиями зла. Идеологии фашизма и нацизма как раз и являются такими идеологиями, опирающимися на темные стороны человеческой натуры. В частности, свастика левого вращения, принятая нацистами, является символом темной религии Бонпо**(в переводе означает «Черный путь»).
  Силы зла объединяются (здесь уместно вспомнить слова Л.Н.Толстого "Если злые люди объединяются ради злых дел, то что мешает добрым людям объединиться ради дел добрых?")

                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Всякое слово должно нести определенную информацию, а иначе оно превращается в пустую погремушку.
   Например, можно найти такое определение империи: империя - государство, которым управляет император. При этом император это тот, кто управляет империей. В этом случае вместо определения мы имеем пустышку.
   Духовный наследник римских императоров - Муссолини понимал, что такое империя, когда говорил (см. выше):  «можно мыслить империю, т.е. нацию, управляющую прямо или косвенно другими нациями, без необходимости завоевания даже одного километра территории».
   Здесь мы имеем и определение империи, как «нации, управляющей прямо или косвенно другими нациями» и важное пояснение, что для такого управления империя может и не завоевывать чужие территории.
   Что касается фашизма, то можно найти много разных, достаточно противоречивых и путаных его определений ***.
   Однако основоположник фашизма -  Бенито Муссолини достаточно ясно,  четко и кратко изложил его суть в «Доктрине фашизма».
   Единственно, чего он не сделал – не дал определения фашизма в одной фразе.
   Это его «упущение» нетрудно поправить, внимательно изучив  «Доктрину…», и мы видим, что доктрина фашизма – это доктрина тоталитарной империи. Этой доктриной фашисты руководствовались и на практике.
  Соответственно, того, кто реализует или поддерживает доктрину тоталитарной империи можно назвать фашистом.
Итак, искомое определение фашизма можно сформулировать в виде:

  ФАШИЗМ - ЭТО ИДЕЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОСТРОЕНИЯ ТОТАЛИТАРНОЙ ИМПЕРИИ

   Конечно, не всякая империя является тоталитарной, как и не всякое тоталитарное государство является империей.




ССЫЛКИ И КОММЕНТАРИИ

(*) ОБ АНАРХИЧЕСКОМ КОММУНИЗМЕ И ГОСУДАРСТВЕ

П.А. Кропоткин :
  - Нам возражают, что, когда мы требуем уничтожения государства и всех его органов, мы мечтаем об обществе, состоящем из людей лучших, чем те, которые существуют в действительности. Нет, ответим мы, тысячу раз нет! Мы требуем одного: чтобы эти гнусные государственные учреждения не делали людей худшими, чем они есть!
- Понятие о государстве подразумевает нечто совершенно другое, чем понятие о правительстве, оно обнимает собою не только существование власти над обществом, но и сосредоточение управления местною жизнью в одном центре, т.е. территориальную концентрацию, а также сосредоточение многих отправлений общественной жизни в руках немногих...
…Древняя Римская империя была государством в точном смысле слова. До сих пор она остается идеалом всех законников...
-  Через всю историю нашей цивилизации проходят два течения, две враждебные традиции: римская и народная, императорская и федералистская, традиция власти и традиция свободы и теперь, накануне великой социальной революции, эти две традиции опять стоят лицом к лицу...
- Образованность перенеслась тогда в Рим. Здесь мы опять видим зарождение ее из первобытного племени; потом сельскую общину, и затем вольный город. Опять в этой форме Римская цивилизация достигла своей высшей точки. Но затем явилось государство, империя и с нею конец - смерть!
-   Имея анархию как цель и как средство, коммунизм станет возможен, тогда как без этой цели и средства он должен обратиться в закрепощение личности и, следова­тельно, привести к неудаче.
  До тех пор, пока страна управляется диктатурой партии, Советы рабочих и крестьянских депутатов не будут иметь значения. Они приобретают пассивную роль.


(**)  ОБ ИДЕОЛОГИИ ЗЛА И СВАСТИКЕ

Н. Рерих (Сердце Азии) :
"Бонпо говорят, что буддисты их враги. Будда не признается. Далай-лама считается лишь светским правителем. Обряды совершаются противоположно буддизму. Свастика изображается в обратном направлении. Хождение в храме совершается против солнца. Вместо Будды изобретен свой особый покровитель, биография которого странно совпадает во многих частях с жизнеописанием Будды. Имеются свои священные книги. Жаль, что литература черной веры очень мало изучена и их священные книги не переведены еще. Нельзя отнестись к этим старинным традициям легкомысленно, когда они говорят о своих неведомых богах свастики. Древние солнечные и огненные культы, несомненно находились в основе Бонпо, и обращаться с этими старыми полуистраченными знаками надо осторожно."

https://vakin.livejournal.com/2196017.html   :
  "... Адольф Гитлер и его ближайший единомышленник Рудольф Гесс называли себя учениками профессора Мюнхенского университета Карла Хаусхофера.
  Карл Хаусхофер не только приобщил Гитлера и Гесса к мистическим тайнам, но и открыл впоследствии для нацистов двери расположенных в глубоких ущельях Гималаев монастырей древней религии Бон-по, в течение многих сотен лет не допускавших к себе европейцев....
В 1926 г. в Берлине и Мюнхене появились колонии тибетцев и индусов, исповедовавших Бон-по, а в Тибете открылось общество «Зеленых братьев», родственное оккультному обществу «Туле» в Германии...
Нацисты установили и с тибетскими ламами самую тесную связь. В практику «черного ордена» СС были внедрены ритуалы этой религии.  Нацистская символика, включая свастику, также пришла в гитлеровскую Германию с Тибета...
  В исполнении своей мистической миссии Гитлер надеялся на помощь высших сил. Союз Бон-по и фашизма оказался настолько тесен, что тысячи тибетских лам добровольно вызвались помогать угасающему пламени нацистского Рейха, чтобы остановить наступление на Берлин советских войск.
  В начале мая 1945 г. во время штурма Берлина советские солдаты обнаружили среди трупов фашистов около 1000 обгоревших людских тел. По всем признакам, был совершен акт самосожжения. При детальном обследовании трупов выяснилась, что сжегшие себя заживо люди являлись характерными представителями индо-гималайской расы. Они были одеты в германскую форму без знаков различия. Документы, удостоверявшие их личность, отсутствовали."   


(***) ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ФАШИЗМА

Читатель может набрать ключевые слова "определения фашизма" и убедиться в этом. Есть даже мнение (Серджо Панунцио), что "фашизм не поддаётся определению, потому что он представляет собой крайне сложное движение".
  Тем не менее в  Большой советской энциклопедии (статья "фашизм" )есть слова, близкие к точному определению идеи, но не фашизма "в чистом виде", а фашизма - нацизма  Гитлера:
"В центре фашистской идеологии – идеи военной экспансии, расового неравенства, «классовой гармонии» (теория «народного сообщества» и «корпоративности»), вождизма («принцип фюрерства»), всевластия государственной машины (теория «тотального государства»). В наиболее концентрированном виде эти идеи были выражены в книге А. Гитлера «Майн кампф»" .

    Если следовать "Доктрине фашизма" , то определяющими в этом определении будут "теория тотального государства"' , "принцип фюрерства" и "идея военной экспансии", что можно объединить  словами "тоталитарная империя".

   "Расовое неравенство" привнес Гитлер, а "народное сообщество" или "корпоративизм"  просто раскрывают суть тоталитарного государства, где "корпоративные, социальные ...(и прочие) ... ассоциации" являются лишь "приводным ремнем от партии к массам", а каждый человек является лишь винтиком государственного механизма.

(****) О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ ФАШИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

  По теме, сформулированной в названии данного комментария стоило бы написать отдельную статью, если не книгу, с глобальным охватом проблемы.
   Ограничусь некоторыми мыслями, навеянными статьей В. Суркова "Куда делся хаос? Распаковка стабильности", где речь идет, в основном, о России.

   О перспективах империализма автор пишет:

"...пока что мир наслаждается своей многополярностью, парадом постсоветских национализмов и суверенитетов. Но в следующем историческом цикле забытые сегодня глобализация и интернационализация вернутся и накроют это сумеречное Многополярье. И Россия получит свою долю в новом всемирном собирании земель (вернее, пространств), подтвердив свой статус одного из немногих глобализаторов, как бывало в эпохи Третьего Рима или Третьего Интернационала.
   Россия будет расширяться не потому, что это хорошо, и не потому, что это плохо, а потому что это физика."
  Вообще то физика в статье "притянута за уши", но не об этом разговор.
  Замечательно, что мысли эти весьма близки к мыслям Муссолини, который писал:
   «Для фашизма стремление к империи, т.е. к национальному распространению является жизненным проявлением; обратное, "сидение дома", есть признаки упадка. Народы, возвышающиеся и возрождающиеся, являются империалистами; умирающие народы отказываются от всяких претензий».
   В этом вопросе В. Сурков идет дальше, чем Муссолини, и утверждает,что для России не было, нет и не может быть другой формы государства, кроме как империи:
  "На протяжении веков Русское государство ... сохранялось исключительно благодаря неустанному стремлению за собственные пределы. Оно давно разучилось, а скорее всего, никогда и не умело выживать другими способами. Для России постоянное расширение не просто одна из идей, а подлинный экзистенциал нашего исторического бытия."
      Идея о том,что глобализация и интернационализация могут быть инструментами империализма также продолжает мысль Муссолини о том что «можно мыслить империю, т.е. нацию, управляющую прямо или косвенно другими нациями, без необходимости завоевания даже одного километра территории».

   О тоталитарном государстве В. Сурков пишет:
"Социальная физика и политическая динамика предлагают свой рецепт для наведения и поддержания мирового порядка — сильнодействующую государственность". При этом спасение от хаоса он видит в происходящей в России "галопирующей централизации".
  Хотя Муссолини и не употреблял курьезного термина "социальная физика", но писал он примерно то же самое:
"Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только "относительное".
"« Государство есть внутренняя форма и норма, дисциплинирующая всю личность и охватывающая, как ее волю, так и разум."
   Государство " ...стремится переделать не форму человеческой жизни, но ее содержание, самого человека, характер, веру. ... стремится к дисциплине и авторитету, проникающему дух человека и в нем бесспорно властвующему", пишет Муссолини, а В. Сурков продолжает мысль:
  "Применение экстрактов исторической памяти, просроченной морали, административно-духовных ценностей и других тяжелых социальных консервантов в неограниченных дозах обеспечивает сохранение желанной стабильности."
   Таким образом, идея тоталитарной империи  отнюдь не умерла и ищет новые формы, в частности, и в России.
  Правда В. Сурков не такой оптимист, как Муссолини и он справедливо замечает, что при таком государстве  "...существенным становится не то, что люди говорят, а то, о чем они молчат...молчание становится альтернативной идеологией."


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.