КакТаинствоЕвхаристии связано с Таинством Ближнего

 ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА

Проповедь в Чистый четверг.
 
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.
Дорогие братья и сёстры! Сегодня в нашем Троицком храме в д. Большой Двор в Канакше мы с вами совершаем Божественную Литургию святителя Василия Великого.
Сегодня мы с вами вступили в Великий Четверток. Этот удивительный день, когда Господь нам установил Таинство Евхаристии. Но давайте с вами подумаем, а что же ещё в этот день очень важного для нас установил Господь? На самом деле об этом мало кто знает, но Великий Четверток после Тайной Вечери, после того, как Господь установил Таинство Евхаристии, когда Он причастил своих апостолов, Он установил Таинство своего Ближнего. Оно так и называется - Таинство Ближнего. Что же это значит? Господь умыл ноги своим ученикам. И, заметьте себе, Он это сделал после причащения Святых Христовых Таинств. Как-то это не очень вяжется с нашей христианской православной жизнью. Что мы делаем обычно после Причастия? Обычно православные люди идут отдыхать - поспать немножко, понятно, все устали. И это дело совершенно хорошее и никто не может за него осудить.
Но давайте с вами задумаемся, Божье ли это дело? Или всё-таки мы должны посвятить воскресный день, праздничный день, день после Литургии самому Спасителю через своего ближнего. Т.е. мы с вами все с радостью участвуем в Таинстве Евхаристии, но почему-то забываем о втором очень важном Таинстве, которое нам установил Господь - Таинстве Ближнего своего, о котором говорит святитель Иоанн Златоуст. Он называет это Таинство - Таинство брата, Таинство своего ближнего брата или сестры, т.е. Таинство Ближнего. А каким образом мы можем исполнить это послушание? У нас же нет сейчас традиции умывать ноги. И зачем умывали ноги в то время? В то время люди не ездили на машинах, а ходили пешком и ходили в сандалиях. И у них пылились ноги. И когда они приходили в дом к кому-то, то слуга самой низшей касты, если можно так сказать, подходил к ним и мыл ноги гостям. А что же Спаситель? Спаситель на Тайной Вечери умыл ноги своим ученикам. Все пришли с пыльными ногами, но почему-то никто не решился смириться перед всеми. И поэтому Господь это сделал. Он Сам препоясывается, берёт воду и умывает ноги своим братьям, своим ученикам и апостолам. Каким же образом мы можем сейчас умыть ноги своим ближним? На самом деле есть очень много способов умыть ноги своим ближним. Мы часто думаем только о теле, но мы забываем, что у человека есть ещё и душа. Можно не обязательно умыть ноги на теле человека, можно умыть ноги души человека. Можно сказать, доброе слово и тем самым исцелить человека. Сбросить с него всю пыль, которая собирается на его ногах души. Каждый человек может подойти к другому и помочь ему, оказать какую-то милость. Мы часто относимся с большим уважением к каким-то чиновникам или людям богатым, влиятельным, но мы часто не замечаем простых, бедных людей, которые никому не нужны, которых все презирают. Вот если мы с вами окажем такому человеку милость, скажем ему доброе слово, то мы, как раз, и умоем ему ноги, т.е. очистим его от грязи, которую он собирает в этом житейском мире. И тогда другие люди увидят, что мы, общаясь с таким простым человеком, как с настоящим обычным человеком, а не как с каким-то изгоем общества, тогда и другие люди обратят на него взор и будут по-другому к нему относится. Этому есть пример. Если человек сидит в тюрьме, и никто к нему не приходит, то такого заключённого начинают унижать, обделять, потому что нет у него заступника. Но приходят к нему православные христиане, а была такая традиция на Страстную неделю освобождать узников, которые не совершили какого-то уголовного преступления. И таких людей освобождали от кандалов, и они могли чувствовать какую-то более большую свободу в тюрьме. Они могли уже как-то более свободно ходить. На Пасху к таким людям приходили православные христиане, христосовались с ними и дарили им пасху, куличи и крашеные яйца. И прославляли Господа. Потому что Господь это заповедовал. И, представьте себе, к такому человеку, к которому никто никогда не приходил, к нему пришли на Пасху православные христиане. То после их ухода, к этому человеку уже будут относиться совсем по-другому. Потому что все другие заключённые увидят, что он кому-то нужен. Вот это и есть служение ближнему. Это и есть умывание ног. Можно также умыть ноги своей семье: муж-жене, жена-мужу. В чём же это может проявиться? В том, что смириться перед другим человеком. Если человек плещет на нас ушат каких-то злых слов, то можно сказать: «Я потерплю это". И самому умыться из этого ушата гнилых слов. И этому человеку умыть ноги - тем, чтобы сказать ему доброе слово. Т.е. добрые слова к нашему ближнему, это и есть то, что мы умываем ноги, как и заповедовал Христос. Мы с вами находимся в обществе, где смирение не в чести. Когда человек находится на вершине своей гордости, когда он какой-нибудь маленький начальник и управляет другими людьми, а начальники бывают разными. Если человек командует, например, даже двумя дворниками (он старший дворник во дворе), то он может быть очень жестоким начальником, от которого будут его подчинённые выть и вопить к Богу. И вот такой горе-начальник, он как бы залезает на вершину горы. И с этой вершины он плюётся на всех, злословит всех, даёт всем указания, считая себя выше всех. Только представьте себе, что такой человек делает на вершине высокой-высокой горы? Он там в полном одиночестве, никого там нет, кроме духов нечистых. И такого человека на маленьком пятачке, на этой вершине колеблет всеми ветрами, потому что он там никем не поддерживается, потому что сам залез выше всех и считает себя выше всех. И вот такой человек глубоко несчастен, находясь на высокой горе, потому что он находится в полном одиночестве. Если он лишается вот этой горы, лишается своей должности, своего начальства, он оказывается в страшном унынии. И потом часто такие люди последуют примеру Иуды, который повесился. Потому что вся их жизнь была эта гора - гора нечестия.
А что же христианин, который стяжал себе смирение? У христианина обратная арифметика, арифметика Неба. Что же она подразумевает? Такой человек не на гору влезает, а гору несёт, т.е., представьте, как гора переворачивается, и он берёт за вершинку и несёт всю эту гору. Помните, как Господь сказал в Евангелии, что если будете веру иметь с горчичное зерно, то сможете передвигать горами. Никакой мирской человек не скажет и не подумает, что можно перенести гору. Только христианин, причащаясь Святых Христовых Таинств, может поистине переносить горы потому, что с тем, с чем сталкивается человек, это и есть двигать горы. Представьте себе, сдвинуть своё самолюбие, это же сдвинуть огромную гору, которая может быть несколько километров в высоту. Вот что значит попросить, например, у человека прощения. Всё это зависит только от нас. Если мы с вами придём ко Христу, Он даст нам эти необыкновенные силы после Таинства Евхаристии. Вспомните пророка Илию, который убегал от Иезавели, которая хотела его уничтожить. Он заснул и Ангел явился ему и дал ему Небесную пищу. Потом он снова заснул и снова Ангел разбудил его и дал ему Небесную пищу. И потом он пошёл через пустыню, сорок дней и ночей он шёл и не вкушал никакой пищи. Что же это значит? Как это возможно? Это возможно только благодатью Христовой.
    Как Мария Египетская ушла после Причастия и там пребывала много лет. Вот что значит настоящее неосужденное причащение Небесных даров, Небесного Причастия, Тела и Крови Христовой.
    Мы с вами можем жить или по земной арифметике, или по небесной арифметике. Земная арифметика - это влезать на гору и управлять всеми и плевать на всех. А небесная арифметика - это нести гору и нести всех людей, которые будут взбираться на эту гору и нам нужно будет всех вынести, вытерпеть, выстрадать, вылюбить всех этих людей с помощью Христовой любви. И всё это возможно только с помощью обезболивающего, которое даёт нам Бог на причащении Святых Христовых Таинств, т.е. Его Божественная Кровь вливается в нашу кровь, в наше тело. И наше тело становится Его телом, наша кровь - Его Кровью. Его Кровь нашей кровью, Его Тело нашим телом. Всё соединяется в одно, и мы подходим к этому Таинству Обоживания, когда мы соединяемся со Христом и становимся с ним одной плотью. Ведь, когда люди попадают в аварию, их, например, переехал какой-нибудь огромный КАМАЗ, то такого человека помещают в реанимацию и вливают в него кровь. Эта кровь его спасает. Также и мы, когда делаем грех, нас переезжает КАМАЗ греха, и мы с вами уже становимся совершенно мёртвыми для духовной жизни. Мы ничего не можем сделать - ни пошевельнуть ни одним пальцем, мы парализованы для вечной жизни. Вот почему называются смертными грехи, которые уничтожают нас. И поэтому Господь в лечебнице, здесь, в Церкви на Таинстве Евхаристии нас всех воскрешает. Т.е. это духовная реанимация. Вот этот храм, куда мы все пришли, это место, где нам делают вентиляцию лёгких. Где вливают нам Кровь, Божественную Кровь. Нам это всё делают и помогают Ангелы, они наши врачи, они служители Божии. Вот что такое есть Таинство Евхаристии.
     Но мы не должны забывать, что Таинство Евхаристии в полноте только тогда усваивается в человеке, когда человек по своей собственной воле усвояет в себе и второе Таинство, установленное Господом в этот день, это Таинство нашего ближнего. Когда мы должны постараться идти к кому-то и помогать. Многие из нас после Таинства Причащения идут и занимаются своими делами, но Господь заповедовал 7-ой день отдавать Господу. Десятую часть всего своего времени, всех своих дел отдавать Господу. Т.е., когда мы приходим на воскресную Литургию, мы должны оставшийся день посвятить Господу и своей душе. И также и в праздники. Когда мы с вами думаем, что мы можем схватить Причастие... Когда мышка хватает какой-то кусочек какой-нибудь еды и убегает, и прячется в свою норку... Вот также и мы, если схватим Причастие в храме Божием и убежим, и спрячемся в своём доме, то мы с вами это Причастие потеряем. Потому что как у мышки другие мышки крадут кусочек еды, так и у нас украдет дьявол, если мы с вами не сможем это Причастие усвоить в своей жизни. Потому что Причастие не будет жить в мёртвом сердце. Сердце должно быть живое и только живое сердце может удержать Спасителя до следующей службы, до следующей Евхаристии.
     Однажды мы ездили на Афон в экспедицию по съёмке фильма про Паисия Святогорца. И вот мы, студенты Московской Духовной академии приехали и искали учеников преподобного Паисия Святогорца. Нашли старца Анастасия - это был келейник и помощник преподобного Паисия Святогорца. Он помогал ему рубить дрова и делать другие дела. Он усвоил очень многое, что говорил преп. Паисий Святогорец. Мы спросили старца Анастасия: "Каким же образом нам нужно сохранить Причастие, благодать после Евхаристии?" Он нам сказал слова, которые нас повергли в духовный шок. Он сказал: "Не нужно сохранять благодать после Причастия". Мы просто все замерли. Но потом он добавил: " Нужно не сохранять благодать, нужно её раздавать". И только, раздавая благодать своему ближнему, мы сможем её сохранить. Вот опять это второй закон Небесной арифметики, которая никак не вяжется с нашим логическим умом. Мы здесь, на Земле, когда пытаемся что-то сохранить, мы тащим к себе в дом, в свои кельи, свои комнаты, свои гаражи, свои погреба, свои закрома. А в Небесном мире, при Небесной арифметике всё наоборот. Чем больше мы с вами отдаём своих трудов, добрых слов, добрых намерений, добрых дел, тем больше мы приобретаем.
Поэтому в этот удивительный Великий день, Великий Четверток должны постараться усвоить два этих Таинства. Сейчас мы скоро с вами будем причащаться Святых Христовых Таинств. Нам нужно постараться, прежде всего, попросить Господа, чтобы мы были, не как Иуда, который был на Тайной Вечери, но потом Его предал. А нам нужно постараться усвоить Божественное Причастие здесь на Литургии, а потом и совершить второе Таинство, которое установил Господь, это Таинство своего Ближнего. И придя, к какому-нибудь ближнему, бабушке, дедушке или к соседу, мы можем обнять и поцеловать этого человека и сказать: "Я только причастился, я передаю тебе благодать!"
Поэтому, пусть каждый из нас внимательно смотрит за своей душой, чтобы не потерять Христа по дороге в свой дом. Аминь.
16.04.2020


Рецензии