Страсти по Сталкеру

"Я не знаю ни одного шедевра, лишенного определенных
 слабостей, свободного полностью от не совершенств."
 Андрей Тарковский ( 1932 - 1986 ) Советский режиссер
 театра и кино, сценарист. Народный артист РСФСР.

 0d*\............/ + -|R..|.

 Я абстрагируюсь* от своего же странно;      
 не так, как было и совсем в другом,   
 в котором все звучало очень складно,
 и утверждалось в сущности тайком..|.
 И я ходил ничем не отвлеченный,
 как все в таком же ( броскость не по мне ),
 лишь иногда я был умалишенный,
 когда прокручивал надежды* в голове..|.
               -|-
 Внимательный со спешкою  ночами;
 читал, листал, фонариком светил,- 
 на все вопросы люди отвечали,    
 которых автор в книге приводил; 
 в примеры с аналогией  от страсти,
 с мечтами и возможным волшебством,- 
 из комнат в комнату* вели всегда напасти;
 летели камни, гаечки с бинтом*..|.
               -|-
 От пикника остался: "мелкий мусор"*,-
 а фильм Тарковского чуть позже пропустил*;
 все радужные пятна*  сквозь диффузор*,
 "пустышку"* в кадрах вовсе опустил*..|.
 Идут герои в Вечности теряясь,
 и тишина довлеет над пустым!
 Лишь только Сталкер смотрит улыбаясь,-
 ему не быть, по жизни этой, злым  ^ (!)
               -|-
 Надежда от природы Всем дается!
 А вера помогает Всех простить;   
 когда не многим  много удается,    
 но невозможно это объяснить...
 И (,) если было бы совсем иначе,-
 смогли бы мы хвалиться за себя?.. 
 Оставить все  на случай и удачу,
 и рассказать, что было ( все же ) зря!
               -|-
 Признаюсь, и раскаюсь с сожаленьем
 о прошлом, когда в будущем проснусь;
 увижу - поменяю свое мненье,
 и к Зоне* по - другому прикоснусь.
 Как Сталкер быть апостолом* не в силах,-
 прийти на встречу к тишине одной; 
 когда - то был я в детстве заводилой,
 не привыкать мне жертвовать собой*  ^ (!)
               -|-
 Как "гнида"*: "наслаждается здесь - властью?!",-
 ответ не может не заставить ждать:
 свои минуты в дальней, в скрытой части,
 не загадаются,- и как бы не мечтать..|.
 Пусть  нет "шаров"*, но есть  шум "водопада"*;
 а слово и молитва, что звучит:               
 из уст того*, кому  туда не надо,-
 он сам, об этом честно говорит!*    


 ( в д с ) - в данном случае:на фото постер фильма А.Тарковского "Сталкер" 1979г.
                -|-
(*) - "Абстрагироваться" - это значит целенаправленно отвлечься от чего - либо,
      выделить самое главное, на что обращаешь свое внимание ( объект, явление,
      ситуация ). ( в д с ) речь идет о пересмотре своих предпочтений, более
      ранних убеждений, по случаю неопытности (и), в какой - то мере глупости...

(*) - "Надежда" - надежда каждого персонажа в фильме - притче Андрея Тарковского
      "Сталкер" понятна и осязаема;

      Писатель - потерял вкус к жизни, он уверен,что"Зона"подарит ему вдохновение
      и новые идеи...

      Профессор - герой аналитического ума, преследует четкую цель. "Зона" для
      профессора - место повышенной опасности...
      Каждый из героев, этого замечательного фильма,столкнулся с внутренними
      противоречиями...

      По мнению профессора, невозможно управлять мечтами, которые находятся в
      высшей Душе. Это бессознательный процесс... Именно профессор намеривался
      взорвать комнату и имел при себе бомбу, понял, что это действие - бессмыслен-
      но... И только ( получается ) Сталкер уверен в своей надежде, и только ему
      зона дает все, что ему необходимо, что его влечет с каждым разом в эту
      тишину и покой...

(*) -  "... когда прокручивал надежды в голове..." - личные несбыточные надежды,
      мечты, иллюзии, каких хватает с избытком у всех молодых фантазеров :)

(*) - "...летели камни, гаечки с бинтом..." - ( в д с ) речь идет о так
      называемой разведке, когда Сталкер, чтобы проверить - можно ли идти дальше
      или нет, кидал камни, и гайки,- привязав к гайкам перед этим длинные
      отрезки бинта...

(*) - "...от "пикника" остался: мелкий мусор..." - речь идет о фантастической
      повести братьев Стругацких "Пикник на обочине". Своими словами: что может
      остаться от пикника; фантики, бутылки, следы от костра... Все то, что в
      принципе и осталось от книги в фильме А.А.Тарковского "Сталкер", отличия
      на лицо, и если вдаваться в подробности, то сценарий был - совместным:
      режисера и писателей...

(*) - "А фильм Тарковского чуть позже пропустил..." - речь идет о фильме
      "Сталкер" А.Тарковского, о разном прочтении этой знаменитой повести "Пикник 
      на обочине" братьев Стругацких:
      Аркадий Натанович (1925 - 1991 гг.), Борис Натанович (1933 - 2012 гг.),- и
      о том, что Тарковский, как поэт: высказал свои надежды в фильме...

(*) - "...все радужные пятна сквозь диффузор..." - ( в д с )- продолжается линия
      различий и конкретно в антураже фильма;
      
      радужные пятна - это масляные пятна на воде, которые качаются у берега, под
      водой всякий хлам,когда - то служивший людям, отработанный, выброшен...
 
      Диффузор ( в аэродинамике )- профилированная часть канала(трубы),в которой
      происходит замедление потока... Так и фильм Тарковского пропустил давление
      и статику ( неподвижное ) сквозь замедленный диффузор, где перепад
      статического давления меньше, чем на участке прямого направления фантасти-
      ческой повести братьев Стругацких "Пикник на обочине"...

(*) - "Пустышка" - это два медных диска с блюдце, миллиметров пять толщиной, и
      расстоянием между дисками мм четыреста,и кроме этого  между ними ничего нет
      В предметах существует какая - та сила,потому что прижать или растащить эти
      диски никому не удавалось... В фильме "Сталкер" - "пустышка" отсутствует
      совсем!.. Есть "Тайная комната", к которой стремятся герои, чтобы исполнить
      свои желания...

(*) - "опустил" - слово подчеркивает, что Тарковский не сделал упор на
      точность с повестью братьев Стругацких "Пикник на обочине" и сообща с ними
      исключил в своем фильме визуальные эффекты, какими была нашпигована
      фантастическая история в самой книге... связь была и с нехваткой - по тем
      временам спецэффектов, в основном это были; совмещенные кадры и мультипли -
      кация...

(*) - "Зона" - это территория отчуждения на которой произошел визит пришельцев в
      фантастической повести"Пикник на обочине",а также в фильме "Сталкер" 1979г.

(*) - "Как Сталкер быть апостолом: не в силах..." - ( в д с ) речь идет о герое
      фильма А.Тарковского "Сталкер" т.к. отличие персонажа с повестью братьев
      Стругацких "Пикник на обочине" - слишком заметен и не вооруженным взглядом
      ( мельком )... В книге, Сталкер, мародер - Зоны; он ищет и продает
      артефакты, торгует загадками Зоны. В фильме Сталкеру, Тарковский,( опять же
      по совместному сценарию с братьями Стругацкими), дает образ апостола,- он -
      Сталкер, приходит в Зону, как на свидание: с тишиной и покоем...

(*) - "...не привыкать мне пожертвовать собой  (!)" - ( в д с ) - текст
      подчеркивает сомнения ( неуверенность ) т.к. и в фильме - и в книге
      отмечена ( прописана )некоторая отрицательная черта главного героя
      ( персонажа ),когда он жертвует другими жизнями,для достижения своих целей.
      В книге он жертвует юношей, а в фильме "Сталкер" 1979 г., предлагает тянуть
      жребий и мухлюет со спичками...И в книге и в фильме четко показывается
      страх героя перед Зоной.

(*) - "Как гнида: наслаждается здесь властью..." - речь продолжается о "жребии",
      где Сталкер специально подсунул длинные спички, после всего этого между
      спутниками разгорается спор и они сомневаются в бескорыстности Сталкера,
      именуя его - "гнидой". Слова одного из спутников:
      "...и спичку мне подсунул с длинным концом. И ты, гнида,решаешь,кто из нас
      должен умереть,а кто нет. Ты даже в комнату не заходишь- зачем? Тебе доста-
      точно наслаждаться твоей властью."

(*) - "Свои минуты: в дальней (в), скрытой части: не загадаются..." -(в д с)речь
      идет о фильме "Сталкер"; по фильму главный персонаж-Сталкер и его спутники
      не сделав то,о чем они мечтали,что постоянно проворачивали в своих головах,
      вернулись в город... А в книге Сталкер,найдя "Золотой шар"загадал желание;
      именно то,что прокричал ему спутник перед гибелью...

(*) - "Шары" - речь идет о повести братьев Стругацких "Пикник на обочине", где
      в описании есть "Золотой шар", по всей видимости, если на Земле несколько
      таких "Зон", то и "Шаров" получается тоже...Еще в этом есть"отрицание" т.к.
      в фильме о "Золотом шаре" не упоминается совсем...

(*) - "...но есть шум "водопада"..." - в этом случае речь идет о фильме
      А.А.Тарковского "Сталкер". В фильме существуют искусственные ( заросшие )
      протоки воды и такие же "водопады", где вода создает нарастающий звуковой
      фон...

(*) - "...из уст того, кому - туда: не надо,- он сам об этом: честно говорит!"-
      ( в д с ) речь о высказывании главного персонажа Сталкера на издевательские
      замечания одного из спутников, про то что он сам ( Сталкер ), не  заходит в
      "комнату", и что он гнида... Позже Сталкер скажет: "Я - гнида, да, гнида:
      хочу, чтобы таким же как я, несчастным людям,оставался в жизни этот кусочек
      счастья - эта комната."

(*) - "...а слово, и молитва, что звучит..." - речь идет о главном
      герое ( персонаже )Сталкере;на протяжении всего пути ( спутников на Зону ),
      можно ни раз слышать,как Сталкер молится...Это подтверждает образ "апостола
      и "блаженного".Подтверждают это и умозаключения - слова жены главного героя
      в конце фильма: "Вы наверное уже поняли. Он блаженный..."


PS:
      Фильм и книга оставляют совершенно разные впечатления. Словно две разные
      истории с одной моралью.

      Страсти - это доминирующие чувства человека.

      Страсти характеризуются энтузиазмом и сильным влечением к объекту страсти.
      Объектами страсти могут быть; люди, предметы, идеи...

      Страсти - сильные чувства, с трудом управляемые рассудком;вызывают ощущения
      страха, ужаса, страдания, мучения...

      Только надежды могут помочь в безвыходной ситуации, только с ними человек
      остается человеком.

      *            *       *     *   *   *     *       *            *


Рецензии