82. Притча Иисуса о богаче и нищем Лазаре

 «Человек же некий был богат,
и облачался в виссон и порфиру», –
в одежды, дорогая коих ткань,
желтого цвета,
да в царскую багряницу.
«И веселился светло во все дни».

 «Нищий же некто был, именем Лазарь,
лежал который пред его враты,
в гноениях, – насытиться желал же
от падающих от трапезы крупиц,
что у богатого. – Лишь уличные псы,
гной приходили к нему облизати».

 «Пришло же нищему время умереть,
и в недра Авраама быть несенну,
Ангелами. –

Богатый умер, и
был – с честию земною погребенным.
Во аде возведя очи свои,
будучи в муках, и узревши Авраама,
издалека, и Лазаря, – что с ним
был в его недрах, к тому возглашая,
сказал он:

 «Отец Авраам,
помилуй меня, – люто я страдаю!
И пошли Лазаря, да тот конец перста
в воде омочит, и коснется языка,
да остудит его, ведь в пламени страдаю!»

 Сказал Авраам: «Чадо, помяни,
что восприял в жизни твоя благая,
и Лазарь также злое восприял:
здесь ныне утешается, ты ж страждешь».

 «И над всем этим, между нами и вами есть
пропасть великая, что между утвердилась,
что и хотящии отсюда к вам придти,
не могут, ни оттуда к нам приидут».

 Сказал же: «Тя поэтому молю,
отец, да в дом отца моего пошлешь
его, ведь я имею братьев пять:
он засвидетельствует им, пускай,
да не придут на место сие в муку».

 Глаголал ему Авраам:
 «Имеют Моисея и пророков,
да их послушают».
Он же ответил: «Нет,
отец Авраам, но если кто был мертв,
приидет к ним, покаются».

Рече ж:
 «Коль Моисея и пророков не
послушают, то если кто воскреснет
из мертвых, не поверят ему те».

 – Так притчей к уповающим сказал,
мнящих спастись сыновством Аврааму,
который верой душу свою спас,
и жил для Бога, а не для стяжаний.

Даже воскресший праведник, увы,
не мог помочь поверить нечестивым,
кто в благочестии на земле не жил,
и кто продал богатству почесть сына.

 – Богатый человек, как царь себе,
в богатые одежды облачался.
И веселился светло во все дни,
и пил и ел, и много развлекался.

Был некто Лазарь. У ворот лежа,
был он безсильным, нищим и убогим.
И тщетно он от трапезы желал
насытиться, но не имел и крохи.

К нему имели милость даже псы,
что раны его гнойные лизали.
Время минуло, умер он, и был
несен на место утешений, к Аврааму.

Так в муках свою жизнь избыл.
Не знаем даже, был ли похоронен.
После, богатый, срок земной отбыв,
был в гробе, по обряду, упокоен.

В место мучений он пришел во ад,
в который на земле, увы, не верил.
Иначе, жил бы он совсем не так,
и свою жизнь подчинил законам веры.

А не тщеславию, безпечности в душе,
и ослеплении её богатством:
до скупости и безразличия к тем,
кому бы мог помочь, не отвращаясь.

А ведь богатства есть и у души.
И если ты имеешь – подай милость.
Так как Господь богатство то вручил
не для того, чтобы в разгулах расточилось.

 Так, не собрав своей, наследия, душе,
остался нищ, с виной пред Правосудьем,
пред Кем ответственные мы за свою жизнь,
и Кто Вершитель есть конечных судеб.

 И потому, кто в жизни богат всем,
не обращает сердца к Божиим законам,
посланников Его не признает,
не понуждает к послушанию совесть. –

Тот, даже если мертвый бы воскрес, –
найдёт тому земное оправданье.
И не послушает его словес,
и не воспримет в сердце покаянья.

 Так позабылось имя богача,
что позднее приносит покаянье.
Имя же Лазаря помнят в Небесах,
где не лишен он более состраданья.


Рецензии