Реферат772

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774

Реферат
«Коррекция телосложения (массы тела) обучающегося средствами физической культуры»

Новосибирск - 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1 Физическая культура 6
1.2 Физическое воспитание 8
1.3 Физическое развитие 9
1.4 Физическое совершенство 10
1.5 Спорт 11
2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ 15
2.1 Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении 15
2.2 Содержание программы физического воспитания студентов в высшем учебном заведении 17
2.3 Возрастные особенности контингента обучающихся в вузе 23
2.4 Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях 25
2.5 Формы организации физического воспитания студентов и управление физической культурой и спортом в вузе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

ВВЕДЕНИЕ

       На основании приказа Министерства образования и науки РФ № 215 от  29.07.2005 г. «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц» в Набережночелнинском филиале КГУ поэтапно вводится балльно-рейтинговая система контроля успеваемости студентов по всем учебным дисциплинам.
Её главными задачами являются:
- повышение мотивации студентов к качественному освоению образовательных программ;
- стимулирование студентов к систематической учебной деятельности и
творческой активности самостоятельной работы;
- упорядочение системы контроля знаний студентов, выработка единых
требований к оценке знаний в рамках каждой отдельной дисциплины и образовательной программы в целом;
- повышение дифференцированного подхода к оценке знаний и результатов учебной деятельности студентов;
- достижение высокого уровня организации образовательного процесса.
Аттестация студентов филиала КГУ в г. Набережные Челны по предмету
«Физическая культура» с 2007 г. также проводится в строгом соответствии с  разработанным и утвержденным на кафедре «Физическое воспитание и
спорт» положением о балльно-рейтинговой системе.
      Согласно данному положению, успеваемость студентов оценивается
традиционно в 100 баллов. Для получения зачета студент должен набрать
сумму баллов не менее 80, которая складывается из
- количества баллов, набранных за посещение учебных занятий (для допуска к итоговой аттестации эта цифра должна составлять не менее 56);
- количества баллов, набранных по результатам сдачи 6-ти контрольных
нормативов по физической подготовленности (максимальная оценка за выполнение каждого теста – 5 баллов);
- количества баллов, набранных за участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях филиала, а также за участие в городских и республиканских соревнованиях студентов;
- количества баллов, набранных за судейство внутривузовских соревнований и помощь в их проведении;
- баллов, набранных за установление рекорда филиала КГУ по какому-либо из видов общей физической подготовки;
- баллов, набранных за посещение секционных занятий, организованных
в филиале КГУ по видам спорта;
- баллов, набранных на отработке пропущенных занятий в межсессионный период;
- баллов, набранных за выполнение специальной системы домашних заданий, написание и защиту рефератов (данный пункт применяется только к
студентам, по состоянию здоровья отнесенным к специальной медицинской группе и к студентам, имеющим временное освобождение от занятий по физической культуре по медицинским показаниям – период лечения и реабилитации после болезней и травм).
       Таким образом складывается ситуация, в которой студенты подготовительной медицинской группы, освобожденные от сдачи контрольных нормативов по ОФП, и студенты специальной медицинской группы не всегда имеют возможность набрать необходимую для итогового зачета сумму баллов, равную 80. Им предоставляется возможность сдать теоретический зачет по физической культуре в форме письменных тестовых заданий и набрать недостающее количество баллов:
- при получении на теоретическом зачете оценки «отлично», т.е. при
правильном ответе не менее чем на 90% вопросов начисляется 30 баллов;
- при получении оценки «хорошо», т.е. при правильном ответе не менее
чем на 75% вопросов – 20 баллов;
- при получении оценки «удовлетворительно», т.е. при правильном ответе не менее чем на 50% – 10 баллов;
- при «неудовлетворительной» оценке (правильные ответы менее чем на
50% вопросов) баллы не начисляются.
Представленное учебное пособие разработано с целью содействия самостоятельной подготовке студентов к сдаче теоретического зачета по физической культуре.
       Кроме того, следует заметить, что физическое воспитание в вузах на
практике зачастую ограничивается развитием у студентов физических качеств и обучением двигательным действиям. При этом существенно отстают те направления, которые связаны с овладением специальными систематизированными знаниями в области физической культуры, а также методами, обеспечивающими достижение практических результатов, т.е. теоретическая и методическая подготовка. Недостаток соответствующих знаний, методических умений и сформированных потребностей приводит к тому, что за пределами учебных занятий студенты, а после окончания вуза и подготовленные специалисты, не могут правильно распорядиться своими психофизическими возможностями, чтобы с помощью физических упражнений и других средств физического воспитания поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье.


1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУР

1.1 Физическая культура

Физическая культура (в широком смысле слова) – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Средства физической культуры направленно используются для совершенствования телосложения, для гармоничного развития физиологических функций, для сохранения высокого уровня работоспособности организма на долгие годы[5].
Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, в быту, в структуре свободного времени; характер системы физического воспитания; развитие массового спорта и высшие спортивные достижения; физкультурные и спортивные общественные движения; развитие детского спорта и др.
В процессе человеческой деятельности в области физической культуры создаются и совершенствуются материальные ценности такие, например, как спортивные сооружения (стадионы, бассейны, дворцы спорта, спортивные залы), спортивные снаряды, инвентарь и тренажеры (например, гимнастические снаряды, инвентарь для лыжного, конькобежного спорта и легкой атлетики), спортивная одежда и т.д.
Деятельность человека в области физической культуры находит свое отражение в литературе, живописи, скульптуре, музыке, кино- и видеофильмах. Результатом деятельности человека в области физической культуры являются также новые научные данные, касающиеся строения, развития и функционирования организма человека, его взаимоотношений с природой. С учетом научных данных специалисты разрабатывают адекватные методы применения физических упражнений для спортивной подготовки, развития физических качеств, улучшения физического состояния и укрепления здоровья. Во всем этом проявляется духовный компонент жизнедеятельности людей (об- щества), а в результате формируются духовные ценности.
Физическая культура выступает и как одно из важных средств решения главной задачи человечества – сохранение и поддержание жизни людей. Общество не располагает другими адекватными средствами для физической подготовки людей к труду и жизни в целом.
Таким образом, к основным функциям физической культуры можно отнести:
- образовательную, выражающуюся в получении человеком новых знаний и овладении новыми двигательными умениями (прыжки, метание, лазание и т.д.) в процессе использовании физической культуры как учебного предмета в системе образования;
- двигательную, выражающуюся в удовлетворении естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечении на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности и здоровья;
 - прикладную, имеющую непосредственное отношение к повышению специальной подготовки человека к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной и военно-прикладной физической культуры;
 - рекреативную и оздоровительно-реабилитационную, связанные с использованием средств физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма;
- воспитательную, связанную с воспитанием морально-волевых качеств человека (целеустремленности, воли, настойчивости и др.);
- коммуникативную, проявляющаяся в расширении круга общения людей.


1.2 Физическое воспитание
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.
В процессе физического воспитания педагогические воздействия и самостоятельные усилия занимающихся направлены на:
- развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
- обучение двигательным действиям (технике движений в различных видах спорта – фехтовании, стрельбе, спортивных играх, борьбе и т.д.);
- формирование специальных знаний в данной области (связанных с физиологией и психологией человека, методикой проведения занятий, техникой безопасности на них и др.);
- воспитание морально-волевых и нравственных черт личности (решительности, целеустремленности, настойчивости, отзывчивости и др.) [6].
Только при условии реализации всех данных положений воспитательный процесс можно считать направленным на формирование физической культуры личности и собственно ее гармоничное развитие.
Личная физическая культура – это совокупность знаний, мотивов и потребностей, определяющих уровень здоровья, физического развития, развития двигательных качеств и навыков, а также умение осуществлять собственно двигательную физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Коротко об истории. Впервые в русском государстве в начале XVIII века физическое воспитание вводится в систему дворянского образования. Получают развитие верховая езда, фехтование, стрельба, борьба, игры.
Русский просветитель Н.И. Новиков в последней четверти XVIII века в своих педагогических сочинениях рассматривает три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Он впервые в России вводит понятие «физическое воспитание». В 1765 году академик А.П. Протасов в ученом собрании Академии выступил с двумя докладами – «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья».
1.3 Физическое развитие
Физическое развитие – закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма на протяжении всей жизни человека, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.

1.4 Физическое совершенство
Каждой исторической эпохе свойственно свое понимание идеала физически совершенного человека, так как в этом идеале отражаются условия экономической и социальной жизни людей, их мировоззрение.
К показателям физического совершенства относятся:
- высокий уровень здоровья;
- физическая подготовленность (высокий уровень развития двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости; а также функциональных возможностей основных кислородтранспортных систем организма – сердечно-сосудистой и дыхательной);
- творческое долголетие. Физическое совершенство, взятое само по себе, не может стать самоцелью. Смысл и социальную значимость оно приобретет лишь в органической связи с другими сторонами гармонически развитой личности. Нарушение таких связей в педагогическом процессе может привести к однобокому развитию личности, к преобладанию физических начал в ущерб творческим, духовным и моральным качествам. Не следует путать физическое совершенство и физическое совершенствование.
Физическое совершенство – это состояние организма, выражающее высокую степень развития индивидуальных физических способностей, а физическое совершенствование – это процесс физического образования и воспитания с более высокими требованиями к результатам, чем, например, просто физическая подготовка [3].
Также не следует путать физическую подготовку, которая является составной частью процесса физического воспитания, и физическую подготовленность, характеризующую состояние организма (см. выше).
Тренированность организма или его функциональная подготовленность – более узкое понятие, чем физическая подготовленность. Она отражает степень готовности к нагрузке (или функциональные возможности) основных систем организма, обеспечивающих доставку к работающим мышцам кислорода (т.е. сердечно-сосудистой и дыхательной систем).

1.5 Спорт

Спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие. Спорт является неотъемлемой частью общей физической культуры социума.
Характерной особенностью спорта (отличающей его от физической культуры) является соревновательная деятельность. Ее специфическая форма – соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе:
а) четкой регламентации взаимодействий соревнующихся (например, правил в спортивных играх и единоборствах);
б) унификации состава действий (вес снаряда, весовая категория участников, дистанция в беге, стиль плавания или бега на лыжах и т.д.);
в) условий выполнения действий (например, в открытых или закрытых помещениях);
г) способов оценки достижений (по времени, расстоянию, количеству набранных баллов, победам в схватках и т.д.).
Спортивное достижение – это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конечных результатах.
Социальные функции спорта:
- образовательная, прикладная, оздоровительно-реабилитационная, рекреативная, воспитательная (т.е. функции, которые присущи и физической культуре);
- соревновательно-эталонная: фиксируемые в спорте рекорды приобретают широкое общественное признание и служат своеобразным показателем индивидуальных и общечеловеческих возможностей;
- эвристически-достиженческая функция отражает поисковую деятельность в спорте, сопряженную с познанием человека своих возможностей и изысканием эффективных способов их увеличения (совершенствование системы подготовки, поиск новых средств и методов тренировки, сложных элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы);
- функция личностно-направленного воспитания основывается на возможности выбора каждой личностью вида спорта с учетом собственных индивидуальных наклонностей и способностей;
- эмоционально-зрелищная раскрывается в том, что популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей;
- функция социализации личности: занятие спортом вовлекает людей в общественную жизнь, формирует опыт социальных отношений;
- коммуникативная: спорт сегодня является фактором развертывания международных связей, культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.
Развитие спорта во всем мире повлекло возникновение и распространение множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым способом действий, характером двигательной активности, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований. Таким образом все они могут быть классифицированы на шесть групп.
1 группа – виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсмена с предельным проявлением физических и психических качеств (лыжные гонки, плавание, легкая атлетика, конькобежный спорт, гимнастика, спортивные игры, велоспорт и др.). К данной группе относится большинство видов спорта.
2 группа – виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат тут во многом обусловлен не только личными качествами спортсмена, но и умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления.
3 группа – виды спорта, двигательная активность в которых лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс).
4 группа – виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели).
5 группа – виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж).
6 группа – многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (биатлон, спортивное ориентирование, охота на лис, служебные многоборья).
Виды спорта можно делить также на зимние и летние; личные и командные; циклические и ациклические (в зависимости от того, присутствует ли в движении постоянно повторяющийся цикл, как, например, в беге, плавании, лыжных гонках, ходьбе, конькобежном спорте и др.); бывают только женские виды спорта (синхронное плавание, художественная гимнастика).

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ.
2.1 Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
Физическая культура является обязательной учебной дисциплиной гуманитарного компонента образования и важной составной частью профессиональной подготовки студентов.
Её гуманитарная значимость заключается в том, что, являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, она направлена на развитие целостной личности, гармонизацию ее духовных и физических качеств, стремление полноценно реализовать свои возможности в здоровом и продуктивном образе жизни, образовании, творческой деятельности [4].
Образовательные, воспитательные и развивающие функции физической культуры наиболее полно осуществляются в целенаправленном педагогическом процессе, реализуемом на систематических занятиях.
Содержание программы курса физического воспитания определяется требованиями  Государственного образовательного стандарта и примерной учебной программой для вузов, утвержденной Министерством образования РФ. На этой основе в учебных планах факультетов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования в цикле дисциплин общекультурной подготовки предусмотрено выделение обязательных учебных часов (в количестве 408) на дисциплину «Физическая культура» на весь период обучения с проведением ежесеместровых зачетов.
Занятия проводятся в течение 4-х лет и направлены не только на овладение разнообразными двигательными действиями и развитие основных физических качеств, но и на формирование специальных систематизированных знаний, навыков, интересов и мотиваций, что способствует выработке у студентов потребности в постоянном физическом самосовершенствовании и самовоспитании.
Таким образом, целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. В процессе физического воспитания решаются следующие задачи.
1. Оздоровительная задача предусматривает:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
 - совершенствование телосложения;
- достижение и сохранение высокой работоспособности студентов в процессе обучения;
- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии.
2. Образовательная задача. Ее решение обеспечивает:
- понимание роли физической культуры в развитии и подготовке личности к профессиональной деятельности;
 - приобретение специальных знаний в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни, в том числе их научно-практических основ;
- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
 - формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности;
- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
3. Воспитательная задача направлена на формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию.
Общими принципами (закономерностями), на которых основывается отечественная система физического воспитания, являются:
- принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности предполагает комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания;
- принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой (т.е. принцип прикладности) обеспечивает освоение в процессе физического воспитания необходимых для жизни прикладных двигательных умений и навыков, а также физических качеств, способствующих реализации трудовой деятельности и защите Отечества;
- принцип оздоровительной направленности заключается в обязательном достижении эффекта укрепления здоровья, совершенствования функциональных возможностей организма.
2.2 Содержание программы физического воспитания студентов в высшем учебном заведении.
Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством высшего образования РФ. Рабочие планы и программы, на основании которых ведется данная деятельность в вузе, разрабатываются (исходя из финансового и кадрового обеспечения, а также с учетом имеющейся материально-технической базы) кафедрой «Физическое воспитание и спорт» и утверждаются учебным отделом вуза.
Учебный материал программы распределен на следующие разделы:
- теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре;
- практический раздел состоит из методико-практического подраздела, обеспечивающего овладение методами физкультурно-спортивной деятельности, и собственно учебно-тренировочного, направленного на достижение физического совершенства, повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности;
- контрольный, обеспечивающий учет результатов учебной деятельности студентов, а также качества самого образовательного процесса.
Материал теоретического раздела предполагает освоение студентами таких тем как: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов», «Социально-биологические основы физической культуры», «Организация здорового стиля жизни при выполнении учебной и профессиональной деятельности», «Физиологические реакции организма человека на физическую нагрузку и их значение в поддержании здоровья, личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании», «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности», «Средства физической культуры в регулировании работоспособности», «Общая и спортивная подготовка в системе физического воспитания», «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями», «Индивидуальный выбор вида спорта или оздоровительных систем физических упражнений», «Особенности занятий избранным видом спорта или оздоровительной системой физических упражнений», «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом», «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов».
Получают и углубляют свои теоретические знания студенты на лекционных и практических занятиях, а также путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.
Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.
1) Методико-практические занятия предусматривают освоение, а затем и самостоятельное применение методов и способов формирования профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта:
- методиками самооценки уровня здоровья, работоспособности, специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания, нормативы), методиками оценки степени утомления, а также методами применения средств физической культуры для их направленной коррекции;
- методиками формирования эффективных и экономичных жизненно важных умений и навыков (ходьбы, передвижения на лыжах, плавания);
- методиками составления индивидуальных программ занятий оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленности, а также методиками проведения самостоятельных занятий;
- методиками проведения учебно-тренировочного занятия;
- методиками индивидуального подхода в применении средств для направленного развития отдельных физических качеств;
- основами судейства соревнований по избранному виду спорта;
- методами регулирования психоэмоционального состояния, применяемыми при занятиях физической культурой и спортом;
- методиками оценки и коррекции осанки и телосложения;
- методиками корригирующей гимнастики для глаз;
- методиками самомассажа;
- методикой проведения производственной гимнастики с учетом условий и характера труда и т.п.
2) Учебно-тренировочные занятия практического раздела предусматривают как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств. Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), плавание, спортивные игры (баскетбол, футбол, волейбол, бадминтон и др.), лыжные гонки, туризм, ритмическая и спортивная гимнастика, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки силовой направленности.
Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.
В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении.
Обязательными тестами, определяющими физическую подготовленность студентов, являются: 1) бег на 100 м, 2) поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа на наклонной или горизонтальной доске (ноги закреплены), 3) подтягивание на перекладине (мужчины), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (женщины), 4) бег на 2000 м (женщины) и 3000 м (мужчины), 5) прыжок в длину с места, 6) тест на гибкость.
Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие уровень подготовленности студентов при поступлении в вуз или перед началом учебных занятий, и в конце года – как определяющие сдвиг за прошедший период.
В процессе занятий осуществляется предварительный, оперативный, текущий, этапный и итоговый контроль за ходом овладения учебным материалом.
Предварительный контроль проводится в начале первого семестра с целью изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация).
Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха.
Текущий контроль проводится в конце занятия для определения реакции организма занимающихся на нагрузку с целью коррекции содержания последующих занятий.
Этапный контроль служит для получения информации о суммарном (кумулятивном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении учебного семестра.
Итоговый контроль проводится в конце каждого семестра для аттестации студентов (в форме зачета) и определения успешности выполнения годового плана учебной программы (в конце учебного года).
В последние годы все больше вузов используют балльно-рейтинговую систему оценку успеваемости студентов. В каждом вузе эта система действует в соответствии с разработанным и утвержденным на кафедре «Физическое воспитание и спорт» положением о балльно-рейтинговой системе.
Требования, предъявляемые к студентам: студент должен
- посетить не менее 80% учебных занятий;
- освоить жизненно важные умения и навыки;
- достичь необходимого уровня общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной физической подготовленности;
- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- иметь мотивацию и установку на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, на регулярные занятия физическими упражнениями и спортом.
Студенты могут быть аттестованы только при условии выполнения обязательных тестов по общей физической и спортивно-технической подготовке, предусмотренных учебной программой.
Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, оцениваются по результатам написания и защиты реферата, устного опроса или письменного тестирования, а также с помощью компьютерной оценки знаний.
Студенты, освобожденные от контрольных нормативов по общей физической подготовке, аттестуются при условии успешной сдачи зачета по теоретическому и методическому разделам учебной программы. Вопросы и темы рефератов для проведения итоговой аттестации разрабатывает кафедра физического воспитания.
2.3 Возрастные особенности контингента обучающихся в вузе
Студенты, обучающиеся в вузах, относятся к юношескому и молодежному возрастам (молодежным считается возраст 19–28 лет). При проведении занятий с данным контингентом обучающихся, необходимо учитывать их возрастные морфо-функциональные и психологические особенности.
Медико-биологическими исследованиями установлено, что у студентов при завершении роста тела в длину продолжается морфо-функциональное развитие организма. Наблюдается увеличение массы тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы, физической работоспособности. В этот период биологического развития, период завершения становления организма молодого человека, его организм обладает достаточно высокой пластичностью и адаптацией к физическим нагрузкам. Однако физическое воспитание приобретает значение эффективного формирующего фактора лишь при направленном применении средств и методов в соответствии с индивидуальными данными физического развития и физической подготовленности студентов.
Оптимизация физического развития студентов должна быть направлена на повышение у них уровня отстающих физических качеств и морфо-функциональных показателей (улучшение осанки, регулирование массы тела, увеличение жизненной емкости легких и др.). Оценка морфо-функциональных данных занимающихся проводится на основе сопоставления индивидуальных показателей с имеющимися в научной литературе стандартами физического развития, таблицами оценки уровня гармонии физического развития для соответствующих возрастов, использования метода индексов и др.
2.4 Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях
Для проведения учебных занятий по физическому воспитанию все студенты в каждом вузе распределяются по учебным отделениям: основное, специальное и спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности, а также личных интересов студентов. Каждое отделение имеет определенное содержание и целевую направленность занятий.
В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по результатам предварительного врачебного обследования к основной и подготовительной медицинским группам. Численный состав этих учебных групп – 12–15 человек. К подготовительной группе относят студентов, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленных.
В основном отделении учебный процесс направлен на:
- всестороннее физическое развитие студентов, повышение уровня их общей физической, профессионально-прикладной и методико-практической подготовленности;
- формирование активного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Занятия имеют заметно выраженную комплексную направленность по типу ОФП, с акцентом на воспитание аэробной выносливости, так как именно она обеспечивает повышение общей физической работоспособности и улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Должное внимание уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению технике движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной направленности  [2]. Методика занятий носит преимущественно учебно-тренировочный характер. Моторная плотность занятий не опускается ниже 50%, интенсивность нагрузки по ЧСС колеблется в пределах 130-160 уд./мин.
В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным врачебного обследования в специальную медицинскую группу. Это студенты, имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья. Данные учебные группы формируются по полу и с учетом уровня функционального состояния студентов. По количеству – не более 8–10 человек.
Практический материал для специального учебного отделения разрабатывается преподавателями с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента, имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность использования средств физического воспитания.
Учебный процесс в специальном медицинском отделении имеет определенную специфику и преимущественно направлен на:
- укрепление здоровья студентов, устранение функциональных отклонений, недостатков в физическом развитии и физической подготовленности на протяжении всего периода обучения;
- использование студентами знаний о характере и течении своего заболевания, самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни;
- приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания.
Направленность учебных занятий носит ярко выраженный оздоровительно-восстановительный характер.
Согласно научно обоснованным рекомендациям студенты специального отделения в зависимости от характера заболевания делятся на четыре группы: А, Б, В и лечебную.
Группа А комплектуется из студентов с заболеванием сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем. Поэтому основным содержанием занятий в этой группе являются дыхательные упражнения и строго индивидуально дозируемые упражнения (бег, плавание, передвижение на лыжах и др.), позволяющие совершенствовать аэробные возможности занимающихся.
Группа Б формируется из студентов с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабо- видящие. В этой группе преимущественно используются упражнения основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.
Группа В состоит из студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата. В этой группе преобладают упражнения, совершенствующие осанку, опорно-двигательный аппарат, а также общеразвивающие и направленно корригирующие физические упражнения.
Лечебная группа комплектуется из студентов с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья. Занятия в этой группе проводятся исключительно по индивидуальным лечебным программам и методикам.
Физическая нагрузка во всех четырех группах строго и индивидуально регламентируется, исключаются упражнения с натуживанием и жесткими интервалами отдыха. Моторная (двигательная) плотность занятий невысока, отдых между отдельными нагрузками должен быть достаточен для восстановления. Циклические упражнения выполняются с умеренной интенсивностью.
В спортивное учебное отделение (секции по видам спорта) зачисляются студенты основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься и совершенствовать свое мастерство в одном из видов спорта, культивируемом в вузе.
Численный состав данных учебных групп формируется с учетом спортивной квалификации, не более 15 человек.
Занятия строятся на основе соблюдения принципов спортивной тренировки (цикличность, волнообразность, единство постепенности и предельности в повышении нагрузок, единство общей и специальной подготовки и др.).
Студенты спортивного отделения выполняют обязательные зачетные требования и нормативы, установленные для основного отделения и в те же сроки
2.5 Формы организации физического воспитания студентов и управление физической культурой и спортом в вузе

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время.
В режиме учебной работы физическое воспитание студентов осуществляется в следующих формах.
1. Учебные занятия – это основная форма, предусмотренная учебным планом и расписанием вуза (по 4 часа в неделю).
2. Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям. Они включаются в учебное расписание учебным отделом вуза по согласованию с кафедрой физического воспитания. На факультативных занятиях (по 2–4 часа в неделю) совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная физическая подготовка, расширяются знания по теории и методике физического воспитания, продолжается подготовка студентов к обще-ственной физкультурно-спортивной деятельности.
Физическое воспитание студентов во внеучебное время (т.е. вне обязательных занятий) проводится в следующих формах.
1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная гимнастика непосредственно перед занятиями, физкультурные паузы между занятиями и физкультминутки во время занятий. Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха. Подробно данные формы занятий физическими упражнениями охарактеризованы в 5 главе данного учебного пособия.
2. Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др. под руководством педагога по физической культуре и спорту.
3. Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свободное от учебы время: а) на основе полной добровольности и инициативы (по желанию); б) по заданию преподавателя (домашние задания).
4. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время. В их содержание входят спортивные вечера, спартакиады с участием сборных команд факультетов, массовые кроссы и эстафеты, праздники физической культуры, соревнования различного уровня, туристские походы и др [1].
5. Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период зимних и летних студенческих каникул, обеспечивающие восстановительно-оздоровительный, закаливающий и развивающий эффекты.
Проблемы высшей школы, связанные с переходом нашего общества к рыночной экономике, непосредственно затрагивают и сферу физического воспитания студентов: не хватает спортивного инвентаря и оборудования, ухудшается состояние спортивных сооружений, снижается финансирование спортивно-массовой и оздоровительной работы, а в результате – сокращается количество студенческой молодежи, активно занимающейся в спортивных секциях, клубах и самостоятельно.
А между тем сегодня, когда наблюдается значительное ослабление воспитательной функции высшей школы, физическое воспитание и спорт остаются одними из немногих направлений в поле деятельности вузов, по которым может реально осуществляться направленная работа со студентами в плане воспитания морально-волевых и нравственных качеств.
Заинтересованное отношение к физической культуре и спорту в вузе необходимо, кроме того, в связи с ухудшением уровня физического развития, физической подготовленности и здоровья студентов. Актуальность улучшения физического воспитания молодежи связывается и с развитием физической культуры и спорта в России в целом.
Следует также учитывать и то, что в развитии современного спорта четко проявляется тенденция, в соответствии с которой любительский спорт в основном будет студенческим. Поэтому очень важно, что формирование ву-зовских структур управления физической культурой и спортом рассматривается в настоящее время как одно из приоритетных направлений в совершенствовании работы со студентами.
Учебный процесс в вузе регламентирован и обеспечен основополагающими документами федерального уровня (Образовательный стандарт РФ и примерная учебная программа по ФК). Этим созданы хорошие предпосылки для улучшения качества учебного процесса.
Трудности возникают при организации и финансировании внеучебной работы (организация секций по видам спорта, проведение спортивномассовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий). Бюджетное финансирование этой деятельности в настоящее время из-за нехватки средств очень затруднено. Повсеместно не хватает спортивных залов.
При создании в вузе современной и эффективной структуры управления физической культурой и спортом необходимо исходить из следующих принципиальных положений ее функционирования:
- гармоничное сочетание учебной и внеучебной (физкультурномассовой, спортивной и оздоровительной) работы;
- финансово-экономическая и хозяйственная самостоятельность в соответствии с уставом вуза и законодательством РФ;
- единство и целостность учебной, внеучебной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
Следует также отметить, что возраст человека накладывает определенный отпечаток на его психологию, мотивы поведения, интересы. Социологические исследования показывают, что в целом студенческая молодежь позитивно относится к занятиям физической культурой, спортом. Вместе с тем у большой части юношей и особенно девушек не сформированы физкультурно-спортивные интересы и естественная потребность в активной двигательной деятельности. В силу этого обстоятельства не создаются необходимые психологические предпосылки для лучшего усвоения учебной программ по предмету. Это, в свою очередь, отрицательно отражается на физической подготовленности и здоровье студентов. Вот почему формирование соответствующей мотивации деятельности надо рассматривать как одну из важнейших педагогических и управленческих задач.
Развитие у студентов физкультурно-спортивных интересов должно осуществляться на основе:
- усиления социально значимой мотивации интереса;
- повышения качества учебного процесса;
- дальнейшего улучшения условий занятий по физическому воспитанию;
- сообщения студентам большего объема специальных знаний и формирования на этой основе осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- установления взаимосвязи интереса к физической культуре и спорту с другими интересами студентов (к профессии, искусству и пр.);
- более тщательного учета желаний и склонностей студентов при распределении их по учебным отделениям и видам спорта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В заключение хочется сказать, что определенный тип телосложения во многом определяется генами, которые мы получили «по наследству» от наших родителей.
Однако при наличии желания все же вполне возможно подвергнуть коррекции некоторые черты телосложения. Достичь нужного результата можно при грамотном использовании средств физической культуры.
Коррекцию телосложения за счет снижения избыточной массы тела (т.е. сокращения лишних жировых отложений) при занятиях физической культурой можно проводить в любом возрасте (разумеется, при отсутствии противопоказаний к физическим нагрузкам).
При занятиях физической культурой излишки жировой ткани расходуются для выработки необходимого количества энергии для выполнения упражнений. Как следствие, наблюдается уменьшение избыточного веса.
При этом наше телосложение непременно меняется в сторону стройной фигуры. Увеличение массы тела также может привести к улучшению типа телосложения, но лишь в том случае, когда это происходит за счёт роста мышечной ткани. Добиться значительного прироста мышечной ткани можно такими средствами физической культуры как тяжёлая атлетика и бодибилдинг. Эти виды спорта наиболее приемлемы для юношей.
Для абсолютного большинства девушек - это на не самый подходящий вариант, поскольку в этом случае телосложение может приобретать мужеподобные черты. Для них более приемлемыми являются занятия различными видами лёгкой атлетики.
При занятии бегом у девушек формируется правильная осанка и симметрично развитое тело. Коррекция телосложения с помощью занятий прыжками способна снизить массу тела, привести к развитию грудной клетки и увеличить отношение длины ног к туловищу. При коррекции телосложения с помощью такого средства физической культуры как гимнастика достигаются небольшая масса тела, длинные тонкие ноги, суженный таз, что в совокупности даёт стройную спортивную фигуру.
Синхронное плавание или фигурное катание позволят провести коррекцию телосложения за счёт формирования строго симметричного тела, правильной красивой осанки, стройных ног, развития грудной клетки.
Спортивные игры (баскетбол, волейбол) наиболее благоприятно влияют на стимуляцию роста. Способствуют росту и ежедневные специальные прыжковые упражнения (скакалки, многократные подскоки). Пройдя через тесты общей физической подготовленности в первый же месяц своего пребывания в вузе, каждый студент может произвести самооценку развития у него силы, общей выносливости и скоростно-силовых качеств и заняться тем видом спорта, с помощью которого можно «подтянуть» недостаточно развитое физическое качество и исправить некоторые недостатки телосложения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1   Агаджанян, Н.А. Двигательная активность и здоровье / Н.А.Агаджанян, В.Г. Двоеносов, Н.В. Ермакова и [др.]. – Казань : Казанский гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – 216 с.
2   Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И.В. Аулик. – Изд. 3-е. – М. : Медицина, 2016. – 84 с.
3   Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов. – Киев : Здоровье, 2017. – 224 с.
4 Апанасенко, Г.Л., Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2016. – 248 с.
5 Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – Изд. 3-е. – М. : Физкультура и спорт, 2015. – 208 с.


Рецензии