Реферат740
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774
Реферат на тему:
«Адаптация к физическим упражнениям на разных возрастных этапах»
Новосибирск, 2020
Содержание
1. Введение………………………………………………………………3
2. Адаптация к физическим упражнениям. Срочная и долговременная адаптация……………………………………………………………..5
3. Механизм адаптаций …………………………….………………….9
4. Особенности адаптации к физическим нагрузкам детей младшего возраста …………………………………………………………………11
5. Адаптация к физическим нагрузкам людей среднего и пожилого возраста…………………………………………………………………14
6. Заключение………………………………………………………….16
7. Список литературы…………………………………………………17
Введение
Жизненный цикл человека после рождения делится на отдельные возрастные периоды, то есть отрезки времени, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями - функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими. Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, развитие мышечной силы.
С учётом количественных и качественных изменений в организме различают следующие возрастные периоды:
До 10 дней - новорожденный, до 1 года - грудной, до 3-х лет — раннее детство, до 7 лет — первое детство, до 12 лет у мальчиков и до 11 лет у девочек - подростковый, до 20-21 года - юношеский, до 35 лет - первый зрелый, до 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин - второй зрелый, до 75 лет - пожилой, до 90 лет - старческий, после 90 лет - все люди долгожители.
В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей в школе, формируются нормы физических и умственных нагрузок. Закономерности развития учитываются в законодательстве - возможность вступить в брак, получить работу, нести ответственность за поступки.
Знание основных закономерностей возрастной периодизации необходимы всем педагогам, в том числе школьным учителям физкультуры.
Систематические занятия физическими упражнениями обычно начинаются в школьном возрасте. Занятия физкультурой оказывают существенное влияние на развитие организма ребёнка, особенно на опорно-двигательную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Важно правильно организовать занятия, правильно выбрать интенсивность нагрузок, с учётом возрастных особенностей. Такие занятия улучшают функциональное развитие, повышают работоспособность, сохраняют и укрепляют здоровье. Вот почему заслуживает внимание изучение вопроса возрастных особенностей организма детей.
2. Адаптация к физическим упражнениям. Срочная и долговременная адаптация
Большинство адаптационных реакций человеческого организма осуществляются в два этапа: начальный этап срочной, но не всегда совершенной, адаптации, и последующий этап совершенной, долговременной адаптации.
Резкое изменение условий внешней среды, несущее угрозу организму, запускает его сложную адаптивную реакцию. Основной регуляторной системой последней является гипоталамус - гипофизарно-адреналовая система, деятельность которой, в конечном итоге, и перестраивает активность вегетативных систем организма таким образом, что сдвиг гомеостаза устраняется или заблаговременно прекращается. В этой адаптивной перестройке активно участвует и нервная система, особенно ее гипоталамический отдел. В центральной нервной системе происходят изменения клеточного обмена, в частности, повышается метаболизм важнейших биологических макромолекул — РНК и белков. После ликвидации нарушений гомеостаза метаболизм макромолекул в нервных структурах, участвующих в процессе адаптации, все еще остается измененным. В этом и заключается механизм адаптации: если угроза повреждения гомеостаза повторится, она будет протекать уже на фоне измененного, адаптированного к стрессовому воздействию метаболизма клеточных структур.
Поскольку повторное воздействие стресс-фактора приводит к адаптации, а именно на этом основаны тренировки, то сдвиги в метаболизме РНК и белков биологически целесообразны и способствуют более эффективному развитию физиологических адаптации. В процессе формирования адаптации к природным факторам среды ведущую роль играют реакции коры надпочечников, возбуждаемые секрецией адренокортикотропного гормона гипофиза. Любое интенсивное воздействие на организм приводит к появлению в организме изменений, лучше всего определяемых по состоянию надпочечников — их весу и химическому составу или по выделению в кровь и содержанию в тканях гормонов кортикостероидов и катехоламинов. Это касается, в основном, формирования индивидуальных адаптаций, реакций организма на факторы внешней среды.
Необычные факторы окружающей среды (в данном случае – физическая нагрузка) оказывающие неблагоприятное влияние на общее состояние, самочувствие, здоровье и работоспособность человека, называются экстремальными факторами. По длительности воздействия на организм эти факторы могут быть кратковременными, воздействие которых организм компенсирует за счет имеющихся резервов, и длительные, которые требуют адаптационной перестройки деятельности функциональных систем человека, иногда даже неблагоприятной для здоровья.
При кратковременных воздействиях экстремальных факторов на организм человека запускаются все имеющиеся резервные возможности, направленные на самосохранение, и только после освобождения организма от экстремального воздействия происходит восстановление гомеостаза.
При длительных неадекватных воздействиях экстремальных факторов на организм человека функциональные перестройки определяются своевременным включением процессов восстановления гомеостаза их силой и продолжительностью.
Большинство адаптационных реакций человеческого организма осуществляются в два этапа: начальный этап срочной, но не всегда совершенной, адаптации, и последующий этап совершенной, долговременной адаптации.
Срочный этап адаптации возникает непосредственно после начала действия раздражителя на организм и может быть реализован лишь на основе ранее сформировавшихся физиологических механизмов. Примерами проявления срочной адаптации являются: пассивное увеличение теплопродукции в ответ на холод, увеличение теплоотдачи в ответ на тепло, рост легочной вентиляции и минутного объема кровообращения в ответ на недостаток кислорода. На этом этапе адаптации функционирование органов и систем протекает на пределе физиологических возможностей организма, при почти полной мобилизации всех резервов, но не обеспечивая наиболее оптимальный адаптивный эффект. Так, бег нетренированного человека происходит при близких к максимуму величинах минутного объема сердца и легочной вентиляции, при максимальной мобилизации резерва гликогена в печени. Биохимические процессы организма, их скорость, как бы лимитируют эту двигательную реакцию, она не может быть ни достаточно быстрой, ни достаточно длительной.
Долговременная адаптация к длительно воздействующему стрессору возникает постепенно, в результате длительного, постоянного или многократно повторяющегося действия на организм факторов среды. Основными условиями долговременной адаптации являются последовательность и непрерывность воздействия экстремального фактора. По существу, она развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в результате постоянного количественного накопления изменений организм приобретает новое качество — из неадаптированного превращается в адаптированный. Такова адаптация к недостижимой ранее интенсивной физической работе (тренировка), развитие устойчивости к значительной высотной гипоксии, которая ранее была несовместима с жизнью, развитие устойчивости к холоду, теплу, большим дозам ядов. Таков же механизм и качественно более сложной адаптации к окружающей действительности.
При действии на организм слабых, пороговых раздражений (реакция тренировки) в центральной нервной системе развивается возбуждение, быстро сменяющееся охранительным торможением, что обеспечивает снижение ее возбудимости, реактивности по отношению к слабому раздражителю. При действии раздражителей средней силы происходит развитие "реакции активации" — активации защитных систем организма, которая, однако, не носит характера патологической гиперфункции. Уровень энергетического обмена при этой реакции менее экономичен, чем при реакции тренировки, но, в отличие от стресса, не приводит к истощению. Таким образом, адаптация организма к слабым и средним по силе воздействиям происходит без элементов повреждения и истощающих организм энергетических трат. При этом отмечается в первом случае (реакция тренировки) — постепенное, а во втором (реакция активации) — быстрое повышение резистентности организма.
3.Механизм адаптаций
Существует три механизма адаптаций:
1.пассивный путь адаптации -по типу толерантности, выносливости;
2.адаптивный путь действует на клеточно-тканевом уровне;
3.резистентный путь –сохраняет относительное постоянство внутренней среды.
Специфические адаптивные механизмы, свойственные человеку, дают ему возможность переносить определенный размах отклонений факторов от оптимальных значений без нарушения нормальных функций организма. Зоны количественного выражения физической нагрузки, отклоняющегося от оптимума, но не нарушающего жизнедеятельности, определяются как зоны нормы. Их две: отклонение в сторону недостатка дозирования физической нагрузки и в сторону избытка. Дальнейший сдвиг может снизить эффективность адаптивных механизмов и даже нарушить жизнедеятельность организма. При крайнем недостатке нагрузки или ее избытке выделяют зоны пессимума. Адаптация к любому фактору связана с затратами энергии. В зоне оптимума активные механизмы не нужны, и энергия, расходуется на фундаментальные жизненные процессы, организм находится в равновесии со средой. При увеличении нагрузки и выходе ее за пределы оптимума включается адекватные механизмы. Адаптивный характер происходит на органном уровне: увеличивается скорость кровотока, повышается артериальное давление, увеличивается дыхательный объем легких, учащается дыхание, дыхание становится более глубоким) и организма в целом. Общие адаптационные реакции организма являются неспецифическими, то есть организм аналогично реагирует в ответ на действия различных по качеству и силе раздражителей (физические упражнения). Адаптационные реакции организма и его резистентность в связи с мышечной деятельностью. Организм сохраняет необходимое для жизни относительное динамическое постоянство внутренней среды, хотя на действие многочисленных изменяющихся внешних и внутренних факторов отвечает реакцией. Именно реакция —основной путь приспособления, адаптации живого. Каждому из действующих факторов присущи качество и количество. Качество раздражителя отличает данный раздражитель от множества других, определяет специфику его действия. Количество раздражителя, мера его биологической активности —то общее, что свойственно любому раздражителю и определяет неспецифическую сторону его действия на организм. Мышечная нагрузка не является исключением. При мышечной нагрузке, как и при действии любого раздражителя, в организме происходит ряд специфических изменений и развивается неспецифическая реакция, связанная с количественной мерой нагрузки. Разумеется, понятия «количество», «мера», «сила», «доза» по отношению к организму весьма относительны. Степень биологической активности действующего фактора определяется не только абсолютной величиной этого фактора, но и чувствительностью к нему организма. По отношению к мышечной нагрузке это имеет особое значение, так как с помощью тренировок можно управлять чувствительностью и устойчивостью организма к ней. Хорошо подготовленный спортсмен может перенести такую мышечную нагрузку, которая для нетренированного окажется непосильной. Несмотря на это, каждый будет по-разному реагировать на нагрузку в зависимости от изменения ее величины, т. е. сохранится количественно-качественный принцип: зависимость ответной реакции организма от величины нагрузки.
Таким образом, была обнаружена количественно-качественная закономерность развития общих неспецифических адаптационных реакции: в зависимости от силы, дозы, биологической активности действующих факторов, внешней и внутренней среды в организме развиваются качественно отличные адаптационные реакции
4. Особенности адаптации к физическим нагрузкам детей младшего возраста
С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально - мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, по и умственной деятельности. Для повышения мышечной активности необходимы физические упражнения для совершенствования двигательных процессов и навыков, осанки, предупреждения развития плоскостопия.
В детских дошкольных учреждениях физические упражнения проводят в виде групповых гимнастических занятий и некоторых спортивных развлечений. Одежда ребенка должна быть свободной и не стеснять движения. Для придания разнообразия и увлекательности занятиям необходимо использовать различные предметы и оборудование: мячи, флажки, обручи, скамейки, лесенки.
Воспитатель, медицинская сестра или родители должны освоить те упражнения, которые будут предложены детям. Рекомендуется давать задания детям четко и ясно, без длинных, пространных объяснений, поскольку в этом возрасте трудно сконцентрировать их внимание. Рационально упростить команды, называя упражнения обобщенным образом, например: «кошка», «птичка», «паровоз» и д.р. Занятия необходимо построить, таким образом, чтобы обязательная часть, связанная с выполнением упражнений, осуществлялась динамично и сконцентрировано, а далее, во второй части, необходимо перейти к упражнениям, где в большой степени имеется игровой элемент.
Организация физических упражнений при закаливании детей предусматривает прежде всего подбор упражнений с преимущественным развитием больших мышечных групп. Необходимо чередовать упражнения большой и малой интенсивности. Продолжительность занятий для детей 4-го года жизни должна быть 20-—25 мин. Вводная и подготовительная части занятий составляют 5-6мин, основная12-14мин, заключительная—3—4 мин. Длительность занятий с детьми 5-го года жизни составляет 25—30 мин. Вводная и подготовительная части занятий занимают 6—7 мин. На 6-м и 7-м году жизни занятия проводят 30—35 мин.
Особое место занимает утренняя гимнастика, которая должна быть введена как обязательная часть, режима для ребенка с 5—6 лет. Комплексы утренней гимнастики должны включать имитационные движения, упражнения для развития мышц туловища, приседания, подтягивания, ходьбу, прыжки и бег. У детей этого возраста упражнения и движения должны быть связаны с игрой или имитацией игры. Во время занятий необходимо чередовать упражнения для всех групп мышц.
Утренняя гимнастика состоит из бега, 3—4 общеразвивающих упражнений, ходьбы, бега и подскоков. Обычно гимнастику начинают с кратковременной ходьбы и медленного бега (20— 30 с). После построения дети выполняют движения типа потягиваний. Для утренней гимнастики используются упражнения из числа рекомендованных для обычных занятий физической культурой: имитационные движения, движения сидя на скамье, лежа на спине и на животе. Каждое движение повторяют 4 -5 раза, затем бег или подпрыгивание. Заканчивают утреннюю гимнастику спокойной ходьбой.
Таким образом, повышенный двигательный режим может быть фактором существенного снижения заболеваемости детей простудными заболеваниями.
5. Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.
Для поддержания достаточного уровня физического развития в подростковом и юношеском возрасте детям прежде всего целесообразно заниматься в спортивных секциях не менее 2-3 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия я для подростков не должна превышать 1,3-1,5 часа, для юношей и девушек 1,5-2 0 часа.
Обязательным остается ежедневная утренняя физическая зарядка, продолжительностью не менее 20-30 мин. Если некоторые дети не охвачены организованными формами массовой физической культуры (например, в сельской местности), то надо, чтобы они обязательно проводили 2-3 разовые еженедельные самостоятельные тренировки.
При внедрении организованного или индивидуального оздоровительной тренировки следует учитывать следующие основные рекомендации:
• чем выше интенсивность нагрузки, тем меньше должен быть его объем;
• чем ниже функциональная готовность тех, кто тренируется, тем меньше должны быть интенсивность и объем нагрузки, но большая кратность таких занятий в недельном цикле;
• повторные нагрузки в оздоровительной тренировке допустимы только после полного восстановления функций организма после предварительной нагрузки.
5.Адаптация к физическим нагрузкам людей среднего и пожилого возраста
Поскольку главной причиной нетрудоспособности и смертности в современном обществе являются сердечно-сосудистые заболевания, основное время занятий (от 70 до 90%) в этом возрасте необходимо отводить аэробным упражнениям (ходьбе, бегу, лыжам и езде на велосипеде), так, как только циклические движения обладают в данном случае профилактическим эффектом.
Помимо циклических упражнений необходимо выполнять и ациклические: для укрепления основных мышечных групп — брюшного пресса, спины и плечевого пояса, а также упражнения на гибкость для позвоночника и суставов, что связано с необходимостью профилактики и задержки развития неизбежных возрастных дегенеративных изменений опорно-двигательного аппарата, костно-мышечной системы (остеохондроз позвоночника, артрозы, туго подвижность в суставах, мышечная атрофия и др.)
Что же касается людей зрелого возраста, которые к тому же имеют совершенно другую мотивацию: не «дальше, выше и быстрее», а профилактику возрастных заболеваний и укрепление здоровья, то принципы их тренировки существенно отличаются от спортивной. И после относительно короткого периода развития функциональных возможностей организма (сердечно-сосудистой, дыхательной систем и двигательного аппарата) от состояния полной детренированности в начале занятий до среднего или высокого уровня физического состояния — должен наступить длительный многолетний период поддержания функционального состояния, резервных возможностей организма (на всю оставшуюся жизнь). И ни о каком застое результатов здесь и речи быть не может.
Дело заключается еще и в том, что с возрастом человеческий организм все труднее адаптируется к новым движениям, новым упражнениям. Простой пример: легко ли человеку в 60 лет освоить езду на велосипеде, если раньше он не садился на него? Естественно, нет, ведь пожилые трудно переносят изменение привычного стереотипа поведения, причем в любой сфере. Это изменение и суточного ритма (например, смена времени засыпания и пробуждения), и вообще всего жизненного уклада (уход на пенсию, например). Это же относится и к смене различных упражнений, тем более целых комплексов.
Главная задача- удержаться на достигнутом уровне. А для этого вполне достаточно постоянно и регулярно выполнять один и тот же индивидуально оптимальный комплекс упражнений для укрепления основных жизненно важных мышечных групп — брюшного пресса и спины и несколько упражнений для суставов. Вот и все, что требуется человеку среднего и пожилого возраста для укрепления здоровья.
Заключение
Высокий уровень тренированности в состоянии относительного мышечного покоя характеризуется функциональными и структурными изменениями, которые отражают нарастающую экономичность физиологических функций, повышением потенциальных возможностей организма к выполнению тренировочных и соревновательных нагрузок. Систематическая тренировка приводит к усилению процессов внутреннего торможения, более быстрому формированию сложных двигательных дифференцировок.
Адаптация к физической работе, вызывающей предельное напряжение физиологических функций, сопровождается не снижением чувствительности к ней, а повышением способности к максимальной мобилизации ресурсов организма при повторном выполнении работы
Адаптационные реакции организма имеют суточный ритм, если большой мышечной нагрузке будет предшествовать слабое воздействие, то в здоровом молодом организме в большинстве случаев должна развиться реакция активации даже без специального подбора силы. Адаптацией можно управлять, то есть способствовать повышению выносливости своего организма. Необычные факторы окружающей среды (в данном случае – физическая нагрузка) оказывающие неблагоприятное влияние на общее состояние, самочувствие, здоровье и работоспособность человека, называются экстремальными факторами. По длительности воздействия на организм эти факторы могут быть кратковременными, воздействие которых организм компенсирует за счет имеющихся резервов, и длительные, которые требуют адаптационной перестройки деятельности функциональных систем человека, иногда даже неблагоприятной для здоровья
Список литературы
1. Белов В.И. Энциклопедия здоровья: Молодость до ста лет. - М.: Химия, 1993. - 400 с.
2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: СпортАкадемЭкспресс, 2000. - 280 с.
3. Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Суслов Ф.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: Учеб. пособ. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. - 230 с.
4. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. - М.: Прометей, 1993. - 156 с.
Свидетельство о публикации №120123105293