Реферат725

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774


Реферат
«Влияние занятий спортом на развитие личностных качеств»


                Новосибирск, 2020
;
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЧТО ТАКОЕ ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА, КАК ОНИ ВЛИЯЮТ НА ЧЕЛОВЕКА 5
2 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
3 ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16



ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. По мере усложнения в обществе социальных отношений видоизменялась и функция физического воспитания. Постепенно развивался процесс его внедрения в сферу материального производства и духовной жизни людей. Сегодня можно говорить о формировании нового типа человека, способного на протяжении своей жизни активно использовать собственные физические качества. В.М.Выдрин выделил наиболее важные качества современного человека: во-первых, всестороннее развитие его индивидуальных задатков, склонностей и дарований для воплощения в творческие способности ко всем видам деятельности, которые необходимы в обществе. Во-вторых, освоение каждым человеком достижений науки и культуры, формирование научного мировоззрения и в результате перемещение жизненного интереса из сферы материального потребления в сферу удовлетворения духовных запросов. В-третьих, гармоничное развитие духовных и физических качеств человека, духовной и физической его красоты.
Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.
;
1 ЧТО ТАКОЕ ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА, КАК ОНИ ВЛИЯЮТ НА ЧЕЛОВЕКА
Лидер – это тот человек, который обладает влиянием на других, может повести за собой, организовать, помочь выйти из сложной ситуации, взять на себя ответственность за решение. Таких людей можно разделить на две группы: формальные лидеры (назначенные или выбранные для общего руководства) и неформальные лидеры (пользующиеся авторитетом среди большинства окружающих).
Формальный лидер – человек назначенный руководством по приказу или распоряжению для осуществления руководящей функции в группе. Черты формального лидера воплощает в себе тренер, хотя это не значит, что он в некоторых жизненных ситуациях не может быть не формальным лидером.
Неформальный лидер – один из членов группы, позиция которого, завоевывается, как правило, спонтанно, в ситуациях не связанных с основной деятельностью, благодаря симпатии и уважению большинства группы. Способствовать этому могут личностные качества этого человека, его знания, жизненный опыт и т.п.
Кроме того, в группах могут быть и полуформальные лидеры, люди которые не назначаются сверху, а выбираются для руководства большинством голосов в самой группе. Такой лидер спонтанно выдвигается на роль не официального руководителя в условиях определенной специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, что бы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности и успешное достижение цели.
 Качества и умения, которыми должен обладать лидер: дальновидность, рассудительность, энергичность, решительность, последовательность, справедливость, безжалостность, самопознание. Среди способностей у лидера выделяют то, что он должен уметь говорить и слушать.
2 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В истории человеческого общества физическое воспитание возникло еще в раннем периоде. Осознав эффект упражняемости, влияние предварительной физической подготовки на процесс труда, люди стали готовить себя к реальным действиям в трудовой практике. Действия, на основе которых возникли физические упражнения, стали влиять не на предмет труда, а на человека.
Однако ни один вид человеческой деятельности не передается по наследству. Эффективность процесса освоения трудовых действий зависит от уровня духовного развития человека. Передача и использование имеющегося опыта основаны на механизмах социальных отношений. Для сохранения приобретенных знаний и навыков, их совершенствования возник целенаправленный процесс обучения и воспитания. Именно осознанное воздействие на личность продуманными средствами с целью формирования её поведения в соответствии с потребностями семьи и общества привело к возникновению воспитания, в том числе физического. Принцип деятельностного подхода к формированию личности побуждает к поиску видов занятий, комплексно воздействующих на развитие индивида.
Физическая культура и спорт приобрели в настоящее время большую социальную значимость, являясь не только эффективным средством физического развития человека, укрепления его здоровья, разумной сферой досуга, но бесспорно оказывая влияние на развитие личностных качеств, структуру нравственно - интеллектуальных характеристик.
Целью физического воспитания является воспитание здоровой творчески развитой личности. Следовательно, в рамках предмета параллельно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Сочетание развития физических качеств и совершенствования эмоционально - волевой сферы важнейшее условие при занятиях физической культурой.
Каждая отдельно взятая личность является структурной единицей общества. В коллективе человек оценивается по уровню полезности, потенциальных возможностей и перспектив в будущем. Стремление к жизненному успеху заставляет индивида ставить цель, которую он хочет достичь. Однако, если человек оценивает себя невысоко, ему сложно проявить активность, организованность, умение взять ответственность в решении задачи на себя, требовательность, творчество. Поэтому в настоящее время уделяется особое внимание развитию личностных качеств, способных помочь в решении поставленных задач.
Одной из отличительных особенностей физической культуры является объект воздействия. Это сам человек. Совершенствуя физические качества, он оказывает влияние непосредственно на самого себя. Таким образом, чтобы осуществить правильное воздействие, необходимо узнать процессы, происходящие в организме. Здесь начинается планомерная работа самознания, самообразования. Самосовершенствование невозможно если не знаешь качественные характеристики объекта труда. Полученные знания расширяют и совершенствуют практические умения и качества.
Начиная с субъективной оценки своего состояния, когда человек приглядывается и прислушивается к самому себе, конкретизируются вопросы, анализируется физическое самочувствие, расположение духа, настроение. Самоанализ является средством рациональной организации личностью своей деятельности, отношения к успехам и неудачам. Самонаблюдение позволяет найти ответы, и человек начинает борьбу с чрезмерным волнением, овладевает умением управлять настроением, учится прикладывать усилия даже когда кажется, что сил уже нет. Эмоциональное совершенствование нужно не только в спорте.
Психологическими исследованиями установлено, что занятия физической культурой способствуют совершенствованию личности, причем совершенствуются сами психологические процессы, на основе которых человек управляет своими движениями. В данном случае имеется в виду приобретаемое умение точно отмеривать временные отрезки (без секундомера), выполнять упражнения с заданной амплитудой. Натренированность мышечно-двигательных чувств, четкость работы центральной нервной системы составляют основу этой саморегуляции.
Способность предвидеть неожиданные ситуации необходимы человеку во всех сферах жизнедеятельности. Это умение называется антиципацией, т. е. упреждение, предвосхищение. Однако развить его можно только с помощью накапливающегося опыта. Особенно ярко этот навык развивают спортивные игры. При хорошо развитом уровне антиципации человек способен быстро реагировать на замыслы противника, сокращать время двигательной реакции. Своевременно выполненные необходимые движения сокращают количество пространственных ошибок. В обычной жизни это умение проявляется в способности быстро и точно увидеть и оценить сразу несколько сигналов и мгновенно принять правильное решение.
Проявление воли на спортивных соревнованиях видели все. Воспитание навыка к совершению непривычных усилий можно осуществлять с помощью средств физической культуры и спорта.
Совершенствование воли является особенностью физкультурной деятельности. Это качество развивается в действиях, направленных на достижение определенных целей, выполнение обязательных нагрузок, преодоление напряжения и препятствий. Решение любой жизненной задачи связано с преодолением внутренних и внешних препятствий. Изучая технику спортивного упражнения, технико-тактические действия в той или иной ситуации, выступление на непривычных спортивных площадках, человек учится преодолевать внешние препятствия.
Человек подвержен изменениям психического состояния. Постоянно преодолевая внутренние препятствия (неуверенность в своих силах, плохое настроение, апатию, страх поражения), он мобилизует волевые качества, приобретает привычку управлять своим субъективным состоянием, противостоять переживанию стрессовых состояний.
Развитие уверенности в себе, в своих силах можно целенаправленно тренировать уже с дошкольного возраста. Изучение все более технически сложных движений (особенно с предметами), формируют у детей убежденность, что прикладывая усилия можно решить любые задачи.
Широкая самостоятельность действий во время занятий и высокие требования к проявлению находчивости в игровых видах предоставляет простор для творческого развития инициативности, решительности.
Повышенная эмоциональность в большинстве игр, с напряженными межличностными отношениями, позволяет смоделировать активные отношения между людьми в коллективе. Моделирование в физкультурной деятельности коллективистских настроений создает хорошие предпосылки для формирования целостной личности, которая умеет правильно соединять личные интересы и общественные.
Различные препятствия встречаются на жизненном пути человека. Платятся большие деньги за сомнительные курсы по повышению личностной оценки, а решение проблемы как всегда простое и изящное. Ведь с формированием личностных качеств средствами физической культуры мы получаем красивую подтянутую фигуру, точные, элегантные движения, а, следовательно, - опять уверенность в себе.;
3 ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
В жизни человека активные занятия спортом занимают достаточно непродолжительный период. Однако, этот период является чрезвычайно важным, ведь именно в это время происходит формирование индивида как личности. Физическая культура и спорт не только являются средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, одной из форм проведения досуга, средством повышения социальной активности ,но и существенно влияют на другие стороны человеческой жизни: на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества; на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли. Сам процесс регулярных занятий физической культурой или спортивной тренировкой предполагает воспитание не только определенных умений и навыков физических качеств, но и психических качеств, черт и свойств личности. В процессе физического воспитания формирование психических ситуаций, “проиграть” которые можно посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов. Занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, свое тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. Это очень важно. В соревнованиях рвение к победе укрепляет силу духа человека, настойчивость и силу воли. Во время занятий совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других.
Целеустремленность-проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий. Развивая это волевое качество при занятии спортом, человек использует его и в своей профессиональной подготовке, когда требуется планомерность занятий.
Сила воли, эти качества, развиваемые при занятии физической культурой или спортом несомненно пригодятся в жизни. Систематическое вовлечение мышечной системы в двигательную активность, оказывая огромное влияние на весь организм, стимулирует и интеллектуальную деятельность человека, повышает продуктивность умственного труда. В процессе тренировок человек учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно–двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний. При самоконтроле и саморегуляции двигательных действий принимают участие практически все интеллектуальные процессы. Это связано, во–первых, с тем, что физические упражнения ставят перед человеком множество разнообразных проблем (планирование, контроль, выбор стратегии), а, следовательно, побуждает человека приобретать опыт их решения. Кроме того, можно говорить о влиянии более глубокого и сложного характера, базирующегося на взаимосвязях психомоторного и интеллектуального развития, когда целенаправленные воздействия на двигательную сферу человека вызывают соотносительные (корреляционные) изменения в его интеллектуальной сфере.
Немалое влияние на развитие личности оказывает микросреда, совокупность малых социальных групп, контактных коллективов, организаций, в которые включается личность в процессе социального общения и деятельности. Малой социальной группой для человека может являться в числе других и спортивная команда, коллектив. Более того, занятия в спортивной секции обеспечивают человеку общение, организованное воспитание и самовоспитание. Причем не имеет значения, какого вида эта спортивная деятельность.
Систематические занятия спортом положительно влияют на развитие таких способностей человека, как коммуникабельность, общительность, дисциплинированность, самостоятельность в принятии решений и т.д.
Активные занятия спортом это не особо продолжительный период в жизни человека, но очень важный, так как именно в этот отрезок времени происходит основное формирование человека как личности. Стоит отметить, что на этапе формирования личности занятия спортом не должны быть бесконтрольными, а напротив, под разумным, профессиональным педагогическим управлением.
Исследования эмоционального состояния занимающихся физической культурой показали, что чувство радости, азарта, удовлетворения чаще испытывают от занятий спортивными и подвижными играми. В то же время у занимающихся боевыми искусствами отсутствует восприятие духовной стороны движений, а проявляются: агрессивность, ярость, жестокость, гордость. В то время как расслабление, отсутствие агрессивности, злости, жестокости возникает во время занятий хореографией. В спорте точнее, чем в любом другом виде деятельности, можно сказать, кто есть кто. Этому способствует, во–первых, достаточно дифференцированная система спортивной классификации: 2 и 1 юношеские разряды; 3, 2, 1 — взрослые, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного класса и, наконец, заслуженные мастера спорта. Однако спорту важно не только и не столько то, что определило уровень мастерства, ценнее другое — что может сделать сам спортсмен для своего развития и самосовершенствования. В чём же опасность слишком быстрого роста спортивных результатов? Во — первых в том, что спортсмену излишне легко даются начальные ступеньки. Новичок не осознаёт, что без большого труда, порой предельного физического, волевого и эмоционального напряжения нет по — настоящему значительных результатов в спорте. Когда легко, он не думает об этом, не закаляет свою волю. А ведь основное средство формирования волевых качеств — преодоление трудных и всё усложняющихся препятствий на пути к поставленной цели. Умение генерировать необходимое волевое усилие формируется с самого начала спортивной биографии. По дороге к спортивным вершинам столкновение с препятствиями неизбежно. Спортсмен должен чувствовать и знать, что спорт — не лёгкая забава, а трудное дело. Во — вторых, скоротечные успехи, особенно если в их основе нет настоящего труда, могут привести к утрате самокритичности. Желанные цели будут казаться легко досягаемыми, на самом же деле это далеко не так. Есть не мало людей, которые за год проходили путь от новичка до перворазрядника. Многие потом на этом уровне застревали. Немногие шли дальше и быстро становились мастерами. К сожалению, чемпионы и рекордсмены из таких, как правило, не получались. Подводя итоги, можно сделать вывод: спорт может и должен стать средством воспитания гуманной и гармонично развитой личности, средством ориентации молодежи на активное участие в укреплении мира и дружбы между народами, в ускорении прогресса общества. Для этого сегодня есть все условия, но здесь прежде всего важна целостность воспитательного процесса, исключение однобокой направленности его только на телесное совершенство.
;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном ситуации все усложняющегося мира важно у нового поколения формирование осознания возрастающей глобальной ролевой важности физической культуры в формировании человека и прогрессивности развития общества, ибо она является важнейшей предпосылкой реализации их потенциала. Человек в будущем - это человек разумного и гуманного, пытливого и деятельного поведения, умеющего наслаждаться красотой; это целостные, всесторонне развитые личности, воплощающие идеалы подлинного единства сущностной силы человека, его духовных и физических совершенств. Поэтому имеет смысл стремиться к совершенствам не только на материальных, повседневных уровнях, но и в духовной сфере, таким образом, создается гармония в нашем социуме, в нашей жизни. Для этого мало изменить что-то в себе в самом человеке, хотя это является начальной и базовой ступенью в прогрессе, следует менять структуру нашего бытия, в том числе культурную сферу и систему физической культуры.
Физическая культура служит мощным и эффективным средством, способствует физическому воспитанию и всестороннему развитию личности. На занятиях физической культурой личность не только совершенствует свои физические умение и навыки, но и воспитываются волевые и нравственные качества. Следовательно, физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, во многом определяет поведение человека в учебе, в быту, в общении, на рабочем месте, способствует решению различных жизненных задач.
Таким образом, личность человека представляет собой синтез психофизиологических, духовных и материальных потребностей человека. Взаимодействие всех этих составляющих и доминирование одного над другим определяет цели человека в жизни и способ их достижения. В связи со сложностью и многогранностью биосоциокультурного существа человека необходимо учитывать большое количество неблагоприятных факторов, влияющих на индивида. Именно здесь раскрывается основная ценность физической культуры как главного положительного явления, формирующего социально адекватного человека.

;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Алексеев В. А. « Физкультура и спорт» М.: Просвещение 1986.
2 Белорусова В.В. « Воспитание в спорте» М., 1993
3 Захарова Е.Л. « Как спорт помогает оценивать себя» М., 1988
4 Гарипова А.З. Потенциал пауэрлифтинга в формировании физических и личностных качеств // Спорт. 2014. №4. С. 96-99.
5 Журова И.А. Влияние спорта на формирование личности // Спорт. 2014. -№2. -С. 150-159


Рецензии