Умелое управление Россией и её хозяйством - услови

Умелое управление Россией и её хозяйством  - условие её выживания
Из субъективных заметок «Россия перед миром»
   
  Согласны, название заметки тривиально. И мы не собираемся  претендовать на то, что разбираемся в экономике и, тем более, в управлении экономикой. Зачем об этом собираемся рассуждать? Опять тривиально: положение в экономике сильнее всего влияет на здоровье общества. Когда Советское общество начало особенно трясти? С начала 80 – х г.г. , когда с полок магазинов стали исчезать самые необходимые товары: сначала в небольших посёлках и малых городах. Тогда и появляется «загадка»: «длинная зелёная пахнет колбасой» (электричка, отъезжающая от московского вокзала с пассажирами, которые запаслись в Москве колбасой). В «перестройку» дефицит преодолеть не удалось: его, видимо, и не стремились преодолевать. Стали распространяться идеи, что, мол, без внедрения рыночной экономики (то есть, как теперь оказалось, безоговорочному возврату к капитализму) дефицит не преодолеем.
    Да, безоговорочно вернулись к капитализму… И вот живём: на полках магазинов в городах полно товаров, не будем говорить об их качестве; при домах и около домов многоэтажных торчат бесчисленные частные автомобили; на улицах опять же больших городов регулярные пробки; на лицах хозяев и хозяек этих автомобилей что-то незаметно радости, больше тревоги. Это внутренняя картинка.
   А  перед  Миром. Таких нападок на страну, такого количества каверз против себя Россия ещё  никогда не испытывала. Нам должно быть стыдно перед нашими предками, и перед нашими отцами и дедами и теми, которые ещё живы и теми, которые ушли в мир иной. Не нужно обращаться к нашему ВВП, к нашим показателям производственных  мощностей и уровня жизни. Нападки на страну спровоцированы и будут провоцироваться дальше её экономическим ослаблением. Нападки на страну или санкции (дипломатические плевки в её сторону) – индикатор развития нашей экономики.
     Мы круто, благодаря решимости Егора Гайдара рванулись «в рыночную экономику», но что-то реального рывка в хозяйстве страны не произошло. Наоборот потеряны позиции во многих ключевых отраслях народного хозяйства, науки и культуры. КНР, чуть-чуть раньше, обратившаяся к советскому опыту НЭПа: подразумевающему функционирование рыночных отношений при сохранении власти трудящихся  и тщательно учитывая историческую и национальную специфику 5 – ти тысячелетней цивилизации  страны, догнала и обогнала Россию (экономически).  В некотором отношении заняла место, на котором находился СССР.    
     А ведь в своё время мы помогли выстоять коммунистам в Китайской Народной республике. Как и большевики в России китайские коммунисты столкнулись с целым рядом трудностей, особенно в развитии экономики страны, они, конечно, вначале использовали кое-что из нашего опыта. Но потом поняли, что механическое копирование советского опыта малоэффективно.
     Драматическая история Советского Союза  и показательные на сегодня достижения КНР в развитии своего хозяйства и общества в целом – свидетельствуют о том, что движение к обществу реального гуманизма (социализма/коммунизма) оказывается не таким простым, как это представлялось  первоначально коммунистам, попытавшемся начать это движение.
      Представления об этом процессе не могут не изменяться вместе с изменениями объективных условий и теоретических моделей отражающих это. Мы о нашем видении этого процесса сквозь призму нелинейности уже писали, и не раз будем к этому вопросу обращаться. Нам представляется, что формации (их, наверно, больше чем пять)  не исчезают с исторической арены безвозвратно. Наряду с процессами революционной ломки одной формацией (новой) другой (старой) имеет место и притирание нового к старому.  Любая формация сплав взаимодействий старых (как будто ушедших формаций), современной формации (новой) и  потенциально и имплицитно присутствующей будущей (новейшей формации). Заслуга китайских коммунистов перед своим народом, по крайней мере, пока, состоит в том, что они, создав политическую систему народного государства, не идеальную, смогли заставить с её помощью рыночную капиталистическую экономику работать в целом на благо страны и её народа. Ортодоксы теории научного коммунизма искренне вопиют: нет в Китае социализма, тем более коммунизма, там капитализм. А мы утверждаем, что в современном мире элементы социализма/коммунизма или реального гуманизма присутствуют ещё со времён первобытного общества во всех странах. В том числе и в США. А вот зрелого социализма (реального гуманизма) перехватившего бы экономическое доминирование  у капитализма, видимо, нигде ещё, пожалуй, нет.
«…То, что имеет смысл, – не то, какая партия контролирует правительство, а то, что народ контролирует правительство… …Забытые мужчины и женщины нашей страны не будут больше забытыми… … нужны хорошие школы, безопасные районы и хорошие рабочие места. Это справедливо, это разумно. Эти требования – требования праведных людей. Но для многих наших соотечественников реальность отличается. Есть бедность. Заводы проржавели – и они напоминают нам могильные камни. Образовательная система не предоставляет образование нашей молодежи, не предоставляет им знаний. Преступность, банды, наркотики унесли много жизней и ограбили нашу страну… Один за другим закрывались заводы. Они даже не подумали о миллионах и миллионах работников, оставшихся без работы…»
     Трудно представить, что эти слова принадлежат Трампу, ярому антикоммунисту и антисоциалисту. А ведь вынужден он был их произносить  в своей инаугурационной речи 4 года назад. Таким образом со времён «великой депрессии»  даже американская политическая элита в борьбе за право управлять Америкой вынуждена пользоваться языком «социального государства», т.е. есть тем языком справедливости, который понимает большинство избирателей (в Америке живут не одни миллиардеры).  Практика социального государства объективно идейно и психологически готовит дорогу социализму, если, как тенденция, усиливается, а не ослабевает ( в ней есть элементы реального гуманизма).    
     О социализме в России заговорили не потому, что соскучились по пустым полкам. Пустые полки также  как и бедность не от социализма, а от неумения или от нежелания управлять хозяйством страны в интересах большинства трудящегося  народа. Трамп вольно или невольно признал, что идеальной политической партией может считаться только та партия, которая представляет интересы народа, т.е. та партия, через которую народ может действительно контролировать правительство.
 


Рецензии