Письмо Татьяны. Эссе

Письмо Татьяны. Эссе.

Вы учили в школе Письмо Татьяны наизусть по заданию учителя?.. Мы учили. Причём девочкам надо было выучить Письмо Татьяны, а мальчикам - Письмо Онегина к Татьяне. Кстати, я совершенно не помню, чтобы кто-то из моих одноклассников его прочёл бы на оценку... А вот девочки читали увлечённо, с выражением, с тоской в глазах и голосе, словно  у них в жизни уже была подобная ситуация или же они готовились уже именно к ней... И это в восьмом классе...

От нас тогда не требовалось подвергнуть анализу эти строки, да и учительница никак их не комментировала.
Но сейчас, по прошествии большого количества лет, мне бы хотелось поразмышлять над этим письмом, как и над поступком Татьяны, написавшей его и отправившей с мальчиком, внуком своей няни, (к слову сказать, очень ненадёжный способ отправки столь важной почты) к Онегину, в его имение.

Письмо Татьяны, как свершившийся факт, не только следствие её вспыхнувшего чувства, но и следствие её образованности, знания французской литературы. В её любимых французских романах героини слали любовные письма предмету страсти, когда не было возможности объясниться устно.

"Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Кларисой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя...
Но наш герой, кто б ни был он,
Уж верно был не Грандисон."

И вот начало её письма:

"Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать."

Итак писать первой - уже огромный поступок (или пРоступок?), вызванный очень важными причинами. Их Татьяна все и перечислит. Однако задержимся на строке" Меня презреньем наказать"... За что возможно наказание презрением в данной ситуации? За то, что девушка не должна писать первой, ожидая в неведении своей участи? За то, что не имеешь права выбора - выбирать должны тебя?.. Нарушение неписаного этикета? Герои читаемых ею романов наказывали, видимо, девушек и презрением...
Так что же получается? Татьяна считает возможным такой поступок по отношению к ней Онегина и настолько выше себя ставит его, что готова от него принять и презрение, раз уж пишет.

А вдруг он всё же поймёт мотивы её письма. Ей нужен прежде всего друг, человек, которому можно было бы доверить свою душу.

"Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно."

"Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела..."

А в чём собственно стыд?.. В том, что пишу?.. Потому что образованна и могу писать и выражать себя в письменном слове?..В том, что Вам признаюсь в сложности своих чувств?.. Почему же женщине, уже страдающей и от обрушившегося на неё чувства, и от неясности ситуации, ещё и стыдиться надо?.. Но таково давление общественной морали...

"Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи."

Уточним, что никаких речей Онегина в гостях у Лариных при первом его приезде к ним, мы не услышали. Но, наверное, они были и пленили Татьяну своей, для неё, непохожестью на вседневные речи приезжающих соседей.

Вопрос Татьяны" " Зачем вы посетили нас?" - скорее, обращён к самой себе. Ей ведь хочется понять, зачем это случилось, и было ли в явлении Онегина какое-то предопределение. Все соседи в глуши степных селений наезжали друг к другу, и уже слыша об его странностях ( нелюдимости, например) не желала ли она уже встречи со столь необычным человеком? Конечно же, желала.

И вот уже переход  с "Вы" на"ты" как надежда на взаимопонимание:
"Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!"
Всё последующее развёрнутое признание о "воле неба" есть, я думаю, как раз-таки цитата из любимых ею книг.

Но вот опять и трезвое суждение, и раздумье:

"Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное…"

"Коварный искуситель" - не так уж наивна эта девушка, если знает о коварстве любви и  смеет  предполагать это качество и в Онегине.

"Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!

Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…"

Предчувствуя словно, что всё пойдёт не так, как ей бы хотелось, Татьяна называет  своё смятённое чувство "тяжёлым сном", заслуживающим укора.
И опять во второй раз употребляется слово "стыд" и даже "страх" ( а чего всё же она ещё боится, кроме укора и отказа ?..).
Она боится быть ославленной, значит, и о таких вариантах она либо читала, либо слышала уже на своей русской почве.
"Но мне порукой ваша честь", - эти слова как раз надежда на то, что их объяснение, как и её письмо, не станет предметом жарких сплетен, коими так обильно был наполняем досуг поместных дворян.
 
Так что же, практически весь поворот событий  она в своём письме и предсказала: он разрешил её сомнения, подтвердив , что "это всё пустое, тоска неопытной души и суждено совсем иное", он даже поблагодарил её " Мне ваша искренность мила", но и был назидателен: "Учитесь властвовать собою". Он сохранил в тайне и письмо, и встречу в саду, где объяснился с ней. По крайней мере мы не видим, чтобы герой пересказал эту историю хотя бы Ленскому, как своему другу. Он её не обесчестил...

Но каков всё же смысл этого Письма, помимо признания в любви? Татьяна сообщает Онегину, что ей не просто одиноко в пространстве своего окружения, а что она словно во вражеском стане, который не даёт ей возможности дальнейшего развития:
"Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна."

Наивная мечта, что Онегин вырвет её из этого круга, даст необходимую пищу её уму, будет способствовать развитию всех её способностей, могла быть связана для неё только не иначе, как с замужеством...
А какие способности она прозревала и ощущала в себе? Наверное, всё же нечто связанное с литературой. Недаром же во время последующих московских встреч на "ярмарке невест" в одном из дворянских собраний
"У скучной тетки Таню встретя,
К ней как-то Вяземский подсел
И душу ей занять успел." Ему, известному поэту того времени, другу А.С. Пушкина, было интересно беседовать с провинциальной барышней, а ей с ним.
 Следы незаурядного писательского таланта, конечно же, несёт на себе и письмо Тани.
Так что помимо полученного невольного чувства самодовольства и даже приятных ощущений ("И в сладостный, безгрешный сон Душою погрузился он" ), Онегин должен был быть и уязвлён столь необычной в его любовных опытах новизной. Ведь, как мы помним,  писательский труд ему был тошен:

"Отступник бурных наслаждений,
Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать — но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его".


Несколько лет назад в Санкт-Петербурге я была на опере " Евгений Онегин" в Мариинском театре. В сцене объяснения Онегин возвращает письмо Татьяне, и она его тут же разрывает на мелкие кусочки, бросая себе под ноги.

Ничего подобного нет и быть не может в романе Пушкина.

Надо сказать, что отповедь Онегина, говоря современным языком, так же ошарашила Татьяну, как и её письмо столичного гостя. Отказ она предполагала, однако в какой форме он был преподнесён: герой искренне и честно выставляет себя в самом неблагопрятном виде в роли супруга, так как очень хорошо себя знает.Он "любит её любовью брата и, может быть, еще нежней" и не допускает, чтобы Татьяна была несчастна в браке с ним.
Вот почему, обнаружив в нём такое большое благородство, и после объяснения "пуще страстью безотрадной
Татьяна бедная горит;
Ее постели сон бежит..." - что ещё раз подчёркивает мысль, что Письмо ею не могло быть не написано, так сильно и необоримо было её чувство...
 
 Письмо это было всё же прочитано ещё одним человеком, автором и другом Онегина, как персонажем романа, которому, всецело доверяя, он отдал на хранение "посланье Тани", отправляясь в путешествие:

"Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу."

Однако Онегин вернулся в Петербург два года спустя и снова перечитывает Письмо, значит, оно опять у него:

"Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине,
В начале нашего романа,
В глухой, далекой стороне,
В благом пылу нравоученья
Читал когда-то наставленья,
Та, от которой он хранит
Письмо, где сердце говорит,
Где всё наруже, всё на воле,
Та девочка… иль это сон?..
Та девочка, которой он
Пренебрегал в смиренной доле,
Ужели с ним сейчас была
Так равнодушна, так смела?"

Выходит, большим событием был и остался для Онегина ( и для нас, читателей ) этот удивительный образец эпистолярного жанра, если он его хранит, перечитывает и черпает в нём чистоту, силу и искренность чувств. Выходит, что не зря это Послание было всё же написано и отослано...


29.12.2020
Иллюстрация из Интернета


Рецензии
Кира, добрый вечер! Я с огромным интересом перечитала Ваше эссе на письмо Татьяны. Вновь вернулась к этому волшебному произведению, благодаря Вам, ведь на классику теперь совсем не находится время
Вы так проанализировали письмо Татьяны, что добавить воющем нечего!
Правильно Вы заметили, что девочки уже осознанно читали Письмо, ведь они взрослеют быстрее мальчиков, и даже если не переживали что-то подобное, то фантазируют себе и чувства, симпатии, и даже страдания от неоправданных надежд.
«Я Вам пишу, чего же боле..» звучит пронзительно, жарко! Понимаешь сразу, что эти чувства созрели в душе Татьяны и им уже так тесно, что нет сил у неё таить их, перерастающих в боль, сомнения, смятение. Наверное, Татьяне легче ославиться, чем не решиться на это признание. А ведь чувства эти могут быть надуманными или спровоцированными прочтением любимых романов, героини которых приходят в жизнь нашей Татьяны
-воображаясь героиней
Своих излюбленных творцов...
А когда появляется незнакомец, Другой в её окружении, ТатьЯна видит в нем единственного и спасителя, ведь она совсем одна, никто её не понимает, а с ним связаны новые надежды...
Кира, мне уже кажется, что я повторяю Ваши мысли
Если чесно, мне кажется Онегин для Татьяны- плод её пылкой фантазии, свойственной для юной, не опытной девушки.
Спасибо Вам , Кира, за новую возможность поразмышлять, полезно иногда!
С пожеланиями добра, Ольга

Ольга Зарянко   04.01.2021 17:34     Заявить о нарушении
Оля, как я рада, что Вы прочли моё эссе и так подробно ответили.
Отдельные Ваши мысли очень интересны: о девочках, что созревают раньше мальчиков, или вот это:"Татьяне легче ославиться, чем не решиться на это признание".
Но, конечно же, она влюбилась по-настоящему не на шутку. Ведь автор пишет: "Пришла пора - она влюбилась". И будет она Онегина любить всю жизнь. Помните, в конце романа она говорит герою: " Я вас люблю, к чему лукавить..." А ведь прошло два года с тех пор, и она уже замужем.
Я люблю смотреть по телевидению передачу " Игра в бисер". Ведущий профессор Игорь Волгин, очень интересный человек, сам поэт. У него собираются в студии поэты и писатели, и они размышляют над каким-нибудь произведением русской, а порой и иностранной литературы. И Волгин всегда подчёркивает, что обращаются они только к классике, вечно живой и насущной.
Ещё раз Вас благодарю за отзывчивость и размышления,
Кира.


Кира Костецкая   04.01.2021 18:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.