Реферат689

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774


Реферат на тему:
Лыжный спорт, перспективы развития


Новосибирск 2020



Лыжи — одно из самых древних изобретений первобытного человека. Появление лыж было обусловлено потребностью человека добывать на охоте пищу зимой и передвигаться по местности, занесенной снегом. Постепенно лыжи стали одним из самых популярных  видов зимнего спорта. Норвежцы считаются первым народом, кто впервые заинтересовался лыжами как спортом.
Впервые соревнования по всем видам лыжного спорта (по современным понятиям) были проведены в 1767г.: слалому, скоростному спуску и гонкам, а также и по биатлону.
Во второй половине 19 века впервые было создано первое лыжное спортивное общество в Норвегии, вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб.
В нашей стране 16 декабря  1895 г. принято считать днём рождения лыжного спорта.
И на современной ступени развития, лыжный спорт занимает одну из лидирующих позиций.
В связи с невысокой коммерциализацией и не самыми яркими презентационными возможностями вида спорта, лыжники-гонщики никогда не были избалованы вниманием спонсоров, современность — не исключение. Так серебряный призер игр в Турине Николай Круглов выкупил олимпийские медали отца, которые тот продал для финансирования подготовки сына к Олимпиаде.
Но армия любителей лыжного спорта неуклонно растет, для сотен тысяч жителей России лыжные гонки — этот прекрасный, исконно русский, самый массовый из зимних видов спорта, позволяющий продлить физическую активность и спортивное долголетие до очень почтенного возраста (80-85 лет).
Любители лыжного спорта надеются на сохранение всероссийских традиций в области развития, как массового (детского и ветеранского лыжного) спорта, так и спорта высших достижений даже в условиях общемирового экономического кризиса.
В особенности сейчас недополучают должного внимания и финансирования юные лыжники-гонщики, особенно в глубинке. В непростом тренировочном процессе, во время воспитания личности и мотивации к занятиям юного лыжника на пути к заветному Олимпу, часто тренерам приходится тратить свои собственные средства, получая и без того небольшие зарплаты.
На недавнем заседании коллегии Минобрнауки России Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов отметил вклад в развитие спорта дополнительного образования, указав на то, что ведомство провело большую работу по облегчению доступности подобных заведений, а также была проведена реформа финансирования программ дополнительного образования. Был отмечен и тот факт, что повысилась средняя зарплата педагогов дополнительного образования — до 26,8 тысячи рублей. Это, приблизительно, составляет 83% от того, что получают школьные учителя, при этом министерство ориентировалось на показатель в 85%.
Говорить о перспективах развития лыжного спорта трудно, можно сказать, что они не надежны. Люди должны попадать в сборную по спортивному результату. А в лыжах много таких моментов, когда все это не учитывается. Сейчас все меньше и меньше людей занимаются лыжным спортом, так как дети не тяготеют к нему.  Ещё одна проблема в лыжном спорте является недофинансирование, так как  всё делается  за счет энтузиастов.
В заключение хотелось бы сказать, что лыжи – средство физического воспитания для людей любого возраста. Поэтому государству следует уделить особое внимание данному виду спорта.

В большинстве районов  нашей страны, где зима продолжительная  и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры.
Передвижение на лыжах  в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное  воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и  в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при  занятиях на лыжах очень легко  дозируется как по объему, так и  по интенсивности. Это позволяет  рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей  любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах. Во всех видах занятий на лыжах - на уроках, на тренировках, на соревнованиях или  просто на прогулках - успешно воспитываются  важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению  любых трудностей, что особенно важно  в подготовке юношей к службе в  рядах Вооруженных Сил РФ.
Лыжи имеют большое  прикладное значение в быту и на различных работах в условиях длительной и снежной зимы в северных и восточных районах страны, где  используются охотниками, геологами, связистами, лесниками.
Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди  школьников и молодежи. Особенно привлекают спуски со склонов различной крутизны.
Занятия на лыжах имеют  образовательное значение. В ходе занятий лыжники приобретают  новые знания, умения и навыки, связанные  с лыжным спортом (изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену занятий физическими  упражнениями и т.д.).
В нашей стране сложились  две основные формы работы по лыжам - лыжная подготовка и лыжный спорт.
Лыжная подготовка - обязательный минимум занятий на лыжах по физическому  воспитанию в общеобразовательных  школах, профессионально-технических  училищах, средних и высших учебных  заведениях различного профиля, в Вооруженных  Силах страны; рекомендуется в  качестве спортивного развлечения  включать в занятия по физическому  воспитанию в дошкольных учреждениях  и передвижение на лыжах. Лыжная подготовка проводится на основании государственных  программ и обеспечивает обучение детей, подростков, юношей и всего взрослого  населения страны технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных  нормативов, в том числе и нормативов любого комплекса, характеризующего физическую подготовленность всех возрастных групп страны. В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум знаний по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям и т.д.; прививаются навыки самостоятельных занятий и инструкторской практики.
Лыжный спорт - один из самых  массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности  и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные  дистанции.
Главная задача занятий лыжным спортом - достижение физического совершенства и наиболее высоких спортивных результатов, что и является основным отличием спорта от других видов занятий лыжами. 

лыжный спорт зародился в Норвегии, где с 1733 г. лыжная подготовка стала обязательной для военнослужащих. Первые соревнования состоялись в 1767 г. В них вошли все современные дисциплины (по правилам того времени): биатлон, слалом, гонка и скоростной спуск.
С 1877 г. стали открываться спортивные общества и клубы любителей лыжного спорта: сначала в Финляндии, а затем в остальных государствах. Лыжные состязания становились частью народных гуляний. А в конце 19 в. лыжи выделились в спортивную дисциплину, состязания по которой стали проводиться на всем земном шаре.
В состав Олимпиады лыжный спорт вошел с первого дня ее истории — с I-х Зимних Олимпийских игр во Франции. Спортсмены состязались в лыжной гонке на 18 и 50 км, прыжках с трамплина и двоеборье.
 

Польза лыжного спорта
Его влияние на здоровье и характер происходит по трем направлениям:
Оздоровительное. Ходьба, бег и прыжки на лыжах благоприятно воздействуют на организм, а интенсивные нагрузки повышают силу и выносливость.
Воспитательное. Занятия лыжным спортом развивают силу воли, дисциплину, выдержку и другие важные личностные качества человека.
Прикладное. Лыжи применяются человеком для оздоровления, а также в трудовой деятельности и в повседневной жизни.
Лыжный спорт и здоровье
Лыжные тренировки оказывают всестороннее положительное воздействие на организм человека. С одной стороны, это обусловлено включением в работу почти всех групп мышц, а с другой — нахождением на свежем воздухе. А щадящие нагрузки делают лыжный спорт доступным для людей любого возраста — от малых детей до пенсионеров.
К основным преимуществам лыжных тренировок можно отнести:
Укрепление иммунитета за счет длительного нахождения на морозном воздухе, аналогичного закаливанию.
Тренировку сердца и сосудов за счет кардионагрузки при ходьбе и беге на лыжах.
Избавление от бессонницы, депрессии, нормализация работы нервной системы, борьба со стрессом.
Вентиляцию легких, сопровождающуюся увеличением объема проникающего в кровь кислорода.
Избавление от лишних килограммов и укрепление мускулатуры.
Противопоказания
Как и любой вид физической активности, лыжный спорт имеет свои противопоказания. Так, не стоит заниматься лыжами при:
Наличии патологий сердца, сосудов и дыхательной системы.
Вынашивании ребенка.
Склонности к простудным заболеваниям.
Болезнях суставов.
Недавних травмах и хирургических вмешательствах.


Кроме того, нередким явлением при занятиях лыжами являются травмы. Они возможны вследствие нарушения техники безопасности, некачественного или неграмотно подобранного инвентаря, катания по неприспособленным дорогам, а также нередки на начальных этапах тренировок.

В последние 15–20 лет рассматриваемые показатели в значительной мере стабилизировались, что на примере легкоатлетов позволило выявить зависимость ООЦН от длины соревновательных дистанций. Она имеет вид кривой, где в диапазоне от 800 до 5000 м происходит существенное увеличение ООЦН. Однако с дальнейшим ростом соревновательных дистанций увеличение общего объема циклических нагрузок идет уже не так круто.
Следует отметить, что объемы нагрузки, применяемыми бегунами марафонцами и лыжниками гонщиками, — идентичны. При этом следует отметить, что марафонцы-легкоатлеты соревнуются только на своей дистанции или близкой к ней по протяженности, а в лыжных гонках мы выполняем одинаковые объемы независимо от того, готовимся ли мы выступать в спринте или на «полтиннике». Разве это не парадокс? Как можно развивать скоростные качества, необходимые в гонке на 10 км, не говоря уже о полуторакилометровой дистанции, выполняя годовой объем нагрузки на уровне 9–10 тысяч километров?
Теперь рассмотрим вторую часть данной проблемы: каково должно быть соотношение нагрузок различной интенсивности, составляющих 00ЦН. Но вначале хотелось бы напомнить о самих зонах интенсивности, принятых в спортивной тренировке.
Первая — зона восстановительных нагрузок. Она характеризуется потреблением кислорода на уровне 50–70% от максимального и незначительным накоплением лактата — недоокисленных продуктов энергообеспечения. Сюда относятся упражнения, где почти вся энергия работающих мышц обеспечивается аэробными процессами за счет расщепления жиров. Частота сердечных сокращений (ЧСС) находится на уровне 130–140 ударов в минуту. Продолжительность нагрузки — до нескольких часов. В работе участвуют в основном так называемые медленные мышечные волокна. Тренировку в этой зоне следует рассматривать как эффективное средство восстановления после занятий с высокой интенсивностью. Верхняя граница зоны может применяться для развития общей выносливости, при длительности выполнения работы до четырех часов.
Вторая — зона развивающих нагрузок. Ее основной задачей является повышение скорости и мощности на уровне анаэробного порога. Потребление кислорода — в диапазоне 60–90% от максимального. Сюда относятся упражнения, при выполнении которых более 90% всей энергии образуется аэробным путем. В энергообеспечении задействованы жиры и углеводы, при небольшом перевесе в сторону последних. Упражнения выполняются с ЧСС на уровне 140–160 ударов в минуту, а при высоком анаэробном пороге пульс может достигать и 170 ударов. Большое значение имеет запас гликогена в работающих мышцах и печени. Продолжительность упражнений — до четырех часов.
Третья зона. Работа в ней направлена на повышение около максимальной и максимальной аэробной мощности. Потребление кислорода — на уровне 85–100% от максимального. При выполнении упражнений 70–90% энергообеспечения осуществляется аэробным путем, но уже начинают активно включаться и анаэробные механизмы. Основным энергоносителем служит гликоген работающих мышц, глюкоза крови и, в незначительной степени, жиры. Через 1,5–2 минуты после начала работы показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем достигают максимального значения. Продолжительность работы — от 10–15 минут до двух часов.
Четвертая зона. Упражнения ориентированы на повышение аэробно-анаэробной мощности. Здесь преобладает анаэробный компонент энергообеспечения работающих мышц, достигающий от 30 до 60–70%. Показатели кардио-распираторной системы могут быть близкими к максимальным значениям. Основными методами тренировки являются повторный и интервальный. Цель анаэробной тренировки — повышение способности организма выдерживать увеличение содержания молочной кислоты. Это достигается большим объемом скоростной работы с относительно короткими периодами отдыха. В интервалах отдыха необходимо выполнять незначительную работу восстановительного характера. Соотношение работы и отдыха 1:1,5–1:2.
Пятая зона. Используется в лёгкой атлетике.. К ней относятся упражнения максимальной анаэробной мощности. Анаэробный компонент составляет до 90–100% общей энергопродукции. Запасов источников энергии хватает на 10–15 секунд высоко интенсивной работы. При таких условиях функции кровообращения и дыхания не успевают достичь своего максимума. Концентрация лактата во время выполнения упражнения изменяется несущественно, но нарастает на протяжении нескольких минут после его окончания, достигая 6-8 ммоль/литр. Задача упражнений, выполняемых в этой зоне, — развитие скоростных и скоростно-силовых качеств. Интенсивность близка к максимуму. Интервалы отдыха пассивные в пределах 45 сек.
Исследование соотношения нагрузок в пяти зонах интенсивности показало следующее. По мере увеличения длины соревновательной дистанции происходит увеличение абсолютных значений в первых трех зонах интенсивности. В четвертой и пятой тенденция противоположная. Объемы высокоинтенсивной нагрузки по мере увеличения соревновательной дистанции уменьшаются. Отмеченные факты вполне закономерны, понятны и не требуют пояснений.
Анализ относительных величин нагрузки, выраженной в процентах, свидетельствует о том, что во второй и третьей зонах происходит их увеличение по мере нарастания протяженности соревновательной дистанции. Этот факт вытекает из значимости данных нагрузок для более длинных дистанций. В четвертой и пятой зонах тенденция противоположная, что является вполне логичным, учитывая значение этих зон для более коротких дистанций.

Виды лыжного спорта
Лыжный спорт объединяет порядка 20 дисциплин, многие из которых вошли в программу Олимпиады.
Их можно объединить в 5 особенно важных групп:
Лыжные гонки. Самая распространенная, можно сказать, классическая дисциплина. Гонки проходят на разнообразных дистанциях в форме спринта (в том числе командного), гонки преследования, эстафет.
Горнолыжный. Спуск на скорости относится к экстремальным дисциплинам. Он имеет определенный маршрут, для обозначения которого устанавливаются специальные ворота. Протяженность дистанции составляет 3 км и более. К горнолыжному спорту относится слалом — спуск с горного склона, оборудованного препятствиями. Его разновидностями выступают супер-гигант и слалом-гигант.
Прыжки с трамплина. Это профессиональная дисциплина, в которой используются вид особых лыж, позволяющих при отрыве от земли управлять полетом. Их называют лыжи-крылья. В прыжках с трамплина необходимо красиво пролететь не менее 100 м. и приземлиться, не упав. Сочетание гонки и прыжков с трамплина получило название лыжное двоеборье.
Сноубординг — выполнение упражнений с использованием одной лыжи. Подразделяется на ряд дисциплин: гигантский и параллельный слалом, сноуборд-кросс и другие.
Фристайл. Переводится как «свободное катание» и включает группу программ. Так, акробатика предполагает выполнение трюков в воздухе после прыжка с трамплина. Могул — спуск по склону с множеством бугров. Ски-кросс — преодоление на время трассы в 1,2 км, насыщенной преградами и переменами высот.
 
Как заняться лыжным спортом
Тем, кто решил вступить в ряды лыжников, следует знать наиболее важные отправные моменты:
Неправильно подобранные снаряжение и оборудование влекут за собой возникновение травм. Особенно это касается лыж — главного оборудования спортсменов. Выбираются они с учетом роста лыжника. Важно также помнить, что для каждого подвида лыжного спорта предусмотрен определенный тип лыж. Одежда для тренировок должна отвечать двум главным требованиям: не ограничивать движений и не пропускать тепло.
Перед тем, как приступить к занятиям, следует обследоваться на наличие противопоказаний и получить консультацию специалиста.
Тренироваться следует по принципу увеличения нагрузок, то есть начинать с самых малых. Первые занятия рекомендуется провести под руководством опытного тренера.
Для езды нужно выбирать только подготовленные трассы.
Тем, кто ставит целью профессиональный спорт и большие достижения, лучше начинать обучение в специальных школах по утвержденным программам.
 
Интересные факты и легенды лыжного спорта
Лыжи — одно из древнейших человеческих изобретений. Их история начинается в те времена, когда одеждой людям служили звериные шкуры.
Занятия на лыжах — оптимальный вариант для тех, кто стремится избавиться от лишних килограмм, поскольку за один час занятий сжигается порядка 350-400 ккал.
У древних скандинавов лыжный спорт признавался священным, и у него был свой покровитель — бог по имени Уллом.
В 1924 г., когда лыжные дисциплины впервые были включены в программу Олимпийских игр, почти все медали достались сборной Норвегии.
Длина самых первых спортивных лыж составляла 3 м.
В Швейцарии первопроходцем лыжного спорта стал Артур Конан Дойль.
Лыжником с самым большим числом титулов признан Бьорн Дэли. На его счету 6 Кубков мира и 8 золотых медалей, завоеванных на Всемирных Играх.
Основоположником сноуборда признается Трэвис Райс. Именно он задал основы для последующего становления этой дисциплины.
Одним из известнейших горнолыжников стал австриец Тони Зайлер — один из 3-х абсолютных чемпионов мира и семикратный чемпион среди мужчин.
Нетрудно заметить, что в развитии организма имеется два периода ускорения: от рождения до 4–5 лет и от 11–12 лет до 17–18 лет. Нас интересует второй из них, получивший название «пубертатный скачок». Как известно, он характеризуется активным протеканием процессов полового созревания. За это время длина тела у подростков увеличивается в среднем на 33 см, а вес — на 30 кг. Максимальное потребление кислорода — важнейший для гонщиков показатель — возрастает на 220%. Именно в этот период бурно развивается вегетативная система — основа жизнеобеспечения организма. Прежде всего это сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Тренируя лыжника, мы воздействуем именно на них. Особенность вегетативной системы состоит в том, что, находясь в стадии естественного бурного развития, она способна получать дополнительное мощное ускорение в своем формировании под воздействием тренировочной нагрузки. Чем больше нагрузка, тем большую активацию развития она вызывает. Частые тренировки на пределе адаптационных возможностей в пубертатный период не допустимы. В противном случае это приведет к нежелательным последствиям.


Одна из задач тренировочного процесса в период полового созревания состоит в создании условий, способствующих нормальному, естественному развитию организма юных спортсменов. Применение чрезмерных объемов нагрузки вызовет форсированное развитие определенных систем, что в будущем явится причиной остановки роста спортивного мастерства. С другой стороны, незначительные нагрузки не в состоянии вызвать необходимые адаптационные реакции организма и, следовательно, не смогут привести к повышению тренированности.
Вернемся к вопросу выбора оптимального варианта возрастной динамики объемов нагрузки. По нашему убеждению, она должна вытекать из особенностей развития организма человека. На рисунке 1 нижняя кривая отображает динамику увеличения общего объема циклической нагрузки (ООЦН) у лыжников относительно их возраста. В период полового созревания, когда развитие организма происходит наиболее интенсивно, ежегодное увеличение объемов невелико. К 16–17 годам, когда организм в значительной степени сформирован, годовые объемы нагрузки возрастают. По мере приближения к предельным значениям (в возрасте 20–21 года) темпы увеличения снижаются.
Предлагаемая динамика ООЦН, на наш взгляд, приемлема и по следующей причине. Специалистами установлена гетерохронность развития физических качеств. Отмечены периоды, отличающиеся интенсивным формированием силы, быстроты, скоростно-силовых качеств и выносливости. Они получили название чувствительных, или сенситивных. Существует мнение, что наибольший эффект от тренировки достигается в период бурного естественного развития физического качества. Если упустить такой период, то впоследствии уже не удается в полной мере реализовать потенциальные возможности его развития. Точно так же и преждевременное воздействие на него специальной тренировкой не приведет к ожидаемому эффекту. Следовательно, знать чувствительные периоды в развитии основных физических качеств необходимо.
По мнению специалистов, раньше других в период естественного интенсивного развития вступает быстрота. Начинается этот период в семилетнем возрасте и заканчивается к 16 годам. Обобщая данные литературных источников, можно констатировать, что скоростно-силовые качества имеют период чувствительного развития с 9 до 18 лет. Интенсивный прирост силы происходит в промежутке от 12 до 19 лет. И, наконец, чувствительный период в развитии выносливости, по данным, полученным автором, ориентировочно находится в диапазоне от 14 до 19–20 лет.
Развивать физические качества следует в том порядке, в каком они вступают в период естественного интенсивного развития. Следовательно, щадящая динамика общего объема циклической нагрузки в период от 12 до 17–18 лет позволит полнее реализовать потенциальные возможности развития скоростно-силовых качеств, силы и быстроты. К 15–17 годам, заложив прочную базу ОФП, можно приступать к активному развитию выносливости.
Таким образом, из представленного материала вытекает необходимость разграничения всех классических дистанций на три группы. У мужчин это 1,5 км, 10 и 15 км, 30 и 50 км.

Из исследований В. И. Чудинова (1978) следует, что возраст сильнейших легкоатлетов мира, специализирующихся в беге на 1,5 км, меньше на 3 – 4 года чем у бегунов на более длинные дистанции. Следовательно, достижение максимальных годовых объёмов для гонщиков готовящихся к длинным дистанциям должно произойти на несколько лет позже.
 
Вывод: Лыжный спорт не так легок, как кажется на первый взгляд. Он воспитывает как волевые качества чемпионов, так и способствует улучшению здоровья.  Что касается перспектив, то имеется достаточно большой спектр видов лыжного спорта, где каждый сможет найти то, что ему по душе и реализоваться в будущем как профессиональный спортсмен, так и просто в качестве любителя.
Источники:
https://www.skisport.ru/articles/read/99488/
https://dlia-sporta.ru/glavnaia/vidy-sporta/lyzhnyi-sport/
http://www.rusnauka.com/39_FPN_2016/Sport/2_217546.doc.htm


Рецензии