Реферат672

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774


Реферат
«Лыжный спорт, перспективы развития»


               
Новосибирск, 2020

Оглавление

Введение 3
Лыжный спорт 5
Развитие лыжного спорта в России 7
Основные методы и применение упражнений 9
Заключение 15
Список литературы 17


Введение

В большинстве районов  нашей страны, где зима продолжительная  и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры.
Передвижение на лыжах  в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное  воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и  в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при  занятиях на лыжах очень легко  дозируется как по объему, так и  по интенсивности. Это позволяет  рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей  любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах. Во всех видах занятий на лыжах - на уроках, на тренировках, на соревнованиях или  просто на прогулках - успешно воспитываются  важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению  любых трудностей, что особенно важно  в подготовке юношей к службе в  рядах Вооруженных Сил РФ.
Лыжи имеют большое  прикладное значение в быту и на различных работах в условиях длительной и снежной зимы в северных и восточных районах страны, где  используются охотниками, геологами, связистами, лесниками.
Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди  школьников и молодежи. Особенно привлекают спуски со склонов различной крутизны.
Занятия на лыжах имеют  образовательное значение. В ходе занятий лыжники приобретают  новые знания, умения и навыки, связанные  с лыжным спортом (изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену занятий физическими  упражнениями и т.д.).
В нашей стране сложились  две основные формы работы по лыжам - лыжная подготовка и лыжный спорт.
Лыжная подготовка - обязательный минимум занятий на лыжах по физическому  воспитанию в общеобразовательных  школах, профессионально-технических  училищах, средних и высших учебных  заведениях различного профиля, в Вооруженных  Силах страны; рекомендуется в  качестве спортивного развлечения  включать в занятия по физическому  воспитанию в дошкольных учреждениях  и передвижение на лыжах. Лыжная подготовка проводится на основании государственных  программ и обеспечивает обучение детей, подростков, юношей и всего взрослого  населения страны технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных  нормативов, в том числе и нормативов любого комплекса, характеризующего физическую подготовленность всех возрастных групп страны. В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум знаний по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям и т.д.; прививаются навыки самостоятельных занятий и инструкторской практики.
Лыжный спорт - один из самых  массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности  и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные  дистанции.
Главная задача занятий лыжным спортом - достижение физического совершенства и наиболее высоких спортивных результатов, что и является основным отличием спорта от других видов занятий лыжами. 
 


Лыжный спорт

Лыжный спорт - один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.
Лыжи - это самый известный и популярный вид спорта в зимнее время. Заниматься им под силу людям всех возрастов. Он так же не требует особой физической подготовки и при этом полезен для здоровья и поддержания тонуса. В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объёму, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности. Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют положительное влияние на нервную систему, умственную и физическую работоспособность.
За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе теория и методика лыжного спорта, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования - это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.
Лыжный спорт включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных достижений лыжников. Названные виды лыжного спорта включены в программы чемпионатов и Кубков мира, зимних Олимпийских игр.


Развитие лыжного спорта в России

Лыжный спорт в России начал развиваться в конце  прошлого столетия. Это стало одной  из причин, почему довольно длительное время лыжники России уступали спортсменам  Скандинавии, кроме того, в конце XIX в. занятия лыжами носили больше развлекательный  характер. Любители лыжного спорта совершали прогулки, да и круг любителей  лыж был весьма ограничен.
Первые соревнования по лыжному  спорту были проведены в нашей  стране 13 февраля 1894 г. Петербургским  кружком любителей спорта. Победителем  на дистанции 1/4 версты, которая была проложена по льду Невы, с результатом 1 мин 35 с, вышел А. Деревецкий. На следующий год на той же дистанции, на том же месте победили П.Москвин с результатом 1 мин 13 с, а у женщин Т.Юрьева- 1 мин 57,5 с. В то же время лыжный спорт начал свое развитие и в Москве. В 1894 г. 7 любителей лыжных прогулок и 13 спортсменов - членов Московского клуба велосипедистов - организовали кружок лыжников. Руководители кружка за полгода проделали большую организационную работу, разработали устав будущего Московского клуба лыжников (МКЛ) и провели первое организационное соревнование на звание лучшего лыжника кружка (19.02.1895 г.).
8 соревнованиях на дистанции 1 и 3 км приняло участие всего 9 человек.
Министр внутренних дел России 3 марта 1895 г. разрешил открытие клуба, а генерал-губернатор Москвы утвердил его устав. Учредительное собрание клуба 25 августа 1895 г. избрало руководящий  орган - комитет в составе 11 человек, который возглавил И.П.Росляков. В первый год своего существования  клуб насчитывал 36 членов.
Клуб стал организатором  и пропагандистом лыжного спорта в Москве и других городах. Были учреждены  призы за победы в соревнованиях  и за наибольшее количество верст, пройденных за сезон на лыжах. Любопытно, что  в первый год приз МКЛ за наибольшее расстояние, пройденное на лыжах в  течение зимнего сезона, был вручен И.П.Рослякову, прошедшему 202 версты. Клубом были проведены и первые официальные соревнования на звание лучшего лыжника, которые состоялись 28 января 1896 г. на Ходынском поле на дистанции 3 версты. Через два года подобный клуб под названием «Полярная звезда» был организован в Петербурге.
В 1901 г. в Москве создается  еще один лыжный клуб под названием  «Общество любителей лыжного  спорта» (ОЛЛС). Его создание сыграло  важную роль в развитии спорта в  Москве, стало возможным проводить  интересные соревнования между клубами. В 1902 г. было проведено первое соревнование на звание лучшего лыжника Москвы на необычно длинную для того времени  дистанцию 25 верст - от Пушкино до Сокольников. По свидетельству современников, на этой дистанции победил М.Реммерт (МКЛ) с результатом 2:58.30. В последующие годы первенство Москвы разыгрывалось на той же дистанции. Наиболее успешно выступал А.Лебедев, который три года подряд (1907, 1908 и 1909) становился чемпионом Москвы. С 1903 г., в московских соревнованиях стали принимать участие и женщины.


Основные методы и применение упражнений

В процессе многолетней подготовки лыжника для развития волевых  и физических качеств, обучения технике  и тактике, повышения уровня функциональной подготовки применяется необычайно широкий круг различных упражнений. Каждое из применяемых упражнений оказывает  на организм лыжника-гонщика многообразное  воздействие, но вместе с тем решение  тех или иных задач подготовки зависит от целенаправленного применения определенных упражнений. Точный выбор  упражнений при обучении и тренировке во многом определяет эффективность  многолетней подготовки на всех ее этапах. Во всех случаях подбора  упражнений следует исходить из взаимодействия навыков при обучении и физических качеств при тренировке, используя их положительный перенос с одного упражнения на другое.
В лыжных гонках при подборе  упражнений необходимо учитывать больший  или меньший перенос навыков  и качеств с различных применяемых  упражнений на способы передвижения на лыжах.
Все физические упражнения, применяемые в подготовке лыжников, принято делить на следующие основные группы:
1. Упражнения основного  вида лыжного спорта - лыжных гонок,  избранных как предмет специализации.  В эту группу входят все  способы передвижения на лыжах  (лыжные ходы, спуски, подъемы, повороты  и т.д.). Все эти упражнения выполняются  в различных вариантах и разнообразными  методами.
2. Общеразвивающив упражнения, подразделяющиеся, в свою очередь, на две подгруппы: а) общеразвивающие подготовительные; б) упражнения из других видов спорта.
В первую подгруппу включаются разнообразные упражнения без предметов  и с предметами (набивные мячи, гантели, подсобные предметы - отягощения, ядра и др.). Сюда же включаются упражнения с сопротивлением партнеров и  упругих предметов (амортизаторы резиновые, пружинные и т.п.). Наиболее широко общеразвивающие упражнения применяются  в тренировке юных лыжников, а также  новичков и лыжников низших разрядов. Во вторую подгруппу входят упражнения из других видов спорта, (легкой атлетики, гребли, спортивных игр, плавания и  др.). Эти упражнения применяются  в основном в бесснежное время  года для развития физических качеств, необходимых лыжнику. Упражнения подбираются  так, чтобы наблюдался наибольший положительный  перенос физических качеств с применяемого вида на основной вид - лыжные гонки. Так, для развития выносливости применяется кроссовый бег по пересеченной местности; для развития силовой выносливости - длительная гребля; для развития ловкости, координации движений и быстроты - спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, футбол) и т.д.
3. Специальные упражнения  также разделяются на две подгруппы:  а) специально подготовительные; б) специально подводящие. Специально  подготовительные упражнения применяются  для развития физических и  волевых качеств применительно к лыжным гонкам. Специально подводящие упражнения применяются с целью изучения элементов техники способов передвижения на лыжах.
В группу специальных упражнений включаются упражнения, избирательно воздействующие на отдельные группы мышц, участвующие в определенных движениях, в способах передвижения на лыжах (например, в отталкивании), а также широкий круг имитационных упражнений (на месте и в движении). Имитационные упражнения могут применяться  как для совершенствования отдельного элемента техники, так и для нескольких элементов (в связке). Применение тренажеров (передвижение на лыжероллерах) значительно  расширяет возможности воздействия  специальных упражнений. Круг специальных  упражнений, применяемых в тренировке лыжников, в настоящее время достаточно широк. Вместе с тем необходимо отметить, что одни и те же упражнения (например, имитационные и передвижение на лыжероллерах) в зависимости от поставленных задач  и методики применения, могут быть использованы и как подготовительные, и как подводящие упражнения. В  начале подготовительного периода  имитационные упражнения, применяемые  в небольшом объеме, используются как средство обучения и совершенствования  элементов техники. Осенью же объем и интенсивность применения этих упражнений увеличиваются, и они способствуют развитию специальных качеств.
Общеразвивающие упражнения особенно важно подбирать в соответствии с особенностями избранного вида - лыжных гонок. В подготовке лыжников сложился широкий круг упражнений, которые классифицируются по преимущественному  воздействию на развитие отдельных  физических качеств. Это разделение несколько условно, так как при  выполнении упражнений, например на быстроту, развиваются и другие качества, в  частности сила мышц. Длительное выполнение разнообразных упражнений в какой-то мере способствует повышению и общего уровня выносливости.
Упражнения для развития выносливости: 1.Бег на средние и  длинные дистанции (по дорожке и  кросс). 2. Смешанное передвижение по пересеченной местности (чередование  ходьбы и бега, бега и имитации в  подъемы). 3. Гребля (байдарочная, народная, академическая). 4. Плавание на средние  и длинные дистанции. 5. Езда на велосипеде (по шоссе и кросс) и др. Все  упражнения на развитие выносливости выполняются с умеренной интенсивностью и длительностью в зависимости  от этапа, периода, возраста и подготовленности.
Упражнение для развития силы: 1. Упражнения с отягощением  собственным весом: а) сгибание и  разгибание рук в упоре лежа и  на брусьях; б) подтягивание на перекладине  и кольцах; в) переход из виса в  упор на перекладине и кольцах (силой); г) лазание по канату без помощи ног; д) приседание на одной и двух ногах; е) поднимание ног в положении лежа или в висе на гимнастической стенке - в угол и, наоборот, поднимание туловища в положении лежа, ноги закреплены. 2. С внешними отягощениями (штанга, гири, гантели, набивные мячи, камни и другие подсобные предметы): а) броски, рывки, толчки и жимы указанных предметов одной или двумя руками в различных направлениях; б) вращательные движения руками и туловищем (с предметами) и наклоны (с предметами). 3. Упражнения в сопротивлении с партнером (различные движения руками, туловищем и т.д.), передвижение на руках в упоре, партнер поддерживает за ноги, скачки в таком же положении и т.п. 4. Упражнение с сопротивлением упругих предметов (резиновыми амортизаторами и бинтами, эспандерами) в различных положениях, разнообразные движения для всех групп мышц. 5. Упражнения на тренажерах. Используются разнообразные тренажеры с тягами через блоки и отягощениями для всех частей тела и групп мышц в различных положениях.
Величина отягощений, количество повторений, интервалы отдыха и сочетание  упражнений подбираются в зависимости  от пола, возраста, подготовленности и  квалификации лыжников и уровня развития силы отдельных групп мышц (для  ликвидации недостатков в развитии у каждого лыжника индивидуально).
Упражнения для развития быстроты: 1. Бег на короткие дистанции (30-100 м). 2. Прыжки в высоту и длину  с места (одиночные, тройные, пятерные и т.п.) и с разбега. 3. Беговые  упражнения спринтера. 4. Спортивные игры. Все упражнения на развитие быстроты выполняются с максимальной скоростью (интенсивностью), количество повторений до начала ее снижения, а также в  зависимости от возраста и подготовленности спортсменов.
Упражнения для развития ловкости: 1. Спортивные игры. 2. Элементы акробатики. 3. Прыжки и прыжковые  упражнения с дополнительными движениями, поворотами и вращениями. 4. Специальные  упражнения для развития координации  движений.
При развитии ловкости необходимо постоянно обновлять комплексы  упражнений, так как они оказывают  необходимый эффект лишь до тех пор, пока являются для спортсмена новыми. Применение освоенных упражнений не способствует развитию ловкости и координации  движений.
Упражнения для развития гибкости: 1. Маховые и пружинистые  с увеличивающейся амплитудой (для  рук, ног и туловища). 2. То же с  помощью партнера (для увеличения амплитуды).
Все упражнения на развитие гибкости используются многократно, повторно с постепенным увеличением амплитуды, лучше их выполнять сериями по несколько повторений в каждой. Особое внимание развитию гибкости следует  уделять в подростковом возрасте, примерно с 11- до 14-летнего возраста, она в это время развивается  легче всего.
Упражнения для развития равновесия: 1. Маховые и вращательные движения (для рук, ног и туловища), а также приседания на уменьшенной  опоре. 2. То же на повышенной опоре. 3. То же на неустойчивой (качающейся) опоре. 4. Ходьба, бег и прыжки на тех же видах опор. 5. Специальные упражнения для развития вестибулярного аппарата.
В большом объеме применяются  также специальные упражнения на развитие этого качества и совершенствование  функций вестибулярного аппарата: наклоны  головы вперед, назад, вправо, влево; кружение и повороты головы (2 движения в 1 с), быстрые движения головой в различных  положениях (2-3 движения в 1 с); повороты на 180 и 360° на месте и в движении; наклоны и круговые движения туловищем, кувырки вперед, назад в стороны, то же многократно с последующим выпрыгиванием вверх и с поворотами на 90-180° в прыжке и другие упражнения вращательного характера. Кроме этого, применяются разного ряда тренажеры (на неустойчивой, вращательной, качающейся, катящейся опоре) как развивающие равновесие, так и укрепляющие суставы.
Для развития скоростно-силовых  качеств применяются различные прыжки и прыжковые упражнения - многократные прыжки с места, на одной и двух ногах из различных исходных положений (из глубокого приседа на всей ступне или на носках)


Заключение

Целенаправленное и систематическое  применение разнообразных средств  и методов тренировки приводит к  положительным изменениям в организме  лыжника-гонщика, которые определяют уровень его подготовленности. Спортивная подготовленность характеризуется  целым комплексом изменений, происходящих под влиянием проведения различных  видов подготовки лыжника-гонщика: технической, физической, тактической  и т.д. Под воздействием нагрузок растет тренированность отдельных  органов и систем, повышается уровень  развития физических и волевых качеств  и др.
Об уровне подготовленности лыжника-гонщика принято судить прежде всего по спортивным результатам. Однако в лыжных гонках, как ни в одном другом виде спорта, при оценке уровня достижений (результатов) необходимо учитывать ряд переменных факторов: рельеф местности и условия скольжения, масштаб соревнований и состав участников и др. Высокий результат в лыжных гонках (во временных показателях) не может служить объективным критерием подготовленности. Так же и победа даже со значительным отрывом от остальных гонщиков на соревнованиях небольшого масштаба над соперниками недостаточной квалификации еще не говорит о высоком уровне подготовленности. И наоборот, небольшой проигрыш сильнейшим лыжникам-гонщикам по времени, даже при весьма низком занятом месте (но при хорошей плотности результатов), указывает на достаточно высокий уровень подготовленности. Поэтому только комплексная оценка дает объективное представление об уровне подготовленности в лыжных гонках. Здесь следует учитывать: результаты различных по масштабу и составу участников соревнований, победы над известными спортсменами, данные врачебного, педагогического контроля и самоконтроля лыжника, уровень технической подготовки и психологической устойчивости и др.



Список литературы

1. Антонова О.Н. Кузнецов  В.С. Лыжная подготовка: Методика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1999 год.
2. Жеребцов. А.В. «Физкультура и спорт», Москва, 1986 г.
3. Аксельрод С.Л.; Данилова, Л.А.; Осипов, И.Т. Физическая культура и спорт 1997 год.
4. И.М. Бутин. «Лыжный спорт», Москва «ACADEMA», 2000 г.


Рецензии