6сб. Как интересно! 2

Начало:http://stihi.ru/2020/12/27/1076

Что такое эффект Прандтля-Глоерта
О впечатляющих фотографиях реактивных истребителей в плотном конусе водяного пара часто говорят, что это, мол, самолет преодолевает звуковой барьер, но, что это ошибка, мы рассмотрели в первой части этого повествования.

Так, в чём же истинная причина феномена?

Это эффектное явление неоднократно запечатлевали очень редко, фотографы и всегда при съёмке, видеооператоры. Военный реактивный самолет проходит над землей на большой скорости, несколько сотен километров в час.

По мере того как истребитель ускоряется, вокруг него начинает формироваться плотный конус конденсата; создается впечатление, что самолет - внутри компактного облака (см. фото).

Будоражащие фантазию подписи под такими фотографиями зачастую утверждают, что перед нами - визуальное свидетельство звукового удара при выходе самолета на сверхзвуковую скорость.

На самом деле, это не совсем так. Мы наблюдаем так называемый эффект Прандтля-Глоерта - физическое явление, возникающее при приближении самолета к скорости звука. С преодолением звукового барьера оно не связано.

По мере развития авиастроения аэродинамические формы становились все более обтекаемыми, а скорость летательных аппаратов неуклонно росла – самолеты начали делать с окружающим их воздухом такие вещи, на которые не были способны их более тихоходные и громоздкие предшественники.

Загадочные ударные волны, формирующиеся вокруг низколетящих самолетов по мере приближения к скорости звука, а затем и преодоления звукового барьера, свидетельствуют о том, что воздух на таких скоростях ведет себя весьма странным образом.

Так что же это за таинственные облака конденсата (тумана)?

Эффект Прандтля-Глоерта наиболее ярко выражен при полетах в теплой, влажной атмосфере.

 ...Условия, при которых возникает конус пара, непосредственно предшествуют преодолению самолетом звукового барьера. Однако фотографируют это явление обычно на скоростях и чуть меньше скорости звука.
Приземные слои воздуха плотнее, чем атмосфера на больших высотах. При полетах на малых высотах возникает повышенные трение и лобовое сопротивление.

Кстати, летчикам запрещено преодолевать звуковой барьер над сушей. Выходить на сверхзвук можно над океаном, но не над твердой поверхностью. - Между прочим, это обстоятельство было проблемой для сверхзвукового пассажирского лайнера Concorde - запрет ввели уже после ввода его в эксплуатацию, и экипажу разрешалось развивать сверхзвуковую скорость только над водной поверхностью.

   При перепаде воздушного давления температура воздуха понижается, и содержащаяся в нем влага превращается в конденсат, туман, т.к. при более низкой температуре молекулы водяного пара движутся с меньшей скоростью и при соударении друг с другом слипаются, образуя более крупные частицы воды, видимые глазом.

Когда скорость летательного аппарата приближается к скорости звука (около 1234 км/ч ) на уровне моря, в обтекающем его воздухе возникает перепад местного давления и температуры.

Как следствие, воздух теряет способность удерживать влагу, и формируется конденсат в форме конуса (см. фото)

На многих из самых удачных фотографий этого явления запечатлены самолеты ВМС США - и это неудивительно, учитывая, что теплый, влажный воздух у поверхности моря, как правило, способствует более яркому проявлению эффекта Прандтля-Глоерта.

Такие трюки часто проделывают истребители-бомбардировщики F/A-18 Hornet – это основной тип самолетов палубного базирования американской морской авиации.

Скачок уплотнения при выходе самолета на сверхзвук над сушей тоже возникает, но плотность образующегося тумана мала и его трудно обнаружить невооруженным глазом.

Из-за зрелищности явления его нередко используют в целях популяризации морской авиации. Летчики намеренно маневрируют над морем, где условия для возникновения эффекта Прандтля-Глоерта наиболее оптимальны, а поблизости наготове дежурят профессиональные флотские фотографы - ведь сделать четкий снимок реактивного самолета, летящего со скоростью 960км/ч (это около 267м/с), на обычный смартфон невозможно. Думаю, что сделать небольшой видеоролик просто, а из него потом выбрать удачные моменты для фото.

Наиболее эффектно конденсационные облака выглядят на так называемом трансзвуковом-режиме полета, когда воздух частично обтекает самолет на сверхзвуковой скорости, а частично - на дозвуковой.

Самолет при этом необязательно летит на сверхзвуковой скорости, но воздух обтекает верхнюю поверхность его крыла с большей скоростью, чем нижнюю, что приводит к местному скачку уплотнения.


Рецензии
Татьяна, Вы, молодец! Собираете такие интересные факты и делитесь ими с
читателями. Почитал и доволен Вашим кругозором и подачей материала.

С уважением

Гасер   03.12.2021 02:38     Заявить о нарушении
Согласна с Вами, уважаемый Гасер, ибо "Не хлебом единым!..." Пишу о том, что самой интересно!))...

Татьяна Сергеева 9   03.12.2021 09:58   Заявить о нарушении
Мне как-то тоже интересно! Буду заглядывать.

Гасер   03.12.2021 13:24   Заявить о нарушении
Татьяна! Это надо на Проза.ру помещать. Более эффективное восприятие будет у читателей.

Вера Чижевская Августовна   29.11.2022 22:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.