Реферат658

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774

Реферат
по дисциплине «Физическая культура и спорт»
на тему: «Восточные единоборства. Специфика. Развиваемые качества»




Новосибирск
2020
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Восточные единоборства………………………………………………….……4
2.Специфика влияния……………………………………………………………..9
3.Влияние на развитие организма………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………16
;
ВВЕДЕНИЕ
Все боевые единоборства, как правило, родились как способ подготовки воинов, поэтому они рассчитаны не на суператлетов, но на людей со средними физическими возможностями.
Всеми видами единоборств, за исключением может быть айкидо, требующим философской подготовки, можно заниматься с детского возраста и, фактически, с «нулевого» уровня физического развития. Известно, что основатель дзюдо Дзигоро Кано и основатель школы Шотокан-каратэ росли слабыми детьми.
Самым оптимальным возрастом, с которого можно начинать заниматься, считается семилетний возраст, верхнего же предела практически не существует. Самое же главное в занятиях единоборствами - личность учителя. Для него необходимы жизненный опыт, квалификация и многолетняя практика в боевых искусствах (как минимум 8 - 9 лет).
Видов боевых единоборств достаточно много. Конечно, наиболее известны восточные, но практически в каждом географическом регионе сложились свои системы единоборств.
Сегодня мы наблюдаем достаточно устойчивый интерес к традициям восточных единоборств. Восточные единоборства привлекают к себе внимание не только в силу каких-либо исторических обстоятельств того или иного общества, но и потому что эта традиция сама по себе чрезвычайно многолика, богата и разнообразна.
Вместе с тем, мы наблюдаем устойчивый дефицит тренеров-профессионалов по восточным единоборствам.


1.Восточные единоборства.
Рассмотрим восточные единоборства. На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект - боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии.
Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.
На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект - боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии. Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.
Китай. Практически все китайские единоборства связаны с понятием «ушу» ,которое первоначально обозначало исключительно воинскую подготовку. В связи с этим работа с оружием занимала в ушу главенствующее место по сравнению с кулачным боем (цюаньфа) или кулачным искусством (цюаньшу). Основные типы оружия, используемые в ушу вплоть до наших дней, сформировались еще в эпоху Шан-Инь (XIV-XI века до н.э.) -- это алебарды и клевцы, мечи и копья, трезубцы и кинжалы.Современная классификация ушу базируется на основе составляющих технических элементов:
1. Цюаньшу (искусство кулачного боя) - все стили и комплексы, выполняемые без оружия
2. Цисе (упражнения с оружием).
3. Дуйлянь (парные упражнения) невооруженных или вооруженных партнеров, а также вооруженного партнера с невооруженным.
4. Цзити бяоянь (групповые упражнения) - выступления нескольких человек, как правило, не имеющие прикладного значения и носящие показательный характер.
5. Гунфан цзишу (боевые поединки) - поединки, носящие спортивный характер, то есть ведущиеся по определенным правилам и, как следствие, имеющие ограничения по объему применяемого технического арсенала.
Япония. Отличительной особенностью японских боевых искусств стало то, что при овладении ими первостепенное значение приобрела морально-этическая сторона, а формирование физически развитой личности было отодвинуто на второй план. Решающими факторами в деле выработки силы духа были концентрация внимания (отрешенность от всего постороннего), медитация и следование ритуалу. Физическое воспитание осталось вторым образующим элементом боевых искусств и требовало от воина кропотливого оттачивания техники, развития силы и выносливости, выработки инстинктивной реакции и координации движений. Подлинные школы будо бережно сохраняют духовно-нравственные традиции воспитания адепта боевых искусств.
Систематизация приемов дзю-дзюцу связана с именем врача Окаямы Сиробэи. Именно Окаяме приписывают формулировку главного принципа дзю-дзюцу -- поддаться, чтобы победить. В качестве образных примеров он приводил ветку, сгибающуюся под грузом снега до тех пор, пока не сбросит его, и гибкую иву, распрямляющуюся после бури, в отличие от поверженного могучего дуба.
В переводе "дзюдо" означает "путь гибкости" или "мягкий путь".Что касается техники, то различия между дзю-дзюцу и дзюдо поначалу были незначительны. Из дзюдо были исключены все травмоопасные приемы дзю-дзюцу, Кано отказался от ударной техники в область болевых точек, так как новая система в первую очередь должна была стать средством физического и духовного воспитания молодежи в мирное время. Теория дзюдо охватывала круг морально-этических проблем в области боевых искусств. Одним из главных принципов дзюдо стала идея всеобщего благоденствия.
Будучи современником дзю-дзюцу, айки-дзюцу имеет три принципиальных отличия от него: во-первых, это чисто японское воинское искусство; во-вторых, приемы айки-дзюцу созданы на основе приемов владения самурайским мечом; в-третьих, методы айки-дзюцу основаны на принципах овладения и регулирования универсальной духовной силы -- внутренней энергии. Благодаря последнему фактору айки-дзюцу в Японии считалось более высокой формой искусства по сравнению с дзю-дзюцу.
Основополагающие принципы айкидо (создатель Уэсиб) провозглашают: не противодействуй, но одолевай врага его же силой; убереги себя от ударов и удержи противника от их нанесения. Круговые движения в айкидо являются носителями живой созидающей силы, гасящий любой конфликт, присущий воинственному противостоянию. Защита базируется на принципе соединения энергий (айки) - энергии нападающего и энергии защищающегося, который стремится контролировать нападение изнутри, сломить волю к совершению зла.
Внешне айкидо походит на борьбу, но это не борьба. Айкидо не имеет в своем арсенале захватов и бросков, характерных для других боевых искусств. В айкидо нападение противника отражается путем осуществления таких захватов руками, которые направлены на то, чтобы лишить противника равновесия. Для этих целей усиленно развиваются кисти рук, запястья, отрабатываются хватательные движения, а также система нырятельных движений. Главное в схватке -уклониться от ударов и захватов, для чего используются приемы удержания и отдельные бросковые движения. Айкидо, предполагает координацию физических и духовных сил
Корея. Для тхэккен характерна развитая техника ног с большим арсеналом разнообразных подножек и подсечек. Круговые удары ногами встречаются гораздо чаще прямых, проникающих, так как выше грудной клетки ногами не бьют. В поединке главной целью считается повалить противника, а не нанести ему повреждение. Удары кулаками в тхэккен полностью исключены. Руки применяются для тычковых ударов ладонью в лицо и в горло, а также для захватов руки или ноги противника, после чего ему наносится сильный удар ногой. Во время тренировок ученики набивают ноги на камнях, на стволах деревьев или прыгая через колючие кусты.
Первым по популярности среди корейских видов единоборств не только у себя на родине, но и во всем мире, является тхэквондо (таэквондо), появившееся в 1955 году благодаря деятельности генерала Чхве (Чой) Хон Хи. Не случайно тхэквондо переводится как "путь руки и ноги". Этот синтетический вид, с одной стороны, возрождал древнее корейское боевое искусство, а, с другой стороны, вбирал в себя те каратистские техники, которые дополняли технический арсенал стиля и делали его гармоничным. В Южной Корее в начале 80-х годов ХХ века появилось еще одно направление боевых искусств - вонхвадо ("путь полной гармонии"), объединившее арсенал бросков и захватов дзюдо с ударной техникой тхэквондо. Создатель вонхвадо -- американский кореец доктор теологии Джун Хо Сук
Вьетнам. Традиционные виды вьетнамских единоборств объединяются термином "во", который включает в себя и кулачный бой, и борьбу, и работу с оружием, и дыхательную гимнастику. Но практически все они складывались при преобладающем влиянии Китая. Из народных вьетнамских боевых искусств можно выделить оригинальный стиль рукопашного боя ким ке ("золотой петух"). Этот стиль возник в результате наблюдений за петушиными боями, пользовавшимися большой популярностью среди вьетнамских крестьян. Техника и тактика ким ке скопированы с действий бойцовых петухов: часто используются прыжки с последующими ударами ногами, ложные выпады или притворные отступления, заходы к противнику сбоку. Атаки головой в лицо, в грудь и в живот противника напоминают удары петуха клювом, а размашистые удары ребром ладони схожи с петушиными ударами крыльями.
В 1938 году мастер Нгуен Лок основал универсальный стиль вьетнамских боевых искусств - вовинам-вьетводао. Его источниками стали заново переосмысленные старинные стили вьетнамского рукопашного боя, В ближнем бою техника вовинам-вьетводао основана на ударах локтями, коленями и головой, широко используются подсечки и подножки, болевые приемы и броски. На дальней дистанции применяются удары кулаками, пальцами, стопами, а также "ножницы" (донг чан) - подбивы и захваты противника ногами на любом уровне от стоп до шеи, в том числе запрыгивание на шею противника. Боевые искусства Вьетнама подразделяются на две большие категории: во туат (бой без оружия) и ководао (бой с оружием).
2.Специфика.
Во всех традиционных (передаваемых от учителя к ученику) ВЕ исторически сложилась практика обязательной углубленной психологической подготовки занимающихся. Это объясняется тем, что для успешного осуществления такого сложного и специфического вида деятельности, как ведение поединка, психологические особенности бойца являются не менее важными, чем его физические особенности. Необходимость выполнения сложнокоординированных действий при активном противодействии соперника, в условиях неопределенности и высокой цены ошибки, на фоне усталости и боли, а в отдельных случаях перед лицом возможной смерти - вот только некоторые факторы, обуславливающие необходимость включения раздела психологической подготовки в общую подготовку бойца. Естественно, что единоборства веками оттачивали свои психотехники, эффективность которых зачастую обеспечивала выживание их адептов.
Эта практика была характерна не только для Востока - во всех культурах мира воины проходили специальный психологический тренинг и, соответственно, в каждой культуре существовал тщательно разработанный и проверенный временем набор специальных психотехник. Однако с приходом огнестрельного оружия схватка - прямое столкновение соперников между собой - перестала определять исход войн и сражений. И в прагматичной западной культуре единоборства быстро выродились «за ненадобностью», превратившись в лучшем случае в виды спорта. А поскольку спортивное состязание, несмотря на всю свою значимость для спортсмена, все-таки не является вопросом жизни и смерти, то отпала и надобность в столь серьезной психологической подготовке.
Заметно большее внимание к этому вопросу можно увидеть при обучении бойцов специальных подразделений. Но на Западе при этом используются, как правило, современные психотехники. А уникальные методики психологической подготовки древних воинов сохранились в основном на Востоке - в рамках традиционных восточных единоборств.
В какой-то мере это объясняется восточным менталитетом. Но в большей степени причина бережного сохранения этих методик обусловлена тем, что на Востоке разглядели уникальные воспитательные возможности единоборств еще в «доогнестрельную» эпоху, когда психотехника воинской подготовки еще не начала угасать «за ненадобностью». Начиная с этого момента, мотивацией для сохранения и культивирования методик подготовки бойца стало понимание того, что поединок и подготовка к нему - это удобная и действенная форма структурирования и моделирования процесса формирования гармонично развитой личности. Подтверждением этого является тот факт, что на Востоке единоборства тесно смыкаются с духовными традициями, в первую очередь, такими как дзен-буддизм, даосизм, конфуцианство.
Система психологической подготовки восточного единоборства
В качестве основных задач психологической подготовки ВЕ можно выделить следующие:
1. Формирование свойств личности, необходимых для успешного ведения поединка, в частности: внимательности, смелости, решительности, терпеливости и настойчивости, толерантности к боли, быстроты реакции, скорости, точности, нестандартности мышления, дисциплинированности и одновременно инициативности. Можно заметить, что этот набор крайне редко встречается у людей «естественного онтогенеза», поскольку в него входят свойства, как правило, взаимоисключающие друг друга Однако именно такой рисунок личности делал бойца практически непобедимым.
2. Формирование у адепта устойчивого долговременного состояния, которое в ВЕ принято называть «бдительная расслабленность» или «состояние воина».
3. Знакомство с измененными состояниями сознания и обучение бойца навыкам саморегуляции, а также навыкам управления вниманием.
4. Формирование специфических психологических установок, в первую очередь, особого отношения к боли и к смерти, причем как своей, так и чужой.
Для решения этих задач был разработан набор психотехник, состоящий из девяти крупных разделов:
1) Движение; 2) Дыхание; 3) Работа с голосом; 4) Работа с взглядом; 5) Упражнения на «чувство партнера»; 6) Упражнения на концентрацию и деконцентрацию внимания; 7) Медитативные упражнения 8) Упражнения, связанные с риском; 9) Упражнения, связанные с болевыми воздействиями.
Стоит заметить, что многие практики в ВЕ выполняются комбинированно (например, движение и дыхание), что усиливает их воздействие - возникает синергетический эффект. Отдельно можно выделить поединок, как интегративную форму психотренинга.
Рассмотрим более подробно каждый из этих разделов по следующей схеме:
а) Методы применения; б) Механизмы психологического воздействия; в) Возможный эффект; г) Примеры наиболее ярких психотехник этого раздела, подходящих для использования в современном психологическом тренинге.
Движение
В ВЕ можно различить два основных подхода к движению, как к психотехнике. Во-первых, используется специфический характер движений ВЕ: например, такие двигательные действия, как удары, активизируют и «разряжают» агрессивные паттерны сознания, выполняя функцию своеобразной «психогигиены». Особенно для этого эффективны удары, выполняемые по каким-либо предметам (мешкам, грушам).
Кроме того, высокие требования к параметрам движения (сила, скорость, точность, ритмичность, экономичность) побуждают адепта задействовать все свое тело, причем задействовать в оптимальном режиме, делая это осознанно. Практика так называемого «гармоничного движения», (или, как еще говорят, «умного движения») изменяет не только долговременное психическое состояние субъекта, но и оказывает благотворное влияние на целый спектр свойств его личности. В этом смысле ВЕ воздействуют на человека как своеобразная телесноориентированная психотерапия.
Второй подход к движению, как к психотехнике, заключается в особой методике выполнения упражнений. Как правило, упражнения выполняются очень ритмично, с большим количеством повторений, зачастую на фоне сильного утомления. В комплексе с высокими требованиями к технике выполнения движений такая методика генерирует расширенное состояние сознания (РСС). С другой стороны, она развивает у занимающихся такие качества, как дисциплинированность, толерантность к боли, терпение и настойчивость, а также побуждает к поиску индивидуальных техник саморегуляции.
Стоит отметить и то, что длительное ритмичное чередование напряжений и расслаблений больших групп мышц благотворно влияют на психику в целом.
3.Влияние на развитие организма.
Занятия единоборствами благоприятно сказываются на здоровье, укрепляют двигательный аппарат, развивают основные функции организма. Некоторые технические действия являются сложными по своей структуре, выполняются при неестественных положениях тела и требуют высокой слаженности и координации движений, способности ориентироваться в пространстве и принимать в кратчайшие сроки правильное решение в неожиданных и сложных ситуациях.
В процессе спарринга борцами применяются захваты различных частей тела, что оказывает массирующее воздействие на кожу, мышцы, лимфатические узлы и кровеносные сосуды соперника. Это в свою очередь способствует улучшению обмена веществ, кровообращению.
Занятия единоборствами способствуют гармоническому развитию личности, воспитанию силы воли, целеустремлённости, честности и благородству по отношению к слабому. Развиваются такие качества как наблюдательность, бдительность, умение быстро принимать правильные решения, сводить к минимуму преимущества соперника. Навыки владения единоборствами и высокий уровень физической подготовленности также помогают в неординарной или боевой обстановке.
Занятия единоборствами требуют от занимающихся постоянного совершенствования физической подготовки. В частности, скоростно-силовых качеств, выносливости, спортивной техники именно специальных двигательных качеств и навыков, силовых способностей. Следует отметить, что полученные знания о значимости элементов структуры в эффективности соревновательной деятельности прямо указывают на необходимость развития специальных скоростно-силовых качеств как основы результативного выступления спортсменов на соревнованиях.
Эксперты отмечают, что при преодолении какого-либо сопротивления развивается максимальное ускорение, в таком случае речь идёт о скоростно-силовых качествах. Данная специфика определяется группами мышц, которые несут основную нагрузку и обеспечивают рациональную амплитуду движения. Таким образом скоростно-силовые качества проявляются только в динамическом режиме и при уступающе-преодолевающем характере работы мышц. Т.е. ведущее место занимают способности мышц увеличивать силу в короткие моменты времени. В данном случае можно говорить о взрывных способностях человека. Увеличение взрывной силы находится в прямой связи с совершенствованием нервно-координационных отношений, поскольку в процесс включаются разные группы мышц.
При проявлении скоростно-силовых качеств мышцы работают в сочетании уступающего и преодолевающего режимов. Средствами развития специальной силы мышц являются различные упражнения с внешним сопротивлением (тяжести, эспандеры, и т.д.).
К числу упражнений для развития силы в ударных действиях относят удары руками и ногами в воздух, по мешкам, лапам и манекенам. Величина отягощения в таких упражнениях не должна нарушать структуры движений, а сами упражнения должны выполняться с максимальной быстротой до тех пор, пока не начнет нарушаться структура движений, или не упадет заметно их скорость.
Силовые упражнения и их комплексы необходимо применять не менее 2-х раз в неделю
Одним из важнейших условий осуществления эффективной тренировки в боевых искусствах является ее оптимальное построение на достаточно длительных отрезках времени.
Только тренировки достаточной интенсивности могут вести к улучшению физического состояния, но и сочетание нагрузки и отдыха так же важны для прогресса, обучаемого.
Существуют пределы развития организма. Путем тщательного исследования каждый тренер должен установить, какие нагрузки обучающийся может выдержать. Это может быть определено только при близком наблюдении и индивидуально. Для каждого человека составляется персональный план тренировок.

Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что Различные виды единоборств существовали практически у всех народов, история донесла до нас сведения о различных системах борьбы у египтян и инков, о греческом панкратионе и индийской ваднерамушти, о древнерусской борьбе «утризне», рыцарской борьбе европейского средневековья, о стрельбе из луков и арбалетов, поединках на мечах и копьях. Была своя борьба и у скифов, и у кельтов, у североамериканских ндейцев и австралийских аборигенов, у викингов и монголов.
Мы видим, что единоборства зародились в далекой древности, о чем свидетельствуют различные гравюры, настенные высечки и т.д. Для первобытного человека единоборства проявлялись в виде охоты на различных зверей, рыболовства, в борьбе с природными явлениями и самозащиты. Единоборства уже того времени являлись путем самосовершенствования человеческого тела, способствовали сплочению людей, развивали их духовно, помогали им осознавать их социальную природу, хотя еще и не были самостоятельной формой деятельности. Поэтому единоборства внесли огромный вклад в развитие личности человека.
;
Список литературы:
1. Воронов И.А. Секретные боевые искусства Китая. - СПб: Б&К, 2018. - 242 с.
2. Воронов И.А. Четыре психомоторных упражнения. Методическое пособие. -СПб.; ЛНПС ЦСМ, 2016. (в соавторстве). - 0.5 п.л.
3. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо - традиция воинских искусств. М., «Наука», 2013.
4. Захаров Е.Н. и др. Рукопашный бой. Самоучитель.- М.:Культура и традиции, 2014.
5. Литманович А.В., Штучная Е.Б. Структура профессиональной подготовленности специалиста по восточным единобртсвам // Теория и практика физической культуры-2015.-№ 12.
6. Никифоров Ю.Б. Опыт применения психорегуляции в подготовке дзюдоистов //Спортивная борьба: Ежегод-ник. - М.: ФиС, 2016.


Рецензии