Обсуждаем новую книгу. Рождественский рассказ

          ОБСУЖДАЕМ НОВУЮ КНИГУ
          (Рождественский рассказ)

          Живешь спокойно и ровно, и вдруг на праздничный зимний вечер возлагаешь такие надежды и ожидания, какие сам праздничный вечер в отношении тебя совершенно не предполагал.
          Ведь как получается? Всякий день всецело посвящаешь себе и тому, чем любишь заниматься. А вот Рождество, напротив, решаешь сделать исключением и посвятить не себе и тому, чем любишь заниматься, а... только обстоятельному разговору об этом.
          Для разговора, к сожалению, нужны собеседники. И они не знают о придуманных тобой надеждах и ожиданиях. И вечер ничего об этом не знает. Потому рискуешь остаться ими непонятым или даже обманутым. Мало того, возникает подозрение, что по какой-то странной прихоти они в сговоре против тебя.

          В наши времена мне вообще стало казаться, что человечество прекрасно лишь в первом часу ночи, когда все вокруг наконец-то решают угомониться и лечь спать.
          Однако всегда остается слабая, но сладостная надежда, что где-то, среди неиссякаемого всеобщего озлобления и вечных истерик большого города, сохранился красивый светлый ум спокойного и доброго человека, с которым можно от души неторопливо и приятно, глубоко и увлекательно побеседовать о том, что люблю больше всего — о литературе.
          Этот ум не задерган бесконечными жизненными проблемами, подчинив им свое сердце, и не похож на других. Он не смотрит на тебя так, что видит не тебя, а лишь возможность что-то с тебя получить или выжать, или хоть как-то для собственной выгоды тебя использовать. В отношении тебя у него нет ни исступленной требовательной запальчивости, ни скрытой хитрости. Его, как и тебя, воодушевляет и ведет по жизни изящная словесность, литература или любое из искусств, даже если его профессия ни с какими искусствами не связана.
          И вот в тебя совершенно неожиданно и необоснованно вселяется надежда, что именно в этот рождественский вечер такой собеседник непременно отыщется.

          Сложилась определенная традиция — в конце года написать рождественский рассказ. И в канун Рождества тема для него совершенно мистическим образом возникает сама по себе, даже материал автору искать не приходится. Впрочем, материал возникает как следствие его же решений, связанных с этими мнимыми надеждами и ожиданиями.
          Дело в том, что автор издал новую книгу пейзажных и лирических стихов и поместил в интернете объявление о том, что в течение одного воскресного вечера готов пообщаться по Скайпу с читателями, чтобы обсудить свою книгу и ответить на интересующие их вопросы.
          Ни поучительная критика, ни похвала автора не интересуют. Они нужны и полезны тем, кто еще не определился с собственным стилем письма. Автор определился давно. Критика или похвала для него — как камни на дороге. О них только спотыкаешься и царапаешь обувь. Но знать мнение читателя всегда любопытно. Важно даже. И разговор о книге может получиться основательный, занимательный и захватывающе увлекательный.
          Во всяком случае, так автору амбициозно представляется.

          Автор создал новую вещь. Ведь можно так сказать о книге? Говорят же: «Недавно прочел одну занятную вещь». Или: «Рекомендую прочесть — стоящая вещь».
          Человек создает вещи и окружает себя ими: бытовыми, эстетическими, художественными, механическими, автоматическими, электронными, всякими. Создание вещи преследует три цели: сделать жизнь удобнее, сделать ее интереснее и сэкономить время. Сама же вещь умеет заставить себя любить и высоко ценить, вызвать к себе неизменную привычку, и не только способна отражать наш характер, но и воплощать в себе весь приобретенный нами опыт, который и является содержанием жизни.
          Но вещь может превзойти своего создателя и выйти из-под контроля. Она обретает новое назначение, которое не предполагалось. Компьютер, к примеру, явно вышел из-под человеческого контроля. И не мы влияем на него, а он на нас. Не мы им руководим, а он нами.
          Но в умелых руках вещь может обрести новое назначение и куда более практичное, чем ее основное. Вот если бы, скажем, у меня был револьвер, то я бы с удовольствием использовал его исключительно для того, чтобы колоть им орехи. Очень удобная и полезная штука.
          Не только не обрести новое назначение, но и утратить основное вещь тоже может. Мой телевизор тому пример. Я перестал его смотреть давно, когда почувствовал реальную угрозу, исходящую от него. Стало очевидно, что телевидение всеми силами хочет отобрать у зрителя возможность самостоятельного критического мышления и при помощи манипуляций создать из него потенциальную жертву, послушную, легко управляемую, готовую потреблять все, на что укажут, и согласную с любой, даже с самой чудовищной ложью, которую ему ежедневно преподносят.
          К сожалению, колоть орехи телевизором я пока не научился. Стоит себе молча годами, пылится.
          А еще вещь может действовать на создателя гипнотически. Как Галатея на Пигмалиона. Чтобы улучшить жизнь, он создавал в камне красоту, которая отняла у него покой.
          Своей магнетической силой вещь может звать человека к мечте. У меня, к примеру, есть заветная мечта — жить без телефона. Пока, правда, неосуществимая.
          Созданная человеком вещь может, как по Канту, вне нашего субъективного о ней представления оставаться «вещью в себе», таинственной и непознаваемой. Но любая вещь, будь она практического или метафизического характера, всегда готова молча и терпеливо ждать, когда к ней проявят внимание. Книга, к примеру.

          Нет, думаю, книгу все же нельзя назвать вещью, определенно нельзя. Но сама книга содержит вещи, способные улучшить жизнь, сделать ее интересней и насыщенней, да и время сэкономить тоже, оградив от неправильных поступков. При этом природа этих вещей до конца не открыта, они лишь говорят о личном опыте автора, прошедшего через эти вещи и сделавшего определенные жизненные выводы, которыми делится с читателями.
          Зачем я об этом сейчас так долго говорю, занимая ваше внимание? Прошу прощения, если это кажется неучтивым по отношению к читающим мой рождественский рассказ, но говорю я об этом, чтобы просто заполнить мыслями томительное ожидание встречи со своими предполагаемыми собеседниками — с  теми, кто прочел авторское объявление и захотел высказаться о книге стихов. Поскольку в стихах есть те вещи, через которые автор прошел.

          Булькнул сигнал Скайпа. Вот он, первый читатель, прочитавший мою книгу и жаждущий о ней поговорить.

          1. ПЕРВЫЙ БЛИН

          — Добрый вечер.
          — Приветствую.
          — Книгу, значит, написали?
          — Написал.
          — Отлично!
          — Спасибо.
          — Примите самые искренние поздравления и пожелания дальнейших успехов на том же поприще.
          — Спасибо еще раз. Но... вы только об этом узнали?
          — О чем?
          — О том, что я книгу написал.
          — Разумеется.
          — Тогда что вы собираетесь со мной обсуждать?
          — Ничего.
          — То есть?
          — А зачем что-то обсуждать? Это только время терять! Для вас есть отличное предложение.
          — Какое предложение?
          — Бросайте все дела и испытайте свою удачу! Прямо сейчас заходите на наш сайт в интернет-казино и делайте ваши ставки. Выигрыш ждет вас. Верьте нам и верьте в свою победу. И получите рождественский бонус в букмекерской компании при регистрации, в том случае, если...
          — Так, понятно, я вас отключаю.

          Ну, что ж, первый блин комом, как говорится. Бывает. Пора бы мне уже привыкнуть: за что ни возьмись, все начинается с проклятой рекламы чего-то ненужного. Куда от нее деться? Везде догонит и в душу напакостит. Ничего, сейчас пойдут звонки от настоящих читателей.
          Снова призывно зазвучал сигнал Скайпа.

          2. ВТОРОЙ БЛИН, СРОДНИ ПЕРВОМУ

          — Ой, как хорошо, что вы сразу возникли!
          — Где возник?
          — У меня на экране компьютера. Терпеть уже было невмоготу.
          — Так не терпелось о стихах поговорить? Это радует.
          — Не то чтобы... А вы хорошие стихи пишете?
          — Неожиданный вопрос. И довольно странный. Да, знаете ли, пишу исключительно хорошие. Даже сам удивляюсь.
          — В самом деле хорошие? Не обманываете?
          — Видите ли, писать плохие стихи мне вредно. Начинает от стыда ныть сердце. А это опасно. Иногда плохие стихи притворяются хорошими. Но меня не проведешь. Быстро распознаю подвох и рву в клочки негодные строфы.
          — Как забавно вы говорите! Иронизируете, наверное? А что конкретно там, в ваших хороших стихах?
          — Лирика.
          — Какая лирика?
          — По большей части — пейзажная. В ней отражены мысли и эмоции автора, разного рода настроения, задушевные переживания.
          — А что там переживать в пейзаже? Пиши, что видишь, и все дела.
          — Ну, знаете ли, пейзажная поэзия — это не сезонный дневник синоптика-натуралиста. И не вахтенный журнал в штурманской рубке корабля  — «пишем, что наблюдаем, а чего не наблюдаем, не пишем».
          — А говорят, стихи способны исцелять, это правда?
          — Да смотря что.
          — Вот эта ваша лирика исцелять может?
          — Я как-то об этом не думал. Мертвых точно не воскресит. А что такое?
          — У меня беда — зуб разболелся. Дергает и дергает, сил никаких нет.
          — Так вам к стоматологу нужно.
          — Да как-то боязно из дому выйти — вирусы кругом так и шныряют!
          — А я здесь при чем?
          — Слышал, что можно боль заговаривать. Так нельзя ли по Скайпу как-то того... волшебным словом высокой поэзии зуб обезболить? Хотя бы пейзажной лирикой. И хотя бы временно. Говорят, нужно только верить. А я готов верить, вы не подумайте. Только чтобы стихи были хорошие. И, если можно, без этой вашей иронии.
          — Уверен, таблетка лучше обезболит. И иронии в ней ни грамма нет. Вы когда-нибудь видели таблетки, содержащие иронию?
          — Вроде нет таких.
          — Вот именно. Поэтому или таблетка, или к стоматологу. Возможно, поэзия способна отвести боль душевную. Но зубную...? Искренне желаю вам скорейшего выздоровления, до свидания.

          Спокойно, не будем отчаиваться. Вот еще один звонок от читателя.

          3. «ИСТИННЫЙ ПОКЛОННИК ТАЛАНТА»

          — Ах, я не верю своему счастью! Неужели я вот так напрямую могу сейчас с вами разговаривать?
          — Да, знаете ли, технический прогресс преподносит нам сюрпризы.
          — От всего сердца горячо поздравляю вас с выходом новой книги! И, поверьте, это не только ваш праздник, но и мой, ведь я самый преданный и верный почитатель вашего непревзойденного таланта. Не пропускаю ни одного издания, ни единой вашей мысли!
          — Вот как? А я и не знал. Что ж, польщен и весьма вам признателен.
          — В моих глазах стоят слезы. Они нахлынули и застыли, туманя мой взор, как только я увидел обложку вашей книги. Она потрясает и завораживает! Это слезы счастья, что я живу с вами в одну эпоху и могу наслаждаться красотой и мудростью ваших произведений.
          — Очень трогательно. И что из прочитанного больше всего запомнилось? Какие стихи вы для себя выделили особо и почему?
          — Ох, простите, от свалившегося на меня счастья беседовать с вами, разум мой переворачивается. Как-то ничего не могу сходу назвать из прочитанного. Просто сердце останавливается!
          — Зачем же так волноваться? Вот уж чего не ожидал...
          — Да, кажется, теперь я могу спокойно и мирно умереть, чтобы пролетая среди звезд бесконечной вселенной, сквозь пространства и время, постоянно слышать звучание ваших поэтических строк и понимать, что благословенные райские небеса рядом!
          — Боже ты мой! Прошу, успокойтесь, пожалуйста, и задавайте мне вопросы. С удовольствием на них отвечу.
          — Что вы, что вы! Как я могу утруждать вас вопросами! Да, собственно, вопрос только один, чтобы ни на мгновение не отвлекать от творчества и не отнимать то драгоценное время, которое самим провидением даровано вам, чтобы посвящать его мудрости вашего блистательного пера и нашим благодарным читательским слезам, в которых вы можете видеть отражение того упоительного счастья...
          — Спасибо-спасибо, не стоит так распаляться. Я внимательно слушаю вас.
          — Значит, вы ответите на мой вопрос?
          — Да, если знаю ответ.
          — По сути, это не совсем вопрос... Годы своей жизни я беззаветно отдавал чтению и глубокому изучению ваших произведений. За это время я потерял всех своих родственников, ушедших в небытие, и остался в полном одиночестве, да еще влез в большие долги. От кого ждать помощи? На вас вся надежда!
          — Чем же я могу помочь?
          — Как бы я был благодарен, если бы вы перевели на мой счет определенную сумму, чтобы мне рассчитаться по квартплате, хотя бы за последние полгода, ну и погасить кое-какие кредиты.
          — Вы это серьезно?
          — Серьезнее не бывает. В Рождество надо входить, рассчитавшись со старыми долгами. А книгу вашу мы обсудим как-нибудь в другой раз — она заслуживает отдельного разговора. Уверен, как истинному поклоннику вашего таланта, в моей нижайшей просьбе вы не откажете. Ведь мое подвижничество, мое самоотречение во имя тех вершин литературы, которые... которых... которую... Так я высылаю номер моего счета, договорились?
          — Скажите, вы можете произнести название моей книги, «которые, которых, которую» мы тут с вами тщетно собирались обсудить?
          — Ну, разумеется! Как же она называется? Боже, у меня внутри все холодеет от представившейся удачной возможности говорить с вами.
          — А называется она «Тролли и жулики среди нас, и как это приближает апокалипсис».
          — Точно-точно! Длинное такое и красивое название — ах, какая витиеватая прелесть! Вы опередили меня, прямо сняли с языка и я просто не успел ответить.
          — Ничего подобного. Это книга лирических пейзажных стихов и называется она «Листва».
          — Так просто? В самом деле? Вы ничего не путаете?
          — Я автор, мне трудно запутаться в названии собственной книги.

          4. ОДРИ И КЭТРИН

          — Я к вам попала?
          — Надеюсь, что да.
          — Тогда с Новым годом и Рождеством!
          — Спасибо, взаимно.
          — Дайте-ка на вас посмотреть.
          — Что ж, смотрите. Я вам даже могу улыбнуться, мадам, если желаете.
          — Это не обязательно.
          — Итак, вы хотели поговорить о моей книге. Я весь внимание.
          — Да-да, разумеется. Я как раз обратила внимание на вашу книгу, а тут фильм по телевизору. Да еще с моей любимой Хепберн. Вам нравится Хепберн? Я поражаюсь ее таланту. И как она все успевает? Снялась в таком количестве фильмов, что просто невероятно! Я постоянно твержу своим внукам, а они у меня шалопаи-студенты, что все дела успевает сделать тот, кто смело смотрит в будущее, а не в прошлое. Как Хепберн! Всегда с нетерпением жду ее новых ролей.
          — Новых ролей? Но она, извините, уже умерла. И довольно давно.
          — Не может быть! И тут она успела! Впрочем, вы, вероятно, путаете ее с другой Хепберн, тоже актрисой. Та была старше своей однофамилицы. Так то, скорее всего, она умерла.
          — Да, другая Хепберн была старше на двадцать лет. Не хотел бы вас расстраивать, но они обе умерли. М-да... Так что там по моей книге?
          — По вашей книге? А какая из них играла с Хамфри Богартом, где они в лодке по опасной реке плыли, старшая или младшая? Ах, названия фильмов всегда вылетают у меня из головы!
          — Это фильм «Африканская королева». Играла Кэтрин Хепберн.
          — Та, что младше?
          — Нет, та, что старше.
          — Разве? Так это ее Хамфри Богарт на открытой машине везет, а потом они пьют шампанское?
          — Нет, это с Богартом уже другая Хепберн. Та, что младше. Одри.
          — Вы меня совсем запутали. Они что, обе играли в одном фильме?
          — Нет, этот фильм с Одри называется «Сабрина». Вообще-то они совсем разные. К тому же Одри британская актриса, а Кэтрин американка.
          — Как вы эти названия фильмов запоминаете? А там, где они с Питером О’Тулом статуэтку из музея крадут, опять название не помню, там кто играл?
          — Одри.
          — Так кто из них умер?
          — Обе. Кэтрин, которая была старше Одри на двадцать лет, умерла позже Одри.
          — Позже на двадцать лет?
          — Нет, на десять.
          — Как это может быть? Должно быть наоборот.
          — Это судьба, знаете ли. Кому как повезет. Так вы будете говорить о моей книге? Она еще жива.
          — Кто жива?
          — Моя книга. Пока жива, почему бы ее не обсудить?
          — Вы меня окончательно расстроили. А какая из них вам больше нравится, Одри или Кэтрин?
          — Если это вас так интересует, мне больше нравится Кэтрин.
          — Ой, я вас умоляю!
          — В смысле?
          — Вы шутите! У нее лицо — как маска смерти. А Одри милашка.
          — Дело вкуса. Кэтрин гениальная актриса и блестяще играла глубокие психологические роли, особенно в гениальных пьесах Теннесси Уильямса, художественный стиль которого я люблю.
          — И вы смотрите такие фильмы с ее участием? И это в наше-то страшное время?
          — Ну, что вы, мадам! В наше страшное время, да еще в моем возрасте, я предпочитаю совсем отречься от киноискусства, но, чтобы себя хоть чем-то занять, постоянно пересматриваю только один фильм 1970-го года — «Как мы искали Тишку», даже не обращая внимания на то, что медведя Тишку играла медведица Машка, а все детские роли переозвучили пожилые актрисы.
          — А которая из Хепберн там снималась?
          — Вообразите себе, ни одна из них не удосужилась сняться в шедевре про медвежонка Тишку! Так какие у вас вопросы по моей книге, а то я уже теряю всякое терпение?
          — Какие к вам могут быть вопросы, если Кэтрин вам нравится больше, чем Одри? Прощайте!

          5. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ФАСТФУДОМ

          — О, соединилось! И видимость, и слышимость вроде есть.
          — И что тут странного?
          — Я надеялась, что Скайп не соединит.
          — А я надеюсь, что у вас вопросы по моей книге стихов, да?
          — А как называется ваша книга?
          — «Листва». Вы на обложке не заметили?
          — Прикольно. Что-то ботаническое?
          — Гекзаметрическое.
          — Это как?
          — Как? Как у Гомера. В творческие моменты его поэтического вдохновения и прозрения от слепоты.
          — И так же, наверное, затянуто и занудно. Да еще, наверное, в рифму. Слова, слова, слова... Как вы их подбираете, интуитивно?
          — Вообще-то поэзия — это наука с набором своих законов и правил. Это строение, созданное из приемов и методов. Интуиция главной роли не играет, хотя может присутствовать.
          — И о чем в книге идет речь в присутствии интуиции?
          — В основном пейзажная лирика.
          — А что нового можно сказать в пейзажной лирике?
          — Не обязательно новое, но можно сказать по-своему. В пейзажной лирике авторы в основном хотят живописно описать природу. А я хочу ее понять.
          — Вот вы целую книгу написали. Причем стихов. Причем пейзажных. А слышали такое выражение «краткость — сестра таланта»?
          — Возможно, краткость и приходится таланту сестрой. Но порой этот талант она может по-родственному умышленно ограничивать. Да так, что он и не раскроется.
          — Как это?
          — Красота, выраженная словом как главным в инструментарии поэта, требует описательности, детализации, поиска разгадок ее тайн, а краткость может лишь обозначить ее кротость, не дав ей полностью раскрыться, а значит, и насладиться ею.
          — Красота, краткость, кротость... Вот вы говорите, а меня тошнит. Думаете, у меня меньше образования, чем у вас?
          — Рад за ваше образование, чего не могу сказать о культуре общения.
          — Общения? Да я хайповая блогерша и брендовая позинг-модель. Не просто юзер в тренде, а инфлюенсер с миллионом фолловеров в чате. Хотя в реале я креативный менеджер по маркетингу в ленд-девелопменте . А у вас есть аккаунт с визуальным контентом в инстаграм?»
          — Да уж, велик и могуч русский язык.
          — А то! Но меня чего-то действительно подташнивает.
          — От моей книги?
          — Нет, но вытошнить может прямо на нее. Ну, не знаю, может, просто день был тяжелый или злоупотребила фастфудом. Или еще чем-то... Это правда, что стихи в основном приходят из области бессознательного?
          — Разве что бессознательными эмоциями. Но логическая мысль переводит их в область самосознания. Хотя в поэзии, на мой взгляд, важнее всего создание общей художественной атмосферы от соединения эмоций и мыслей. Эмоции могут быть неясно очерчены, но мысли должны быть внятны и понятны. Хотя смыслы в ней не имманентны. Они представляются игрой на полутонах и не растолковываются автором, а подаются читателю так, чтобы он сам их открывал, постигал, понимал, а, возможно, и создавал заново по своему усмотрению и вкусу.
          — Как скучно!
          — Да, я умею скучно объяснять. Долго и упорно этому учился.
          — Я думала, поэзия создана просто для красоты и для того, чтобы ее любить, а не для того, чтобы ее понимать. Особенно этим вашим самосознанием. Кажется, что-то такое Оскар Уайльд говорил.
          — Кажется, что-то такое он говорил подобной фразой о женщине, а не о поэзии.
          — А какая разница?
          — Разница в подмене предмета обсуждения, что неизбежно вводит в заблуждение.
          — А что у нас предмет обсуждения?
          — Изначально предполагалось, что моя новая книга стихов.
          — Правда? Ладно, я хотя бы и ввожу в заблуждение, зато от чистого сердца.
          — Что ж, хочется верить в чистоту вашего сердца и в светлые помыслы. Жаль, что с таким достоянием вам не до моей книги.
          — Да ладно! Сердце хоть и чистое, но кошки по нему бесцеремонно скребут. И тому есть причина. Знаете, от меня муж ушел. А тут еще Рождество на носу.
          — Сочувствую.
          — По поводу Рождества?
          — По поводу мужа.
          — Да он давно ушел, двенадцать лет назад. А я достала старый альбом с фотографиями, вспомнила наше первое Рождество, проведенное вместе, и стало как-то не по себе. Даже начало подташнивать. Нужно было срочно отвлечься и на что-нибудь переключиться. Фастфуд успешно съеден. И... успешно выпит. Вот под руку попалось ваше объявление про обсуждение вышедшей книги, хотя, честно признаться, я стихи как-то не особо люблю читать.
          — В таком случае, что вы читать любите?
          — Я читаю не то, что люблю, а то, что приходится по работе.
          — Но существует литература и для души.
          — Никакой литературы больше не существует. И Рождества на свете больше нет. И мужа нет. Ничего нет!
          — Я уже сказал, что сочувствую вам.
          — По поводу мужа?
          — По поводу Рождества.
          — Какое умиление! А по поводу литературы, если помните, когда-то наша страна считалась самой читающей в мире. Но все это в далеком прошлом. Теперь, слава богу, мы живем в эпоху тотальной демократии и имеем право выбирать — читать что-то или совсем ничего не читать.
          — Вот как? Ну да, если можно ничего не читать, то зачем же отказывать себе в таком изысканном удовольствии? Но тогда по какой причине вы решили пообщаться со мной, если я настолько отстал от продвинутой эпохи, что не только читаю, но и пишу, чтобы читали другие?
          — Не знаю. Возможно, нужно было как-то справиться с тошнотой. Хотя бы потошнить кому-нибудь на нервы.
          — Пока что вам это неплохо удается.
          — Да вы не обижайтесь. Мой нынешний дефект интеллекта, временно отягощенный фастфудом и комплексом неполноценности, не таит в себе агрессии. Просто такой психотип требует привлечение к себе внимания.
          — Всем необходимо внимание.
          — Вот я его и пытаюсь инициировать. Мне нужно спровоцировать создание такой ситуации, которая была бы в культурном плане выше состояния... того, что меня сейчас тяготит.
          — В культурном плане?
          — Да хоть в каком! Мне банально требуется внимание. Хотя я его не выношу. Что не понятно?
          — Сложная ситуация.
          — Непростая. Особенно если учесть, что я никогда не тянусь к людям, я их терплю.
          — И особенно если учесть, что, по-вашему, нет ни литературы, ни Рождества, ни мужа, ни внимания.
          — Да, мир пуст, в нем царствует фастфуд.
          — Я продолжаю вам сочувствовать.
          — По какому поводу на этот раз?
          — По поводу фастфуда.
          — Вы думаете, я пьяна? Не отвечайте, сама знаю. Вообще-то со мной это не часто случается. Приходится постоянно заботиться о фигуре. Хотя, я уверена, случись что со мной, фигура в благодарность и не подумает обо мне позаботиться.
          — Мне кажется, вам просто потребовалось отвлечься от тягостных мыслей и волнующих воспоминаний, усугубленных, мягко говоря, фастфудом. И потому захотелось бурного вовлечения в некую словесную конфронтацию. Даже не важно, на какую тему. Создавать выпады и реагировать на них. Только вряд ли книга лирики, если ее вдруг начать обсуждать, может этому способствовать.
          — То есть, считаете, проще пойти и тупо проблеваться?
          — Не хочу выступать в роли подстрекателя, но... вы сами назвали правильный вариант.
          — Ладно, тогда я пошла. У меня четко обозначилась цель. А вас с Рождеством!
          — Так его же, по вашему мнению, больше нет.
          — Надеюсь, что скоро появится.
          — В таком случае и вас также.

          6. ОТЕЛЬ ОДИНОКОГО СЕРДЦА ДЛЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПУТНИКА

          — Милый, бесконечно милый мой писатель...
          — Да-да, я вас слушаю.
          — Добрый вечер. И вот я рядом с вами, совсем близко.
          — Я это вижу. И вам добрый вечер.
          — Должна вам сказать, что на экране вы прекрасно выглядите!
          — Ну, что вы… Я и на самом деле такой. Итак, поговорим о стихах?
          — О, да, стихи!..
          — Какие впечатления от прочитанного?
          — О, да, впечатления! Есть стихи, как протянутый букет пахучих полевых цветов. А есть — как спрятанная за спиной плетка в руке. Мне и те, и другие нужны.
          — Вы это в моей лирике нашли? Поразительно, но мне такие ассоциации в голову не приходили.
          — О, да, лирика!.. Да, ассоциации!.. Хочу признаться вам в любви, милый писатель. В любви горячей и страстной — такой, какая может случиться лишь раз в сто лет. Уверена, что и вы любите меня так, как люблю вас я — пламенно и отчаянно, негласно и тайно!
          — Шутить изволите, не менее милая барышня?
          — О, да, я милая!
          — Милая, судя по татуировке бубнового туза на вашей шее. Понимаю, в интернете все шутят. И даже без повода. Но скажу вам откровенно, что за долгую и многообразную жизнь тайно влюбляться я так и не научился.
          — Но ведь мы сейчас наедине. И общаемся тайно, интимно, полушепотом, вдали от посторонних глаз. Наслаждаемся общением в таком нежном фокусе, в таком приватном виртуальном ракурсе.
          — Так может, в том же ракурсе обсудим мою книгу?
          — О, да, ваша книга!.. Представьте, что в этот божественный час Рождества я лежу обнаженная, раскинув в стороны руки и ноги, на черных для контраста шелковых простынях, которые осыпаны нежными лепестками роз. А ваша книга лежит на моем слегка подрагивающем от возбуждения животе, и вы ее пылко и яростно листаете-листаете... так, что от шелеста страниц разлетаются пахучие розовые лепестки и падают мне на лицо, на шею, на грудь... Разве от всего этого вы сейчас в меня не влюблены?
          — Да уж, лихо завернули сюжет. Так можно докатиться бог знает до чего, вплоть до постмодернизма. Но на ваш единственный животрепещущий вопрос, собравшись с духом и как на духу, отвечу: я не влюблен в вас. И даже не знаю, кто вы. Мало того, это меня совершенно не расстраивает. А даже окрыляет. Не любить незнакомых людей очень приятно. Сами попробуйте.
          — Вы просто не решаетесь себе признаться, что влюблены, и делаете вид, что ничего не понимаете. Ах, я обижена! Страшно обижена!
          — Обижена? Да я вас впервые вижу! Кто вы такая? И я-то здесь при чем?
          — Как при чем? Вы поэт, вы должны тонко чувствовать! Это же вы написали такие для меня вдохновенные, такие короткие, но ясные строки:
          Благословенна будь,
          божественная грудь,
          застывшая на миг
          в руках моих!

          И будь благословен
          разлет твоих колен,
          и влажная стерня,
          влекущая меня.
          — Да, признаюсь, это написал я. Но бог знает как давно. К тому же это была художественная стилизация под древнегреческие элегии Сафо, и строки эти требовались по сюжету и писались от лица персонажа моей эпической поэмы. Спасибо, конечно, что читаете мои старые стихи, но сегодня я надеялся поговорить о новой книге пейзажной лирики.
          — А какая разница — новые стихи, старые стихи, стилизация или сублимация? Мы сейчас одни... Жадно сплетаясь руками и ногами в первородном хаосе бытия, парим вдвоем на самом краю мироздания. Как вы можете сейчас не любить меня?
          — Да так уж, знаете, вполне естественно получается.
          — Я женщина, я очень женщина! Вы не смеете не любить меня! Да еще в таких обстоятельствах.
          — В каких таких обстоятельствах?
          — Которые невозможно переоценить.
          — Каюсь, но это так. Прошу, не обижайтесь и не судите меня строго за такую жестокую и бесчеловечную правду нелюбви.
          — Это неправда, мой милый писатель!
          — Это правда, милая барышня. Понимаю, что правду всегда приятней высказывать самому, а не выслушивать от кого-то. Тем не менее...
          — Но я готова в этот вечер дарить вам свое знойное тепло и всю свою нежность, отдать вам душу и тело, которые соединились своими энергиями глубоко внутри и с готовностью открылись для вас своей центробежной силой. «Благословенна будь, божественная грудь...». В моей груди —  мое одинокое сердце. В моем одиноком сердце — уютный отель, утонувший в зелени цветущих фруктовых садов в тихой живописной местности. На каждом его этаже разлит блаженный приют тепла и счастья для такого, как вы, неутомимого путника литературных прерий и пустынь. И вы поселились в этом отеле один, и кроме вас там никто не живет. Примите же его тепло своим сердцем!
          — Странные что-то у меня сегодня читатели. Всего доброго, с ответным теплом — и вам, и вашему уютному отелю.

          7. МУЗА СО СТЕКЛОВОЛОКОННОЙ ФАБРИКИ

          — Прямо у вас ведутся беседы о поэзии?
          — Прямо у меня, милости просим.
          — Тогда я почитаю вам свои стихи.
          — Погодите, вы поэт?
          — Да, уже две недели пишу стихи. Про фабрику стекловолокна написал, там я когда-то работал. И про пенсионную реформу стихи имеются. Хотите послушать?
          — Не очень.
          — Хотите, но не очень? Почему это?
          — Вы действительно чувствуете себя поэтом?
          — А как это надо чувствовать?
          — Когда понимаешь, что это не просто так.
          — Что значит, не просто так?
          — В поэзии, как в любви. Думал, что любишь, а оказалось — просто так. Или наоборот: вдруг понимаешь, что все это не просто так. В общем, что если это не любовь, а просто показалось? Впрочем, сейчас не об этом. Вы мою книгу читали? Именно о ней я сегодня затеял разговор.
          — Ваша книга никуда не убежит. Вы послушайте, как я острым стихом ловко пригвоздил этих барыг, из-за которых у нас пенсии маленькие!
          — Да что же это, черт возьми, сегодня творится? Никаких нервов не хватит!
          — Вы о чем?
          — Я о своем. По крайней мере, ни барыг, ни пенсий это не касается.
          — Вот я сейчас начну читать, и, клянусь, вы сразу будете все за мной записывать — каждую строчку! Чтобы потом близких людей порадовать моим проницательным зубастым и языкастым словом актуальной поэзии.
          — Послушайте, если кроме зубастого и языкастого слова вам сказать нечего, давайте распрощаемся.
          — Да мы же только начали разговор! С недавних пор у меня появилась муза. Не старая еще. Пухленькая такая шатеночка, улыбчивая и веселая. По-соседски залетает. С бутылочкой винца. Чтобы жизнь нашу обсудить и вечер приятно провести. Когда-то мы вместе на стекловолоконной фабрике трудились. Шикарная муза, разведенная и свободная! Она-то и стала вдохновлять меня на стихи. У каждого творца должна быть своя муза. Вот к вам прилетает муза?
          — Прилетает.
          — Вот видите, это уже хорошо. Расскажите о ней подробнее, чертовски люблю такие пикантности.
          — Подробнее? Ладно. Прилетает через форточку.
          — В самом деле?
          — Да. Посадочная площадка у нее обычно на шкафу под самым потолком. Свешивает длинные ноги, достает из чулка какие-то мятые листки на скрепке и начинает диктовать мне рифмы. Якобы новые. Но эти рифмы мне не нужны, я уже все перепробовал. Поэтому стараюсь музу перепрофилировать. Заставляю ее принести мне то плед, то домашние туфли. Иногда она самостоятельно приносит чай с лимоном. Когда напиваюсь чаем, позволяю ей поговорить со мной. Разговоры исключительно о литературе, в которой, на мой взгляд, она мало что смыслит. Обычно я говорю, а она вокруг люстры летает и тихонько жужжит. Порой муза кажется ненастоящей. Крылья у нее какие-то пластмассовые. Или стекловолоконные. Впрочем, в наш век музы именно такие.
          — Вы издеваетесь надо мной? Про что это вы?
          — Нет, это вы надо мной издеваетесь! Вы внимательно читали мое объявление в интернете? Там ведь ясно написано, что предлагается обсудить выход моей новой книги лирических стихов. Это мой вечер и моя беседа с заинтересованными читателями. А вы сейчас о чем со мной принялись рассуждать?
          — Я хотел почитать свои стихи. О фабрике стекловолокна. О том, какие там сейчас порядки. В мастерах нынче проходимцы, начальство ворует, а работать приходится на старом оборудовании...
          — Понимаю. Только мне этого не нужно.
          — Ну как хотите. Если вам не нужна истинная поэтическая острота, которая...
          — Извините, но я вас отключаю.

          8. НЕСОВЕРШЕНСТВА МИРА

          — Ну?
          — Какое неожиданное приветствие!
          — Ну.
          — Обсуждаем мою книгу, так?
          — Ну.
          — Прочитанную вами книгу, да?
          — Ну.
          — Подчеркиваю: Обсуждаем. Прочитанную. Вами. Книгу.
          — Ну, допустим.
          — Нет, давайте определимся точно.
          — Ну, если точно, то честно вам признаюсь: из-за пандемии потерял работу.
          — Прискорбно.
          — Ну.
          — И что дальше?
          — И весь год у меня была куча свободного времени, чего раньше не случалось. Стали, знаете ли, появляться разные философские мысли, захотелось поразмышлять. Хоть о чем-нибудь. Поэтому решил прочесть вашу книгу.
          — Слава богу. В таком случае, благодарю вас. Какие впечатления и что бы вам хотелось обсудить?
          — Я вот думаю, несовершенство нашего мира — это зло или добро?
          — Хм, если человечество постоянно стремится к совершенству, а мир несовершенен, то, вероятно, это все-таки зло.
          — А мне представляется, что это добро. Будь мир совершенен, и никаких стремлений бы не возникало. Движущая сила развития и прогресса — стремление изменить то, что не устраивает. Значит, в мире должен постоянно присутствовать тот объект недовольства и раздражения, который побуждает общество к движению. Иначе — стагнация, застой, омертвение любого вида человеческой деятельности. И значит, несовершенства мира ниспосланы нам свыше не зря! Как думаете?
          — Возможно, вы правы. Только к ним у нас, скорее, попытаются приспособиться и привыкнуть, чем решатся с ними бороться. Большая часть общества всегда готова принять условия существования как данность, объясняя себе и другим, что все равно ничего совершенного в мире нет и никогда не будет, поэтому придется смириться и жить с тем, что есть.
          — Вот как? А вы сами не один из таких? Небось, проповедуете своими книгами христианское смирение и благодушие, только бы не замечать изъяны и язвы общества, чтобы и пальцем не пошевелить! Это бесхарактерность и полная безответственность, вот что я вам скажу, господин писатель!
          — Позвольте, я вовсе ничего не проповедую, да и в книге моей речь идет совсем о другом. Вы мою книгу-то читали?
          — Ну.
          — Читали или нет?
          — А если пандемия еще будет сто лет, вы продолжите призывать всех граждан закутаться в маски и сидеть по домам без работы? Вы мне, потерявшему работу, будете указывать на смирение вместо того, чтобы всем миром протестовать?
          — Против чего протестовать, против вируса? Чтобы он испугался гневной толпы и упал в обморок? Спрашиваю еще раз: вы читали мою книгу?
          — Да при чем тут ваша книга?
          — Согласен, ни при чем. Она написана на другую тему и к вирусу и потере вами работы не имеет ни малейшего отношения. Но вы же сами сказали, что было много свободного времени и решили прочесть мою книгу.
          — Ну... ну, сказал. Только решить и прочесть — вещи разные, согласитесь.
          — Так вы ее не читали?
          — Честно говоря... Да кто вообще сейчас книги читает? Сами подумайте!

          9. VIVA ITALIA!

          — Извините, но сразу задам вам вопрос: вы мою книгу читали? Ответьте, пожалуйста, прямо. Да или нет?
          — Прямо. Пожалуйста. Да или нет. Я прямо приехать из Наполи, это сказать из Неаполя. Я есть итальянская студентка изучать ваш язык и культура. Я еще мало знать слов.
          — Что же мы в таком случае будем обсуждать, если вы мою книгу не читали и даже языка толком не знаете? Вы все сегодня сговорились, что ли?
          — За-го-во-ри-лись?  Я еще не знать этого слова. Что значит заговорились?
          — Сговорились. Так, значит, вопросов ко мне у вас нет?
          — Вопросов есть.
          — О чем же, в таком случае, желаете меня спросить, уважаемая итальянская студентка?
          — Вы писатель. Вы писать книги и должны знать. В вашем языке есть много смешных слов.
          — Что значит «смешных»?
          — Смешное звучание. А смысла нет. Я не понимать их смысла.
          — О каких словах идет речь, объясните?
          — Например, что есть пимпочка и что есть тютелька? Я не понимать.
          — А зачем они вам понадобились?
          — Я пишу работу. Лингвистический анализ текста разговорного типа. Мне коллеги говорить, что должно быть тютелька в тютельку. Это как, это куда? А я наломала дров и что-то прошляпила. И мне нужно начинать танцевать от печки. Это что есть такое? Зачем итальянке дрова и шляпа с печкой?
          — Как зачем? Чтобы начинать танцевать. Вам же сказали.
          — Я не приехать танцевать, мне надо писать исследование разговорной лексики. Идиомы и фразеологизмы.
          — Вот и пишите.
          — Как писать?
          — Очень просто, ноги в руки и вперед. Вот вам еще одно идиоматическое выражение.
          — Ноги в руки? Но я не уметь писать ногами. И не уметь писать вперед. У вас в речи не идиомы, а набор странных слов! Они мне говорить, что я не в зуб ногой. А я не хочу в зуб ногой!
          — Не бойтесь, это не должно быть больно.
          — Как не быть больно? Ноги в руки, в зуб ногой! И еще у меня в одно ухо влетает, из другого вылетает. А это как понимать? Это есть неправильная физиология — у меня из уха ничего не вылетать!
          — Вы уверены?
          — Да! Они говорят, что я смотреть на предмет языкового исследования, как баран на новые ворота. А должна его знать как облупленного. Кто тут есть облупленный баран? И зачем ему ворота?
          — Ворота, чтобы смотреть. Для чего же они еще нужны? А вашим коллегам просто, как говорится, вожжа под хвост попала.
          — Solo un momento, per favore. Я посмотреть в словарь... Вожжа... хвост... О! Такое имеется у моих коллег?
          — Метафорически имеется.
          — Oh mio Dio!
          — Иными словами, они втирают вам всякую дичь, а вы на это повелись.
          — Aspetti un attimo... У меня в словаре написано: дичь есть блюдо из мяса диких птиц. Мне это куда-то втирали? Чтобы меня повело?
          — Ну да, с вами такую сложную процедуру проделали, а вы и не заметили.
          — E'impossibile! Они звать меня в кафе. Но не на дичь, а чтобы заморить червячка. Как заморить? Какого червячка? Они мне наливать вино в бокал и говорить: «Давай бери». А я не знать, что надо — давать или брать? Я пью в кафе вино без червячков, а они называть меня брандахлыст. Что это есть такое? Это я есть — бран-да-хлыст? Ваш язык для меня катастрофа! И еще я есть «ваще что-то с чем-то». Это хорошо?
          — Думаю, что-то с чем-то лучше, чем что-то без ничего.
          — Что-то... с чем-то... без ничего... Я не понимать!
          — Погодите, в свой адрес вы еще услышите «мурло» и «чурка нерусская».
          — Опять туманные слова! А это сказать хорошо?
          — Не очень.
          — Я совсем не понимать! Коллеги мне рассказать, что у меня культяпка вместо мозгов и вавка в голове. Это за гранью моего сознания! Растолкуйте мне вавку. В словаре перевода нет.
          — Ее не надо толковать. К вавке нужны примочки. Ой, извините мой невольный смех.
          — О, это невозможно! Io non capisco! Как понимать примочки?
          — Понимать надо образно. Только, уверяю вас, в моей поэтической книге нет ни этих, ни подобных слов и выражений.
          — Но они есть везде. Вокруг меня. Каждый день. Словарь не помогает.
          — Да это с их стороны просто выпендреж, зарубите себе на носу.
          — Санта Мария! Что есть выпендреж? Зачем рубить мой красивый нос?
          — Не беспокойтесь, вы останетесь с вашим красивым носом. Или вас с ним оставят.
          — А еще я не понимать фразу «куда Макар телят не гонял». Где есть такое место?
          — Предположительно, там же, где облупленные бараны и новые ворота. Желаю вам успехов!

          10. ОДНА КНИГА В КОСМОСЕ

          — Здравствуйте. У вас проводится авторская презентация поэтического издания?
          — У меня. То есть со мной. То есть... я автор. Только не презентация, а некое... неформальное обсуждение прочитанной книги. В общем, сеанс поэтической магии с полным ее разоблачением.
          — Очень хорошо. Значит, с вами, как автором, я могу провести опрос.
          — Что еще за опрос?
          — Ничего сложного. Обычный соцопрос накануне Рождественских каникул. Вы же литератор? Тогда ответите легко и быстро.
          — Вообще-то я тут в который раз собираюсь с читателями обсудить мою новую книгу стихов.
          — Чуть позже, хорошо? Опрос как раз проводится среди любителей книги, а в опросе ответы писателя — как нельзя кстати! Они, в определенном смысле, даже могут послужить рекомендацией для ваших читателей.
          — Ну, ладно, спрашивайте.
          — Секундочку, анкета на английском и надо перевести.
          — Вы что, еще сами не читали анкету и я первый опрашиваемый?
          — Выходит, что так. Я во всем этом... не очень, просто выполняю работу, за которую обещали заплатить. Не поможете перевести вопросы? What books are your companions through life?
          — Какие книги мои спутники по жизни? То есть те, что я чаще других люблю перечитывать? Ну, сходу ответить как-то...
          — Именно сходу, особо не напрягаясь и глубоко не задумываясь. Надо назвать то, что лежит на поверхности сознания. В этом смысл опроса. Хотя бы парочку книг назовите.
          — «Мертвые души» Гоголя, «Пьесы» Оскара Уайльда, «Город привычных лиц» Генриха Белля, «Идиот» Достоевского, «Анна Каренина» Толстого, «Обломов»  Гончарова, «Темные аллеи» Бунина, рассказы Чехова, стихи Мандельштама...
          — Погодите, не многовато ли «спутников по жизни»?
          — Так, еще, конечно, «Фауст» Гете, «Гамлет» Шекспира, «Записки о Шерлоке Холмсе» Конан Дойла, «Вечер у Клэр» Газданова, «Конармия» Бабеля, «Тихий Дон» Шолохова, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Степной волк» Гессе, «Утиная охота» Вампилова, «ZOO» Шкловского, «Алмазный мой венец» Катаева. Еще бы добавил сборник рассказов «Фиалки по средам» Моруа и «Постороннего» Камю...
          — Ну, думаю, что достаточно.
          — Кому достаточно? Нет уж, теперь вы погодите! А как можно обойтись без книг Лермонтова, Тургенева, Куприна? А как же без Данте, Ибсена, Киплинга, Моэма, Пруста, Джойса, Сэлинджера, Оруэлла, Маркеса, Леонида Андреева, Платонова, Замятина, Аверченко, Хармса, Бухова, Набокова, Шаламова, Нагибина, Вампилова, Венедикта Ерофеева, Битова, Искандера, Аксенова, Довлатова?
          — Многие, однако, обходятся.
          — А как тогда без стихов Баратынского, Пушкина, Фета, Тютчева, Анненского, Кузмина, Ахматовой, Гумилева, Пастернака, Цветаевой, Есенина, Нарбута, Бориса Поплавского и Павла Васильева?
          — Остановитесь, пожалуйста. Этого вполне хватит.
          — Да вы не пугайтесь, бога ради. Просто вечер общения у меня сегодня не задался, вот меня и понесло. Хотел книгу стихов обсудить, а меня только выводили из себя разговорами о чем угодно, только не о ней. И вы оказались последней каплей моего терпения.
          — Я оказался каплей?
          — Терпения.
          — Тогда еще один, только один вопрос и все. Сами его переведите. If you were evacuated to another planet and could only take one book, what would it be?
          — Если бы меня отправили на другую планету, и я мог взять с собой только одну книгу?
          — Вроде да.
          — Значит, где-то в космосе. И с собой одна книга. Да уж, только одна книга — это катастрофическая ситуация! Ждете, что я Библию назову? Нет, пожалуй, «Евгений Онегин» Пушкина. Роман многослойный и многоплановый. В нем много загадок, над которыми интересно думать. С таким и в космосе не заскучаешь. Действительно — энциклопедия нашей жизни.
          — Да? Хорошо, спасибо. Ваши ответы зафиксированы. Всего доброго.
          — Постойте-постойте, а о моей книге и слова не скажете? Хоть одно слово о поэзии! Малую толику аналитики! Хотя бы одно впечатление!

          Но мой собеседник успел отключиться.
          Так, вечер уже поздний и надо дух перевести. Думаю, на сегодня, пожалуй, хватит «бурных дебатов о моей новой книге». Попытаюсь сделать хоть какие-то максимально утешительные для себя выводы.
          Ладно-ладно, понимаю, Рождество и все такое. Людям сейчас не до книг. А тем более не до их обсуждения. Но ведь можно обсудить и в другой раз, верно? Нужно только сохранять уверенность, что писатели, как прежде, пишут, а читатели, как прежде, читают...
          Впрочем, возможно, те, кто не прочитают мою книгу, ничего не потеряют.
          Хотя важнее для меня, что, будучи ими непрочитанной, книга не потеряет ничего.


          2020


Рецензии
Вечно опаздывающая Ваша читательница, потерявшаяся в руинах прошлогодних
событий, наконец-то собралась в гости. Если честно, то Ваш "Рождественский
рассказ" был прочитан мною сразу после его публикации. Эмоции захлестнули,
и я поняла, что меня занесёт в дебри, из которых не выберешься...

Дорогой Николай, во-первых, поздравляю Вас с наступившим новым 2021 годом
и с приближающимся Рождеством! Очень хочется, чтобы этот год стал для нас
избавлением от напастей, которые свалились на наши головы в ушедшем году.
Но пока тревога не уходит.

А теперь перейдём к обсуждению "Новой книги". Читала я с перерывами,
потому как каждый эпизод рассказа - новый характер, неповторимый типаж.
Сразу скажу, Николай, что Вы поразили своим умением так замечательно
изобразить нравы и особенности "читателей" и "почитателей" таланта
писателя. Не буду останавливаться на каждой персоне, но "первый блин" взят
из нашей жизни (устали от рекламы и всякого рода предложений); "хайповая
блогерша" - само совершенство в плане характеристики нашей "юной поросли"
("любить, а не понимать" - девиз для поэзии весьма оригинальный: куда уж
тут до "Часа души" Марины Ивановны...); далее - любовь онлайн - просто
"отпад" на новом русском, как и Муза - пухлая шатеночка-соседка; итальяночка
чудесна, так как здесь всё великолепие нашего разговорного жанра (мне, право,
как переводчику не раз приходилось с этим сталкиваться, но не буду приводить
примеры - у вас их достаточно). А вот 8 и 10 эпизоды отвечают на многие
вопросы. Здесь автор даёт итоговый урок своим нерадивым читателям.
"Да кто вообще сейчас читает книги?"(с) Ну и последняя капля терпения
писателя стала увесистой оплеухой (простите за грубость) лицу, ведущему
опрос, да ещё с анкетой на английском языке при незнании последнего...

Спасибо, уважаемый Мастер! "Бурные дебаты" получились вопреки всему.
Да, читатели ещё не вымерли как класс, сформировавшийся в наше "совковое"
время, но всё больше и больше тех, о ком Вы, Николай, поведали нам в своём
замечательном "Рождественском рассказе". И смешно, и грустно...
В конце хочу сказать, что мне искренне жаль тех, кто "ничего не потеряет",
не прочитав даже "Евгения Онегина"... Боюсь, что именно поэтому Космос
в прямом и переносном смысле слова для них будет навсегда закрыт.

А Вам, дорогой Николай, мои искренние пожелания здоровья, счастья и радости
вдохновения для создания новых чудесных произведений для настоящих читателей
и почитателей Вашего несомненного таланта.

С уважением и признательностью,
Валя.


Валентина Щугорева   03.01.2021 01:01     Заявить о нарушении
Дорогая Валечка, примите самые теплые, самые душевные новогодние поздравления!
Мои праздничные пожелания просты, но они сейчас самые важные: здоровья, здоровья и еще раз здоровья! Что поделать, если досталось нам такое странное и страшное пандемическое время? А к здоровью желаю непременно удачного года, творческого вдохновения и умных понимающих читателей.

О моем рождественском рассказе скажу так: это не факт моей биографии, это литература.
Не более того. Но и не менее. И Вы, разумеется, это понимаете. Улыбаюсь.

У моего героя, издавшего новую книгу стихов, были слишком большие по этому поводу ожидания. Как у всех у нас завышены ожидания того, например, что новый год отменит все тревоги и неудачи года ушедшего и станет для всех абсолютно идеальным. Вряд ли, конечно, но не надеяться на это нельзя. Надежда и оптимизм - это то, что выравнивает все шероховатости жизни, обновляет нашу душу и заставляет смело идти вперед, несмотря ни на что.

Написанная книга для моего героя в этот период его жизни стала самой важной вещью. Хотя вещью, как мы выяснили, он ее не считает. У него была заветная цель - написать и издать ее. Но по пути к цели он к тому же обретал такой ценный для себя творческий опыт, что ему казалось, все вокруг должны с небывалым восторгом разделять его чувство преодоления и победы.
Иногда не так важна намеченная тобою цель, как опыт, который приобретаешь на пути к ней. Ведь содержание нашей жизни составляет путь, который нас может чему-то научить, а не конечная цель.

И на этой идее построена фабула и весь сюжет рождественского рассказа. Автор ждал придуманного им же самим идеального читателя, а люди-то все разные. И настроения, и характеры, и желания у них разные - жизни у них разные! - что в иронической форме я и попытался показать в диалогах. Но автор книги не отчаивается, а хранит надежду, что диалоги эти были пробные, а общение с читателями продолжится в более удачный день, но уже в лучшем для него виде - в таких словах и портретах, которые требует и автор, и его книга. Поэтому рассказ вроде как и не окончен. Он остается с открытым недосказанным финалом.

В этой связи вспомнилась мне одна мысль Тома Стоппарда:
"Все портреты должны быть не окончены. Иначе смотришь на них, как на остановившиеся часы".

Валечка, пусть все дела будут нами окончены, пардон за тавтологию, не окончательно, а как бы с надеждой на дальнейшее продолжение. Пусть часы, возвестившие нам о начале нового года, идут все дальше и дальше, и как можно дольше для нас не останавливаются.
С уже наступившим Новым годом!

Николай Левитов   03.01.2021 02:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.