Реферат628
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774
РЕФЕРАТ
Значение физической культуры для будущего специалиста – эколога
Новосибирск 2020 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. Задачи профессионально-прикладной физической подготовки………….5
2. Роль профессионально-прикладной физической подготовки в профессии эколога………………………………………………………………………......7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………...……..…..9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..………………………………………….…………10
ВВЕДЕНИЕ
Профессионально-прикладная физической подготовка органично связана с последующей практической трудовой деятельностью выпускника-специалиста. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания, профессионально-прикладная физическая подготовка – это педагогически направленный процесс специализированной физической подготовки студента к избранной специальности, то есть процесс обучения, обогащающий человека двигательными умениями, навыками, физическими способностями, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность.
Результаты деятельности эколога зависит не только от его умственных способностей, но и от специальной физической подготовленности, приобретенной в вузе при систематических занятиях физическими упражнениями.
Эти упражнения должны быть адекватны требованиям, предъявляемым профессией (в моем случае – профессией эколога) к физическим возможностям организма человека (выносливость к умственным и физическим перегрузкам, движение по пересеченной местности, проживание в неблагоприятных, а иногда – в экстремальных природных условиях).
Физические упражнения должны разносторонне развивать человека, помочь ему адаптироваться к нелегкому труду естествоиспытателя, сократить сроки овладения профессией.
Хотя в современном мире доля мышечного труда убывает, производительность многих видов профессионального труда обусловлена физической дееспособностью работника.
Работа эколога – это деятельность смешанного (интеллектуально-двигательного) характера. Не исключена вероятность негативных влияний профессии на специалиста (воздействие вредных веществ на производстве, эмоциональные и физические перегрузки, особенно при сборе материала в экспедициях).
В целом, нормальное физическое состояние, телесное и психическое здоровье – это важнейшая предпосылка устойчивой эффективности труда. Научно-технический прогресс не освобождает человека от необходимости совершенствовать свои физические способности.
1. Задачи профессионально-прикладной физической подготовки
Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы: формировать необходимые прикладные знания. Осваивать прикладные умения и навыки; воспитывать прикладные психофизические качества; воспитывать прикладные специальные качества.
Прикладные знания связаны с будущей профессиональной деятельностью. Студент получает прикладные знания на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время бесед и методических установок на учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы.
Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении профессиональных видов работ. Они формируются в процессе активных занятий физической культурой и спортом. Особая роль в этом принадлежит прикладным видам спорта: туризму, автомотоспорту, водным видам спорта и др.
Прикладные физические качества -- быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость -- необходимы во многих видах профессиональной деятельности. Одни виды труда предъявляют повышенные требования к общей выносливости, другие -- быстроте или ловкости, третьи -- к силе отдельных групп мышц и т. п. Заблаговременное акцентированное формирование нужных прикладных физических качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.
Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно. На учебных занятиях по физической культуре, спортивной тренировке, при регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями могут быть созданы также условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.
Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделировать возможные жизненные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.
Прикладные специальные качества -- это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, гипоксии. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.
Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими прикладными видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям, проникающей радиации и т.д.
2. Роль профессионально-прикладной физической подготовки в профессии эколога
Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если вы готовитесь к профессии эколога, то вам нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а, например, будущему филологу - другая.
Прикладные специальные качества - это способность организма специалиста противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и повышенной температуры, укачивания при передвижении автомобильным, водным, воздушным видами транспорта, недостаточного парциального давления кислорода в горах и на загазованных территориях предприятий.
Специалистам экологам необходимо подготовиться:
• к ускорению профессионального обучения;
• к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
• к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма;
• обеспечению профессионального долголетия;
• к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
• к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.
Специалист данного профиля востребован во многих областях промышленности - предприятия различных отраслей промышленности и жизнеобеспечивающих производств, научные лаборатории, научно исследовательские институты, лабораториях проверяющих органов (СЭС). Чаще всего труд, задействованный на данных предприятиях, имеет научный характер. Другое дело, если студент видит себя как разработчика инновационного оборудования для охраны окружающей среды от негативного воздействия, предполагает организовать производство. Ему необходимо готовится к другим - физическим нагрузкам. Зачастую невозможно сразу организовать серийное производство данного оборудования. Первое время необходимо будет осуществлять самостоятельную сборку оборудования. Параллельно с этим вести научную деятельность. Условия труда при этом могут быть не самые благоприятные. Профессиональную деятельность необходимо будет проводить и в полевых условиях, на открытом воздухе, и в любые погодные условия, и на загазованных территориях завода.
Где же лучше привыкать к этим непривычным нагрузкам? Конечно заблаговременно в годы учёбы в учебном заведении. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважением к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы мы выявили, что необходимость развития профессионально-прикладных физических навыков касается каждого студента. Физическая подготовка — это залог успешной трудовой деятельности в будущем. Именно такое развитие делает студента конкурентоспособным на рынке труда.
Итак, на основе литературных и электронных источников представлен структурный анализ результативности внедрения ППФП в трудовой деятельности экологов. Он состоит:
1. Из постановки задач ППФП (в которые входит: образовательный аспект, деятельно-практический и рефлекторный),
2. Выбора средств достижения поставленных задач (в которые входят: теоретические знания, физические упражнения, регулярность занятий),
3. Сопоставления нагрузок, как психических, так и физических, возникающих в процессе работы с качеством подготовки студентов,
4. Анализ продуктивности предложенных средств ППФП для изученных условий труда инженеров-экологов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1985. - 397с.
2. Пустовой А.П., Скачков Н.Г., Царева М.Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов высших учебных заведений. Учебно-методическое пособие. -- Спб.: ГОУ ВПО СПбГТУРП, 2008. -- 60с.
Свидетельство о публикации №120122507472