***

Актуальность представленной тематики реферата определяется многоаспектностью проблематики, осмысления места и роли Киевской Руси в развитии славянской культуры.

В последние годы очень изменились представления о характере славянского общества в эпоху раннего средневековья.
Господствующая социальная группа того периода - дружина - объединяла в своих рядах воинов, не имевших земельных владений и подданных (а не феодалов), и все необходимое для жизни получала от правителя. Глава государства был в этом обществе главной фигурой, так как в его руках находилось распределение производившихся обществом материальных ресурсов.

 История государственного устройства Древней Руси, роль Киева в развитии культуры, науки, и летописания интересовала многочисленных исследователей.
Из курса по истории древнерусской литературы известно, что Д. С Лихачев и А. А Шахматов посвятили свои научные труды исследованию летописных источников Киевской Руси. Наш современник Андрей Зализняк - филолог, академик РАН, крупнейший исследователь новгородских берестяных грамот, доказал подлинность "Слова о полку Игореве".

Среди ранних исследователей прошлого России - В.Н. Татищев и И.Н. Болтин. Помимо ценнейших фактов по истории Руси они высказали ряд интересных предположений и в области правовой системы древнерусского государства. Так, они усматривали связь между Краткой редакцией Русской Правды и древнейшими правовыми нормами языческого времени.
В «Истории государства российского» (период с древнейших времен до 1015 г.)
Н.М. Карамзин несколько глав посвятил повествованию о правлении Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Ярополка и Владимира.

Объектом исследования являются политические институты общегосударственного значения, а также формы государственного устройства древней Руси.
Предметом исследования являются проблемы зарождения и эволюции государства и форм государственного устройства древней Руси (в период расцвета Киевской Руси).

Главная цель исследования заключается в том, что бы определить закономерности развития и эволюции государственных структур и правовой системы древней Руси, выявить предпосылки объединения Руси, и, проанализировав летописные источники, работы ученых-историков в исследовании Киевской Руси (памятников архитектуры, ответить на вопрос: чем же являлся для Руси Киев в II в?




ИСТОРИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ КИЕВСКОЙ РУСИ

Киевская Русь существовала с девятого в. По 30-е гг. двенадцатого в. и была одним из самых больших государств средневековой Европы.

Летописец Нестор начинает историю древнерусского государства с легендарных братьев Кия, Щека и Хорива, которые с сестрой Лыбедью поселились на Днепре и основали город Киев, будущую столицу древней Руси.

Славянская общность формировалась из многих этносов и народов.  Со временем в состав славянской общности вошли племена финно-угорской группы (мурома, мещера и другие).Финно-угры долго противостояли славянам и норманнам (последних называли «роутси»), но вынуждены были отступить. В VI-VII в. н.э. обозначилось противостояние славян с племенами тюркской этнической группы – хазарами, а также скифами, жившими в степях Причерноморья.
Но славянская общность не смогла сохранить единство в ходе великого переселения народов (III-VII вв. н.э.)
В VIII в. происходит окончательное разделение славян: возникают южная группа (протоболгары, сербы, и др.), западная, выделившая впоследствии народы поляков, чехов, словаков, а также многочисленные племена, расселившиеся по Лабе на территории современной Германии, и восточная группа, которую сегодня представляют современные украинцы, белорусы и русские. Несмотря на произошедшее разделение, еще достаточно долго у этих славянских групп сохранялось сходство в обрядах, религии, языке, наречиях и культуре.
Восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в двенадцать территориальных союзов племен – поляне, древляне, хорваты, тиверцы, уличи, северяне, радимичи, вятичи, дреговичи, кривичи, дулебы, словене.

В VIII в. происходит разделение славян: возникают южная группа (протоболгары, сербы), западная(народы поляков, чехов, словаков) и восточная группа, которую сегодня представляют современные украинцы, белорусы и русские. Несмотря на произошедшее разделение, еще достаточно долго у этих славянских групп сохранялось сходство в обрядах, религии, языке, наречиях и культуре.
Восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в двенадцать территориальных союзов племен – поляне, древляне, хорваты, тиверцы, уличи, северяне, радимичи, вятичи, дреговичи, кривичи, дулебы, словене.
Восточные славяне миновали рабовладельческую стадию европейского развития.
Собственником земли оставалось государство, феодальное землевладение развивалось медленно в отличие от «классических» западных образцов. Основной доход феодалов составляла дань, которой облагались дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг.)



Ольга отменила «полюдье» и установила «уроки» - определенный размер дани.
Становление денежного обращения на славянских землях Восточной Европы происходит на рубеже VIII—IX веков, когда началась активная торговля Северной и Восточной Европы со странами Халифата. Восточноевропейские страны, лишённые крупных рудных запасов монетного металла активно импортировали серебро. В первой трети IX века в Древней Руси получили распространение монеты, которые чеканили в африканских центрах Халифата и которые попадали на Русь кавказским и среднеазиатским торговыми путями. С 830-х годов распространение получают дирхемы азиатской чеканки.

В I тысячелетии до н.э. путем объединения племен начало формироваться государство, из которых выделяется господствующий слой – дружина. Во главе дружин стоят князья.
Власть передавалась по старшинству, но не от отца к сыну, а от брата к брату, что часто приводило к междоусобицам. Такая передача власти(старшему в роду) получила название лествичной передачи власти (велась до конца XI в.)

К концу IX века Киевская Русь объединяла половину всех славянских княжеств: Киевское, Галицкое и Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Смоленское, Новгородское, Ростово-Суздальское, Черниговское, Переяславское, Северское, Муромо-Рязанское, Тмутараканское.
Важным геополитическим фактором существования Киевской Руси является постоянная борьба со степными кочевниками: аварами, хазарами, затем печенегами, которых вытеснили половцы.

Важным фактором является то, что Днепр был неотъемлемой составной частью пути "из Варяг в Греки". Именно этим путем оказывала свое влияние Византия, особенно значительное после принятия в 988г. Христианства.



Ярослав был посажен в Новгород и был одним из тех, кто пытался отделить свою территорию от территории Киевской Руси (по Повести временных лет он отказался в 1014 году платить дань в Киев). По словам Игоря Данилевского (советский и российский историк, профессор, источниковед, специалист по Древней Руси (до конца XVI века))https://www.youtube.com/watch?v=eH6oIW_nXa8 , в свое время вышла книга Н.Н. Ильина (его кандидатская диссертация) с названием "Летописная статья 6523 года и ее источники".
Ильин обратил внимание на то, что летописный рассказ имеет ряд противоречий. Это рассказ о том что происходило сразу после сразу после смерти Владимира. Якобы власть в Киеве захватил Святополк (считавшийся сыном Владимира) но он был на самом деле сыном Ярополка, брата Владимира (которого Владимир убил) вдова Ярополка красивая монахиня-гречанка будучи беременной становится женой Владимира и сын, который у нее рождается считается Владимировичем, а не Ярополковичем). И вот, якобы этот Святополк, родившийся "от двух отцов" убивает Бориса (младшего брата) и Глеба и собирается убить Ярослава. А Ярослав в это время в Новгороде готовится к войне с отцом: нанимает скандинавов, которые пока война не началась занимаются грабежами и насилием. Новгородцам это естественно не понравилось и они, собравшись с силами убили этот отряд. Обиженный этим, Ярослав собирает лучших Новгородцев и убивает их. В ту же ночь он получает известие из Киева о том, что Святополк захватил власть(убил Бориса и Глеба) и собирается идти войной на Ярослава. Тогда Ярослав обращается к новгородцам за помощью, после чего начинается длительная борьба за Киевский престол, как известно, закончившаяся победой Ярослава, ставшего Киевским князем в 1018 году.
Но есть источник, рассказывающий об этих же летописных событиях, но с иной точки зрения. Это немецкая хроника Титмара Мерзебургского (современника событий), а летописный рассказ пишется "задним числом"...
Так вот он рассказывает, что Святополка не было в это время в Киеве, потому что сразу после женитьбы на дочери Болеслава Храброго Святополк был посажен в темницу, откуда сразу после смерти отца он бежал в Польшу, договорился с Болеславом. Болеслав вместе со Святополком пошел освобождать свою дочь.

Ярослав сражался с еще одним своим братом - Мстиславом Тьмутараканским. Побеждает Мстислав, они делят  с Ярославом всю русскую землю на две части: Ярославу Мстислав победивший отдает Киев, (но он туда не едет, а едет в Новгород) и только после кончины Мстислава становится полноправным Киевским князем.
При Ярославе были построены Золотые ворота в Киеве, учредил два монастыря: Святого Георгия и святой Ирины (Георгий это крестильное имя самого Ярослава, а Ирина - имя его супруги, шведской принцессы Ингигерды), он повторяет константинопольскую модель (с Золотыми воротами), хотя и сам Константинополь не был оригинальным - он повторял Иерусалимскую модель. Ярослав создает такой "сакральный" центр русской земли  (1036-1037 гг.) А.А. Шахматов считает, что в это же время создается "Древнейший свод".


Разное географическое положение создавало неравномерную обстановку внутри Киевской Руси, каждое княжество развивалось по-своему. Великому Киевскому князю трудно было управлять огромной страной и он выделял своим князьям уделы в наследственное владение. Между князьями возникали усобицы, характерные для лествичного порядка наследования.
Такая обстановка не способствовала укреплению государства, вела к его расшатыванию и ослаблению. Если Владимир Мономах умел еще держать Киевскую Русь в единстве, то уже при его сыне Мстиславе она начала распадаться.

После смерти Мстислава почти все княжества вышли из повиновения великому князю. Отделились Новгород (1136-1137), Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское, Северское, Черниговское, Галицко-Волынское княжества. К середине XII века Киевская Русь, как государство, полностью распалась.
Власть Киевского Великого князя БЕЗВОЗВРАТНО УШЛА в прошлое…


Во главе Киевской Руси стоял Великий князь, раздававший приближенным волости (раннефеодальная монархия). Смерды составляли основную часть населения. Они платили царю дань. В вотчинах были холопы и челядь (почти рабы).
Все население платило церкви десятину (налог).


Во второй половине X века главным средством обращения Южной Руси (Киев, Чернигов, Смоленск и т. д.) стали вырезки из дирхемов весом 1,63 грамма, составляющие 1/200 византийской литры.
 Важным памятником этой системы являются сферические весовые гирьки, употреблявшиеся в северных областях Руси для взвешивания серебряных монет. После угасания притока восточных монет на Русь из-за ослабления Халифата их заменили товаро-деньги. На рубеже X—XI веков во времена Владимира Красное Солнышко и Святополка была предпринята попытка чеканки собственных монет. Однако вскоре она была прекращена из-за отсутствия сырьевой базы.
В северных областях на замену дирхемам пришли западноевропейские денарии германской, английской и скандинавской чеканки. Они имели хождение до начала XII век

 Создание Правды Ярослава ознаменовало качественно иной этап в попытках рецепции византийского права. Отныне древнерусские юристы почти навсегда отказались от буквального копирования чужеземных законов и правил. Теперь они ими лишь руководствовались, вырабатывая свои, местные законы и установления, сохраняя невидимое влияние чужеземных сводов на общие принципы выбора объектов юридической проработки, структуры местных юридических сводов и лишь в некоторых случаях прибегали к параллельному дублированию юридических казусов.


 
Киевская Русь / ред. В.Н. Сторожев. – 2-е изд., испр. – Москва : Тип. И. Д. Сытина и К°, 1910. – Т. 1. – 671 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103604










КУЛЬТУРНАЯ РОЛЬ (РЕЛИГИОЗНАЯ)

Русь была языческой до 988 г.(до принятия Владимиром христианства).

Сами славяне долгое время своей письменности не имели, потому письменными источниками о славянах и славянском государстве можно обнаружить у таких греков как Геродот (V в. до н.э.), Страбон ( I в.н.э.). О них писал Прокопий Кесарийский и Плиний Старший.

Средневековая культура Руси складывалась из языческой (дохристианской культуры), византийской (христианской) и болгарской.
На ранней ступени развития язычники-славяне верили в духов добра и зла (дихотомия). У них сложился свой пантеон богов, олицетворявший силы природы, но язычество не смогло обеспечить единства всех племен Киевской Руси.

 Церковь боролась с многоженством, а до принятия христианства Владимир был убийцей своего брата Ярополка, имел много наложниц, обесчестил Рогнеду в Полоцке на глазах ее родителей (после им убиенных).

Владимир, вошедший в историю как креститель, вначале пытался попробовать реформировать язычество «и стал Владимир княжить в Киеве, один и поставил кумиры на холме за теремным двором : деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля русская и холм тот…» ( Из «Повести временных лет»). Но это не дало должных результатов и в 988 г. Владимир крестился сам и силой крестил Русь.

М.Н. Карамзин о Владимире: «главное право его на вечную память и благодарность состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры…»

Как пишет летописец, христианство на Руси было распространено еще со времен апостола Андрея Первозванного (ученика Христа), да и рассказ о крещении княгини Ольги (до Владимира) подтверждает это. Благодаря Византии и Болгарии Русь открыла для себя произведения античной культуры. Принятие христианства спровоцировало появление иконописи на Руси.

Как сообщает летописец, услышав евангельские слова: "Блаженны милостивые, ибо помилованы будут", крестившийся Владимир "повелел всякому нищему приходить на двор княжеский и брать все, что необходимо". Устроив так, князь понимает, что немощным и больным до его двора не добраться, и для таких он велит снаряжать телеги со всем необходимым.

Шахматов А.А. Корсунская легенда о крещении Владимира. С. 112. Ср.: «Вниде Володимеръ въ град и дружина его, и посла Володимеръ ко цареви, Василью и Костянтину, глаголя сице: “Се град ваю славныи взях; слышю же се, яко сестру имата девою, да аще е не вдаста за мя, створю граду вашему, якоже и сему створих”. И слышаста царя, быста печальна, [и] въздаста всть, сице глаголюща: “Не достоить хрестеяномъ за поганыя дати. Аще ся крестиши, то и се получишь, и царство небесное приимеши, и с нами единоврникъ будеши. Аще ли сего не хощеши створити, не можемъ дати сестр[ы] своее за тя”. Си слышавъ, Володимеръ рече посланымъ от царю: “Глаголите царема тако: Яко азъ крещюся, яко испытахъ преже сихъ днии законъ вашь, и есть ми люба вра ваша и служенье, еже бо ми сповдаша послании нами мужи”. И си слышавша, царя рада быста и умолиста сестру свою, имянемъ Аньну, и посласта къ Володимеру, глаголюща: “Крестися, и тогда послев сестру свою к тоб”. Рече же Володимеръ: “Да пришедъше съ сестрою вашею крестять мя”. И послушаста царя и посласта сестру свою, сановники нкия и прозвутеры. Она же не хотяше ити: “Яко в полонъ, — рече, — иду, лучи бы ми сде умрети”. И рста еи братья: “Еда како обратить Богъ тобою Рускую землю в покаянье, а Гречьскую землю избавишь отъ лютыя рати”» (Лаврентьевская летопись. Стб. 110). Аналогичный ответ Анны приведен в Никоновской летописи: «Яко въ поганыя, рече, иду; лучи бы мн зд умрети»

(Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью // ПСРЛ. [3-е изд.; репр. изд.:



Центром Культурной жизни Древней Руси был Киев.
Уже при Ярославе Мудром населению начали внушать, что власть Великого князя – от бога (поэтому помещено изображение княжеской семьи в Софийском соборе).
По свидетельствам исторических источников, первой книгой, написанной для славян на их родном языке была книга «Евангелие от Иоанна. Начерчены славянскими письменами была фраза: «В начале было Слово».





ПИСЬМЕННОСТЬ, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Русская земля  всегда  была  богата сказками,  пословицами,  песнями,  в  которых сосредоточена веками накопленная мудрость и где можно найти  ответы  на  все  житейские вопросы. Нельзя не согласиться с А. Толстым, который писал: «Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была  достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик,  была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

В X веке устное народное творчество продолжает развиваться  и совершенствоваться.  Появляются былины, которые по праву считаются вершиной устных поэтических произведений.  В характерах их  героев воплощались самые лучшие качества народа. С детства нам знакомые и любимые Илья Муромец,  Добрыня Никитич и Алеша Попович  героически сражались  против воинственных чужеземцев,  защищая русскую землю. Народные поэты фиксировали самые яркие  события  русской  истории. Былины  пели  или  рассказывали  нараспев,  чаще  всего под гусли, воспевая единство Руси и ее величие.

Письменность на Руси появилась благодаря двум болгарским монахам – Кириллу и Мефодию. Они изобрели славянскую азбуку – кириллицу.

Кирилл (в миру Константин) изучал богословие, преподавал философию(отсюда:   Константин-философ), владел несколькими языками. Он и составил славянскую  азбуку, состоящую из 38 букв (глаголица). Часть их заимствована из греческого алфавита, другие были специально придуманы для передачи звуков славянских диалектов. Позже, на основе греческого уставного письма возникла кириллица,  которая отличалась формой букв. Именно этот алфавит отражал особенности родного языка и был хорошо понимаем всеми.

При князе Владимире Большом на Руси появились первые школы. «Послал он, – отмечает летописец, – собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».  Ярослав Мудрый продолжает дело отца, прекрасно понимая, что для создания крепкого государства, для ограничения влияния Византии нужны свои священнослужители, писатели и философы, свои книги.

Ученые были одновременно и богословами: писатель и философ Иларион был митрополитом, врач Агапит – монахом Печерского монастыря.


Книжное искусство пришло на Русь вместе  с  кириллицей.  Была заимствована  система  знаков препинания,  появилось умение делать материал для письма  из  кожи  животных  –  пергамент,  составлять чернила,  краски,  украшать  рукописи  орнаментом и иллюстрациями, выполнять прочные переплеты.  Долгое  время  на  Руси  сохранялась традиция рукописной книги.

Славянская литература начинается с переводов книг  Священного Писания.  Первые работы были сделаны Кириллом  и Мефодием. Вначале переводили, в основном, с древнегреческого языка, в редких случаях – с латинских, древнееврейских и сирийских источников. Древнейшей рукописью является «Остромирово   евангелие» (середина XI века), переписанное  для  новгородского  посадника Остромира. Книга украшена миниатюрами, изображающими евангелистов, заставки заполнены растительным орнаментом.

Основными книгами были церковные песнопения, хроники и летописи.
К литературным памятникам относится одно из величайших произведений эпохи русского Средневековья «Слово о полку Игореве», в этом произведении идет речь о том, что причиной для объединения воевавших между собой доселе русских князей, стал необдуманный поход князя Игоря.

Самые знаменитые произведения древнерусской литературы начинались словом «повесть» или «сказание». Например, «Повесть временных лет и «Сказание о Борисе и Глебе. Лихачев допускает, что митрополит Иларион (автор первого реконструированного им произведения) мог начать так: «Слово о просвещении земли Русской». «Просвещение» - в Древней Руси употреблялось как синоним слова «крещение» (просвещение светом Христовой истины). Даже в словаре Даля одним из значений слова «просвещение» является крещение. Это еще раз подтверждает, что именно крещение Руси стало стартовой точкой летописания.


В Софийском соборе были размещены книги из библиотеки Ярослава Мудрого, переведенные с иных языков на славянский.

С именем Ярослава Мудрого связывают появление первого юридического документа на Руси «Русской Правды». Он написал первые 17 статей, их обычно называют «Древнейшей Правдой» или «Правдой Ярослава». В конце  XI  века «Русская правда» была дополнена  тремя  братьями Ярославичами.













 


ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ

Искусство Киевской Руси тесно связано с религией (да и саму греческую христианскую веру Великий князь выбрал главным образом услышав описание их обрядов и красоты храмов).


Л. Любимов в своей  книге «Искусство Древней Руси» приводит описание звездчатых серебряных  колтов из тверского клада XI–XII веков:  «К  кольцу  с полукруглым  щитком  припаяны шесть серебряных конусов с шариками. На каждый конус напаяно 5000 крохотных колечек диаметром  0,06  см из    проволоки   в   0,02   см   толщиной! Только специальная микрофотосъемка позволила установить эти размеры. Но это не все. Колечки служат лишь постаментом для зерни, так что на каждое насажено еще зернышко серебра диаметром 0,04 см!».
Чужеземцы восхищались творчеством наших умельцев.
Сохранились Киевские фрески и мозаики Софийского собора.
В «Остромировом Евангелии» можно видеть древнейшие миниатюры (1056-1057 гг.).
От деревянного зодчества перешли к каменному: ансамбль Киево-Печерской лавры является памятником архитектуры мирового значения.


 В это время в Древнерусском государстве впервые начали чеканить  монету. На  лицевой  стороне златника и серебреника изображался Великий князь  Владимир с венцом, над венцом –  три жемчужины,  образующие крест,  правая рука держит длинный крест, а слева родовой знак Рюриковичей – языческий трезубец. Сразу   после  принятия христианства на обратной стороне монет появилось изображение Христа, в левой руке – евангелие. Вскоре вместо священного облика стали чеканить трезубец, но в него ввели новый элемент – крест.

Из письменных источников известно, что в Киевской Руси было много музыкальных талантов. Есть данные об исполнении при дворах князей и бояр светской музыки, пения и про забавы скоморохов. Чрезвычайно ценными для изучения искусства музыки являются фрески Софии Киевской. На одной из них изображен музыкант, который играет на смычковом инструменте, который напоминает скрипку. На другой фреске двое музыкантов трубят у сурьмы, третий играет на флейте, четвертый бьет в тарелки, пятый перебирает струны, шестой играет на многострунном инструменте, похожем на арфу.
В Чернигове было возведен Спасский собор, по образцу Софии Киевской строились соборы святой Софии в Новгороде и Полоцке. В конце XI в. соорудили Михайловскую церковь и Епископские ворота в Переяславе. На западных границах Киевского государства, в Перемышле, был построен дворец и белокаменная круглая церковь-ротонда.
 



В  рисунках  прослеживались мифологические языческие сюжеты и образы,  которые особенно  часто использовались в прикладном искусстве. Их можно увидеть на резной деревянной мебели, домашней утвари, расшитых золотом тканях, в резных костяных   изделиях, известных в Западной Европе под названием «резьба тавров».



 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из всего вышеописанного можно заключить, что Киевская Русь сыграла значительную (если не выдающуюся) роль в развитии культуры славянских народов.
Древнерусская  народность – этническая основа трех братских восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского.

Ярослав Мудрый способствовал поставлению митрополитом в Киеве первого митрополита-русина Илариона, проповедь которого на освящение св. Софии в Киеве — «Слово о законе и благодати» — стала программным манифестом русского младохристианства.

В IХ в. произошло объединение двух славянских центров (Киев и Новгород)  в единое государство –  Киевскую Русь со столицей в Киеве, ставшем сакральным центром русской земли в 1036-1037 гг.
Киевская Русь славилась  своими  мастерами    в  прикладном, декоративном   искусстве, которые в  совершенстве  владели  различными  техниками: сканью,  эмалью,  зернью,  чернью о чем свидетельствуют ювелирные украшения.

В период наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке. К середине XII века вступила в состояние феодальной раздробленности и фактически распалась на полтора десятка княжеств. Вплоть до монгольского нашествия (1237—1240) Киев, утративший своё влияние, формально продолжал считаться главным «столом» Руси, а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.


Рецензии